Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя



 

Художественное воспитание может осуществить педагог, подготовленный в области искусства.

Подлинное наслаждение и эмоциональное переживание при восприятии произведений искусства возникают только в результате его знания. Известно высказывание К. Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком» (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 620.). Изучение искусства вырабатывает эстетическое восприятие действительности, способность к эстетическим оценкам. Все это даст возможность отобрать из многообразия окружающей жизни наиболее яркие, выразительные явления для наблюдения с детьми и их последующего изображения.

Важно идти не по пути простого накопления фактов, а по линии подлинного ознакомления с искусством. Это предусматривает анализ художественных направлений, творчества наиболее ярких представителей каждого направления. Для этого наряду с лекциями по искусству в училище необходимо постоянно углублять свои знания, читая искусствоведческую литературу, посещая музеи, выставки.

В училище основное внимание уделяется ознакомлению с русским искусством XIX века и советским искусством. Для более глубокого понимания искусства советуем познакомиться со всемирной историей развития изобразительного искусства от его возникновения до наших дней.

Полноценное знание искусства включает изучение станковой и книжной графики, специфики их изобразительных средств.

Учащимся необходимо познакомиться с художественными народными промыслами, которыми богата каждая республика и область нашей страны. Изучая образцы народного искусства, полезно зарисовать и выполнить в цвете элементы деревянной резьбы, узоры на посуде и тканях, в кружевах.

Знакомство со спецификой и выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства поможет лучше разобраться в самом искусстве и правильно руководить изобразительной деятельностью детей.

Декоративно-прикладное искусство обладает своей спецификой, отличающей его от станковой живописи и графики. Ему свойственна обобщенность форм, локальность цвета, часто плоскостное, без передачи объема изображение. Изучение выразительности декоративного искусства поможет понять особенности цветовых отношений детского рисунка и аппликации.

Учиться рисовать, лепить, вырезывать и учить этому детей нельзя без знания названных видов искусства.

Невозможно проводить занятия по изобразительной деятельности в детском саду, не владея необходимыми умениями. Занятия рисованием, лепкой способствуют развитию наблюдательности, зрительной культуры, памяти. Умение наблюдать окружающее, выбирать объекты для рисования или лепки, умение видеть и изображать их цвет, форму и конструкцию помогут правильно построить занятие.

Практическая подготовка неразрывно связана с получением теоретических знаний по вопросам композиции, формы, цвета, что делает работу более осознанной, закладывает фундамент для последующей деятельности. В этом поможет и анализ средств выразительности художественных произведений.

Программа обучения рисованию в педагогическом училище вооружает всех будущих воспитателей необходимыми знаниями, умениями и навыками, а не рассчитана на подготовку художников. Накапливать знания, овладевать умениями нужно, учитывая специфику обучения изобразительной деятельности дошкольников.

Основа работы учащихся по овладению практическими умениями заключается в рисовании и лепке с натуры.

Приступая к работе с натуры, прежде всего, выберите подходящий предмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбирая предметы выразительные, но простые по форме и конструкции, чтобы было легче изучить их строение и пропорции. Надо внимательно относиться и к цвету натуры. Сложные цветовые переходы передать труднее, поэтому отбирать следует предметы, окрашенные в локальные цвета: красный мак с черной серединкой, белая ромашка, лиловый колокольчик. Кажущаяся простота формы и цвета не означает отсутствия красоты. Предмет должен нравиться, вызывать эстетическое чувство, желание рисовать его. Лучше взять для рисования полевую ромашку, чем розы и георгины со сложными соцветиями. Выразительность рисунка не определяется эффектностью предмета: хорошо выполненный рисунок ромашки выглядит лучше, чем плохо нарисованная роза. Выбирая цветущую ветку, помните, что сложно передать изобилие цветов, многоплановость их построения.

Надо продуманно относиться к постановке натуры. Она должна быть расположена на определенном расстоянии от рисующего, быть хорошо освещена. При постановке предмета избегайте сложных ракурсов, которые трудно передать, – нельзя этого забывать и в работе с детьми. Учитесь изображать предметы в том положении, в котором хорошо видны их основные части.

Выбрав предмет для рисования, лепки, продумайте, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, глина или пластилин – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо.

Техника гуаши и акварели совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками; основные ее свойства – прозрачность, легкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются: более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Иногда изменение тона влечет за собой изменение цвета; например, сильно разбавленная красная краска дает розовый цвет, синяя – голубой, черная – серый.

Эти особенности важно использовать, так как при небольшом количестве красок в наборе можно получить много цветов.

Гуашь дает плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляют белила. Например, чтобы получить голубую из синей или розовую из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами.

Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, а гуашью можно рисовать на белой и цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, вы правильно подготовите их для занятия с детьми.

После того как выбрана натура и отобраны материалы, не приступая к рисованию, еще раз внимательно изучите пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начинайте работу. Занимаясь с детьми, также обращайте их внимание на свойства предмета.

Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения необходимо продумать линейную и цветовую композицию: выбрать лист определенного формата, определить расположение частей, их взаимоотношения между собой и плоскостью листа, величину изображений, цвет фона и цвет частей предмета, найти их взаимосвязь. При работе над цветовой композицией надо учитывать, что имеет значение не только качество цвета, но и его количество. Например, большая красная плоскость активнее взаимодействует с цветовыми изображениями, чем маленькая. Линия, цвет, тон – все должно быть подчинено единому замыслу.

Нужно овладеть известным мастерством в выборе цвета и составлении оттенков, научиться получать разные оттенки одного цвета, смешивая краски. Для работы с цветом необходимо знание цветового спектра и порядка его построения: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основные цвета – красный, желтый, синий; промежуточные – оранжевый, зеленый и фиолетовый – получаются путем смешения основных (красный + синий = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый). Все цвета спектра имеются в красках в готовом виде, однако для получения нужного оттенка можно сметать краски. Так же получаются и промежуточные оттенки цветового спектра: сине-зеленый, желто-зеленый и т.д. Цвета спектра делятся на холодные и теплые (холодные: синий, голубой и фиолетовый; теплые: желтый, оранжевый, красный). Остальные цвета могут быть теплого или холодного оттенка в зависимости от того, какой цвет в нем преобладает. Все цвета спектра принято называть хроматическими, а белый, черный и все тона серого – ахроматическими. Ахроматические цвета дают богатство тоновых отношений, которое надо использовать.

Составляя цветовую композицию работы, прежде всего, исходят из содержания и замысла. Так, если пишется этюд, то натура задает цветовую гамму. А если создается сюжетная композиция, то ищется цветовая композиция, наиболее полно выражающая замысел. Изображение солнечного летнего дня требует светлых, радостных сочетаний. А когда в сказке, по мотивам которой создается композиция, говорится о тревожном или грустном событии, тот же летний пейзаж должен быть решен в цвете иначе. В сюжетной композиции возможен отход от натуры, обобщение, если это нужно для достижения выразительности.

При подборе красок и составлении оттенков необходимо помнить о тоновых отношениях: не всегда цвета должны быть одинаково яркими и насыщенными или светлыми и мягкими. Сочетание ярких и спокойных цветов даст тоновое разнообразие рисунка. Это нужно учитывать при подборе цветной бумаги, которая часто используется для рисования, так как цвет бумаги – один из компонентов цветовой и тоновой композиции рисунка. Например, на нейтральном сером фоне хорошо смотрятся насыщенные цвета: красный, желтый, голубой, белый, черный, а на ярко-голубом – красный, зеленый цвет надо использовать осторожнее.

Тщательный подбор цвета важен не только в рисовании, но и в аппликации. Аппликация, как и рисунок, строится по законам линейной и цветовой композиции. Готовясь к занятию, нужно разложить разные цвета бумаги, выбрать наиболее красивые, соответствующие теме сочетания. Вырезав изображения, следует разложить их на листе бумаги, проанализировать, как они смотрятся: верен ли цвет, размер, форма. С первого раза можно и не получить желаемый результат. Нужно попробовать изменить форму, цвет изображений или их расположение на листе. Иногда замена какой-то детали поможет найти выразительное решение.

После окончания работы следует проанализировать ее, выяснить, удалось ли решить поставленную задачу, отметить, в чем недостатки выполненного рисунка, лепки, аппликации.

Большое значение имеет овладение техникой рисования, лепки, аппликации. Нужно научиться правильно держать карандаш, кисть, ножницы; уметь свободно, легко, уверенно работать ими. Неправильное, слишком напряженное положение сковывает движения руки, делает их тяжелыми, угловатыми, отчего изображение получается несовершенным. Необходимо овладеть разнообразными приемами работы карандашом и кистью: уметь рисовать карандашом с разным нажимом, кистью – широкие линии всем ворсом и тонкие – концом, держа кисть вертикально. Нужно уметь легко и уверенно рисовать разнообразные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, волнистые), предметы разной формы (прямоугольные, округлые), соразмерять линии и формы. Рука должна быть послушной. Для этого нужно много упражняться, развивая руку и глаз: полезно нарисовать круги разных размеров, легко поворачивая руку слева направо и справа налево; нарисовав несколько прямоугольников, закрасить их, постепенно увеличивая силу нажима так, чтобы последний был самым насыщенным. Чтобы научиться работать концом кисти, хорошо порисовать паутину, кружевной узор.

