СТАТЬ ПОЧИТАТЬ, СТАТЬ СКАЗЫВАТЬ



 

л. 98

А стать почитать, стать сказывати:

А и городы все, пригородья все,

Малую деревню – и ту спомянуть.

А в Нижнем славном Нове‑городе, на перегородье

5

В бубны звонят, в горшки благовестят,

Да помелами кадят, мотовилами крестят,

Стих по стиху на дровнях волокут.

 

‑ 223 ‑

А и молоду молодку под полос(т)ью везут.

А на лавицы ковер, на пече приговор,

10

На полатех мужик с Ориною лежит.

А не мил мне Семен: не купил мне серег,

Только мил мне Иван: да купил сарафан,

Он, положа на лавку, примеривать стал,

Он красной клин в середку вбил.

15

А был я на Волме, на Волме‑горах,

А купил я девоньку, да Улкой зовут,

Дал я за девоньку полтину да рубль.

 

СЕРГЕЙ ХОРОШ

 

л. 11

Ай уж ли вы, миряня,

Государевы дворяне,

Благословите‑тка вы, дворяня,

Про Сергея‑та сказать,

5

Про Сергея Боркова,

Сына Федоровича.

А не сергеевской Сергей,

Не володимерской Сергей,

А живал все Сергей

10

На Уфе на реке,

В ямской слободе,

У попа во дворе,

В приворотней избе.

Спознала про Сергея

15

С гостинова двора

Гостиная жена,

Гостиная жена,

Крестиною зовут.

Она пива наварила,

20

И ведро вина купила,

Позвала ево, Сергея,

На пирушечку.

Приходил Сергей

Всех прежде людей.

25

А для‑ради Сергея

И суседей позвала.

А и тот с борку,

Иной с борку,

Уже полна изба

30

Принабуркалася.

А и день к вечеру

Вечеряется,

Сергей молодец

Напивается,

35

Изволил он, Сергей,

Ко двору своему идти,

Ко подворью своему.

А в доме Сергей

Он опаслив был,

40

Он опаслив был

И не верел жене,

И не верил жене

И ревнив добре.

Заглянет Сергей

45

В огороде‑хмельнике,

В огороде‑хмельнике,

На повети в сеннике,

На перине на боку,

В шитом‑браном пологу́,

50

А и ту[т] Сергей

Не видал никово.

Заглянет Сергей

Во свином котухе́,

А увидел он, Сергей,

55

Чужова мужика,

А чужова мужика

На жене‑то своей

А мужик .......

Сергееву жену.

60

Сергей заревел,

Мужика испужал,

А мужик побежал,

На поветь скакнул,

На поветь скакнул,

65

Он поветь обломил,

Да скотину задовил,

Он быка задовил,

Овцу яловицу,

Овцу яловицу,

70

Семерых поросят.

А стала у Сергея

Три беды во дому:

Первая беда –

Мужик поветь обломил,

75

А другая беда –

То скотину задовил,

А третья беда –

То жену его ....

А сел Сергей,

80

Сам расплачется:

«А не жаль мне повети

И скотины своея,

Жаль мне тово,

Кто жену мою ...,

85

Не ...... ушел, –

С тоски пропадет.

А кабы‑де он ....,

Спасиба бы сказал,

А спасиба бы сказал,

90

Могорец заплатил.

39

А поветь‑та бы цела

И скотина‑та жива,

И скотина‑та жива

И жена ба весела,

95

А столь бы весела,

Будто ни в чем не была.

 

[ПРО] ГОСТЯ ТЕРЕНТИША

 

л. 3 об.

В стольном Нове‑городе,

Было в улице во Юрьевской,

В слободе было Терентьевской,

А и жил‑был богатой гость,

5

А по именю Терентишша.

У нево двор на целой версте,

А кругом двора железной тын,

На тынинки по маковке,

А и есть по земчуженке;

10

Ворота были вальящетыя,

Вереи хрустальныя,

Подворотина рыбей зуб.

