Нагрудный знак фараона Сенусерта



 

 

Глава VIII. Египет в период Среднего Царства

 

 

 

Литьё металла.

Фреска из гробницы Рехмира

 

 

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Необходимость поддерживать в порядке единую систему орошения, регулировать разливы Нила и расширять ирригационную сеть была главной причиной политического воссоединения страны. Этого же требовало развитие внешней торговли. Поэтому наиболее сильные области Египта начинают политику объединения страны. В качестве двух наиболее крупных объединительных центров выступают: на Севере – Гераклеополь, а на Юге – Фивы.

 

Борьба Гераклеополя и Фив

 

Эти города занимали крупное место в экономической жизни страны, что в некоторой степени объясняется их выгодным географическим положением. Гераклеополь находился на стыке между дельтой и долиной, его территория включала весь бассейн Фаюмского оазиса. Это была довольно значительная плодородная низменность, хорошо орошаемая Нилом. Большое озеро, расположенное в Фаюмском оазисе, хранило в себе запас избыточной воды больших наводнений. Благодаря этим условиям местное население могло с успехом заниматься земледелием. Кроме того, Гераклеополь находился на скрещении торговых путей, соединявших дельту с долиной и Египет с западными оазисами и с Синайским полуостровом. Понятно, что правители этого нома имели все возможности для того, чтобы начать борьбу за объединение Египта под своей властью.

Южный центр Египта – Фивы также занимал выгодное географическое положение. Здесь скрещивались другие, не менее важные торговые пути, соединявшие Египет с важнейшими областями Нубии, откуда в Египет постоянно доставляли золото, слоновую кость и рабов. Через Фивы шёл другой, столь же важный торговый путь, соединявший Египет с побережьем Красного моря. Отсюда египтяне совершали плавания по Красному морю на север, к берегам Синая, где находились богатые медные рудники, а также на юг, в далёкую, загадочную страну Пунт, всегда манившую египтян своими богатствами. Гераклеополь и Фивы, начав в середине III тысячелетия до н. э. борьбу за преобладание и господство в Египте, должны были рано или поздно столкнуться между собой.

Первым выступил на арену широкой политической борьбы Гераклеополь. По мере ослабления Египта правители Гераклеополя усиливались, стремясь подчинить своему влиянию весь Египет и объединить его под своей властью. Основателем гераклеопольскоё (девятой по общему счёту) династии фараонов вновь объединённого Египта был Хети Мери‑иб‑Ра, имя которого было найдено на скалах близ первого порога, где, очевидно, проходила южная граница его государства. Хети не только объединил Египет, но даже сделал попытку возобновить завоевательную политику египетских фараонов. Однако власть гераклеопольских царей не была прочной. Внутри страны происходила острая социальная борьба. Бедняки подымались против богачей. В «Поучении Гераклеопольского царя», текст которого сохранился на Эрмитажном папирусе № 1116‑А, говорится: «Возбуждает жителей города мятежник, который раскалывает молодёжь на две партии. Если ты обнаружишь, что „маленькие“ в городе примыкают к нему, то прогони его. Он также является врагом». С другой стороны, гераклеопольским царям приходилось вести постоянную борьбу с могущественными номархами, среди которых занимал первое место правитель фиванской области. Интересные надписи, сохранившиеся на стенах гробниц сиутских номархов, повествуют о политической и военной деятельности гераклеопольских царей, опиравшихся, как видно из этих надписей, в значительной степени на военную силу сиутских номархов, бывших их верными союзниками. Некоторое время борьба между Гераклеополем и Фивами велась с переменным успехом, но в конце концов победа оказалась на стороне Фив. Сильные фиванские правители сумели объединить вокруг себя весь южный Египет, очевидно, использовав материальные и человеческие ресурсы Нубии. Окончательным победителем в этой борьбе оказался фиванский царь Ментухотеп, который восстановил единое Египетское государство. В одной надписи, сохранившейся от его времени, говорится о том, что он «заключил в оковы вождей обеих стран, покорил южную и северную страну, чужие земли и обе области Египта». Значение этой надписи иллюстрирует рельефное изображение, рисующее сцену царского триумфа над четырьмя врагами. Наряду с нубийцем, азиатом и ливийцем художник изобразил здесь египтянина в качестве четвёртого врага царя, очевидно, намекая на победу Ментухотепа над Гераклеополем.

 

Развитие хозяйства

 

При фараонах XI и XII династий в Египте вновь образовалось мощное централизованное государство, претендовавшее на господство в Северо‑Восточной Африке и стремившееся к усилению своего влияния в соседних странах. Надписи и памятники этого времени указывают на значительный рост производительных сил страны, на всестороннее развитие различных видов хозяйства. Сельское хозяйство, игравшее значительную роль в экономике аграрного Египта, всегда требовало в первую очередь расширения обрабатываемых земель и усиления системы орошения. Поэтому государственная власть должна была осуществлять в этом отношении целый ряд мероприятий. При Аменемхете III (1849–1801 гг. до н. э.) уровень подъёма воды в реке во время наводнения тщательно отмечался на скалах около Семнэ. Очевидно, специальные чиновники следили за высотой подъёма воды в Ниле, отдавая себе ясный отчёт в том, какое громадное значение для хозяйственной жизни страны имела та система искусственного орошения, действие которой целиком зависело от количества воды в Ниле. Наиболее крупные оросительные работы производились в эту эпоху в Фаюмском оазисе, где было создано крупное водохранилище, соединённое особым каналом с Нилом. Специальные приспособления давали возможность регулировать движение воды, шедшей из Фаюмского озера в Нил и обратно. Наконец, сооружение больших защитных стен позволило осушить большую часть Фаюмского оазиса, где вскоре образовался богатый земледельческий район и даже вырос новый большой город.

