Начальная девятка. Малый образ



Простое ПОВЕДЕНИЕ – в уходе. Желание идти одному.

 

Девятка вторая

В ПОВЕДЕНИИ идешь по ровному Пути. Уединенному человеку в Верности – счастье.

Девятка вторая. Малый образ

Затаившемуся человеку в Верности – счастье, в срединности сам не производишь смуту.

 

Шестерка третья

И кривой способен видеть, и хромой способен ступать. Наступишь на хвост тигру, укусит человека – к несчастью. Вооруженному человеку – действие для большого государя.

Шестерка третья. Малый образ

Кривой способен видеть, но не способен достичь ясности. Хромой способен шагать, но вместе с ним невозможно идти. Несчастье от укуса, так как положение не соответствует. Военный человек действует для великого государя из-за его твердой воли.

 

Девятка четвертая

Наступаешь на хвост тигру, страшно-страшно. Закончится счастьем.

Девятка четвертая. Малый образ

Страхи и тревоги. Окончишь счастьем. Действие воли.

 

Девятка пятая

Прорыв в ПОВЕДЕНИИ. В Верности – угроза.

Девятка пятая. Малый образ

В прорыве ПОВЕДЕНИЕ. Верность. Угроза. Правильное положение соответствует.

 

Верхняя девятка

Видишь ПОВЕДЕНИЕ и проверяешь то, как продвигаешься вперед, осуществляя обряд взаимодействия с Духами. Возвращаешься по кругу. В изначальном великом Замысле – счастье.

Верхняя девятка. Малый образ

В Замысле – счастье. Наверху в великом – наличие радости.

 

10 | Толкование Чэн И

ПОВЕДЕНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если вещь сдерживается, то после этого появляется обряд, поэтому принимается знаком ПОВЕДЕНИЕ». Когда предметы скапливаются, тогда происходит различение великого и малого, высокое и низкое обретают свои степени, а красивое и безобразное разделяются. Вещи, накапливаясь, приводят к тому, что появляется обряд. Знак ПОВЕДЕНИЕ следует за знаком МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 9. ПОВЕДЕНИЕ – это и есть обряд, это то, с помощью чего делают свои поступки люди. Знак Небо находится наверху, а Водоем располагается внизу. Это есть разделение на верх и низ, смысл возвышенного и приниженного. Это соответствует закону, это есть корень обряда. ПОВЕДЕНИЕ – это то, чем ступают, на что опираются. Ступают своими сандалиями по циновкам. Мягкость подстилает твердость, поэтому и называется ПОВЕДЕНИЕ. Не говорится, что твердость ступает по мягкому, а говорится, что мягкость ступает по твердому. Если твердость принимает мягкость, постоянный закон не способен быть Путем в этом случае. Поэтому в Переменах говорится, что только мягкость несет на себе твердость, и не говорится, что твердость несет на себе мягкость. ПОВЕДЕНИЕ, поступь совершается по твердому, таким образом виден смысл соответствия Радости и Послушности.

 

10 | Привязанные слова

 

 

Ступаешь на хвост тигру, не укусит человека. Воплощение.

 

10 | ПС Исходный смысл

Знак Водоем представляет собой знак из 3 черт. 1 инь располагается над 2 ян. Качеством этого знака является Радость, а образ его – Водоем. ПОВЕДЕНИЕ означает, что некто шагает и тем самым продвигается вперед. Когда Водоем сталкивается со знаком Небо, устанавливается слаженная Радость. Если же мягко ступать по твердому, то появляется образ того, что наступишь на хвост тигра, но не увидишь вреда. Если гадающий обладает таким качеством ПОВЕДЕНИЯ, то и в опасности избегнет вреда.

 

10 | ПС Толкование Чэн И

ПОВЕДЕНИЕ – это то, как человек ступает по Пути. Небо располагается наверху, а Водоем внизу. Получается, что верхняя мягкая черта нижнего знака находится под твердостью. И верх, и низ обретают свое предназначение, и это – предельная Послушность в делах и предельная уместность, соответствие законам устройства мира. Если человек ведет себя подобным образом, то даже в самой опасной области ему не будет вреда. Поэтому говорится, что ступаешь на хвост тигру, но не случится так, что он обнажит зубы и укусит. Следовательно, человек способен к Воплощению задуманного.

 

10 | ПС Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Ступаешь. В ПОВЕДЕНИИ наверху Небо, внизу Водоем. Таким образом, инь входит в ян и, следуя позади, наступает на него.

Это подобно тому, как наступаешь на следы ног другого, и поэтому говорится, что «наступишь на хвост тигру». В этом знаке третий и четвертый уровни указывают на хвост тигру. Кроме того, мы видим, что инь, уходя, продвигаясь вверх, наступает на ян, располагаясь позади него.

 

Ли Цзянь говорит:

«ПОВЕДЕНИЕ, ступание – это обряд. Шагая, достигаешь слаженности, поэтому способен продвигаться и отступать, пройти среди множества твердых предметов и избежать вреда. В применении обряда более всего ценится установление лада. Разве это не так?»

