Б) Режущее, ударное, колющее оружие



 

Бердыш. Кельт. Клевец. Лабрисс. Сагарис. Секира боевая

 

Бердыш

 

Стрелецкое оружие ХVІ–ХVІІ вв., снаряжение пеших воинов; особый вид секиры с лезвием в виде полумесяца на долгой рукояти – ратовище.

Большая боевая секира пехотинца позже трансформировалась в характерное оружие – бердыш, который имел длинное лезвие (до 1 метра) полукруглой формы, а иногда в верхней части удлиненное. Это давало возможность при необходимости колоть им.

 

Характерной особенностью бердыша была «косица» – довольно сильно оттянутый вниз край лезвия, который крепился к ратовищу двумя‑тремя гвоздями и обматывался веревкой или тонким ремнем.

Изготавливали бердыши в России в кузницах по образцам из Москвы. Требовали, чтобы кузнецы не изменяли вес и форму секир, а ратовище делали «меркой в два аршина» (142 см).

Боевое применение бердышей разнообразное. Острым верхним краем секиры можно было колоть противника в рукопашном бою. При выстрелах использовались как подставки («подсошки») для тяжелого кремневого или фитильного ружья – для этого на конце ратовища делали металлический наконечник.

В походе бердыши носили за плечом на ремне, в мирные времена в правой руке, в шеренге его втыкали перед собой в землю.

Для празднеств были особые «большие посольские» бердыши. Их лезвие достигало в длину до полутора метра.

 

Кельт

 

В широком понимании слова секира, тесло или мотыга из камня или бронзы с рукоятью, которая вставлялась во втулку. В узком понимании – разновидность секир бронзового века с втулкой, размещенной перпендикулярно лезвию. Кельт использовался и в быту, и как оружие.

 

Клевец

 

Клевец, клювец , келеп , чекан – небольшой боевой топор с молоточком, оружие ближнего боя с короткой рукоятью, с узким горизонтально размещенным клинком, заостренным на конце, – отличал древнерусского воина от противника. С его помощью достигается максимальная концентрация силы удара на минимальной площади поражения, что при массивности клинка и мощной рукояти придает этому оружию ударно‑колющий эффект. Первые клевцы появились в медном веке. Изготовляли их из меди или из рога оленя. Распространение этого оружия относится к І тыс. до н. э.

 

В отличие от других секир, клевец имел удлиненное лезвие, которое по форме напоминало клюв (клюв – клювец) хищной птицы. Навершие клевца насаждалось на рукоять средней длины. Клевец можно отнести не только к рубящему оружию, но и к ударному. Этим топориком с острым «зубом» (клювом) на конце пробивали в бою зерцало или шелом противника. Об этом свидетельствует и архаичное название.

Келеп княжьих времен типологически больше похож на облегченную секиру конника, чем на архаичные келепы дожелезного века. Келеп был распространен от Средней Азии на востоке до Польши на западе.

Келеп был не только оружием, но и знаком отличия, как позже булава и пернач у казаков. Такие келепы были, как правило, богато украшены резьбой, драгоценными камнями, золотом и серебром. Иногда келепы имели тайный кинжал, который вкручивался в рукоять.

В Запорожском войске келеп использовали в рукопашных схватках. «А наш казак обычай знает, келепом по ребрам донимает…» (Украинская народная дума). Деревянная ручка оружия длиною с аршин заканчивалась на одном конце железным молотком с тупым обушком и острым носком, а на другом были две дырочки для ременной петли. С ее помощью келеп надевали на руку при изгибе локтя, или крепили к луке седла.

 

Лабрисс

 

Лабрисс – двойная боевая секира – проушная секира с двумя симметрическими рубящими краями. Такая форма придавалась боевым секирам. Известны каменные, медные и бронзовые лабриссы. Такие двойные секиры имели еще и религиозное значение.