Сельское хозяйство процветало во всей стране. Египет превратился в зелёный цветущий сад. Крупные рабовладельческие поместья, возникшие в эту эпоху, создавали все необходимые предпосылки для значительного развития земледелия и животноводства. На стенах гробниц номархов нома Газели в Бени‑Хассане изображены типичные сцены из жизни обитателей такого крупного поместья.

 

 

 

Храм Ментухотепов в Дейр‑эль‑Бахри.

Реконструкция. Среднее Царство

 

 

Развитие сельского хозяйства сопровождалось также и развитием ремесленного производства. Высокого расцвета достигает обработка камня, из которого с глубокой древности делали сосуды, орудия и оружие. Дальнейший прогресс наблюдается в области металлургии. Огромное техническое значение имеет появление бронзы, которая даёт возможность изготовить оружие и орудия лучшего качества, чем ранее. Высокого совершенства достигает ювелирное мастерство, прекрасные образцы которого были обнаружены в Дахшуре. Большое значение имело ткацкое производство, развивавшееся на базе применения местного сырья (льна) и использования особого низкого горизонтального ткацкого станка. Изображения на стенах гробниц этой эпохи и полная модель прядильной и ткацкой мастерской, найденная при раскопках кладбища XI династии в Дейр‑эль‑Бахри, дают прекрасное представление о развитии текстильного дела. Рост деревообделочного производства, основанный на применении разнообразного инструментария, тесно связан с дальнейшим развитием кораблестроения. Наконец, на общий расцвет хозяйства в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Организуются крупные торговые экспедиции в Нубию и в Сирию. Интенсивно эксплоатируются медные рудники Синая и золотые копи Нубии. Колонизуются области, прилегающие к Египту, в частности оазисы. Прокладываются и укрепляются торговые пути, имеющие крупное значение для развития египетской экономики, как, например, путь, соединяющий долину Нила с побережьем Красного моря (Вади‑Хаммамат). На экономический расцвет страны указывает и довольно широкое строительство, предпринятое фараонами XI и XII династий. В Фивах строится первый большой храм богу Амону. В Дейр‑эль‑Вахри был воздвигнут своеобразный храм, ещё сохранявший древние пирамидообразные формы. Особенно крупное строительство развернулось в недавно освоенном Фаюмском оазисе, в частности в том новом городе, который был здесь основан. В античной историографии сохранилось воспоминание о грандиозном здании, которое здесь было построено и которое впоследствии получило название Лабиринта. Это здание, своего рода религиозный и административный центр страны, сохранилось вплоть до позднего времени и было описано греческим писателем Страбоном.

 

Развитие торговли

 

Восстановление единого Египетского государства дало толчок дальнейшему развитию египетской торговли. Все больше и больше укрепляются торговые связи Египта с соседними областями, откуда в Египет привозили минералы, соль, растения, дерево, кожи, птиц, в частности голубей. Раскопки, произведённые в Сирии, указывают на то, что некоторые пункты этой страны в эпоху Среднего Царства превратились в настоящие форпосты египетской торговли и вообще египетского влияния. Таков был, например, город Библ, в развалинах которого были обнаружены; многочисленные египетские изделия, относящиеся, судя по надписям, ко времени Среднего Царства. Здесь найден роскошный обсидиановый сосуд с золотой надписью, содержащий имя, фараона Аменемхета III, и драгоценные сосуды с именами Аменемхета IV. Египетские предметы, как, например, сфинкс с именем дочери царя Аменемхета II, были найдены и в другом сирийском городе, в Катне. Наконец, египетские памятники времени Среднего Царства, в частности статуэтки царевны Хнумит, обломки сфинксов с именами Аменемхета III и скульптурная группа с именем «начальника города, везира, судьи Сенусерта‑анх», были найдены во время раскопок в Рас‑Шамра, в северной Сирии, в развалинах столицы царства Угарит, что указывает на проникновение египетской торговли вплоть до областей Северной Сирии.

Известный «Рассказ Синухета» красноречиво рисует укрепление торговых связей между Египтом и Сирией. Один из князей Сирии, к которому является бежавший из Египта вельможа Сииухет, говорит, что египтянин может услышать в Сирии египетскую речь. В том же рассказе говорится о том, что египетские караваны проходили через Сирию. Синухет, обосновавшийся в Сирии, не теряет связи со своей родиной. С гордостью говорит он об этом: «Посол, отправлявшийся на север или на юг – ко двору, останавливался у меня – я давал приют всем». На стенах одной египетской гробницы Среднего Царства изображены 37 типичных азиатов, принадлежавших, как говорится в надписи, к племени аму. Эти азиаты прибыли в Египет во главе со своим вождём Ибша, очевидно, для того, чтобы завязать с Египтом более тесные торговые связи. В надписях этого времени говорится об египетских экспедициях, снаряжавшихся в Сирию. Так, на 45‑м году царствования Аменемхета III (1804 г. до н. э.) экспедиция во главе с Пта‑Уром проникла далеко в глубь Сирии – «в таинственные долины, в области очень отдалённые, о которых раньше никто ничего не слыхал». Египетская торговля с Сирией, в частности с Библом, в эту эпоху играет уже такую крупную роль в хозяйственной жизни Египта, что прекращение этой торговли в годы большого восстания рабов и бедняков рассматривается как тяжёлое несчастье. Наконец, в эту эпоху устанавливаются первые торговые связи Египта с Вавилонией. В развалинах храма в Тод в 1935 г. было найдено 4 медных ящика с различными предметами азиатского происхождения, в частности с амулетами и печатями типично месопотамского происхождения. Судя по надписям, эти вещи доставлены в Египет в царствование Аменемхета П.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!