Роспись глиняного сосуда архаической эпохи



 

 

Глава VII. Египет в период Древнего Царства

 

 

 

Сельскохозяйственные работы.

Фреска из гробницы Менены

 

 

Период Древнего Царства, охватывающий время царствования фараонов III–VI династии (3000–2400 гг. до н. э.) был временем образования первого централизованного и сильного рабовладельческого государства. Материальная культура в эту эпоху достигла значительного расцвета. Египетские цари, опираясь на крупные хозяйственные ресурсы и на значительные войска, начали вести систематическую борьбу за завоевание Синайского полуострова и северной Нубии. Этот период был временем первого значительного расцвета культуры и военно‑политической мощи египетского государства.

 

Развитие хозяйства

 

Объединение дельты и долины Нила в единое государство дало возможность усовершенствовать и расширить оросительную систему, которая являлась основой земледелия. Государственная власть принимает меры к прорытию новых каналов, поручая наблюдение за этими работами отдельным чиновникам. Аристократ Нехебу, живший в эпоху V–VI династии, с гордостью пишет в своей автобиографической надписи о дом, что он по приказу царя по заранее разработанному плану выкопал каналы в северной и в южной части Египта.

Но, наряду со всё расширяющимся земледелием, сохраняют крупное хозяйственное значение рыбная ловля и охота. В пустынях, прилегающих к долинам Нила, и в болотистых заводях реки египтяне охотились на самых разнообразных зверей и птиц, в Ниле во множестве ловили рыбу. Сцены охоты и рыбной ловли прекрасно изображены на стенах гробниц времени Древнего Царства. Более организованный характер, чем ранее, приобретает скотоводство, которое теряет своё самостоятельное значение, целиком приспособляясь к нуждам земледельческого хозяйства. Недостаток пахотных земель в долине принуждает население все свободные земли использовать для посевов, разводя скот в ограниченном масштабе, лишь в той степени, в какой это было необходимо. Некоторый избыток земли был только в Дельте, где на обширных пастбищах можно было в большем количестве разводить скот. Поэтому скотоводство в Дельте приобретает несколько большее значение, чем в долине, на что указывает обоготворение быка в четырёх номах Нижнего Египта. В эту эпоху существовали различные породы крупного и мелкого рогатого скота, причём выводились племенные породы, и скот искусственно вскармливался в стойлах. Стада являются одним из основных видов богатства. Цари во время войн с соседними племенами, опустошая соседние страны, угоняют в виде добычи огромное количество скота. Фараон V династии Сахура во время войны с ливийцами пригнал в Египет множество быков, ослов, коз и овец. На стенах своих гробниц приближённые фараона с гордостью изображают принадлежащие им стада и сообщают в надписях точное количество голов принадлежащего им скота. Наряду со скотоводством некоторое хозяйственное значение имеет и птицеводство, в частности разведение домашних гусей и уток. Так, Птахотеп, крупный чиновник времени VI династии, сообщает в автобиографической надписи на стенах своей гробницы, что ему принадлежало огромное количество гусей, уток, лебедей и голубей, – целая огромная птицеводческая ферма. В царских поместьях и при храмах также существовали большие скотоводческие и птицеводческие хозяйства. В храме солнца Неусерра в некоторые праздники приносили в жертву до тысячи гусей. В том же самом храме солнца царя Неусерра сохранилось изображение сцены добывания мёда, что указывает на существование пчеловодства.

Но наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основным и ведущим видом хозяйства. Хотя в силу общей застойности египетской экономики и техники сельскохозяйственные орудия долго сохраняли свой первобытный характер, всё же и в этом отношении можно заметить некоторый прогресс. Попрежнему ещё широко применяется для обработки почвы древняя первобытная мотыга. Но наряду с ней всё шире распространяется примитивный плуг, в который обычно впрягали двух быков. Серп архаической эпохи с кремнёвыми зубьями заменяется более усовершенствованным металлическим серпом. Появляются и особые грабли, которые были неизвестны в предшествующие времена. На развитие земледельческого хозяйства указывает я наличие целого ряда видов хлебных злаков. Так, в надписях этого времени упоминаются особые виды верхнеегипетского и нижнеегипетского ячменя. Наряду с зерновым хозяйством получало всё большее развитие огородничество и плодоводство. Распространяются виноградарство и льноводство. Наконец, некоторое значение имело и оливководство, которое давало возможность изготовлять растительное масло из плодов местного оливкового дерева.