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Чэн И понимает ПОВЕДЕНИЕ как наступание сверху, накрывание (стопой). Чэн И толкует знак с точки зрения верха и низа. В „Исходном смысле“ говорится: „Если ты ступаешь след в след и так продвигаешься вперед, то, значит, есть понятия «впереди» и «сзади»“. Большинство толкователей понимают знак Водоем именно как „тигра“. В тексте „Исходный смысл“ вслед за „Толкованием Чэн И“ говорится, что знак Небо – это тигр. Та кое тол кование первым предложил Конфуций в„Объяснении устройства знака“. Слова „не укусит человека, Воплощение“ описывают человека в самом общем плане: в обстоятельствах жизни часто встречаются опасности, но можно избегнуть вреда и достичь желаемого.

В „Толковании Привязанных слов“ говорится, что этот знак соответствует обстоятельствам жизни самого Вэнь-вана, свергнувшего тирана по имени Чжоу. Поэтому постоянно говорится об опасности. Сложно представить себе более опасную ситуацию, чем когда наступаешь на хвост тигру. В Переменах 9 знаков описывают неприятности, огорчения и вред, и знак ПОВЕДЕНИЕ является первым».

 

Лян И говорит:

«ПОВЕДЕНИЕ – это поступь, шагание по поверхности. Можно сказать, что, когда человек совершает обряд, он в движении повторяет закон мирового устройства. Поэтому ПОВЕДЕНИЕ и есть обряд. Знак Небо – это 3 янские черты, и это есть образ тигра, поскольку тигр предельно тверд в своей свирепости. Верхний уровень – это голова тигра, пятый уровень – тело, а четвертый – это хвост тигра. Знак Водоем ступает за тигром след в след, поэтому появляется образ того, что наступает на хвост тигру.

Если ты способен поступать правильно, то есть вести себя подобающим образом, то тигр не укусит тебя, а, напротив, приведет тебя к Воплощению, исполнению задуманного. Если человек ведет себя смиренно, в поступи своей не нарушает Пути, то разве может быть что-либо в его движениях, что не было бы исполнено? Равновесие и слаженность не означают всепрощения и попустительства, внутренняя правда не допускает любого рода разврат и распущенность. Будучи почтительным, человек не должен потерять своей правды. В объяснении знака Водоем говорится: внутри твердость, а вовне мягкость – таков его Путь».

 

Цай Цин говорит:

«Среди 8 знаков знак Водоем является предельно мягким, слабым, а знак Небо является предельно Напряженным. Здесь предельная слабость ведет к тому, что ступаешь позади предельно Напряженного, вследствие чего, конечно, может наступить критическая ситуация, из которой можешь выйти только за счет правильного ПОВЕДЕНИЯ. В толковании „Объяснение устройства знака“ поясняется Сила духа этого знака, и говорится, что „наступишь на хвост тигру, не укусит человека. Воплощение“».

 

10 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / ПОВЕДЕНИЕ. Мягкость ступает по твердости.

 

10 | ОУ / 1 Исходный смысл

Значение имени знака объясняется с помощью 2 тел знака.

 

10 | ОУ / 1 Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Шестерка третья создает знак ПОВЕДЕНИЕ. Тройка ограничивает 2 ян снизу, а сверху встречается с твердостью 3 ян».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Качества 2 тел проявляются в том, что мягкость тела знака Водоем ступает по твердости знака Небо. Это выражение не следует относить к Шестерке третьей, которая мягкостью ступает по твердости».

 

10 | ОУ / 1 Замечание Ли Гуанди

 

Если использовать обе точки зрения – и господина Вана и господина Ю, то смысл выражения становится полным, целостным.

 

/ 2 / В Радости созвучен Небу, тем самым наступаешь тигру на хвост, но не укусит человека. Воплощение.

 

10 | ОУ / 2 Исходный смысл

Слова к знаку объясняются через качество силы знака.

 

10 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Знак Водоем – это иньская мягкость, которая ступает по янской твердости знака Небо. Появляется образ того, как некто мягко ступает по твердости. Знак Водоем через качество радостной Послушности находится в созвучии с твердостью знака Небо и ступает по ней в продвижении вверх. Низ Послушен верху, инь принимает ян – это есть правильное устройство Поднебесной. Если ступаешь таким образом, то приходишь к Послушности и уместности. Несмотря на то что наступаешь тигру на хвост, от этого не будет вреда. Если так ступаешь, то очевидно будет Воплощение, успех.

 

10 | ОУ / 2 Сводные толкования

Ю Цзань говорит:

«В знаке единственный мягкий уровень продвигается, шагая по множеству твердых уровней, поэтому и появляется образ того, что „ступаешь на хвост тигру“. Однако „не укусит человека. Воплощение“. Это выражение означает, что в радости откликаешься знаку Небо. Ведь если проявляешь почтение и действуешь в ладу с Небом, то разве будут трудности? Благородный правитель, поступая таким образом, достигнет Воплощения, даже если перед ним будут жестокие, коварные люди».