Важно научиться аккуратно закрашивать изображения карандашом и краской, не выходя за линии контура, проводя штрихи в одном направлении, без просветов, используя, когда нужно, разный нажим на карандаш.

Кистью покрывать поверхность нужно ровно, без подтеков, в одном направлении, не прокладывая краску несколько раз по одному и тому же месту. Нельзя писать сухой кистью – она должна быть насыщена краской и водой. Целесообразно пользоваться двумя кистями: большие поверхности покрывать крупной кистью, а мелкие детали прорисовывать концом тонкой кисти. Овладение техникой изображения даст возможность учить детей правильным приемам рисования.

Ощутимых результатов в рисовании и лепке можно достигнуть только при систематической, последовательной работе. Нельзя ограничиваться прорисовкой как можно большего количества отдельных предметов: нужно понять закономерности построения целых групп, связанных определенными свойствами.

Важным в подготовке воспитателя к работе с детьми является овладение практическими навыками изготовления поделок из различных материалов (бумаги, соломы, шишек, веточек, мха и т.п.). Надо научиться создавать постройки из наборов строительных материалов. Все эти умения позволяют воспитателю более содержательно и творчески строить занятия с детьми.

Так, умение сознательно выбирать натуру необходимо и для проведения занятий с детьми. Не всякий предмет дети могут изобразить с натуры, передав его строение, цвет, характерные особенности. Это следует учитывать, отбирая предмет для рисования. Важно увидеть и подчеркнуть красоту и выразительность простого предмета, предлагаемого для рисования (В методике обучения дошкольников изобразительной деятельности всякую работу, выполнена ли она в цвете или средствами рисунка, называют рисунком; нами принята та же терминология.) детям. При подготовке и проведении занятий с детьми, развитии их цветового восприятия, а также при обучении их работе с красками важно использовать знания и навыки, чувство цвета, выработанные и самостоятельной творческой работе.

Прежде чем давать детям краски для рисования, целесообразно сделать эскиз, найти цветовые отношения.

В рисовании и лепке важно правильно поставить задачу и разрешить ее. Умение анализировать результаты своей работы позволит в дальнейшем творчески анализировать работы детей. Практические умения дадут возможность профессионально и со вкусом сделать необходимые пособия.

Воспитатель детского сада участвует в оформлении интерьера групповой комнаты, вестибюля, зала.

Важно при этом проявить свой личный вкус и знание станкового и декоративного искусства. Отдельные детали оформления можно выполнить самим. Иногда полезно привлекать к этой работе и детей. Особое значение это имеет для сельских детских садов, своеобразие интерьера которых требует специфического оформления.

Не обязательно украшать стены картинами: иногда можно использовать для этого аппликации и специально выполненные рисунки, по содержанию доступные пониманию детей: птица на ветке, заяц или белочка и т.д. Детей заинтересуют рисунок или аппликация, сюжет которых связан с определенным временем года, например осенняя ветка рябины, грибы, земляника в траве, новогодняя елка.

Хорошо включить в оформление декоративные элементы, лепку, выполненные воспитателем и детьми. Можно сделать отдельные фигурки птиц, животных, детей, а также изобразить простые сюжеты, вылепить некрупное декоративное рельефное панно.

Выдумка и вкус должны проявиться и при оформлении участка. Например, домики для игры можно сделать в современном или сказочном стиле, расписав их орнаментом (конечно, облик домиков будет совершенно различен).

Можно изготовить красочные детали для оформления детских построек из песка, глины и т.д.

Особенно важно использовать свои умения и проявить вкус в оформлении праздников. Изготовляя детали оформления и костюмы, надо учитывать содержание праздника и общий характер оформления. Например, к празднику весны изготовить панно с березками на цветной бумаге: ствол белой гуашью рисует или наклеивает воспитатель, а листья вырежут и наклеят дети.

К зимнему празднику можно сделать фриз «Зимний лес»: на темном фоне аппликация заснеженных деревьев. Красиво выглядит также декоративное панно или фриз из снежинок.

Делая костюмы или детали костюма к празднику или детскому спектаклю, надо внимательно выбирать цвета тканей, С большим вкусом расписывать их, не перегружая сложным и пестрым рисунком. Костюмы должны красиво смотреться на общем фоне.

При изготовлении фризов, панно, при украшении костюмов можно использовать сочетание разной техники и материалов: гуашь и акварель, аппликацию и карандаш.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!