Многочисленные изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, свидетельствуют о значительном развитии ремёсел, в частности обработки дерева, камня, металла, глины, папируса, выделки тканей и кожи. В эпоху архаики и Древнего Царства ещё не все рощи были сведены, и поэтому обработка дерева имела в эти времена большее значение, чем впоследствии. Для изготовления мебели, кораблей, погребальных ящиков и других предметов пользовались как местными породами дерева – сикоморой, тамариском, акацией, пальмой, так и привозными сортами дерева – кедром, который привозили из Сирии, и чёрным деревом, которое доставляли из Нубии, может быть, даже из более далёких южных стран. Развитие деревообделочного производства нашло своё отражение в значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные инструменты постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи топора, распиливают одноручной пилой, обтёсывают теслом или маленьким топориком, отверстия пробивают долотом, поверхность дерева полируют плоским полировочным камнем. В особых мастерских изготавливают луки и стрелы, пользуясь целым набором инструментов. Отдельные куски дерева, доски и части предметов соединяют друг с другом, вгоняя шипы в пазы, а также пользуясь деревянными гвоздями и втулками. Так как дерево, даже в эти времена было редким и ценным материалом, часто прибегали к изготовлению больших досок из отдельных маленьких кусков дерева, которые тщательно подгоняли друг к другу. Большое значение имела обработка дерева в кораблестроении. В надписи вельможи Уны (VI династия) описывается постройка грузового судна из «дерева акации длиной в 60 локтей, шириной в 30 локтей, которое было сделано в 17 дней». В этой же надписи говорится о том, что эти корабли строились из дерева акации, которое привозилось из Нубии. Кораблестроению придавалось большое значение. Даже в официальной летописи сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных сортов дерева.

Огромное значение в хозяйственной жизни страны имела обработка камня, которая достигла в это время высокого расцвета и технического совершенства. Для добывания и обработки камня пользовались различными орудиями: деревянной колотушкой, киркой, резцом, сверлом, теслом, каменным молотом, пилой. Для полировки камня пользовались твёрдыми полировочными камнями и кварцевым песком. При постройках пользовались наугольником и отвесом. Прекрасное представление о высоких достижениях в технике обработки камня дают ценные сосуды этого времени, сделанные из твёрдых пород камня с поразительной точностью и совершенством. Не менее замечательны тончайшие рельефные изображения и гиероглифические надписи, с большим мастерством высеченные на стенах гробниц этого времени. Но особенных успехов достигли египетские каменотёсы в строительном деле. Египетские постройки из крупных каменных глыб в некоторых случаях прекрасно сохранились до наших дней и являются чудом строительной техники. Один из древнейших каменных храмиков был построен около медумской пирамиды в эпоху III династии. С этого времени каменная архитектура получает широкое распространение во всём Египте. Огромные царские пирамиды и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными глыбами. Так, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия), камни достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тыс. кг. Огромная царская гробница, пирамида царя Хуфу (IV династия), достигает высоты в 146 м. Она сложена из 2300 тыс. каменных плит, причём вес каждой каменной плиты равняется приблизительно 2 1/2 т. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. Каменные – плиты подгонялись друг к другу с самой поразительной точностью, удивляющей даже современных архитекторов.

Наиболее прогрессивным и хозяйственно важным видом ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства значительного развития. Каменные орудия всё больше вытесняются металлическими, причём чаще всего пользуются медью, которую привозят из синайских рудников или из Восточной пустыни. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья. Уже в гробницах IV династии, как, например, в гробнице царицы Хетеп‑Херес, были найдены медные орудия, в частности орудия каменщика, сделанные из меди. Железо и техника его обработки были известны ещё в эпоху архаики, но в период Древнего Царства этим видом металла пользовались редко. Однако в религиозных текстах пирамид V–VI династий мы найдём целый ряд своеобразных представлений о том, что небесный свод и престол солнечного бога сделаны из железа. Очевидно, метеоритное железо считалось тогда ценным металлом особенно высокого качества, которому может быть приписывалась даже особая религиозно‑магическая сила. Археологические находки полностью подтверждают предположение о том, что железо было известно древним египтянам в эпоху Древнего Царства. Высокого расцвета достигло в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром (электрум) египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О высоте ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетеп‑Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита и яшмы, которые изображают стрекоз.

Наконец, значительного развития достигли в эту эпоху и другие ремёсла, в частности обработка глины, папируса, кожи и выделка льняных тканей.