 

Сян Аньши говорит:

«Радость знака Водоем в созвучии с Напряженностью знака Небо означает действие без противоречий. В ПОВЕДЕНИИ, несмотря на чувство опасности, нет вреда. Чжуан-цзы говорил: „Когда тигр любит того, кто кормит его, он Послушен“. Это означает такую мягкость и Послушность, как будто наступаешь на хвост тигру так, чтобы он не укусил. Таков образ успешного Воплощения».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В радости Водоема Послушен Напряженности Неба – это слова об отношениях между 2 телами знака. Если в знаке НЕЗРЕЛОСТЬ, 4, говорится: „Движение воли в созвучии“, в знаке ВОЙСКО, 7, говорится: „Через твердое равновесие созвучие“, то это говорится о созвучии между двумя срединными уровнями. В знаках СБЛИЖЕНИЕ, 8, и МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 9, в созвучии находятся верхний и нижний знаки. А в этом знаке один уровень является хозяином, а множество уровней ему созвучны».

 

/ 3 / Твердость, равновесие, правда. Вступаешь на положение владыки, и нет болезней. Ясность света.

 

10 | ОУ / 3 Исходный смысл

Объяснение строится на уровне Девятки пятой.

 

10 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Девятка пятая – янская твердость, равновесная и правильная – вступает на положение государя. Если отсутствуют недуги и болезни, то обретешь предельное добро ясности от света на Пути знака ПОВЕДЕНИЕ. Слово «болезнь» указывает на отклонение. В знаках ПРОРЫВ, 43, и ПОВЕДЕНИЕ выражение «ясность от света» говорит о том, что полнота Силы духа образует сияние света.

 

10 | ОУ / 3 Сводные толкования

Чжан Цзюнь говорит:

«Девятка пятая ступает в правильном положении внутри знака Небо, которое вдвойне наделяет ее качествами твердости, равновесия и правды. Напряженность выдержки действует, не прекращаясь, так Воплощается великий Путь равновесия и правды. Таким образом, государь надзирает за Поднебесной, вступая на положение государя, и от этого нет болезней. Но когда государь в твердости и ясности надзирает за Поднебесной, это может породить опасные обстоятельства, поскольку государь успокаивает непокорных. Если он забудет о бдительности и перестанет совершать обряды, то разбойники почувствуют свою силу. Об этом мудрец говорил: „Сохраняй в сердце осторожность и бдительность, подобно тому, как будто ступаешь на хвост тигру, как будто шагаешь весной по льду“».

 

10 | Большой образ

 

 

Небо над Водоемом. ПОВЕДЕНИЕ. Государь тем самым различает верхи и низы, делает устойчивой волю народа.

 

10 | БО Исходный смысл

В «Толковании Чэн И» все выражено в полной мере.

 

10 | БО Толкование Чэн И

Небо находится наверху, Водоем располагается внизу. Это правильный закон расположения верха и низа. И человек в своей поступи, ПОВЕДЕНИИ должен опираться на эти образцы, которые и используются для того, чтобы выразить поступь, ПОВЕДЕНИЕ. Государь взирает на образ поступи и замечает отличия между верхами и низами. Так он делает устойчивой волю народа. Ведь если у верхов и низов есть ясность различия, тогда в народе будет определенность, устойчивость. А если воля народа устойчива, тогда можно говорить о порядке. Если нет устойчивости в помыслах народа, то в Поднебесной нельзя достичь порядка.

В древние времена должности распределялись в соответствии с Силой духа соискателя места, что позволяло любому чиновнику в уверенности пребывать на своей должности и не подавлять народ. Ведь уверенность не требует подавления. Так каждый получал свою участь. Если же место не соответствовало Силе духа соискателя, то государь старался воспитать его через совершенствование и обучение, ведь государь нуждался в силе своих подданных. В любом случае предвидеть судьбу каждого было невозможно.

Все сословия – и крестьяне, и ремесленники, и торговцы – старались делать свое дело и имели свои обязанности. Понимание своих обязанностей – основа жизни здорового общества. Поэтому у всех были определенные намерения воли, в которых сознание Поднебесной могло быть единым. Но времена менялись, и постепенно воля высшего сословия, знати, была полностью захвачена достижением славы и знатности. Соответственно, крестьяне, ремесленники, торговцы и купцы начали стремиться к богатству и роскоши.

Если воля, сознание личности направлено на личное обогащение, выгоду, тогда в Поднебесной все перепутается. Разве можно было достичь единства в таких обстоятельствах? Поэтому благородный государь, созерцая образ ПОВЕДЕНИЯ, поступи, проводит точные различия между верхами и низами, каждому определяя его участь. Так определяется движение воли в сердце народа.

 

10 | БО Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Знак ПОВЕДЕНИЕ понимается как Путь обряда. И этот обряд понимается именно как управление нижними сословиями, народом. Ведь управление – это та же поступь, шаг. Если эти движения и шаги будут проистекать не из обряда, то само собой возникнут противоречие и непокорность. Поэтому и говорится, что ступать нужно через ладный, то есть обрядовый шаг.

 

Ван Инлинь говорит:

«Наверху Небо, внизу Водоем. ПОВЕДЕНИЕ. Так в Переменах объясняется обряд. Гром выходит, Земля воодушевляется. Это ДОВОЛЬСТВО, 16. Так объясняется музыка».

 

Хэ Кай говорит:

«Небо высокое, Земля низкая. Небо возвышено, Земля принижена. А Водоем стремится быть еще ниже, чем Земля, чем сама приниженность».

 

10 | Начальная девятка

 

 

Ступание в простоте, по небеленому холсту. В уходе – отсутствие неприятностей.

