Начальная девятка. Малый образ



Возврат к своему Пути. Смысл этого – счастье.

 

Девятка вторая

Тянешь к возвращению. Натянутый возврат к счастью.

Девятка вторая. Малый образ

Притягиваешь возврат. В равновесии также не теряешь себя.

 

Девятка третья

У колесницы отваливаются спицы. Муж и жена отворачивают глаза.

Девятка третья. Малый образ.

Муж и жена отводят глаза. Не способны управлять домом.

 

Шестерка четвертая

Наличие доверия. Кровь выходит. Уходят страхи. Отсутствие неприятностей.

Шестерка четвертая. Малый образ

Наличие доверия. Тревога уходит. Наверху соединение устремлений воли.

 

Девятка пятая

Наличие доверия судорогам подобно. Богатство от своего соседа.

Девятка пятая. Малый образ

Наличие доверия. Как будто связали. Не богатей в одиночку.

 

Верхняя девятка

То дождь, то прекращается. Наверху лучше всего нагружать и везти. Для женщины – Верность к угрозе. Луна почти полная. Мудрому правителю поход – к несчастью.

Верхняя девятка. Малый образ

То пойдет дождь, то прекратится. Сила духа накапливается и несет. Государю поход – к несчастью. Есть в чем сомневаться.

 

9 | Толкование Чэн И

МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если есть СБЛИЖЕНИЕ, то есть то, с помощью чего накапливают, потому и возникает НАКОПЛЕНИЕ. Поэтому принимается знаком МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ». Когда предметы сближаются и примыкают друг к другу, тогда создается собирание. Собирание – это и есть НАКОПЛЕНИЕ. Кроме того, есть взаимная родственность, таким образом волеустремления друг друга питают. Поэтому МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ идет после СБЛИЖЕНИЯ, 8. НАКОПЛЕНИЕ – это остановка, остановка приводит к собиранию. Знак состоит из Ветра наверху и Неба внизу. Знак Небо – это предмет, который должен быть наверху, однако располагается под знаком Ветер. И поэтому твердость и Напряженность скапливаются, сдерживаются Ветром. С этой точки зрения нет ничего лучше, чем Послушность знака Ветер. Поэтому и появляется НАКОПЛЕНИЕ. Однако знак Ветер иньский, тело его – мягкая Послушность. У него недостаточно сил, чтобы остановить твердость и Напряженность, поэтому Путь этого НАКОПЛЕНИЯ лишь в малом. Кроме того, четвертый уровень – единственный инь, и ему радуются 5 ян, так как у него есть и место, и мягкость. Способен сдерживать волю множества ян, поэтому и возникает понятие НАКОПЛЕНИЯ. МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ говорит, что малым накапливаешь великое, хотя накапливается малое. Нужно делать малые дела. В «Объяснении устройства знака» особенно указывается, что Шестерка четвертая накапливает и сдерживает все ян, создает смысл знака. Не говорится о 2 телах, поэтому подчеркивается важность четвертого уровня.

 

9 | Привязанные слова

 

 

МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Воплощение. Плотные облака, нет дождя с наших западных окраин.

 

9 | ПС Исходный смысл

Послушность Проникновения – это имя уровня знака из 3 черт. 1 инь скрывается под 2 ян, поэтому его Сила духа – это Послушность, вхождение. Его образ – это Дерево, Ветер. МАЛОЕ – это инь. НАКОПЛЕНИЕ – это то, что останавливает. Наверху Ветер, внизу Небо – с помощью инь сдерживают ян. Кроме того, в знаке Шестерка четвертая сдерживает 5 ян вверху и внизу. Поэтому и называется МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ.

Кроме того, с помощью инь накапливают ян. Инь способен связывать, но не способен держать крепко, так появляется образ того, что накапливается малое. Внутри Напряженность, вовне Проникновение. Двойка и Пятерка – оба янских уровня – располагаются посередине целого знака и действуют в делах, обладают твердостью и способны к равновесию своей воли, поэтому появляется образ способности действовать. Таким образом, гадающий обязательно обретает Воплощение и проводимость.

Однако НАКОПЛЕНИЕ не дошло еще до предела, и Замысел еще не осуществляется, поэтому появляется образ плотных облаков, когда нет дождя с моей западной окраины. Плотные облака – это иньская сущность, а западная окраина – это иньская местность. «Я» – так называет себя Вэнь-ван. Вэнь-ван, создавая Перемены в тюрьме Юли, рассматривал область Чжоу, свою родину, в горах Цишань как западную область, и это как раз было правильное время для МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ. Гадающий должен быть таким, как говорят образы этих знаков.

 

9 | ПС Толкование Чэн И

Облака – это Сила дыхания инь и ян. 2 Силы дыхания соединяются и сливаются, друг друга укрепляя. Ян запевает, инь вторит в лад – это Послушность, поэтому лад. Если инь прежде действует, чем ян запевает, то нет Послушности, поэтому нет лада. Нет лада, поэтому не может образоваться дождь. НАКОПЛЕНИЕ и собирание облаков хотя и плотное, но не образуется дождь, потому что идет с моей западной окраины. Северо-восток – янская сторона, юго-запад – иньская сторона. Получается, что запев идет с иньской стороны, поэтому нет лада и не может образоваться дождь.

Человек видит, что облака поднимаются далеко на горизонте, далеко от Четверки, поэтому говорится об окраине, предместье. Четверка является хозяином знака МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ, она описывает человека, а именно Вэнь-вана.

 

9 | ПС Сводные толкования

Ху Юнь говорит:

«Инь и ян соединяются, и тогда проливается дождь, он питает и дает жизнь. Если янская Сила дыхания поднимается вверх, а иньское Дыхание не способно крепко закрывать, тогда нет дождя. Если иньская Сила дыхания способна запечатывать, но янская Сила дыхания не соединяется с ней, то также не будет дождя. Это подобно тому, как пар вновь превращается в воду в закрытом сосуде. Слова „с моей западной окраины“ указывают на то, что Сила дыхания поднимается с иньского положения западной окраины, потому никак не сможет превратиться в дождь».