Развитие производительных сил, специализация и рост производства как в области сельского хозяйства, так и в области ремесла привели к появлению избыточных продуктов. Эти избыточные продукты, которые не могли быть потреблены на месте, превращались в товары и продавались на рынках. Внутренняя и внешняя торговля существуют в эту эпоху в древнем Египте, как и в других древневосточных странах в своей примитивной форме меновой торговли. На стенах гробниц этого времени сохранились изображения рыночных сцен, причём художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Археологические памятники и надписи указывают на расширение торговых связей между Египтом и соседними странами. В летописи, сохранившейся на Палермском камне, говорится о крупных торговых экспедициях, снаряжавшихся в заморские страны за ценными сортами хвойного дерева, о доставке из южной страны Пунт мирровой смолы, досок и электрума. Раскопки в Библе дали большое количество памятников, указывающих на проникновение египетской торговли в Сирию. Так, в Библе были найдены фрагменты сосудов с именами египетских царей IV династии Хуфу и Менкаура и алебастровый сосуд с именем Униса, фараона V династии. Очевидно, Библ (египетское название которого «Кебеи» встречается в египетских надписях) был одним из центров египетской торговли в Сирии. Экономическое влияние Египта в Сирии было настолько значительным, что египетские фараоны считали возможным называть себя «владыками Библа» и богами Ливанской области.

В эпоху V династии египетские фараоны отправляют большие торговые экспедиции в Сирию. Изображения, сохранившиеся на стенах заупокойного храма фараона Сахура, рисуют сцены снаряжения большой морской экспедиции, отправленной в Азию с целью доставки оттуда различных товаров и рабов. Мы видим здесь азиатов – мужчин и женщин. В надписях упоминается о доставке из Азии некоторых местных товаров, как, например, оливкового масла. Различные товары привозили египтяне также из соседних областей Северной Африки. В частности из Ливии египтяне вывозили особое масло для умащений.

 

 

 

Египетский корабль.

Фреска Древнего Царства

 

 