 

10 | НД Исходный смысл

Один ян находится внизу, поэтому располагается в начале обстоятельств ПОВЕДЕНИЯ. Еще не произошло перемещения сущности, то есть человек еще не прошел по этой дороге, поэтому ступает по исконному, изначальному, необработанному. Если гадающий таков, тогда в уходе ему будет отсутствие неприятностей.

 

10 | НД Толкование Чэн И

«Ступание» означает движение, а не топтание на месте. Самая первая, начальная черта может обозначать что-то исходное, простое, подобное небеленому холсту. При этом качестве, обладая качеством янской твердости, она способна продвигаться вверх, «уходить». Если способен быть спокойным в состоянии простоты, незамысловатости и сохранять это спокойствие в дальнейшем движении, то будет отсутствие неприятностей. Если человек не способен спокойно находиться в простоте, бедности и униженности, то поступки его будут бестолковыми и алчными. Если человек стремится уйти от бедности и приниженности и с этой мыслью продвигается вперед, то обязательно загордится и переполнится, поэтому в его «уходе» будут неприятности. Человек одаренный спокойно ступает по этой простоте и пребывает в ней с радостью. В таком случае его продвижение обязательно даст плоды, деяния. В основе всех его дел будет лежать добро, так как он удерживает свое ПОВЕДЕНИЕ в простоте.

 

10 | НД Сводные толкования

Ху Бинвэнь говорит:

«Вначале еще не соединился, не вошел в соприкосновение с другими вещами, поэтому и появляется образ простоты. В „Исходном смысле“ говорится: „Пребываешь еще в начале обстоятельств ПОВЕДЕНИЯ, еще не переместился, не подвергся внешним изменениям“. Простота говорит об отсутствии узора, украшений. ПОВЕДЕНИЕ – это обряд. Значит, в начале обряда говорится о простоте жертвы, что является основой обряда. Знак КРАСОТА, 22, означает узор. В словах к Верхнему уровню знака КРАСОТА говорится о чистой белизне, к которой возвращается цветастый узор. Разве „красота белизны, отсутствие неприятностей“ – не то же самое, что „ПОВЕДЕНИЕ – в простоте, в уходе – отсутствие неприятностей“?»

 

10 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

Простое ПОВЕДЕНИЕ – в уходе. Желание идти одному.

 

10 | НД.МО Толкование Чэн И

Эти слова описывают спокойную и простую поступь, когда нет желания достичь выгоды, а просто шагаешь по своему усмотрению. Слово «простой» указывает на вид сосредоточения. Если сердце твое желает знатности, если оно намерено сражаться, разве будешь тогда спокойно шагать в своей простоте?

 

10 | НД.МО Сводные толкования

Ли Синьчуань говорит:

«В трактате „Срединность и неотклоняемость“ есть слова о некоем простом месте, в котором ты действуешь. Слова „Простое ПОВЕДЕНИЕ – в уходе“ как раз об этом. А выражение „желание идти одному“ означает, что желания твои не выходят вовне, как это понимается в тексте „Срединность и неотклоняемость“».

 

10 | Девятка вторая

 

 

В ПОВЕДЕНИИ идешь по ровному Пути. Уединенному человеку в Верности – счастье.

 

Здесь твердый уровень занимает срединное положение, находится в нижнем знаке, поэтому говорится, что Путь ПОВЕДЕНИЯ «ровный», без препятствий. В уединении и сокрытии удерживаешь чистоту и Верность. Если человеку, ступающему в одиночестве по своему Пути, выпадают эти слова, то его Верность приведет его к счастью.

 

10 | Д2 Толкование Чэн И

Девятка вторая пребывает на мягком нечетном уровне. Она обладает качеством щедрости и владеет равновесием, поэтому ступает она по ровному-ровному Пути. Это движение ровное и легкое. Хотя и достигает ровности движения, но на этом отрезке Пути Перемен должна пребывать в уединении покоя и в мирном бесстрастии. Если человек ведет себя подобным образом и способен сохранять крепкую выдержку, тогда будет счастье. Девятка вторая – янская воля, которая направлена на продвижение вверх, поэтому дается предостережение для уединенного человека.

 

10 | Д2 Сводные толкования

Лян Инь говорит:

«Если, идя по дороге, придерживаешься середины, то дорога будет ровная, без ям. Если идешь по краю дороги, то встретишь ухабы, рытвины и ловушки. Срединный Путь Девятки второй обладает качествами ровной поверхности. Если способен удержать себя, свою волю в таком состоянии твердой срединности и уединенности, то это приведет к счастью».

 

10 | Девятка вторая. Малый образ

 

 

Затаившемуся человеку в Верности – счастье, в срединности сам не производишь смуту.

 

10 | Д2.МО Толкование Чэн И

На Пути ПОВЕДЕНИЯ необходимо сохранять мир и покой. В равновесии второго уровня – безмятежная правда. Таким образом, ПОВЕДЕНИЕ осуществляется в спокойной щедрости. Если же уровень равновесия будет объят беспокойной подвижностью, то разве может быть безмятежность в такой поступи? Потому необходимо затаиться, быть в уединении, неподвижности, тогда сможешь достичь силы и крепости. И в этом будет счастье, а в сердце – мир и покой, это и называется: не будешь создавать смуту в стремлении к выгоде.