 

«Записи и изречения мудрена Чэна»

Вопрос: можно ли знак МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ рассматривать как то, что слуги сдерживают государя, а знак БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, – как государя, который сдерживает слуг?

Ответ: нельзя. БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ – это то, как накапливается большое, а МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ – это то, как накапливается малое. Однако если государь сдерживает (накапливает силу) слуг и слуги сдерживают (накапливают силу) государя, то подобный закон применяется и в большом, и в малом».

 

Чжан Цзюнь говорит:

«Если слуга искренен в своих намерениях, то Сила духа государя не рассеивается. Это подобно тому, как Сила дыхания Неба не имеет отклика, поскольку звук не отражается от Неба, поэтому говорится: „Плотные облака, но нет дождя“ Положение инь на западной окраине, поэтому слова „с моей западной окраины“ означают, что янская Сила дыхания еще не откликнулась».

 

Изречения по родам Чжу Си

Что значат слова «плотные облака, нет дождя с наших западных окраин»? Дождь означает состояние наполненности иньской Силы дыхания. Она сгущается, накапливается и становится плотной. Только тогда падает вниз, становясь дождем. Здесь знак Небо продвигается наверх. 1 иньская черта останавливает его, не давая ему продвигаться, и не может остановить его. Поэтому в «Объяснении устройства знака» говорится: «Ценность – в продвижении вперед», что указывает на стремление знака Небо продвинуться наверх. Ян доходит до Верхней Девятки, когда речь идет о начале и конце знака. Если НАКОПЛЕНИЕ доходит до предела, происходит рассеяние Дыхания. Хотя дождь то начинается, то прекращается, иньская Сила духа полна, поэтому дается предостережение, что государю поход к несчастью.

 

Цю Фуго говорит:

«Знак Небо изначально находится сверху над всеми сущностями. Здесь он находится под знаком Ветер, поэтому его мощь сдерживается, накапливается мягкостью. Таковы образы МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ. Однако Шестерка четвертая – единственный инь – накапливает силу ян, останавливает 5 ян. Она способна связывать его волю, но не способна закреплять ее. Так на Пути НАКОПЛЕНИЯ появляется НАКОПЛЕНИЕ МАЛОГО. Если вещи накапливаются, происходит остановка. Если остановка доходит до предела, тогда опять начинается движение. Поэтому в МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ также есть значение Воплощения, проходимости.

Плотные облака – это иньская Сила дыхания. От второго уровня до четвертого мы видим вплетенный знак Водоем, который соответствует западу, поэтому и говорится: «Западное предместье“. Четверка, будучи мягкой, располагается на мягком положении, поэтому здесь возникает этот образ. Во всех случаях облака с востока на запад обозначают появление дождя. С запада на восток – это отсутствие дождя. Если инь запевает прежде ян, тогда возникают подобные обстоятельства. В МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ мягкость является хозяином, она не способна крепко связывать ян, но она сдерживает его, останавливает, поэтому и говорится, что „плотные облака, но нет дождя“».

 

Линь Сиюань говорит:

«Знак МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ имеет 2 значения. Первое: малое накапливает силу большого, сдерживая его. Второе: то, что сдерживается, – это малое. Только через малое можно накапливать большое, потому малое также нуждается в сдерживании. Оба они в этом схожи.

Сила дыхания Неба соответствует ян, Сила дыхания Земли соответствует инь. Здесь инь сдерживает ян, и получается наоборот: Сила дыхания Неба становится иньской, а Сила дыхания Земли – янской. Почему так? 2 орудия сознания отличаются друг от друга направлением движения: когда Сила дыхания поднимается снизу вверх – это инь, а когда Сила дыхания опускается сверху вниз – это ян. Если говорить с точки зрения соединения Четырех Образов, то есть круговращения Великого предела, то, когда инь поднимается вверх, он превращается в ян, а ян опускается вниз и становиться инь. Таково рассуждение из знака НЕЗРЕЛОСТЬ, 4. Таким образом, можно далее развить ту мысль, которую начал Чжу Си».

 

9 | ПС Замечание Ли Гуанди

Необходимо понимать, откуда берутся смыслы этих образов, тогда и значение знака станет понятно само собой. В «Привязанных словах» говорится: «Плотные облака, нет дождя». Это означает, что Земная Сила дыхания поднимается вверх, а Небесная Сила дыхания еще не отвечает ей. Таким образом, облака приходят с запада, инь запевает, а ян еще не согласуется с ним. Так как разговор идет с точки зрения верха и низа, Сила дыхания Земли – это инь, а Сила дыхания Неба – это ян. Если говорить с точки зрения инь и ян 4 сторон, то западная сторона – это инь, а восточная сторона – это ян. Инь чувствует, что ян еще не откликнулся. Таким образом и возникает в этом знаке значение МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ.

В «Объяснении устройства знака» говорится: «Благотворение еще не действует». Это означает, что иньская Сила дыхания уже поднялась наверх. Когда говорится, что действия отдачи еще нет, это означает, что иньская Сила дыхания еще не способна создать дождь и опуститься вниз. Если уподобить это человеческим делам, то это воля слуги, помощника, которая охраняет страну, но не способна еще войти в согласие с волей государя-отца. Все толкователи склонны рассматривать Силу дыхания Земли, ее подъем вверх, как ян, а Силу дыхания Неба, ее отклик внизу, как инь. В «Объяснении устройства знака» есть слова: «Ценность – в продвижении вперед», и это тоже соответствует качеству движения ян.

 

9 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / Мягкость обретает положение, а верх и низ находятся в созвучии. Это и называется МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ.

 

9 | ОУ / 1 Исходный смысл

Смысл объясняется через рассмотрение тела знака и имени знака. Выражение «мягкость обретает положение» указывает на то, что Шестерка находится на четвертом уровне, это правильное положение. Слова «верх и низ» указывают на 5 ян.

