СТИХ О ЖИЗНИ ПАТРИАРШИХ ПЕВЧИХ



 

 

Иная псальма.

Монастыря подворье – о чемъ непокорье?

Монастырь бо невеликъ, да звонъ добрЪ великъ.

Чернцы бы и умны, но да нравы дурны.

На чепъ сажаютъ, да долго не спушають.

А се хлЪбня темна, и сажа добрЪ черна,

и всЪхъ мораетъ, а свЪта не имЪет.

ПоглядЪлъ бы немношко, да се одно окошко.

Нужно сЪдЪти, ей‑ей, некуды глядЪти.

И добро бы мЪсто, да марает тЪсто.

Аще и вЪра не велика, только чепь велика.

Взором и не свЪтла, но довЪсомъ тяжела.

Мошно бы двумъ сЪдЪть, ей, не хочется и глядеть. Побыть бы мошно, да на сердцы тошно.

И жить есть гдЪ, да сереть нЪгдЪ.

Аще и есть гдЪ, да сЪсти нельзЪ:

стул будеть увалять и ноги обЪ переморать.

Есть ли стул обтирать, то и ноги обтирать.

Аще в хлЪбню тако внити, то всЪхь разгонити,

срама не избыти, а людей насмЪшити.

«Горе вамъ, бЪдныя воспЪваки!» – тако вамъ говорят

поляки.

Якъ же кто поет на глас, тот носит отласъ.

Патриаршим воспЪвакам, якъ дуракамъ,

велят имъ пЪть гладко, а поять и кормят их гадко. Слышати пЪние любятъ, а доброе все сами лупят.

В чин малых побрали, а под старость их всех попрали. Пока есть глас, то и ходит по нас,

якъ же стал глас нехорошъ, то и поди куды хошъ.

ПЪлъ бы дондеже есть, да нечево стало есть.

В церкви что макови цвЪти, а дома нечево и въздЪти. <...> а вспЪваки же за вся глядят.

Люди все в дорагах, а вспЪвака в дуроках.

Честь умъ рождаетъ, а убожество и старой растяряетъ. Сердцу веселящуся и лицу цвЪтущуся,

аще кто богат, тотъ вездЪ рогатъ.

Есть бы кому не денги и всякъ будет в полденги.

Напреди речь иная: возвратимся

да вспЪвакам умилимся.

Будет к началу не спЪлъ, ино к стулу поспЪл. Проспися, да протрезвися, да под плеть ложися,

или просЪдися да прослезися, а дамой не торопися.

К ночи врата запираютъ, а днем с чепи не спушаютъ. Испил бы винца да запил бы пивца,

чепъ бы скинул и под лавку кинулъ,

ушел бы домов да живот незамогь.

Перелез бы чърезъ забор, ино скажут: «Тотъ вор!»

Аще ли в чепъ сажати, да надобно и разсуждати,

что не за все бы на чепъ сажати.

Когда смЪемся, тогда люди видятъ.

Не разумЪеть богатый убогому, такъ же и сытый –

голодному,

а здравый – больнымъ, только беднымъ однымъ. Забвение на всЪхъ хвалится, а скупый умреть – звалится.

Легъ, было, спати да не умел встати.

Скупый денги бережетъ, а по смерти всякъ его кленет. Живучи, много собиралъ, а умерши конечно пропал. Скупыя спят не судки, ано духъ вон, что из дудки.

Аще кто милует убога, тот любит бога.

Есть ли не милуетъ убога, воистину сей не любит бога. Чюжые кровлю кроютъ, а свои голосом воютъ.

На что драгие вещи любить, когда не умЪемъ их хранить?

Нынешнее настоящее время гонит носящих бремя. Овому честь бог даруетъ, овии же искупаютъ,

овии трудишася, овии в труд их внидоша.

Овии скачютъ, овии же плачютъ.

Инии веселяшеся, инии же всегда слезящеся.

Почто писать много, что от бЪдных не любят никого? Лучше того любять, с кого деньги лупят.

Что с убогова взяти? Прикажи его сковати.