Середи двора гридня стоит,

Покрыта седых бобров,

15

Потолок черных соболей,

А и матица‑та валженая,

Была печка муравленая,

Середа была кирпичная,

А на се́реди кроватка стоит,

20

Да кровать слоновых костей,

На кровати перина лежит,

На перине зголовье лежит,

На зголовье молодая жена

Авдотья Ивановна.

25

Она с вечера трудна‑больна,

Со полуночи недужна вся:

Расходился недуг в голове,

Разыгрался утин в хребте,

Пустился недуг к сер(д)цу,

30

А пониже ея пупечка

Да повыше коленечка,

Межу ног, килди‑милди.

Говорила молодая жена

Авдотья Ивановна:

35

«А и гой еси, богатой гость,

И по именю Терентишша,

Возьми мои золотые ключи,

Отмыкай окован сундук,

Вынимай денег сто рублев,

40

Ты поди дохтуров добывай,

Во́лхи‑та спрашивати».

А втапоры Терентишша

Он жены своей слушелся,

И жену‑та во любви держал.

45

Он взял золоты ее ключи,

Отмыкал окован сундук,

Вынимал денег сто рублев

И пошел дохтуров добывать.

Он будет, Терентишша,

50

У честна креста Здвиженья,

л. 4

У жива моста калинова,

Встречу Терентишшу веселыя скоморохи.

Скоморохи – люди вежлевыя,

Скоморохи очес(т)ливыя

55

Об ручку Терентью челом:

«Ты здравствую, богатой гость,

И по именю Терентишша!

Доселева те слыхом не слыхать,

И доселева видом не видать,

60

А и ноне ты, Терентишша,

[А] и бродишь по чисту́ полю́,

Что корова заблудящая,

Что ворона залетящая».

А и на то‑то он не сердится,

65

Говорит им Терентишша:

«Ай вы гой, скоморохи‑молодцы!

Что не сам я, Терентей, зашол,

И не конь‑та богатова завез,

Завела нужда‑бедность .....

70

У мене есть молодая жена

Авдотья Ивановна,

Она с вечера трудна‑больна,

Со полуночи недужна вся:

Расходился недуг в голове,

75

Разыгрался утин в хребте,

Пустился недуг к сер(д)цу,

Пониже ее пупечка,

Что повыше коленечка,

Межу ног, килди‑милди.

80

А кто бы‑де недугам пособил.

Кто недуги бы прочь отгонил

От моей молодой жены,

От Авдотьи Ивановны,

Тому дам денег сто рублев

85

Без единыя денежки».

Веселыя молодцы догадалися,

Друг на друга оглянулися,

А сами усмехнулися:

«Ай ты гой еси, Терентишша,

90

Ты нам что за труды заплатишь?».

«Вот вам даю сто рублев!».

Повели ево, Терентишша,

По славному Нову‑городу,

Завели его, Терентишша,

95

Во тот во темной ряд,

А купили шелковой мех,

Дали два гроша мешок;

Пошли оне во червленной ряд,

Да купили червленой вяз,

100

А и дубину ременчетую –

Половина свинцу налита,

Дали за нее десеть алтын.

Посадили Терентишша

Во тот шелковой мех,

105

Мехоноша за плеча взял.

Пошли оне, скоморохи,

Ко Терентьеву ко двору.

Молода жена опасливая

л. 4 об.

В окошечко || выглянула:

110

«Ай вы гой еси, веселыя молодцы,

Вы к чему на двор идете,

Что хозяина в доме нет?».

Говорят веселыя молодцы:

«А и гой еси, молодая жена,

115

Авдотья Ивановна,

А и мы тебе челобитье несем

От гостя богатова,

И по имени Терентишша!».

И она спохватилася за то:

120

«Ай вы гой еси, веселыя молодцы,

Где ево видели,

А где про ево слышали?».