 

9 | ОУ / 1 Толкование Чэн И

Единственный инь находится на четвертом уровне в верхнем знаке. Это и означает «мягкость обретает положение». Все 5 янских уровней вверху и внизу находятся в созвучии с ней, поэтому происходит НАКОПЛЕНИЕ. 1 инь накапливает, сдерживает 5 ян, он способен привязать, но не способен удержать, поэтому и говорится о МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ.

 

9 | ОУ / 1 Сводные толкования

Ху Юнь говорит:

«Знак МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ можно понимать 2 способами. Первый: Шестерка четвертая – единственный инь – обретает правильное положение. При этом 5 ян наверху и внизу находятся в отклике с ним. Поэтому МАЛОЕ, то есть инь, способно к НАКОПЛЕНИЮ. Второй способ понимания таков: 3 ян находятся внизу и вместе продвигаются вверх. Четвертый уровень – единственный инь – должен вести их вперед, поэтому роль НАКОПЛЕНИЯ выпадает на малую силу».

 

/ 2 / Напряженность и плавность Проникновения. Так действуют равновесие и движение воли – и тогда Воплощение.

 

9 | ОУ / 2 Исходный смысл

Напряженность и Проникновение – это 2 тела знака. Слово «Воплощение», похоже, относится к янскому уровню.

 

9 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Свойства знака строятся на качествах составляющих его знаков: внутри Напряженность, а вовне Послушность. Будучи Напряженным внутри, способен Проникать, то есть совершать поступки. Двойка и Пятерка находятся посередине в равновесии. Ян по своей природе стремится вверх, уходя от тела знака Небо, воля его направлена на сближение с верхним знаком.

Твердость ян, пребывающая в равновесии, понимается как питание, НАКОПЛЕНИЕ ян, которое дает силу мягкости знака Ветер. Говорится, что в знаке есть способность к Воплощению, и причина этого как раз в равновесии твердости. Название знака получается из того, что инь накапливает, или сдерживает, ян. Если говорить с точки зрения уровней, то ян является срединным и твердым. Если человек будет обладать такими качествами, тогда, будучи в обстоятельствах НАКОПЛЕНИЯ, пусть даже и МАЛОГО, он будет способен к Воплощению.

 

/ 3 / Плотные облака, а нет дождя. Ценность – в продвижении вперед из своего западного предместья. Это означает, что благотворение еще не действует.

 

9 | ОУ / 3 Исходный смысл

Выражение «Ценность – в движении вперед, в уходе» означает, что НАКОПЛЕНИЕ еще не достигло предела и его Сила дыхания стремится вверх.

 

9 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Когда на Пути НАКОПЛЕНИЯ не способен создавать великое, это подобно плотным облакам, которые никак не могут пролиться дождем. Когда инь и ян соединяются в ладу, тогда, конечно же, есть взаимная прочность и начинает идти дождь. Если же между двумя Силами дыхания нет лада, то ян начинает продвижение вперед и вверх, поэтому и не создает дождь. Об этом и говорится: «Благотворение еще не действует». В МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ нет возможности создать большое, и это выражается в словах, что на западной окраине облака плотные, а дождя нет.

 

9 | ОУ / 3 Сводные толкования

Ван Фэн говорит:

«Четверка – это расцвет1 инь, поэтому появляется образ плотных (то есть сильных) облаков (то есть инь). Мягкость останавливает Напряженность, и поэтому ян лишается своей крепости, об этом и говорится: „Нет дождя“. Западная окраина относится к разряду инь».

 

Ян Ши говорит:

«В знаке 5 ян и 1 инь, следовательно, инь является хозяином. Четверка иньская находится на иньском положении, поэтому мягкость обретает высокое положение и становится хозяином всего знака, а ян вверху и внизу созвучен ей, поэтому инь накапливает ян. Ян велик, а инь мал, поэтому знак и называется МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ.Уровень Шестерки четвертой объясняет это и воплощает в себе качества всего знака. Тройка, янская и Напряженная, продвигается вперед, проникая в тело знака Ветер через единственный инь. Девятка пятая – твердая и равновесная – объединяет свои устремления воли с Двойкой, поэтому происходит Воплощение».

 

Сян Аньши говорит:

«Закономерность устройства инь и ян такова, что предельное НАКОПЛЕНИЕ выливается в Воплощение. Малость в НАКОПЛЕНИИ говорит о том, что, хотя и нет быстрого Воплощения, все же придешь к успеху и окончишь тем, что добьешься Воплощения. На всех 6 уровнях так или иначе говорится об этом. Единственный мягкий инь обретает положение, а 5 ян в созвучии с ним. Инь слишком сильно привязывается к чувствам, поэтому он не может управлять всем, это и есть МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ.

Если говорить с точки зрения 2 тел знака, то знак в целом обладает Напряженностью и способностью Проникать, входить. В этом нет резкости движения, нет строптивости. При этом силы достаточно, чтобы проникнуть. Двойка и Пятерка – обе твердые и равновесные. Они действуют в общности сердец, общности Силы духа, поэтому обязательно будет Воплощение.

Когда инь закрывается до предела, тогда янская Сила дыхания прорывается и создает дождь. Выражение „плотные облака, нет дождя“ указывает на то, что иньская сторона уходит вверх, но еще не дошла до предела, до самого верха. Выражение „с моей западной окраины“ указывает на то, что сам Вэнь-ван происходил из княжества, расположенного к западу от царства Инь. Во всяком случае сохраняется значение того, что накапливается помалу, но говорится, что Ценность – в уходе, поэтому нельзя не уйти. Если же нельзя не уходить, значит, крепость Воплощения находится в равновесии. Что касается устройства общества, то можно сделать вывод о том, что через поведение слуг воспитывается государь. В конце концов это должно привести к полному постижению».

 

9 | Большой образ

 

 

Ветер движется выше Неба. МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Государь тем самым стремится к Силе духа явленных знаков, явленного узора.