 

10 | Д2.МО Сводные толкования

Гу Цзяцзе говорит:

«На Начальном уровне говорится о простоте и о желании движения. На втором – говорится о ровности и об отсутствии смуты. Очевидно, что в ПОВЕДЕНИИ основа всего – это устойчивость и определенность помыслов».

 

10 | Шестерка третья

 

 

И кривой способен видеть, и хромой способен ступать. Наступишь на хвост тигру, укусит человека – к несчастью. Вооруженному человеку – действие для большого государя.

 

10 | Ш3 Исходный смысл

Шестерка третья не обладает равновесием, не обладает правдой, природа ее мягкая, а воля (то есть положение на нечетном уровне) твердая. Если в таком состоянии она ступает след в след знаку Небо, то обязательно столкнется с вредом и разрушением. Поэтому дается подобный образ и говорится о несчастье. На «вооруженного человека» указывает также черта натвердомянском положении. Такому человеку лучше подчиниться делам государя, о чем говорит единственное правильное созвучие знака, а не действовать самовольно.

 

10 | Ш3 Толкование Чэн И

Тройка иньская, находится на янском уровне, воля ее стремится ктвердости, а тело изначально иньское и мягкое. Разве, находясь в таком противоречии, она способна крепко сохранять свою поступь? Поэтому говорится, что она видит подобно слепому на один глаз, то есть видит неясно, и ступает подобно хромому, поэтому не сможет уйти далеко. Если сущность утратила способность сохранять равновесие, то и ПОВЕДЕНИЕ ее будет неправильным. Если сущность, будучи мягкой, стремится делать резкие действия, то вступит на опасную землю, поэтому и говорится «наступишь на хвост тигру» и обязательно придешь к беде и вреду. Отсюда возникает образ, что «укусит человека – к несчастью».

Если «вооруженный человек действует для великого господина, государя», то это подобно тому, как доверенное государево лицо действует в делах, используя оружие, а не Верность и волю. Такой человек не способен подчиниться и неспособен подчинять, не обладает равновесием и правдой, ПОВЕДЕНИЕ его неправильно. Поэтому, находясь во взаимодействии со всеми янскими уровнями знака, тем не менее ступает в твердой опасности и обязательно обретет несчастье.

 

10 | Ш3 Сводные толкования

Гэн Наньчжун говорит:

«Видение стремится к правде. Если же смотришь и видишь неправильно, тогда тебя можно назвать кривым. В движении стремишься к равновесию. Если же в ходьбе идешь без равновесия, тогда тебя можно назвать хромым. В знаке ПРИХОД ДЕВЫ, 54, в Начальной Девятке нет равновесия, поэтому также говорится о хромом. В Девятке второй нет правильности соответствия, поэтому говорится о кривом. В Шестерке третьей ПОВЕДЕНИЯ нет равновесия и нет правильности, поэтому здесь говорится и о хромом, и о кривом. Интересно, что в обоих знаках (ПРИХОД ДЕВЫ и ПОВЕДЕНИЕ) внизу находится знак Водоем».

 

Ван Шэньцзы говорит:

«Тройка иньская располагается на янском положении, мягкостью ступает по твердости. Разве можно в этом случае назвать ее ясной? Когда в знаке множество ян и 1 инь, не называется ли эта ситуация не-ясностью? Когда 1 инь располагается среди ян, появляется образ того, что кривой способен видеть. Если одна черта мягкая, а остальные твердые, разве может она двигаться ровно? Разве не поэтому говорится, что он хромой?

Шестерка третья – это тело омраченности, которое использует ясность, это качество слабости, которое использует твердую волю. Здесь нет равновесия, нет правды, поэтому не способен правильно оценить себя. В одиночестве стремишься продвигаться, осмеливаешься твердо ступать в опасности и тем самым навлекаешь беду. Это образ того, что наступишь на хвост тигру, и он укусит тебя, будет несчастье.

Только вооруженный человек с решительностью и дерзостью может действовать, если он действует для великого государя. Но в„Привязанных словах“ говорится, что „не укусит человека, Воплощение“. Здесь же говорится „укусит человека – к несчастью“ – почему так? Различие происходит оттого, что в „Привязанных словах“ рассматривается значение знака в целом, а на этом уровне оценивается именно его положение. Поэтому смысл отличается».

 

У Чэн говорит:

«В „Объяснении устройства знака“ рассматривается значение всего знака. Получается, что Верхняя Девятка – это голова тигра, и его пасть сомкнута, поэтому появляется образ того, что „не укусит“ Третий уровень – это верхний уровень знака Водоем – разорванный, иньский, поэтому говорится, что „укусит“, разомкнет пасть. Рот, пасть относится к образному ряду знака Водоем, поэтому и появляется образ того, что укусит человека».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В словах к знаку этот уровень является главным, однако слова к уровню не совпадают со словами к знаку. Если в словах к уровню вводится отрицание слов к знаку, то на это следует обратить особое внимание. Мы понимаем это как предупреждение: если говорится, что „ступишь на хвост тигру, не укусит человека“ а в Шестерке третьей говорится, что „укусит человека“ то именно об этом и идет речь. Если в знаке в целом говорится, что можно избежать опасности, то на этом уровне нужно внимательно следить за внутренним состоянием и внешними обстоятельствами».