Отвечают веселыя молодцы:

«Мы ево слышели,

125

Сами доподлинна видели

У честна креста Здвиженья,

У жива моста калинова,

Голова по собе ево лежит,

И вороны в жопу клюют».

130

Говорила молодая жена

Авдотья Ивановна:

«Веселыя скоморохи!

Вы подите во светлую гридню,

Садитесь на лавочки,

135

Поиграйте во гусельцы

И пропойте‑ка песенку

Про гостя богатова,

Про старово ...... сына,

И по именю Терентишша,

140

Во дому бы ево век не видать!».

Веселыя скоморохи

Садилися на лавочки,

Заиграли во гусельцы,

Запели оне песенку.

145

«Слушай, шелковой мех

Мехоноша за плечами,

А слушай, Терентей‑гость,

Что про тебя говорят,

Говорит молодая жена

150

Авдотья Ивановна

Про стара мужа Терентишша,

Про старова ........ сына:

Во дому бы тебе век не видать!

Шевелись, шелковой мех

155

Мехоноша за плечами,

Вставай‑ка, Терентишша,

Лечить молодую жену!

Бери червленой вяз,

Ты дубину ременчетую,

160

Походи‑ка, Терентишша,

По своей светлой гридни

И по се́реди кирпищетой

Ка занавесу белому,

Ко кровати слоновых костей,

165

Ко перине ко пуховыя,

А лечи‑ка ты, Терентишша,

А лечи‑ка ты молоду жену

Авдотью Ивановну!».

Вставал же Терентишша,

170

Ухватил червленой вяз,

А дубину ременчетую –

Половина свинцу налита,

Походил он, Терентишша,

По своей светлой гридне

175

За занавесу белую,

Ко кровати слоновых костей.

Он стал молоду жену лечить,

Авдотью Ивановну:

Шлык с головы у нея сшиб,

180

Посмотрит Терентишша

На кровать слоновых костей,

На перину на пуховую, –

А недуг‑ат пошевеливаится

Под одеялом соболиныем.

л. 5, 185

Он‑та, || Терентишша,

Недуга‑та вон погнал

Что дубиною ременчетою,

А недуг‑ат непутем в окошко скочил,

Чуть головы не сломил,

190

На корачках ползает,

Едва от окна отполоз.

Он оставил, недужишша,

Кафтан хрушето́й камки,

Камзол баберековой,

195

А и денег пять сот рублев.

Втапоры Терентишша

Дал еще веселым

Другое сто рублев

За правду великую.

 

БЕСЕДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ

 

 

АПОКРИФ

 

Григорий спросил: «Кто первым явился на земле?» Василий ответил: «Первым явился Сатанаил и причтен был к ангелам, а за гордость его назвали сатаной‑дьяволом, и он был низвержен ангелом на землю за четыре дня до создания Адама».

Василий спросил: «Что есть высота небесная, широта земная, глубина морская?» Иоанн ответил: «Отец, сын и святой дух».

Василий спросил: «Где жил бог сначала, когда не было света?» Иоанн ответил: «На небесах есть три свода, и там был агнцем господь в трех сводах, а света тогда не было».

Григорий спросил: «Объясни мне троицу в этих трех сводах». Иоанн ответил: «Отец, сын и святой дух; один – свет, а все трое – огонь».

Василий спросил: «Из чего созданы ангелы?» Григорий ответил:«Из духа господня, из света и из огня».

Василий спросил: «Из чего сделано солнце?» Иоанн ответил:«Из верхнего плаща господня».

Григорий спросил: «Из чего сделана луна?» Ответил: «Из аера, и из воздуха, и из престола господня».

Иоанн спросил: «Из чего сделаны гром и молния?» Василий ответил: «Голос господен утвержден в огненной колеснице, и приставлены ангелы грома».

Григорий спросил: «Сколько ветров бывает?» Иоанн ответил:«Двенадцать ветров».

Соломон спросил: «Что такое четыре образа на земле?» Иоанн ответил: «Четыре евангелиста: на востоке Матфей в человеческом образе, на западе Марк в образе тельца, на севере Иоанн в образе орла, на юге Лука в образе льва, все же крылаты».