 

9 | БО Исходный смысл

У Ветра есть Сила дыхания, но нет вещества: он способен сдерживать, но не способен длить. Поэтому он служит образом МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ. Красота внешних узоров Силы духа говорит о том, что еще не можешь накапливать много и действовать долго.

 

9 | БО Толкование Чэн И

Твердость и Напряженность знака Небо накапливается с помощью знака Ветер, Проникновение. Ибо если в природе есть твердая Напряженность, то только мягкая Послушность способна сдерживать и накапливать ее. Можно сдерживать и накапливать, но при этом нельзя жестко ограничивать эту Напряженность. Ее можно сдерживать, связывать с помощью мягкой Послушности, поэтому и говорится о МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ.

Государь взирает на образы МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ и украшает свою Силу духа внешними узорами, внешними проявлениями. Тем самым он осуществляет значение НАКОПЛЕНИЯ и собирания. Если государь сдерживает и накапливает, то в великом он осуществляет Путь, соединяя все нитями своей Силы духа. А в малом это проявляется как дар, одаренность, искусство, внешняя красота явленных узоров. Государь взирает на образ МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ и стремится украшать Силу духа внешними узорами. При этом Сила духа внешних узоров также должна относиться к области малого.

 

9 | БО Сводные толкования

Инь Циюань говорит:

«От большого Ветра сгибаются деревья и травы. Но после того как он пройдет, они вновь выпрямляются, возвращаясь к прошлому состоянию. Так и здесь: способен к действию, но не способен к длительности. Есть Сила дыхания, но нет вещества».

 

9 | Начальная девятка

 

 

Возвращаешься на свой Путь, откуда быть неприятностям? Счастье.

 

9 | НД Исходный смысл

Нижний знак Небо изначально располагается над всеми сущностями. Воля устремляется в продвижении наверх и сдерживается иньской чертой. Однако Начальная Девятка в теле знака Небо находится внизу и обретает правду через правильный отклик с Шестеркой четвертой. Впереди далеко еще до инь, поэтому не сдерживается и не накапливается. Поэтому появляется образ того, как в продвижении возвращаешься к своему собственному Пути. Если гадающий так себя ведет, тогда отсутствуют неприятности и будет счастье.

 

9 | НД Толкование Чэн И

Начальная Девятка – янский уровень в теле знака Небо. Ян по своей природе находится над вещами, и, кроме того, его качество твердой Напряженности способно продвигаться вверх. Так как Девятка имеет общность волеустремлений с чертой из верхнего знака, то продвигается наверх. Это и есть Путь ян, поэтому говорится: «Возвращаешься на свой Путь, откуда быть неприятностям?» Если же отсутствуют неприятности, то тогда будет и счастье. Поэтому говорится: «Отсутствие неприятностей обозначает возможность добром восполнять ошибки». Если Начальная Девятка движется по своему Пути в правильном направлении, тогда не будет ошибок и неприятностей, поэтому говорится: «Откуда быть неприятностям?» Отсутствие неприятностей совершенно очевидно.

 

9 | НД Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Возвращение – это приход обратно. Начальная янская твердость находится в теле Напряженности, все движения воли стремятся вверх, при этом Четверка сдерживает и останавливает продвижение, обретая правильные и время, и место, поэтому и называется „возвращение“. Однако Начальная Девятка – твердая, владеет правдой, находится в созвучии с Четверкой, поэтому Четверка не ограничивает ее, не сдерживает. Это и означает„воз-врат на свой Путь“. Смысл уровня в том, что в действительности я сам возвращаюсь на свой собственный Путь».

 

Гун Хуань говорит:

«В выражении „возвращение на свой Путь“ используется тот же иероглиф, что и в выражениях „не бывает ухода без возвращения“, „не издалека возвращаешься“. Он означает, что возвращаешься вниз на одну позицию, не продвигаешься вперед. Начальная Девятка – это качество янской твердости, занимает нижний уровень. Следовательно, она сдерживается иньской Четверкой, но знает время, когда продвигаться, а когда возвращаться на свой Путь. Откуда же тогда быть неприятностям? Девятка вторая говорит, что „тянешь к возвращению“. И это тоже указывает на то, что Начальная Девятка с ней в связке тянет изнутри. В Переменах не бывает, чтобы посредством возвращения производилось продвижение вверх».

 

Юй Янь говорит:

«Возвращение указывает на возврат на свою исходную позицию, когда твердость Начальной Девятки устанавливает отклик с мягкостью Шестерки четвертой и так подпадает под ее ограничение. Возникает опасность потерять свой Путь. Но на первом уровне возвращаешься на правильный Путь, удерживая себя сам, поэтому способен преодолеть, исправить, избежать неприятностей и создать счастье».

 

Хэ Кай говорит:

«Между Небом и Землей Сила дыхания преобразуется в человеческих делах, в которых всегда есть время для того, чтобы инь сдерживал ян. Если ян сдерживается при помощи инь, тогда для него будет неблагоприятно быть слишком твердым и поспешным в движениях. Начальная черта обладает янским качеством, располагается на янской позиции, при этом она сокрыта внизу. Откуда быть неприятностям? Вначале говорится: „Откуда быть неприятностям?“ а потом говорится о счастье, потому что отсутствие неприятностей и является счастьем».

 

9 | НД Замечание Ли Гуанди

Возвращение, в соответствии с предыдущим объяснением Ван Шэньцзы, означает продвижение вверх. Если же взять знак БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, то два первых уровня следует рассматривать так, как это делают господа Ван и Лун. Их объяснения являются предпочтительными.

 

9 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

Возврат к своему Пути. Смысл этого – счастье.

 

9 | НД.МО Толкование Чэн И

Качество уровня – это янская твердость, поэтому происходит возврат на свой Путь, что означает счастье. Начальный и четвертый уровни находятся в правильном созвучии, и во время МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ они друг друга сдерживают.