 

Сагарис

 

Боевая секира скифов. Такая секира упоминается в легенде о происхождении скифов среди священных даров, которые упали с неба. Несколько таких секир найдено археологами в захоронениях знатных скифских воинов. Эти секиры имели узкое лезвие, круглую проушину и четырехгранный или круглый обух‑молоток. Иногда украшались изображениями, исполненными в зверином стиле.

 

Секира боевая

 

Рубяще‑ударное холодное оружие или орудие труда такого же действия. Первые секиры имели вид вытянутого каменного клина, который крепился к расщепленному концу деревянной рукояти. Позже распространились металлические секиры с отверстием для топорища.

Как и копье, секира (топор) одна из древнейших разновидностей оружия. Боевая секира происходит от каменных топоров, которые изготавливали еще в дожелезную эпоху. В эпоху меди и бронзы секиры – боевые и хозяйственные – встречаются в большом количестве.

Боевые секиры появились у славян в VІІІ в., массово распространились в Х – ХІ вв. как оружие пеших воинов и постепенно утратили свое значение до ХІІІ в.

 

В ХІV – ХV вв. боевые секиры опять становятся действенным оружием рукопашного боя. Их клиновидные лезвия шириной 7–9 см хорошо пробивали пластинчатые и чешуйчатые панцири.

 

Археологические находки показывают средние размеры боевых секир: рукоять длиной до 80 см, лезвие длиной 9–15 см, шириной 10–12 см, диаметр обушного отверстия 2–3 см, вес до 450 г.

 

Боевые секиры были распространены в среде варягов, которые влияли на формирование и развитие военной концепции славян. Секира была распространена в княжьем войске. Ею пользовались князь, дружина и пешие воины. Секиры княжьего времени имели подобное трапеции лезвие и плоский обух. Боевая секира была на во оружении как профессионального войска, так и ополчения, которое использовало также топоры хозяйственного назначения. Рубящее оружие конников и пеших воинов отличалось размерами. Пехота пользовалась большими тяжелыми секирами на длинной рукояти; большая секира с тяжелым обухом называлась балда . Конники имели на вооружении легкие секиры с короткой рукоятью – топорки. Топорок с длинной рукоятью – бартка – известен у гуцулов.

 

 

В) Ударное оружие

 

Батог. Булава. Кистень. Ослоп. Палица. Секира‑молот. Шестопер

 

Батог

 

Батог (нагай, нагайка, плеть, плетеница, канчук, пуга, шалапуга, гарапник; файда – в рождественских и свадебных обрядах) с толстой деревянной рукоятью (держаком, держалном, ручкой, пужалном) и крепким плетеным канчуком до 1,5 м, с вплетенным на конце металлическим «билом» был грозным оружием ближнего боя в умелых руках. Долгие пастушьи батоги служили также как арканы.

 

Батог как вспомогательное орудие труда был изобретен скотоводами, но пригодился и хлеборобам, которые держали для своих нужд прирученных животных.

Пастуший батог‑батожок был не только помощником при отаре или стаде, а имел еще и символическое значение, использовался в обрядах. Батогом вооружен атаман колядников, который легонько хлещет женщин и девчат, чтобы им было женское счастье, чтобы они мужу подчинялись, а еще, чтобы легкими были роды. «Выстрелами» батога прогоняли нечистую силу; накликали плодородие в огороды и сады; обеспечивали благосостояние рода. Иногда на свадьбе дрэжка слегка хлестал батогом невесту, чтобы она родила много здоровых деток.

 

Булава

 

«У катакомбников было еще одно оружие того же назначения (как и секира‑молот) – каменная булава. У некоторых булав на верхушке есть четыре крестовидно расположенные выпуклости, словно четыре обуха, для нас это другой вид оружия, но, вероятно, для ариев – все та ж ваджра, ибо нет никаких отличий по функции. И в индийских источниках упоминается четыре выступа ваджры, а в Древней Индии этим термином называлась военная шеренга, развернутая на четыре стороны. Таким оружием в конечном варианте мифа Индра совершил свой главный подвиг – убил демона Вритру, который не давал рекам течь» (Л. Клейн).