 

ИЗ МАНАСТЫРЯ БОГОЛЮБОВА СТАРЕЦ ИГР[ЕН]ИЩО

 

Из монастыря да из Боголюбова

Идет старец Игренища,

Игренища‑Кологрениша,

А и ходит он по монастырю,

5

Просил честныя милостыни,

А чем бы старцу душа спасти,

Душа спасти, душа спасти, ее в рай спусти.

Пришел‑та старец под окошечко

(К) человеку к тому богатому,

10

Просил честную он милостыню,

Просил редечки горькия,

Просил он капусты белыя,

А третьи – свеклы красныя.

А тот удалой господин добре

15

Сослал редечки горькия

И той капусты он белыя,

А и той свеклы красныя

А с тою ли девушкой повареннаю.

Сошла та девка со двора она

20

И за те за вороты за широкия,

Посмотрит старец Игрениша‑Кологренища

Во все четыре он во стороны,

Не увидел старец он, Игрениша,

Во всех четырех во сторонушках

25

Никаких людей не шатаются‑не матаются,

И не рад‑та старец Игрениша

А и тое ли редечки горькия,

А и той капусты белыя,

А третьи – свеклы красныя,

30

А и рад‑та девушке‑чернавушке.

Ухватил он девушку‑чернавушку,

Ухватил он, посадил в мешок,

Со тою‑та редькою горькаю,

И со той капустой белою,

35

И со той со свеклой со красною.

 

‑ 177 ‑

Пошел он, старец, по мана́стырю,

И увидели ево ребята десятильниковы,

И бросалися ребята оне ко старцу,

Хватали оне шилья сапожныя,

10

А и тыкали у старца во шелковай мешок:

Горька редька рыхнула,

Белая капуста крикнула,

л. 77 об.

Из красной свеклы росол || пошел.

А и тута ребята десятильниковы,

45

Оне тута со старцом заздорили.

А и молится старец Игрениша,

А Игрениша‑Кологренища:

«А и гой вы еси, ребята десятильниковы!

К чему старца меня обидите?

50

А меня вам обидить – не корысть получить.

Будьте‑тка вы ко мне в Боголюбов монастырь,

А и я молодцов вас пожалую:

А и первому дам я пухов колпак,

А и век‑та носить, да не износить;

55

А другому дам комчат кафтан,

Он весь‑та во титивочку повыстеган;

А третьему дам сапожки зелен сафьян

Со темя подковами немецкими.

А и тут ему ребята освободу дают,

60

И ушел он, старец Игрениша,

А Игренишша‑Кологренишша

Во убогия он свои во кели(й)ки.

А по утру раненько‑ранешонько

Не изробели ребята десятильниковы,

65

Промежу обедни, заутрени

Пришли оне, ребята десятильниковы,

Ходят оне по мана́стырю,

А и спрашивают старца Игрениша,

Игрениша‑Кологрениша.

70

А увидел сам старец Игрениша,

Он тем‑та ребятам поклоняется,

А слово сказал им ласковое:

«Вы‑та, ребята разумныя,

Пойдем‑ка ко мне, в келью идите».

75

Всем россказал им подробна все:

А четверть пройдет – другой приди,

А всем россказал, по часам россказал.

Монастырски часы были верныя,

А которой побыстрея их, ребят,

80

Наперед пошел ко тому старцу ко Игренишу.

Первому дал он пухов калпак:

 

‑ 178 ‑

А брал булаву в полтретья пуда,

Бил молодца по буйной голове –

Вот молодцу пухов колпак,

85

Век носить, да не износить,

Поминать старца Игрениша.

И по тем часам монастырскием

А и четверть прошла – другой пришел.

л. 78

А втапоры старец || Игренища

90

Другому дает кофтан комчатной:

Взял он плетку шелковую,

Разболок ево, детину, донага,

Полтараста ударов ему в спину влепил.

А и тех‑та часов монастырскиех

95

Верно та их четверть прошла,

И третей молодец во монастырь пошел

Ко тому старцу ко Игренишу,

Допрошался старца Игрениша.