 

9 | НД.МО Сводные толкования

Чжан Чжунь говорит:

«Способен вернуть себя на Путь, способен действовать сам, и в этом нет противоречий закону, следовательно, способен сдерживать и накапливать самого себя. Об этом и говорится: „Смысл этого – в счастье“».

 

9 | Девятка вторая

 

 

Тянешь к возвращению. Натянутый возврат к счастью.

 

9 | Д2 Исходный смысл

У 3 нижних ян воля одинаковая. Однако Девятка вторая постепенно приближается к инь. Будучи твердой и равновесной, она способна в связке с Начальной Девяткой тянуть весь знак к возврату. И это тоже Путь к счастью. Если гадающий ведет себя таким образом, то будет счастье.

 

9 | Д2 Толкование Чэн И

Двойка янская пребывает посередине нижнего тела, а Пятерка янская пребывает посередине верхнего тела. В обоих случаях янская твердость располагается посередине, и она сдерживается влиянием инь. Оба ян хотят вернуться наверх. Пятерка, хотя и находится над Четверкой, но тоже сдерживается, останавливается. Так образуется их общая воля, ибо в общем разрушении – взаимное огорчение. Двойка и Пятерка имеют общую волю и поэтому тянут друг друга к возвращению. 2 ян вместе двигаются, поэтому инь не способен преодолеть их. Они обретают возможность прийти к своему возвращению, потому и счастье.

Если продолжаешь движение к своему возвращению, тогда уходишь от сдерживания. Пятерка – это тело знака Ветер. Знак Ветер сдерживает знак Небо и возвращается. В знаке действуют 2 тела, когда Ветер сдерживает Небо. А если говорить с точки зрения всего знака, то 1 инь сдерживает 5 ян. В Переменах во всех случаях значение знака применяется в соответствии с качеством времени.

 

9 | Д2 Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Двойка едет на Начальном уровне и сдерживается иньским влиянием, что тоже побуждает ее к возврату. Третий уровень также сдерживается инь, поэтому отваливаются оси движения и нет продвижения дальше. Двойка, будучи янской, пребывая на иньском положении, находится внизу, но обретает средину. Наверху у нее тоже нет отклика, поэтому она, не ожидая сдерживания, подвергается сдерживанию. Получается, что она в общей связке тянет вниз и возвращается. Таким образом, она не теряет свою срединность, сама способна внимательно отслеживать продвижение и отступление, не терять равновесие, потому и счастье».

 

Хэ Кай говорит:

«Будучи притянутой в связку с Начальным уровнем, возвращается, пребывая внизу. Поэтому и счастье».

 

9 | Девятка вторая. Малый образ

 

 

Притягиваешь возврат. В равновесии также не теряешь себя.

 

9 | Д2.МО Исходный смысл

Эти слова продолжают значение предыдущего уровня с учетом равновесия срединности.

 

9 | Д2.МО Толкование Чэн И

Двойка располагается посредине внутреннего знака и обладает правдой. Твердость и мягкость, продвижение и отступление не теряют срединного Пути. Возврат ян в своей доблести обязательно обладает силой. Таким образом, эта сила в продвижении не доходит до избыточной, преодолевающей твердости. Если есть преобладающая твердость, тогда сам себя потеряешь. А здесь говорится только: «Притягиваешь возврат». И красота расположения в равновесии вновь означает счастье.

 

9 | Д2.МО Сводные толкования

Ян Ваньли говорит:

«На Начальном уровне находишься в возврате, поэтому говорится об этом, как о счастье, о возврате янской Силы дыхания. Двойка продолжает Силу дыхания ян, возврата, поэтому говорится: „Притягиваешь возврат“. Если стараешься обратиться к возврату, тогда не будет ошибок».

 

Юй Фань говорит:

«Если янская Двойка уходит вверх – к ян, то не теряет себя, продолжая естественное качество своей янской природы. Если же она притягивается вниз, то внизу тоже ян и она тоже не теряет себя. Слово „также“ означает продолжение смысла предыдущего уровня. Хорошее предсказание и на Начальном, и на втором уровнях».

 

9 | Девятка третья

 

 

У колесницы отваливаются спицы. Муж и жена отворачивают глаза.

 

9 | Д3 Исходный смысл

Девятка третья также стремится продвинуться наверх, однако она твердая и не обладает равновесием. Она слишком близко располагается к инь и потому находится под его большим влиянием. Кроме того, она не имеет правильного отклика. Однако инь и ян друг друга связывают и сдерживают, не могут продвигаться вперед, поэтому и говорится: «У колесницы отваливаются спицы». Однако твердость воли недостаточна в обстоятельствах ухода от срединности, от равновесия, и поэтому говорится, что «муж и жена отворачивают глаза». Предостережение гадающему: в такой ситуации не сможешь свободно продвигаться, могут возникнуть спор и вражда, соперничество.

 

9 | ДЗ Толкование Чэн И

Тройка – это янский уровень, который не обладает равновесием, и, будучи плотным, близок к Четверке. Качества инь и ян друг к другу стремятся, кроме того, желают сблизиться, но не обладают равновесием: инь сдерживает и ограничивает, поэтому нет возможности продвинуться вперед. Это подобно тому, как у колесницы отвалилась ось колеса.

«Муж и жена отворачивают глаза» – это говорит о том, что иньограничиваетян. Это намек на гневные взгляды. Мы видим, что женщина не подчиняется своему мужу, а наоборот, ограничивает его. Жена, которая мужем обласкана, проявляет себя неправильно: отворачивается и ограничивает своего мужа. Поэтому и говорится об утрате оси, то есть правильного поведения, и поворачивании глаз. Таков образ третьего уровня.

 

9 | ДЗ Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Ось колесницы – это то, к чему крепятся колеса, а спицы – это то, что удерживает колесо. Однако спицы не могут отвалиться от колеса. Поэтому нужно говорить о том, что ось трескается и повозка не может двигаться. Повозка – это образ семьи. В знаках БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 26, и в БОЛЬШОЙ МОЩИ, 34, используется слово „ось“.