 

Булава (грудка) – вид холодного вспомогательного ударного оружия, которое возникло в древнейшие времена и имело форму палицы, на одном из концов которой была закреплена головка в форме шара, восьмигранника, шестигранника и т. п. Рукоять булавы изготавливалась чаще всего из дерева, реже из металла, а головка – из металла или из камня. Подобное оружие было на вооружении практически всех народов мира. Потому булава (или ее разновидности под другими названиями) встречается в материальных памятниках народов, принадлежащих к разным военным культурам.

Булава – оружие ближнего боя, которое состоит из рукояти и массивного ударного элемента – навершия. Это оружие ударного действия, причиняющее тяжелые контузии и внутренние переломы. Согласно археологическим данным, известны крестовидные, сферичные, шаровидные и конические булавы.

Булава – шаровидное утолщение на конце палицы; палица с шаровидным утолщением на конце, иногда окованная железом и укрыта шишками. Само слово происходит от старославян ского «бэла», что означает «шишка», «волдырь», «килб», «набалдашник». Военное оружие со временем стало символом гетманской власти. Это холодное оружие известно с древних времен у многих народов (Рим, страны Европы в средние века, Киевская держава). Происходит от боевой палицы. Со временем навершие палицы начали искусственно утяжелять, забивать камни, оковывать металлом, а потом и вообще делать из камня или из железа. Булаву, которая имела навершие прямоугольной формы, называли брус . С появлением огнестрельного оружия булава постепенно вышла с употребления.

Согласно исследованиям профессора М. Миллера, булава появилась на территории расселения славян в конце каменного века (в ІІІ тыс. до н. э.). Одна из древнейших булав найдена в могильнике возле Азовского моря под Мариуполем. Во времена Киевской Руси булава имеет широкое распространение. Впервые упоминается на Руси в ХІ в., считается оружием знати. Согласно археологическим образцам, вес булав был 200–300 г, длина рукояти 60–80 см. Часто корпус булавы отливали из бронзы, заполняли свинцом, а потом украшали позолотой и чернью.

Со временем булава стала одним из клейнодов в реестровом казацком войске, на Запорожской Сечи и Гетманщине; была символом власти гетмана (кошевого атамана). Впервые булава вместе с другими клейнодами была дана казачеству польским королем Стефаном Баторием в 1576 г. и с тех пор стала постоянным атрибутом власти в Украине.

Каждый гетман имел собственную булаву. Изготавливалась булава, как правило, из серебра. На булаве Мазепы был изображен его герб. Хмельницкий имел несколько булав: одну серебряную – подарок польского короля; другую, усыпанную жемчугом и драгоценными самоцветами, – подарок турецкого султана; третью, тоже серебряную, – от московского царя.

Поговорки:

«Была бы голова, найдется булава», «Коли есть булава – нужна умная голова».

 

Кистень

 

Ударное холодное оружие ближнего боя: короткая деревянная рукоять, к одному концу которого на ремне или цепи подвешивался груз (гирька), а к другому – крепилась петля, которая надевалась на руку. Делятся на группы по материалам (костяные, роговые, железные, бронзовые, свинцовые), на типы по форме, а по способу крепления – на варианты. Славяне позаимствовали этот вид оружия у кочевых племен.

 

Очень распространенная разновидность кистеня – обушок . Это оружие представляло собой металлический шар или гирьку, привязанную на кожаный ремень, или цепочку, приблизительно 0,5 м длиной.

 

Иногда историки представляют это оружие как исключительно криминальное, но большое количество кистеней в археологическом материале и наличие аналогов в Западной Европе свидетельствуют, что это был один из элементов вооружения.

Древнейшие находки кистеней на территории славян датируются V – Х вв. Были они из гирек, которые изготавливали из костей, а потом из металла. Гирьки цепляли на цепь, ремень или веревку, которые наматывались на руку или крепились к деревянной палице.

В более поздние времена кистень – приспособленный к руке набор перстней или просто железная полуперчатка.