И завидел ево старец Игрениша,

100

Игрениша‑Кологрениша,

А скоро удобрил и в келью взял,

Берет он полена березовое,

Дает ему сапожки зелен сафьян:

А и ногу перешиб и другую подломил.

105

«А вот вы, ребята десятильниковы,

Всех я вас, ребят, пожаловал:

Первому дал пухов колпак,

А и тот ведь за кельей валяится,

А другому наделил я комчат кафтан,

110

А и тот не ушел из монастыря,

А последнему – сапожки зелен сафьян,

А и век ему носить да не износить».

 

СВИНЬИ ХРЮ, ПОРОСЯТА ХРЮ

 

Свиньи хрю, поросята гиги, гуси гого.

Встани, затопляй, перекисла, мешай.

Чья была кручина – нещопана лучина,

А великая печаль – на пече детей кочать.

5

Плачет дитя, возрыдает дитя – пособити нельзя.

Бачка сердит, так мачка ...

Пиво‑то в шубе, вино в зипуне, брага в шебуре.

Прощелыга вода и нога и боса, она без пояса.

Кто напьется воды – не боится беды,

10

Никакой кормолы и не дьявольшены.

Когда Москва женилась, Казань понела,

Понизовные городы в приданыя взела:

Иркутска, Якутска, Енисейской городок,

А и Нов‑город был тысяцкой,

15

А Уфа‑та ... сваха была,

Кострома‑город хохочет,

В поезду ехать не хочет.

А вздумали‑(в)згодали по Куракина послали.

А Куракин говорит:

20

«Изопьем‑ка вина, то прибудет ума!».

Испили маленько, шумит в голове,

Испить боло побольше – побольше шумит,

Изопьем, посидим, пошлем по жены, по свои госпожи.

А жены наши идут, будто утачки плывут,

25

А и матери идут, будто свиньи бредут.

А и ел чеснок, отрыгается,

Целовал молоду, то забыть нельзя.

А капуста в масле – не ества ли то?

А грибы с чесноком – не волога ли то?

30

Молодица в шапке – не девка ли то?

Веселой молодец – не утеха ли то?

Мать дочери своей говаривала и наказывала:

Не велела молоденьки с мужем спать,

Под одежду...

35

А и я молода с глупа разума‑ума

Потихоньку ...... и всего мужа .......

«А спи ты, мой муж, не раскатывайся,

Что сизой голубок на гнездушке».

 

‑ 222 ‑

л. 97 об.

А и мужу‑то жена свету || видети дала:

40

Петлю на шею сама взложила,

Ана милому в окошко конец подала:

«Мил, потени! мой голубчик, потени!».

Милой потянул, ее муж‑ат захрипел,

Будто спать захотел.

45

А и я мужа не била, не бранивала,

А и только ....... сыну говаривала:

«Ешь, муж, нож, ты гложи ножны,

А и сохни с боку, боли с хребту,

Со всего животу!».

50

А и ела баба сметану, да брюхо болит,

А гледела бы на милова да муж не велит,

Под лавкой лежит, он сабакой ворчит,

Кобелем визжит.

Баба ......, хочет баню сбить, потолок своротить.

55

Двери выставити, баню выстудити.

Ваня – в баню, жена ево – за баню,

Василей – на сенях.

Бог дал сына, сына Екима,

А затем будет Иван, добро будет и нам.

60

А щука‑де – не рыба, лень – не еда,

А чужа жена – ожога,

Ожгла молодца поперек животца.

А (щу)чины не ем, коросей‑та не ем,

А и ем треску, припру к шес(т)ку.

65

А жена мужу ... на истопке,

Привела ево смотреть:

«Вот, муженек, голубей гнездо

Тебе киевских, мохноногиньких».

Попадья на попа разгузынилася‑распечалился,

70

А кобылу‑ту колом и корову‑ту колом,

Она мелкова скота ослопиною с двора,

Он видит, поп, неминучую свою,

Ухватил он книгу, сам бегом из избы.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!