 

10 | Ш3 Замечание Ли Гуанди

Мы согласны с мнением господина Вана, который считает, что слова «вооруженному человеку – действие для большого государя», особенно 2 иероглифа «действует для», говорят о том, что у этого человека нет качества Послушности. Учитель сказал: «Свирепый тигр отступает к реке, так и в смерти отсутствует сожаление». Эта фраза имеет именно такой смысл.

 

10 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Кривой способен видеть, но не способен достичь ясности. Хромой способен шагать, но вместе с ним невозможно идти. Несчастье от укуса, так как положение не соответствует. Военный человек действует для великого государя из-за его твердой воли.

 

10 | Ш3.МО Толкование Чэн И

Этот уровень указывает на человека с иньской мягкостью. Его способностей недостаточно: он неспособен видеть ясно и неспособен идти далеко, однако он стремится действовать твердо. Если таким образом осуществляешь ПОВЕДЕНИЕ, то не сможешь избежать вреда. Мягкость располагается на третьем уровне, в этом положении нет правды, поэтому грядут несчастье и беда. Несчастье здесь происходит от укуса, то есть нападения тигра. Образ военного человека появляется из-за того, что уровень находится на третьем, то есть янском положении. Способности слабые, а воля твердая. Это приводит к бестолковым движениям. В такой поступи шагаешь, не руководствуясь Путем, подобно военному человеку, который пытается стать великим государем.

 

10 | Ш3.МО Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Тройка по своему качеству – темная, иньская. Способности у нее слабые. Она не способна действовать из-за своей изначальной природы. Но в обстоятельствах, когда необходимо правильно ступать, единственный инь является хозяином всего знака. Но его место не соответствует этой ответственности, поэтому он не думает о том, как нужно действовать: храбро шагает и накликает на себя беду. На этом Пути только военный человек может действовать, осуществляя дела правителя. Только военный человек может двигаться с помощью твердости и сделать то, что необходимо. Поэтому слова о действиях военного человека идут после слов о несчастье. Это означает, что при должном подходе все может быть сделано правильно».

 

10 | Девятка четвертая

 

 

Наступаешь на хвост тигру, страшно-страшно. Закончится счастьем.

 

10 | Д4 Исходный смысл

Девятка четвертая, будучи неравновесной и неправильной, наступает на твердость Девятки пятой. Однако здесь твердость располагается на мягком уровне. Поэтому говорится о чувстве страха, об испуге, но в тебе есть осторожность, поэтому «закончишь счастьем».

 

10 | Д4 Толкование Чэн И

Девятка четвертая, янская твердость, находится в теле знака Небо. Она подошла уже близко к государю: в этой области есть много страхов, поскольку нет взаимодействия, поддержки от первого уровня. Пятерка также избыточно тверда, поэтому опять говорится о ступании на хвост тигру. Повторение «страшно-страшно» говорит о страхе и тревоге. Если способен быть осторожным, бдительным в подобных обстоятельствах, тогда тебе обещано окончание счастьем.

 

10 | Д4 Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Девятка четвертая давит снизу на Пятерку, приблизившись к ней. Ян несет на себе ян, поэтому находишься в области большой настороженности и страха. Так возникает образ опасности: „наступишь на хвост тигру, страшно-страшно“. Однако здесь ян располагается на иньском уровне, его основой является скромность. Хотя он и пребывает в опасности и настороженности, в конце концов овладеет своей волей и потому закончит счастьем».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«На уровне Четверки много страхов, поскольку находишься в области опасности. Здесь через страхи и тревоги справляешься с собой, и это называется „страшно-страшно“. Четверка располагается первой среди 3 янских уровней, поэтому также говорится „наступишь на хвост тигру“. Если же не забываешь об осторожности, внимательно прислушиваясь к предостережениям, то закончишь счастьем. Слова „ступаешь на хвост тигру, но не укусит. Воплощение“ относятся как раз к уровню Девятки четвертой».

 

Изречения по родам Чжу Си

В ПОВЕДЕНИИ третий уровень имеет созвучие с Верхним. Образ тигра появляется выше. Четверка наверху наступает на Пятерку, поэтому снова появляется образ «наступишь на хвост тигру».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В словах к третьему уровню в „Исходном смысле“ говорится: „Ступаешь на хвост тигру“. Это означает, что у тебя нет равновесия, нет правды, из-за чего ты осмеливаешься наступить на знак Небо. Поэтому Небо проявляет себя здесь как тигр, а Тройка находится позади него. Когда в словах к четвертому уровню говорится, что „ступаешь на хвост тигру“, то это также означает, что нет равновесия и правды и что наступаешь на твердость Девятки пятой. Снова Девятка пятая становится тигром, а Четверка следует за ней. На третьем уровне говорится о несчастье, ведь когда, будучи мягким, настаиваешь на твердости, то несчастье неминуемо. На четвертом уровне появляется много страхов, но здесь твердость располагается на мягком уровне, что дает чувство бдительности, поэтому закончишь счастьем».