Наряду с экономическими связями укреплялись и культурные связи Египта с Сирией. Египтяне распространяли в Сирии различные элементы своей культуры, в частности письменность. В Библе была найдена египетская цилиндрическая печать с египетской гиероглифической надписью архаического происхождения, что указывает на глубокую древность египетского культурного влияния в Сирии. Целый ряд египетских предметов, найденных в Библе, покрыт египетскими тиероглифическими надписями. На одном барельефе изображён фараон VI династии Пепи, приносящий жертву богу и богине. Помещённый тут же в надписи титул фараона гласит: «любимый Хатхор, владычицы Библа». Очевидно, в Сирию уже в эту эпоху проник культ египетской богини Хатхор. На тесные религиозные взаимодействия между Сирией и Египтом указывает и восходящая ко времени Древнего Царства легенда о смерти Озириса, в которой рассказывается о том, что ларец с телом Озириса был прибит морской волной именно к берегам Библа. В эпоху VI династии в связи с развитием внешней торговли египтяне всё чаще и чаще ездят в соседние страны. В одной надписи чиновник Хнумхотеп сообщает о том, что он 11 раз ездил в страну Пунт и в Кебен (Библ). Чиновник Чечи в своей надписи пишет о том, что «он доставлял вещи из южных стран царю». Эти экспедиции в Пунт отправлялись по дороге, шедшей из Коптоса к берегам Красного моря по ущелью высохшего потока Вади‑Хаммамат. На скалах в этом ущелье были найдены надписи, относящиеся именно к этому времени и содержащие титулы и имя высокого чиновника «начальника войска… наполняющего страхом перед царём иноземные страны». Очевидно, эти торговые экспедиции носили открытый военно‑грабительский характер. Египтяне, нуждаясь в иноземном привозном сырье, получали его не только при помощи торгового обмена, но и опираясь на силу своего оружия.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму. На это указывают надписи, в которых упоминаются древние общинные советы, носящие характерные названия «джаджат» и «кенбет». Эти общинные советы были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты продажи, следили за тем, чтобы чиновники выполняли свои обязанности, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения и обладали особыми судебными функциями. В состав этих общинных советов в эпоху древнейшего классового общества входили высшие слои общин, представители местного зажиточного населения, которые с течением времени превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата. Слова, обозначавшие эти общинные советы «джаджат» и «кенбет», писались при помощи характерных гиероглифов, наглядно изображающих кружок и угол. Эти картинные гиероглифы сохранили отголоски того древнего времени, когда должностные лица общины садились для решения своих общинных дел в почётный угол дома или просто в кружок, как до сих пор садятся для решения своих дел шейхи бедуинских племён. Общинные советы «кенбет» ведали гражданским судопроизводством и разбором дел, главным образом связанных с семейным правом, в частности споров о наследстве, причём в решении этих дел могли принимать участие в качестве соприсяжников родственники как истца, так и обвиняемого. Таким образом, эти общинные советы восходят к тому времени, когда древняя семейная община постепенно уступает своё место сельской общине. На большое значение патриархальной семьи указывает обычай единонаследия, дававший старшему сыну абсолютное право на всё наследство. Этот обычай способствовал максимальному сосредоточению имущества крупных патриархальных семей в одних руках, а также усиливал расслоение, которое становилось всё более и более заметным в больших патриархальных семьях. В египетских надписях Древнего Царства старший сын называет себя «наследником своего отца» и «хозяином всего его имущества». Вполне естественно, что в патриархальных семьях должны были часто происходить споры о наследстве. Права старшего сына, единственного кровного и законного наследника, защищались обычным правом и судом. Один сохранившийся судебный протокол времени VI династии содержит разбор дела о наследстве. В качестве претендентов на наследство выступают: посторонний семье человек, очевидно, не имевший прав законного кровного наследования, Себекхотеп, опирающийся на письменное завещание, и сын умершего, основывающийся на обычном праве кровного наследования. Суд, требуя от постороннего человека, чтобы он подтвердил своё право на обладание наследством не только письменным завещанием, но и клятвой трёх надёжных свидетелей, тем самым становится на сторону кровного наследника, ибо от него не требуется ни завещания, ни свидетельских показаний. На имущественное неравенство, имевшее место в патриархальной семье, указывает и одно письмо, в котором вдова просит умершего мужа защитить своего сына. Жалуясь покойному мужу, как доброму духу – покровителю семьи, на незаконный захват его имущества неполноправным наследником, вдова просит покойного мужа не допустить, чтобы их сын и законный наследник попал в зависимость от узурпатора. Таким образом, обычное право, поддерживая принцип единонаследия, содействовало максимальной концентрации имущества в руках главы патриархальной семьи. В недрах этих патриархальных семей, как раньше в недрах родового строя, образуются социально‑экономические предпосылки возникновения древнейших форм рабства. Слово «слуга», «раб» (по‑египетски «седжу») определяется картинным гиероглифом, обозначающим ребёнка, что указывает на наличие домашнего рабства в патриархальных семьях того времени. Развитие техники и рост производства приводят к тому, что происходит разделение труда, и в связи с этим становится не только выгодным, но иногда даже необходимым привлекать добавочную рабочую силу. Члены большой и богатой патриархальной семьи, внутри которой уже существуют элементы господства и подчинения, уже не могут сами справиться с возросшими потребностями хозяйства. «Стихийно сложившееся разделение труда внутри земледельческой семьи давало на известной ступени благосостояния возможность присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны».[21] Эту добавочную рабочую силу доставляли главным образом войны. Военнопленных, которых раньше убивали, стали теперь обращать в рабство. В автобиографиях вельмож Древнего Царства упоминаются рабы, которые перечисляются наряду со скотом.

 

III и IV династии

 

Развитие хозяйства, торговли, развитие рабства и захватнические войны влекут за собой дальнейшее развитие имущественного расслоения, которое становится всё более резким. Различные богатства, стада, рабы, земля, добыча, захваченная во время торговых экспедиций и военных походов, крайне неравномерно распределялись среди населения. Подавляющее количество богатств скапливалось в руках царя и рабовладельческой аристократии, содействуя обогащению и ещё более резкому социальному расслоению. Рабовладельческая знать усиливается также благодаря многочисленным царским пожалованиям. В автобиографиях вельмож этого времени часто рассказывается о том, что царь пожаловал тому или иному чиновнику земли. Так, в автобиографии чиновника времени III династии Метена говорится о том, что ему были пожалованы царём земли в Северной и в Южной Стране и в том числе богатые виноградники. Гробницы вельмож этого периода и времени V и VI династий ярко характеризуют растущее экономическое значение рабовладельческой знати. На стенах этих гробниц сохранились интереснейшие изображения, ярко рисующие быт и жизнь древних египтян этой эпохи. Мы видим здесь хозяина гробницы, вельможу, занимающего ряд важных должностей при дворе или в местном управлении. Обычно он осматривает свои владения, наблюдает за сельскохозяйственными работами и принадлежащими ему ремесленными мастерскими.