Еще говорится, что в Девятке третьей слова „отворачивают глаза“ говорят о жене и намекают на взаимную вражду с мужем.

Верхняя Девятка указывает на старшую жену в доме, которая воплощает Путь Послушности и следования».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В Девятке второй знака БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ ось рассматривается на основании толкования словаря Сюй Шэня „Толкование письмен“: ось – это перекладина из дерева под повозкой для крепления колес. Второй уровень подходит для образа оси, поскольку это наиболее важное место. В Девятке второй знака БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, говорится: „Отваливается ось“ на основании того, что уровень твердый и срединный. Повозка останавливается и не продвигается. В Девятке третьей МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ говорится: „Отваливаются спицы“ потому что уровень твердый, но у него нет средины. Повозка останавливается посредством инь и не способна продвинуться. Если отваливается ось, тогда можно починить и двигаться дальше. Если отваливаются спицы, тогда уже не сможешь двигаться».

 

9 | ДЗ Замечание Ли Гуанди

Девятка третья сближается с Шестеркой четвертой, поэтому возникает образ отношений между мужем и женой. Эта твердая черта находится на твердом уровне – слишком твердая сущность не способна сама себя ограничивать в движении. Шестерка четвертая, напротив, слишком мягкая, поэтому тоже не способна ее остановить. Несдержанное движение вызывает поломку, поэтому и говорится: «У колесницы отваливаются спицы». В отступлении не находишь успокоения, поэтому говорится: «Муж и жена отворачивают глаза».

 

9 | Девятка третья. Малый образ

 

 

Муж и жена отводят глаза. Не способны управлять домом.

 

9 | ДЗ.МО Исходный смысл

На уровне Тройки янская твердость является чрезмерной. Это не самое лучшее качество для управления семьей.

 

9 | ДЗ.МО Толкование Чэн И

Если муж и жена будут отводить глаза друг от друга, то именно поэтому они не будут способны управлять домом и семьей. Тройка не руководствуется Путем, поэтому Четверка ограничивает ее и не позволяет ей продвигаться. Если муж не способен направить свою семью, это проявляется в том, что он отводит глаза.

 

Сян Аньши говорит:

«Три янских уровня нижнего знака Небо сдерживаются мягким Проникновением знака Ветер. Начальная Девятка останавливается в начале. Она сама возвращается на свой Путь и не допускает ошибок, чрезмерности. В знаке МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ это самое красивое качество. Девятка вторая уже пришла в движение, но ее тянут объединенные силы 3 янских уровней. В этом случае она способна осуществить возврат. Сначала ее сдерживают, и после этого она останавливается. К ней уже применяют силу МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ, но она находится в середине, поэтому эта сила уравновешена, она не приводит к потере своего Пути.

Девятка третья уже преобладает в твердости, поскольку уже перешла за точку равновесия, из-за чего ее нужно сдерживать. Четверка должна уметь сдерживать ее, и эта мощь обязательно приведет к тому, что они столкнутся. Если муж осуществляет свои движения, действия неправильно, то жена отводит глаза и спорит с ним. Поэтому и говорится, что не может управлять домом».

 

9 | Шестерка четвертая

 

 

Наличие доверия. Кровь выходит. Уходят страхи. Отсутствие неприятностей.

 

9 | Ш4 Исходный смысл

Один инь сдерживает множество ян. В этих обстоятельствах изначально есть вред и разрушение, огорчения и страхи. И только потому, что ее мягкая Послушность обретает уместность положения, 2 янские черты знака Ветер помогают ей. Так получается «наличие доверия». С кровью уходят страхи. При этом обязательно будет отсутствие неприятностей. Указание гадающему таково: если есть у тебя Сила духа, тогда будет и отсутствие неприятностей.

 

9 | Ш4 Толкование Чэн И

НАКОПЛЕНИЕ означает также сдерживание. Четвертый уровень в обстоятельствах сдерживания находится в положении, близком к государю, поэтому он сдерживает государя. Если внутри тебя есть искренность, тогда 5 янских устремлений воли доверяют Четверке и могут подчиниться в сдерживании. Все янские устремления воли привязаны к ней. Сила Четверки – в ее мягкости, которая противопоставляется множеству твердостей.

Только предельно выражая доверие и искренность, можно пройти эти сложности. Мягкость может вызвать сочувствие к себе. Тогда разрушение и вред удаляются, а опасения и страхи уходят. В этом случае возможно отсутствие неприятностей. В противном случае не избежать вреда. Это Путь того, как мягкостью сдерживаешь твердость. Повелитель – это сильная и даже устрашающая личность, но Послушность слуг обладает способностью сдерживать и останавливать его, так как слуги обладают искренностью доверия к действиям своего повелителя.

 

9 | Ш4 Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Инь сдерживает ян. Получается, что малое вмещает большое. Может ли в этом случае не быть огорчения? В одиночку удерживаешь множество ян, вплотную приблизившись к пятому уровню, поэтому способен уйти от огорчения, от крови и страха. Так ты сможешь уйти от неприятностей. Слуга, сдерживающий государя, в первую очередь должен верить в высшую правду, а потом уже наводить порядок. Если же нет соединения его воли с верхами, то не сможет этого сделать».

 

9 | Ш4 Замечание Ли Гуанди

На этом уровне «Толкование Чэн И» является единственно ясным, так как только оно совпадает с «Объяснением устройства знака». Очень ценное замечание то, что четвертый уровень является хозяином всего знака.

 

9 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Наличие доверия. Тревога уходит. Наверху соединение устремлений воли.

 

9 | Ш4.МО Толкование Чэн И

Если Четверка обладает верой в сердце, то Пятерка доверяет ей и дает поручения. Тогда возникает соединение, побуждение общей воли. Это приводит к тому, что тревога уходит и отсутствуют неприятности. Если тревога уходит, то и кровь исчезает. Это указывает на то, что появление тревоги или крови означает, что ты действуешь легкомысленно. Но поскольку есть соединение воли с Пятеркой, то все ян последуют за ней.