 

10 | Девятка четвертая. Малый образ

 

 

Страхи и тревоги. Окончишь счастьем. Действие воли.

 

10 | Д4.МО Толкование Чэн И

Если способен тревожиться и быть осторожным, тогда закончишь тем, что будет счастье. Потому что воля твоя находится в движении и ищет выход. Уйдешь из опасности и обретешь счастье. Янская твердость способна действовать. Пребываешь на мягком уровне, поэтому способен к гибкости в своих действиях.

 

10 | Д4.МО Сводные толкования

Ли Го говорит:

«Осуществляешь свою волю в осторожности и страхе».

 

Ван Шэньцзы говорит:

«И Тройка, и Четверка ступают на хвост тигра. Тройка наступает и получает несчастье, а Четверка – счастье. Потому что Тройка мягкая, а ее воля – твердая, она храбро шагает и не знает страха. Четверка – твердая, а воля ее – мягкая. Она осторожна в движении и знает, что нужно остеречься. А если остерегается, значит, способна избежать несчастья, поэтому заканчивает счастьем. И счастье это состоит в том, что ее воля направлена на продвижение вверх».

 

Шэнь Игуй говорит:

«В этом знаке только Пятерка является тигром. А Девятка четвертая, так же как и Тройка, ступает на его хвост. При этом Девятка четвертая и Шестерка третья действуют друг против друг, поэтому есть движение воли вверх».

 

10 | Девятка пятая

 

 

Прорыв в ПОВЕДЕНИИ. В Верности – угроза.

 

10 | Д5 Исходный смысл

Девятка пятая – твердая, срединная и правильная – занимает императорское место. Радость знака Водоем внизу находится в согласии с ней. Это означает, что во всех делах не будет препятствий и сомнений, поэтому образ говорит, что ПОВЕДЕНИЕ осуществляется через прорыв. Прорыв может вызвать ощущение опасности, поэтому гадающему говорится, что можешь почувствовать угрозу, несмотря на то что удерживаешь внутреннюю правду. Это глубокое предостережение.

 

10 | Д5 Толкование Чэн И

Прорыв – это пробой чем-то твердым, пробой твердостью. Пятерка – янская твердость в теле знака Небо, находится на положении полной власти и принимает на себя обязательства совершать с помощью твердости прорывы в делах. Таким образом,

Пятерка обретает правильную природу своего предназначения, тем не менее она подвергается опасности и ощущает угрозу. Древние мудрецы, пребывая на положении правителя, понимали способы управления, когда ясность способна светить, твердость способна решать, прорывать, сила способна сосредотачиваться, однако они никогда не применяли этого закона во всей полноте, не пользовались абсолютной твердостью и силой в делах.

При высокой степени ответственности, когда обязан быть твердым и ясным в своих поступках и решительным в действиях, когда вынужден сохранять приверженность правде несмотря ни на что, обязательно на Пути столкнешься с опасностью. В таких условиях не лучше ли будет не проявлять твердой ясности и не обладать решительностью? В общем и целом выражение «в Верности – угроза» имеет различные значения для разных знаков. В каждом случае нужно учитывать общее значение знака и расположение черт.

 

10 | Д5 Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Шестерка третья говорит о Воплощении, потому что находится в нижнем знаке со значением радости, потому что обладает Силой духа лада, слаженности. На данном уровне это может привести к несчастью, потому что по своему качеству она изначально мягкая, а занимает не соответствующее ей янское положение. Конечно же, будет несчастье.

В „Объяснении устройства знака“ о Девятке пятой говорится, что нет недуга, потому что речь идет о верхнем знаке, обладающем Силой духа твердой Напряженности, срединности и правды. Угроза на этом уровне возникает оттого, что твердостью шагаешь по твердости и воля направлена на решительный прорыв. Хоть и есть правда в таком ПОВЕДЕНИИ, но дело, тем не менее, опасное. „Объяснение устройства знака“ в большинстве случаев выводит качество Духа каждого знака, исходя их взаимного расположения уровней».

 

Ван Шэньцзы говорит:

«Смысл этого уровня в том, что он ступает по твердости. На этом Пути, с таким качеством ПОВЕДЕНИЯ больше ценится мягкость, чем твердость. Пятерка, срединная и правильная, пребывает на положении императора. Однако с твердостью пребывает в твердости и тем самым переоценивает твердость.

Поэтому выражение „прорыв в ПОВЕДЕНИИ“ говорит от ом, что решительно действуешь через прорывы и принимаешь на себя обязанности с применением твердости, не обращая внимания на тонкости дела. В подобных обстоятельствах разве сможешь избежать беды и неприятностей, занимая положение срединности и правды? Твердость через твердость и крепость через крепость – это Путь опасности, поэтому говорится, что „в Верности – угроза“».

 

10 | Д5 Замечание Ли Гуанди

Обычно, когда в «Объяснении устройства знака» восхваляется красота, то в словах к уровню отсутствуют угроза и несчастье. Почему же в этом случае это не так? Потому что Девятка пятая, несмотря на ценность мягкости для этого знака, предпочитает твердость, то есть решительные действия. Тем самым она прорывает обстоятельства и через прорывы продвигается вперед, порождая опасные ситуации. Однако именно потому, что она обладает Силой духа, срединностью и правдой, она способна длить, удерживать состояние опасности и угрозы. И все же положение ее таково, что она способна действовать без ошибок, а угроза остается внутренним ощущением.