Судя по этим изображениям, в это время крупные чиновники, приближённые фараона, владеют большими поместьями. Знатные и тщеславные богачи не ограничиваются тем, что изображают на стенах своих гробниц принадлежащие им поместья и зависимых от них людей, но стараются увековечить здесь всю свою земную жизнь, наивно веря в то, что изображения на стенах их гробниц, снабжённые соответствующими религиозными надписями, как бы магически перенесут в загробный мир все их земные владения и богатства. Тут же мы находим и некоторые статистические данные, позволяющие судить о размерах этих поместий времени Древнего Царства. В некоторых гробницах сохранились цифры, указывающие на количество скота, принадлежащего знатным рабовладельцам. Так, в гробнице друга фараона Хафра, начальника жрецов Хафраанх (IV династия), изображены принадлежащие ему многочисленные стада, и тут же указано, что у него было быков длиннорогих 835, быков короткорогих 220, ослов 760, козлов 2235 и баранов 974, В других гробницах, принадлежавших крупным рабовладельцам этой эпохи, сохранились сцены охоты, птицеводства, рыболовства, кораблестроения, а также изображения больших ремесленных мастерских, принадлежавших этим аристократам.

Основной массой трудового населения Египта этого времени были свободные земледельцы, входившие в состав древних сельских общин. Однако внутри общин происходит социальное расслоение. В силу развития экономики всё более усиливается рабство. Надписи этого времени указывают на существование древнейших форм рабства. Рабы и бедняки должны были работать на всех участках обширной оросительной сети, которая обеспечивала плодородие почвы и находилась под контролем центрального аппарата государственной власти. При помощи тяжёлого труда рабов и бедняков воздвигались громадные сооружения общегосударственного значения, искусственные озёра, водохранилища, каналы и дамбы, а также грандиозные храмы и царские гробницы, которые должны были свидетельствовать о незыблемости классового строя и силе царской власти, освящённой религией и жречеством. Историческая традиция, сохранившаяся у греческого историка Геродота, приписывала сооружение громадных царских гробниц, пирамид «народу», подчёркивая тем самым «всенародный» или, вернее, общегосударственный характер этих работ.

Рабы использовались в крупных царских и храмовых поместьях, а также в хозяйствах крупных рабовладельцев‑аристократов, главным образом чиновников.

Развитие рабовладельческого хозяйства, растущая потребность в иноземном сырье, в рабах и расширение внешней торговли повлекли за собой расширение завоевательной политики. Египетские фараоны III и IV династий отправляют вслед за торговыми экспедициями свои войска, для того чтобы закрепить при помощи оружия господство Египта в соседних странах с целью эксплоатации естественных богатств и населения этих стран. Но эти военные походы имеют своей целью иногда просто грабёж, захват богатств, скота и рабов. Завоевательная политика, наметившаяся при фараонах первых двух династий, окончательно определилась и получила своё дальнейшее развитие при последующих фараонах Древнего Царства, при которых Египет превратился в мощное централизованное государство. Первый фараон III династии, Джосер, воевал в течение своего царствования на северо‑восточных и южных границах Египта. Около древних разработок меди на Синайском полуострове сохранились барельефы, повествующие о победах Джосера над жившими здесь племенами. Царь изображён в обычной сцене триумфа. Он заносит свою булаву над головой поверженного азиата. Судя по надписи, во главе экспедиционного отряда стояли высокие чиновники, в том числе «начальник воинов царской экспедиции, начальник пустынной области Бетах и состоящий при азиатах Хени». Эта экспедиция была послана на Синай с целью завоевания района медных рудников. В более позднем предании рассказывается о том, что Джосер пожертвовал храму бога Хнума в Элефантине большой участок земли выше первого порога. Очевидно, эта часть Нубии была уже в эту эпоху завоёвана египетскими войсками. Однако нубийские племена не были полностью замирены. Поэтому Джосер должен был построить стену от Ассуана до Филэ для защиты южных областей Египта.

