Вход в пирамиду фараона Униса п Саккара.



Древнее Царство. V династии

 

Идеология обоготворения царя

 

В эту эпоху формируется древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Эта деспотия укрепляется и обосновывается при помощи целой системы религиозных верований, в основе которых лежит учение о божественности царя. При жизни ему поклонялись, как богу, а после смерти хоронили, как земного бога, наместника и наследника небесных богов, в грандиозной каменной усыпальнице.

Особенно ярко характеризуют религиозные верования, связанные с обоготворением царя, надписи, найденные на стенах погребальных комнат в пирамидах царей V и VI династий. Эти так называемые «Тексты пирамид» подробно рисуют всю систему религиозных верований того времени. Царь в этих надписях изображается в виде божества. «Ты стоишь, о Пепи, – говорится в одной надписи, – подобно богу в образе Озириса на его престоле». Появление умершего царя на небе среди богов изображается в текстах как появление нового бога.

Идеология обоготворения царской власти проводилась планомерно и организованно при помощи целого ряда торжественных церемоний, обрядов и праздников. Раскопки, произведённые вокруг ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, обнаружили здесь большой архитектурный комплекс, состоящий из ряда храмов и часовен. Обычно в этих храмах и часовнях регулярно справлялся заупокойный культ в честь умершего обоготворённого царя. Но и при жизни царь изображался в образе бога. Один лишь царь имел право совершать наиболее важные религиозные церемонии в храмах. Один лишь царь совершал считавшийся тогда особенно важным религиозный обряд поднесения богу различных даров. В легендах этой эпохи рассказывается о том, как чудесным образом цари рождаются от сверхъестественного брака между богом солнца и смертной женщиной.

Так возникает древнейший прототип мифа о непорочном зачатии, причём царь изображается в качестве прямого наследника и сына бога. Царю присваивают торжественный титул «великий бог» и «благой бог».

Царь всегда изображается в большем масштабе, чем все остальные люди. Создаётся стандартный идеализованный образ могучего и прекрасного царя, находящегося под охраной богов. Иногда царь изображался в виде сверхъестественного существа – гигантского льва с головой человека (сфинкса).

 

Распад Египта на номы

 

Период Древнего Царства сменяется временем упадка Египта. Постепенно усиливается местная рабовладельческая аристократия, которая укрепляется в отдельных областях (номах). Сосредоточив в своих руках управление всей областью, номархи наведывали всеми местными финансами, стояли во главе суда и жречества, а также командовали войсками нома. Номархи постепенно освобождаются от опеки царской власти. Всё это приводит к ослаблению власти фараона и к децентрализации управления страной.

Номархи периода VI династии строят свои гробницы уже не под сенью царской гробницы, как ранее, а в своих областях, где они жили, занимали крупные должности и скопили большие богатства. Аристократы, ранее назначавшиеся царём на должность правителя области, начинают теперь себя чувствовать полноправными хозяевами в своих областях. Они присваивают себе торжественный титул «великий правитель», указывающий на рост их влияния в той области, где они жили и правили. Наибольшую независимость проявляют номархи юга; поэтому с целью оказания на них постоянного давления в конце V династии учреждается постоянная должность «начальник Юга», которую в частности занимает крупный вельможа VI династии – Уна.

Процесс ослабления центра и усиления местной рабовладельческой аристократии приводит в конечном счёте к распаду Египта на отдельные области, на те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Местные правители датируют свои надписи уже не годами царствования царя, а годами своего собственного управления. Они организуют в своих областях своё собственное войско, чувствуя себя почти независимыми от царской опеки. Это усиление аристократии находит своё отражение и в религиозных верованиях. Правители присваивают себе особые религиозные привилегии, право на загробное блаженство, сходное с правом обоготворённого царя на вечную жизнь. Если прежде они писали лишь о своём «пребывании в гробнице» или о своём странствовании по «прекрасным путям божественной подземной страны» в загробный мир, «на запад, к Озирису, там где странствуют (его) почтенные спутники», то во времена VI династии они сообщают о том, что после смерти они «пересекают небо в ладье» солнечного бога и «поднимаются к богу Ра, владыке неба, при помощи двух протянутых рук богини загробного мира Аментет». Постепенно номархи, укрепляясь в своих областях, превращаются в наследственную знать. В своих автобиографических надписях эти рабовладельцы изображают себя в качестве благодетельных и идеальных правителей. Так, аристократ Нехебу пишет о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Это находит наиболее яркое выражение в эпоху перехода от Древнего к Среднему Царству. Так, сиутский номарх Теф‑иби, живший в это время, в следующих словах говорит о себе: «У меня были прекрасные намерения, я был полезен своему городу… моё лицо было обращено к вдове… я был Нилом для своего народа». Подчёркивая свои наследственные права на должность правителя области, он не только называет себя «наследственным князем», но и сообщает о том, что его сын, ещё «будучи ребёнком ростом в один локоть», был облечён его саном и что «чиновники находились под его властью». Постепенно аристократы передают свои земли, должности, звания и титулы по наследству своим детям и превращаются как бы в мелких царьков, прочно сидящих каждый в своей области.

Наряду с номовой знатью обогащались и храмы. Постепенно растёт крупное храмовое хозяйство, которое получает от центральной власти целый ряд привилегий, зафиксированных в серии жалованных грамот. Эти грамоты, облечённые в форму царского указа, освобождают различные храмы и припирамидные города, находившиеся в ведении жрецов, от целого ряда повинностей. Так, в одном указе фараона Снофру «два города его двух пирамид навеки освобождаются от всяких работ на царя и от уплаты каких‑либо налогов дворцу». Жители этих городов освобождаются от содержания царских гонцов, которые проходят через эти города. Царь в этом указе запрещает, чтобы этих людей брали на принудительные работы по пахоте, жатве, охоте и работе в каменоломнях. Одновременно запрещается облагать налогом их земли, скот и деревья. За все эти привилегии жрецы были обязаны выполнять заупокойный культ в честь фараона Снофру. Фараон V династии Нофе‑риркара особым указом освободил от всех налогов и повинностей храм Хентиаментиу в Абидосе. Когда фараону VI династии Тети донесли, что царские чиновники проникли на земли этого храма для подсчёта полей и скота, то царь в особом указе подтвердил, что земли и люди этого храма освобождены от всех налогов и повинностей. Наконец, фараон VI династии Пепи II учредил в храме Мина в Коптосе культ в честь своей статуи и для этой цели пожертвовал этому храму поместье, освободив его особой жалованной грамотой от всех налогов в пользу царя. В этих документах ясно отразился процесс усиления рабовладельческой аристократии, к которой принадлежали богатые жрецы.

Ослабление центра и распад единого Египетского государства, происшедший в конце Древнего Царства, сопровождались острой классовой борьбой. Воспоминание об этой внутренней борьбе сохранилось и в последующие времена. Так, один вельможа писал о том, что он спас свой город в дни насилий и ужасов. «Смута», царившая в стране в тот период, нередко противопоставлялась «порядку», установленному впоследствии в связи с восстановлением единого государства. Так, сиутский номарх Хети писал: «Каждый чиновник находился на своём посту: не было ни одного сражавшегося, ни одного пускавшего стрелу. Ребёнка не убивали возле его матери и маленького человека возле его жены. Не было злоумышленника… и никого, кто совершал бы насилие против его дома… когда наступала ночь, спавший на дороге воздавал мне хвалу, ибо он был как у себя дома: страх перед моими воинами был его защитой».

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!