 

Го Чжунсяо говорит:

«Происходит соединение воли с Верхним уровнем. Четверка в наличии доверия соединяет свою волю с волей Девятки пятой. Поэтому она становится способной накапливать или сдерживать».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«Если говорится только о тревоге, тогда, очевидно, кровь прольется. Но если ты успокоил свои страхи во внутреннем доверии, то тем самым отдалился от вреда и ран. Такова способность в небрежном движении увидеть важность».

 

9 | Девятка пятая

 

 

Наличие доверия судорогам подобно. Богатство от своего соседа.

 

9 | Д5 Исходный смысл

3 уровня знака Ветер напрягаются и общими силами сдерживают напор знака Небо. Так появляется образ соседа. Девятка пятая находится посредине знака Ветер – на положении власти, поэтому у нее есть сила, чтобы действовать. Она соединяется с твердостью вверху и внизу, поэтому наличие доверия подобно судорогам твердых мышц. Наличие мощной силы дает образ сильного соседа. О таком положении говорится, что имеешь поддержку и слева, и справа. Если у гадающего есть доверие, то он способен будет справиться с обстоятельствами.

 

9 | Д5 Толкование Чэн И

МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ – это малое сдерживание. Множество ян сдерживаются действием инь. Пятерка, будучи равновесной и правильной, находится на положении власти и обладает доверием, поэтому все уровни той же природы созвучны с ней. Об этом говорится: «Судорогам подобно». Это означает, что все янские уровни как будто связаны, их связали и тянут следом за Пятеркой. Девятка пятая – это царственность и твердость, равновесие воли, поэтому она обязательно помогает и наводит порядок с помощью приближенных, поэтому говорится: «Богатство от своего соседа».

Маленький человек, попав в беду, жалуется и ищет защиты от правителя-мудреца. Это могло бы истощить правителя, но воля его крепка, и он поступает таким образом, что обращение маленьких людей за помощью только усиливает его, потому что простой народ сплачивается вокруг него. Наверху должны помогать тем, кто внизу, и объединяться с ними в общую силу. Только таким образом можно получить очень большую силу.

 

9 | Д5 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Доверие может быть и в янских, и в иньских чертах. Срединность и пустота (то есть мягкий срединный уровень) есть корень веры, а срединность и наполненность (то есть твердый срединный уровень) есть вещество веры.

 

9 | Д5 Замечание Ли Гуанди

Раньше толкователи не могли понять значение этого уровня. Если же мы посмотрим на расположение черт в знаке, то увидим, что Шестерка четвертая находится на уровне, близком к государю, и это определяется как МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Девятка пятая – это положение государя. Ее Сила духа подвержена ограничениям снизу – от слуг. Четверка говорит о наличии доверия, так как накопила искренность, поэтому способна сдерживать своего государя.

Пятерка также обладает доверием, так как развивает искренность, принимая в расчет мнение своих подчиненных. Верхи и низы друг другу доверяют. Так на Пути НАКОПЛЕНИЯ и сдерживания происходит завершение. Об этом в словах к четвертому уровню говорится: «Наверху соединяется воля», что указывает на Пятерку. В словах к пятому уровню говорится: «От своего соседа», что указывает на Четверку. Четверка и Пятерка близки друг к другу будто соседи. Кроме того, в соответствии с древними словарями соседи для правителя – это слуги.

Богатство – это наполненность какследствие НАКОПЛЕНИЯ искренности, которая приводит ктому, что естественно и непротиворечиво можешь использовать своего соседа, и твой сосед искренне откликается тебе. Поэтому в «Толковании Образов» говорится: «Не богатей в одиночку». Это означает, что ты сам искренен и ощущаешь искренность. Если же между верхом и низом нет сердечной связи, то невозможно установить соединение. Об этой ситуации говорится: «Не разбогатеешь от своего соседа». Основой для этих образов являются наполненность ян и пустота инь, а смысл у них один.

 

9 | Девятка пятая. Малый образ

 

 

Наличие доверия. Как будто связали. Не богатей в одиночку.

 

Девятка пятая имеет общую природу с 5 янскими уровнями знака, при этом она занимает положение власти. Получается, что она будто связана общей природой с другими уровнями, которые как будто довлеют над ней. При этом лучше будет иметь доверие в сердце. Здесь дается предостережение оттого, чтобы в одиночку стремиться к богатству, ведь вокруг тебя множество подобных тебе людей, у которых общие с тобой желания. Когда государь справляется с трудностями через предельную искренность, то он обретает поддержку народа и в этом обретает способность наводить порядок в Поднебесной.

 

9 | Верхняя девятка

 

 

То дождь, то прекращается. Наверху лучше всего нагружать и везти. Для женщины – Верность к угрозе. Луна почти полная. Мудрому правителю поход – к несчастью.

 

9 | ВД Исходный смысл

Сдерживание дошло до предела и обрело завершение. Это подобно тому, как грозовая туча наконец-то проливается дождем, поэтому говорится: «То дождь, то прекращается». В этом знаке ценится иньская Сила духа, но ее смысл – в ограничении, сдерживании. Поэтому, хотя она действует правильно, все равно есть угроза.

Выражение «луна почти полная» говорит как раз о наполненности иньской Силы духа, но когда инь переполняется, то начинает выступать против ян. В таких обстоятельствах мудрый правитель не должен выступать в поход, который принесет только несчастье. В этом гадании – предостережение от подобного поведения переполненности инь.

 

9 | ВД Толкование Чэн И

Девятка находится на Верхнем уровне знака, следовательно, означает окончание ограничения. На этом уровне ты перестаешь подчиняться ограничению. Выражение «то дождь» означает установление взаимодействия. «То прекращается» указывает на остановку. Инь сдерживает ян, в этом нет лада, поэтому до конца не может остановить. То лад, то прекращение – таким образом завершается Путь МАЛОГО НАКОПЛЕНИЯ.

БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 26, означает ограничение великого. Поэтому, когда оно достигает предела, тогда рассеивается. МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ – это ограничение малого. Поэтому, когда оно доходит до предела, то завершается. Если у тебя есть

НАКОПЛЕННОЕ добро, то лучше всего погрузить его на телегу и отвезти. Если у тебя есть НАКОПЛЕННОЕ в жизни Духа, то лучше всего его везти с помощью Силы духа.

Четверка иньская обладает качеством мягкой Послушности и сдерживает твердость. Такого состояния нельзя достичь за один день, оно накапливается постепенно и в конце концов доходит до предела. Разве можно здесь не предостерегать? Глагол «нагружать» означает также «наполнять». В «Книге песен» встречается такое выражение: «Звук накопился на дороге», которое можно понимать как «дорога наполнилась звуками».

Выражение «для женщины – Верность к угрозе» можно понимать как то, что с помощью инь удерживают ян и с помощью мягкости ограничивают твердость. Это говорит о том, что жена, настаивая на своей Верности, может вызвать опасность и угрозу и для своего, и для твоего Пути. Разве могут жена ограничивать своего мужа и слуга ограничивать своего государя и при этом оставаться спокойными?

Луна достигает полноты, таким образом она становится напротив солнца. Выражение «луна почти полная» говорит о том, что наполненность скоро превратится в противника. Инь уже способен сдерживать ян, потому что мягкая Послушность сдерживает его волю. Не сила, а слабость способна сдерживать. Если это не прекратить, то ян выйдет из себя, и будет несчастье. Поэтому слова «луна почти полная» являются предостережением: женщина скоро вступит во вражду.

Если правитель и дальше продолжит движение по этому Пути, то навлечет несчастье. Слово «правитель» указывает на ян, а «исправительный поход» – на его движение. Слова «уже почти полная» указывают на то, что время приближается к противостоянию. Таково предостережение.

 

9 | ВД Сводные толкования

Ян Ши говорит:

«3 янские черты нижнего знака продвигаются вверх, 1 иньская черта сдерживает их, но не может закрепить это сдерживание. Поэтому говорится: „Плотные облака, а нет дождя. Ценность – в продвижении вперед“. МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ доходит здесь до Верхней Девятки, которая есть предел ухода, поэтому дождь „уже прекращается“. Когда инь и ян живут в согласии, то идет дождь, и когда жена Послушна и Верна – это правильно.

Но здесь в правде присутствует угроза. Слова о том, что „луна почти полная“ говорят, что еще нет ошибки чрезмерности. Похоже, что правитель, дойдя до этой точки, собирается исправить правду, но тем самым он навлечет несчастье. В знаке МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ инь является главным знаком и ограничивает все янские уровни. Если же он доходит до предела, то обязательно начнет сомневаться в ян. Поэтому дается предостережение».

 

Сян Аньши говорит:

«Верхняя Девятка находится на пределе сдерживания. Путь сдерживания уже завершился. Раньше не было дождя, а здесь уже начался дождь, и если раньше еще было куда уходить, то здесь уже нет возможности движения. В „Объяснении устройства знака“ говорится: „Воплощение“. Здесь оно становится явным. „Нагруженный“ означает „собранный“. Ограничение дошло до верхнего предела, Сила духа его собралась и стала слишком плотной, перегрузилась.

Однако если малым пытаться сдерживать большое, то не сможешь держать это долго. Если женщина продолжает настаивать на своей Верности и длить ее вовне, то, конечно же, это приведет к опасности. Правитель, попав в такие обстоятельства, должен возвратиться к себе. Если идет дальше, то будет несчастье. Когда луна доходит до полноты, но наступает темная половина месяца, и когда инь доходит до предела, то начинается убавление его мягкости. Таков естественный закон».

 

Ван Инлинь говорит:

«В Верхней Девятке знака МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ говорится, что луна почти полная и это к несчастью. Инь подозревает ян, сомневается в ян. В Шестерке пятой знака ПРИХОД ДЕВЫ, 54, есть такое указание: „Луна почти полная – к счастью“ потому что инь находится в правильном созвучии с ян. В знаке ДОВЕРИЕ К ВНУТРЕННЕМУ, 61, на уровне Шестерки четвертой говорится: „Луна почти полная“ что ведет к отсутствию неприятностей, потому что инь Послушен ян».

 

9 | ВД Замечание Ли Гуанди

Этот уровень рассказывает, что Путь ограничения, сдерживания, уже завершился. Господин Ян описал это лучше всех.

 

9 | Верхняя девятка. Малый образ

 

 

То пойдет дождь, то прекратится. Сила духа накапливается и несет. Государю поход – к несчастью. Есть в чем сомневаться.

 

9 | ВД.МО Толкование Чэн И

Выражение «то дождь, то прекратится» говорит о том, что на Пути НАКОПЛЕНИЯ уже дошли до полноты, поэтому надо завершать. Если инь доходит до предела полноты, то действия государя могут привести к несчастью. Если инь враждует с ян, то обязательно будет убавление ян. Если маленький человек противодействует государю, то обязательно нанесет ему вред. Разве можно действовать в этом без предварительного просчета? Если способен к бдительности и продумыванию, если в управлении тревожишься и заботишься о будущем, то не придешь к несчастью.

 

9 | ВД.МО Сводные толкования

Ян Цзянь говорит:

«Если одновременно ты вынужден сдерживать, следуя правилу знака Ветер, и осуществлять Проводимость, следуя качеству знака Ветер, тогда собьешься и уйдешь от своего Пути. Тут есть в чем сомневаться. Схожим образом на уровне Верхней Шестерки знака ЗЕМЛЯ говорится: „Инь сомневается в ян“. Таков путь к несчастью».

 

9 | Примеры гаданий

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!