Не менее энергичную военную политику вёл также фараон Снофру. В его царствование район медных рудников на Синайском полуострове был окончательно закреплён за Египтом. Победы Снофру в этом районе были увековечены барельефами, сохранившимися на скалах в Вади‑Магхара. Царь, изображённый в торжественной позе победителя, назван в надписи «покорителем иноземных стран». Победы фараона Снофру и окончательное присоединение им к Египту важной области медных рудников Синайского полуострова имели настолько крупное политическое и экономическое значение для Египта, что воспоминание об этих событиях сохранялось в течение тысячелетий в памяти египетского народа. Снофру впоследствии считался завоевателем всей этой области и основателем здешних медных рудников. Высшей похвалой для чиновника было признание, что со времён Снофру ничего подобного здесь не было сделано. Снофру совершал военные походы также и на юг. Эти военные походы Снофру имели настолько крупное значение, что о них упоминается даже в государственной летописи Палермского камня. В ней говорится об опустошении страны нубийцев и доставке 7 тыс. пленников и 200 тыс. голов крупного и мелкого рогатого скота. Для закрепления своих завоеваний на севере и на юге Снофру, как говорится в той же летописи, «построил стену южной и северной страны (под названием) „Дом Снофру“. Эти войны за окончательное овладение Синайским полуостровом продолжались и при следующих фараонах. На скалах около Вади‑Магхара сохранился победный рельеф фараона IV династии Хуфу. Краткая надпись объясняет его политический смысл: „Хнум‑Хуфу, великий бог, сокрушитель иунтиу (туземное синайское племя. – В. А. ). Всякая защита и жизнь сопутствуют ему“».

Во время этих воинственных походов на Синай и в Нубию египетские фараоны захватывали и пригоняли в Египет большое количество пленников. В надписи эти пленники иногда называются «живыми пленниками». Очевидно, в связи с ростом производительных сил страны, пленников в эту эпоху уже не убивали, как раньше, а доставляли в Египет, обращая их в рабство. Перечисление этих «живых пленников» наряду со скотом указывает на то, что здесь имеются в виду рабы, на которых в эту эпоху смотрели лишь как на рабочую силу. На это указывает слово «джет» (тело), служившее для обозначения раба.

Деятельность египетского правительства этого времени сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства. Внешним выражением этой политики и в то же время значительной силы этого централизованного и деспотического государства являются пирамиды, построенные фараонами III–IV династий. Грандиозные царские гробницы, построенные из громадных каменных глыб, свидетельствуют о том, как по приказу центральной власти сотни тысяч людей должны были в течение долгого времени выполнять непроизводительный труд, строя грандиозную гробницу для царя. Эти здания, воспроизводящие монументальную форму пирамиды, до сих пор ещё гордо возвышаются в Саккара и в Гизэ, неподалёку от древней столицы Египта – Мемфиса и современной – Каира. Огромные пирамидальные гробницы строились с целью наглядно показать всему народу, какая огромная власть находилась в руках царя. Именно в эту эпоху сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя.

Своеобразная, строго пирамидальная форма царской гробницы была не сразу найдена египетскими зодчими. Первая гробница этого типа, построенная Джосером в Саккара, состоит из шести этажей, которые уступами возвышаются друг над другом. Эта «ступенчатая пирамида» высотой в 60 ж является одним из древнейших известных нам каменных сооружений монументального типа. Раскопки, произведённые вокруг этой гробницы Фертом, обнаружили здесь целый сложный архитектурный ансамбль. Вся группа зданий состояла из царской пирамиды и часовни, колоннады большого храма, посвященного царским юбилеям, прилегающего к нему маленького храмика, гробниц и часовен царских дочерей. Особенно замечательны изящные колонны, украшенные желобками и воспроизводящие пучок тонких стеблей. Традиция сохранила имя замечательного зодчего этого времени, высокого чиновника Имхотепа, которого впоследствии считали покровителем писцов, письменности и знания, превратив его легендарный образ в божество врачевания. Ко времени царствования фараона Снофру относится сооружение двух больших царских гробниц. Очевидно, Счофру воздвиг себе две пирамидообразные усыпальницы: одну в Медуме и одну в Дахшуре, где в честь фараона совершался заупокойный культ. Медумская пирамида, недавно тщательно раскопанная американскими археологами, была построена в виде семиступенного сооружения, над которым был впоследствии надстроен восьмой этаж. Затем всей усыпальнице был придан вид пирамиды, искусно сооружённой вокруг ядра, которое образует естественная скала. В самой нижней части скалы скрыта маленькая погребальная комната в которой некогда покоилась мумия царя. Вторая царская гробница, в Дахшуре, построена в форме геометрически правильной пирамиды. Это погребальное сооружение высотой в 99 м с прилегающим заупокойным храмом, с каменной оградой и мощеными дорогами должно было представлять собой величественное зрелище, свидетельствующее о мощи египетского царя.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!