Григорий спросил: «Из скольких частей был сотворен Адам?» Василий ответил: «Из восьми частей: 1) от земли взято тело, 2) от камня – кости, 3) от Красного моря – кровь, 4) от солнца – глаза, 5) от облаков – мысли, 6) от дыхания – волосы, 7) от света – душа, 8) сам господь вдохнул в него душу и дал власть над всем видимым и невидимым в водах и в горах, на земле и на небе».

Иоанн спросил: «Сколько времени провел Адам в раю?» Василий ответил: «От шестого часа до девятого».

Григорий спросил: «Где Адам поселился, когда был изгнан из рая?» Иоанн ответил: «В земле мадиамской, там он был создан, там он и умер и похоронен, в той же стране был сделан и Ноев ковчег».

Василий спросил: «Сколько высоких гор, и морей, и больших рек на свете?» Григорий ответил: «Гор высоких двенадцать, а морей двадцать, а рек больших тридцать, а из рая вытекают четыре реки: Тигр, Фисон, Евфрат и Геил».

Григорий спросил: «Сколько в мире крупных островов?» Василий ответил: «Семьдесят два острова, а на тех островах живут семьдесят два разных народа».

Григорий спросил: «Сколько костей в человеке?» Иоанн ответил: «Двести девяносто пять костей, и столько же суставов».

Василий спросил: «Кому первому написал бог послание?» Григорий ответил: «Сифу, сыну Адама – десять заповедей».

Иоанн спросил: «Чей голос разнесся от востока до запада?» Григорий сказал: «Убил Каин Авеля, брата своего».

Григорий спросил: «Когда возрадовался весь мир?» Василий ответил: «Когда Ной вышел из ковчега».

Иоанн спросил: «Какого зверя не было в ковчеге?» Василий ответил: «Рыбы кита».

Василий спросил: «Какой город стоял между небом и землей?» Григорий ответил: «Ноев ковчег».

Иоанн спросил: «Кто первым на земле научился кланяться богу на восток?» Григорий ответил: «Моисей‑пророк на горе, когда увидел неопалимую купину».

Иоанн спросил: «Который пророк не был похоронен?» Григорий ответил: «Моисей на горе Афавеи, ангел отнес его в рай».

Василий спросил: «Что значит – замок водяной, ключ деревянный, заяц убежал, а охотник утонул?» Иоанн ответил: «Моисей ударил жезлом и провел свой народ через Красное море. Тогда они начали печь пресные хлеба на головнях от солнечного огня, на служение богу».

Василий спросил: «Какие два врага борются в мире день и ночь?» Иоанн ответил: «Жизнь и смерть».

Григорий спросил: «Какая мать сосет своих детей?» Иоанн ответил: «Море – реки».

Иоанн спросил: «Что значит блуждающий гроб, а в нем поющий мертвец?» Василий ответил: «Кит плавал по морю, а Иона в его чреве пел песнь богу».

Григорий спросил: «Я видел змея, лежащего у дороги, который хотел схватить за ногу коня, а конь припал на заднюю ногу, ожидая спасения от господа бога своего. Что это означает?» Иоанн ответил: «Конь – это правая вера христианская, дорога – этот мир, а змей – антихрист, а нога коня – последние дни нашего века».

Василий спросил: «Как вода покрыла море?» Григорий ответил: «Вода – учение книжное, а морем называется мир».

Иоанн спросил: «Будут ли в лугах поставлены загородки для овец?» Василий ответил: «Лугом называется рай, а загородки – райские места, а овцы – верные люди, трудятся для бога, а не для дьявола».

Василий спросил: «Когда человек разбогатеет, умножится ли слава дома его?» Григорий ответил: «Иуда, взяв плату, удавился, а вечное оставил; также и все наживаются неправдой, умирают от богатства своего, а все останется».

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!