Федор Карпов: в поисках гармонии.



Обратим внимание на сочинение, в котором речь идет именно о «правде».

Главное сочинение Феодора – Послание к митрополиту Даниилу. Это послание написано до 1539 г. Ф. Карпов предстает необыкновенно образованным человеком, знавшим «Этику» Аристотеля, «Метаморфозы» Овидия, произведения Гомера и святоотеческую литературу.

 Из текста следует, что «дело народное» - это само православное царство, стремящееся к «вечности», т.е. к спасению. Всем крестьянам, считал он, терпение необходимо – одни больше, другим меньше. Карпов пояснял, где находится та граница: «терпение» не должно оскудевать в монастырях. «Дело народное» от «долготерпения» погибает. Ведь люди находятся в «море велицем», они нуждаются во властях, царях, которые бы защищали «неповинных» и казнили «вредящих». В деле народном должна быть гармония, а ее отсутствие очень беспокоило Карпова. 

Терпение мыслится необходимым для лиц духовного звания. Карпов считал, что гражданство имело вполне определенное значение – это всякое светское устройаство и мирские люди.

Ф.Карпов различал правду и справду. В справде – исправление дел, правильное отношение. Слово это в староукраинском языке значит тоже, что и справа – «управа, управление, дело». Разница между правдой и справдой едва уловимая, но весьма существенная: первая демонстрирует полноту исполнения Слова БожьегоЮ а потому в определенных контекстах отожествима с истиной; вторая же – понятие приземленное.

Домострой: образ жизни в правде и вере.

«Правда» и «вера христианская» - ключевые слова для памятника, который в историографии представлен обычно лишь в качестве «домовой книги». Между тем, практическая значимость тих слов в тексте памятника наполнена конкретным содержанием и данных человеку как ключ к пониманию того, какой должна быть бытовая жизнь православного ради спасения души.

В Домострой вставлялись те слова отцов церкви, в которых находили нужный «сплав» быта с определением правильного бытия. О ценностной ориентации автора этого памятника свидетельствуют его первые строки. Характерны названия следующих глав: «Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и покланятись им»; «Како таинам Божиимпричащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшного Суда чаяти и касатися всякой святыни» и т.д. Особо оговаривалось то, как служить русскому царю. «Правда» и «вера христианская» незримо присутсвуют едва ли не во всех главах Домостроя, а об ответственности перед Христосом на Страшном Суд напоминается постоянно.

По существу, бытовая сторона «Домостроя», регламентирующая жительство православного человека, является ничем иным, как описанием «бытовой правды». Т.е. правильных дел с точки зрения веры, которыми определялось поведение христианина. Цель – спасение не только отдельно взятой личности, но и всех православных.

Матвей Башкин: опасные мысли.

Верность Божьим заповедям и страстное стремление к их самостоятельному исполнению в «домостроевской» жизни могли привести человека к тому, что случилось с Матвеем Башкиным…

В 1553 г. В Великий постМатвей Башкин пришел к попу Симеону с «молением» принять его на исповедь. Симеон его принял, и Башкин поделился сомнениями: соблюдают ли все христианские заповеди. Домострой был создан, чтобы в эпоху эсхатологических ожиданий обезопасить саму систему общественных отношений от подобных самостоятельных оценок, что есть «добро». Ведь буквальное следование евангельским заповедям могло разрушить само православное государство.

Матвей Башкин самостоятельно пришел к твердому убеждению, что для спасения необходимо не только читать священные тексты, но и делами осуществлятьзаповеди и правила. Решимость этого человека быть праведным по собственному усмотрению пугала тех иерархов церкви, кто не мог принять столь ярко выраженноесамовластие христианской личности.

В июне 1553 г. Сильвестр поставил в известность царя о «новоявившейся ереси». И.М.Висковатый уже склонен был обвинить в ереси и Матвея Башкина, и попа Симеона, и самого Сильвестра.

25 октября 1553г. В присутствии царя и бояр Висковатый решился обвинить Сильвестра и Симеона в пособничестве Матвею Башкину.

В такой обстановке началось дело Матвея Башкина. Он был призван виновным в ересях. Трудно сказать, насколько эти обвинения правдивы. После долгих и жестоких пыток Башкин признался, что он «злое учение принял от Литвы».


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!