 

Ослоп

 

Ударное оружие; разновидность булавы, которой пользовались всадники. На рукоять длиной до 1,5 метра насаживалась труба с железной шишкой на конце. Шишка была утыкана острыми шипами. На рукояти ослопа был кожаный ремень, который надевался на руку, чтобы оружие не сорвалось при ударе. В конном бою всадник такой булавой доставал противника и, ударяя или толкая его, сбивал с коня. Со временем такая булава стала символом власти. В Украине казацкой (ХVІІ– ХVІІІ вв.) булава‑рукоять длиной до двух с половиной метров с металлическим шаром на конце, украшенная темляком из конского волоса, – бунчук (бунчуг) – стала символом власти гетманов.

 

Палица

 

Крепкая ветка с массивным навершием. Древнейшее в истории ударное оружие ближнего боя. Ударное, иногда и метательное оружие, утолщенное на конце. Ча сто утолщение (навершие) обивали железом, забивали в него остроконечники, гвозди. Палица (долбня; кий – палица, загнутая с одной стороны; гирлига , герлига (укр.) – чабан ская, пастушья палица; патерица – палица монахов; ломака – неотесанная; клюка – острая; ковинька (укр.) – загнутая; ратище – рукоять копья; кол – заостренная снизу) была самым простым оружием древнего воина. Подобное оружие было практически у всех народов мира.

 

Две палицы – длинная рукоять и прикрепленный к нему ремнем или веревкой деревянный бич – цеп – был не только сельскохозяйственным орудием для молотьбы, но и грозным оружием в руках крестьянина. Палица постепенно трансформировалась в булаву. От нее происходят шестопер, кистень и пр. В древности палица, украшенная самоцветами, резьбой – берло – была символом власти.

 

Секира‑молот

 

Секира с широким обушком, вид оружия ближнего боя. Встречается в археологических находках начала медного века, в раннем периоде трипольской культуры.

Первые секиры‑молоты делали из твердых пород камня техникой обивки, для рукояти сверлили сквозное отверстие. Позже начали изготавливать медные секиры‑молоты в технике литья (по восковой модели или в форме).

 

«Во многих гимнах Ригведы, в мифах и преданиях воспевается некое подобное кию оружие бога Индры «ваджра». Каким оно было, индийцы уже не помнят, изображая его по‑разному. Но угро‑финны позаимствовали это слово («васара», «вечер»), и означает оно у них «молот», «секира». Действительно, каменные боевые секиры‑молоты нередко находят в наших катакомбах. Индра был богом‑громовержцем. Каменным молотом вооружен германский бог‑громовержец Тор, как и славянский бог Перун ( в народе каменные молоты, которые находили иногда в поле, назывались «перуновы молотки»). Боевым концом у такого оружия было не лезвие, а обух. Об этом свидетельствуют круглые дыры в черепах, которые находили при раскопках многих европейцев того времени, дыры, совпадающие по размерам с обухом боевой секиры‑обуха»

(Л. Клейн).

 

Шестопёр

 

Древнее оружие, которое представляет собой металлическую головку с острыми выступами – перьями, посаженную на деревянный рукоять (отсюда название – пернач ). Со временем – атрибут власти военачальников. В казацких войсках был зна́ком власти полковников.

 

Вид булавы, которая была главным символом полковничьей власти на Украине в ХVІІ–ХVІІІ вв. Имел форму палицы (серебряной или позолоченной) длиной 0,5 метра с литою позолоченной головкой и шестью ажурными перстнями (отсюда название – шестопер).

Казацкие полковники имели перначи (шестоперы, ребристые булавы) меньше, чем у кошевого атамана, которые носили за поясом. Иногда в рукоять пернача или булавы вкручивался кинжал. В ХV – ХVІІІ вв. пернач, как и булава, использовался как символ власти. Например, у запорожских казаков булава символизировала гетманство, а пернач – должность полковника. Булава и пернач были символами власти и у других народов.

 

Войско в походе. «Житие Бориса и Глеба»

 

 

Г) Метальное, колющее оружие

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!