В «Книге писаний»2 говорится: «Сердце полно страхов, будто ступаешь на хвост тигру». Эти слова прямо указывают на человека, который занимает положение правителя, ибо ответственность его высока. Когда в словах Книги Перемен говорится «в Верности – угроза» или «наличие угрозы», это всегда означает, что в сердце твоем присутствуют страх и настороженность.

 

10 | Девятка пятая. Малый образ

 

 

В прорыве ПОВЕДЕНИЕ. Верность. Угроза. Правильное положение соответствует.

 

10 | Д5.МО Исходный смысл

Угроза от того, за что держишься.

 

10 | Д5.МО Толкование Чэн И

Предостережение дается в том, что может быть прорыв, поскольку здесь сосредоточено очень много янской Силы дыхания. Но на правильном месте, на положении государя сохраняешь свою власть, только опираясь на способность сосредоточить свои силы. Берешь на себя ответственность и твердо решаешь не возвращаться к страхам и опасениям. И хотя в действиях обретаешь правду, этот Путь сопряжен с опасностями.

 

10 | Верхняя девятка

 

 

Видишь ПОВЕДЕНИЕ и проверяешь то, как продвигаешься вперед, осуществляя обряд взаимодействия с Духами. Возвращаешься по кругу3. В изначальном великом Замысле – счастье.

 

10 | ВД Исходный смысл

Смотришь на окончание ПОВЕДЕНИЯ и в завершение этих обстоятельств осуществляешь обряды взаимодействия с Духами. Видишь, что в круговом движении нет недостатка, и таким образом обретаешь счастье в Замыслах. Гадающему с совершенной определенностью говорится о том, как следует заканчивать ПОВЕДЕНИЕ, чтобы достичь счастья.

 

10 | ВД Толкование Чэн И

Верхний уровень – это окончание ПОВЕДЕНИЯ. Поэтому следует проверить, с помощью чего и на что ты ступаешь, и таким образом исследуешь добро и зло, счастье и беду, богатство и благо. Если это подобно круговому движению солнца, тогда это точно приведет к добру и счастью. Вращение говорит о полноте кругооборота, когда все без исключения точки круга пройдены. Так же и ПОВЕДЕНИЕ человеческое оценивается, окидывается взглядом в конце. Если можешь та к за кончить дела, совершив надлежащие обряды, не будет недугов. Так достигаешь предельного добра, следовательно, в Замысле – счастье. Ведь удача и неудача напрямую связаны с тем, как человек себя ведет, как ступает, добро или зло в его душе. От этого зависит, выпадет ему счастье или несчастье, будет оно большим или малым.

 

10 | ВД Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Предвестия беды и признаки счастья рождаются из твоего ПОВЕДЕНИЯ, поступи. Когда же находишься на пределе ПОВЕДЕНИЯ, то завершаешь этот Путь. Таким образом, можешь увидеть то, каким было твое ПОВЕДЕНИЕ, и вычислить знаки будущего. Так происходит замыкание круга. Находишься на пределе знака, в созвучии с Радостью, на высоте, где нет опасности. Путь ПОВЕДЕНИЯ в великом завершении, поэтому в Замысле – счастье».

 

Лян Инь говорит:

«Верхний уровень – это окончание ПОВЕДЕНИЯ. В самом начале поступков, дел человека невозможно сказать, искренние или ложные его намерения. Подлинная сущность человека проявляется только в конце, когда ты видишь, как он ведет себя, и потому можешь оценить, насколько он добр. Если в этом круговом движении от начала дела и до самого конца не возникло ущерба, тогда счастье будет великим. Обряд является правильной точкой завершения цикла и достижения равновесия».

 

10 | Верхняя девятка. Малый образ

 

 

В Замысле – счастье. Наверху в великом – наличие радости.

 

10 | ВД.МО Исходный смысл

Если обретаешь в Замысле счастье, тогда в великом обретаешь благополучие и радость.

 

10 | ВД.МО Толкование Чэн И

Верхний уровень – это окончание ПОВЕДЕНИЯ, поступи. Если то, как поступает человек, – это добро, то оно приводит к счастью. И в движении по кругам времен до самого конца нет ущерба. Это значит, что в великом обретаешь благополучие и радость. Ибо в действиях человека ценится способность доводить все до конца.

 

10 | ВД.МО Сводные толкования

Линь Сиюань говорит:

«Уровень находится наверху. Это есть окончание ПОВЕДЕНИЯ. Смысл этого в том, что если в ПОВЕДЕНИИ есть окончание, то, значит, есть счастье в Замыслах и есть владением великим, что, безусловно, дает благополучие и радость. Тем самым объясняется, как в Замыслах иметь счастье, а в великом иметь радость».

 

10 | Общие выводы

 

Сян Аньши говорит:

«Единственная иньская черта на первом уровне находится в знаке СТОЛКНОВЕНИЕ,44, единственная иньская черта на Верхнем уровне – это знак ПРОРЫВ, 43. Единственная янская черта на Начальном уровне – это ВОЗВРАТ, 24, а единственная янская черта на Верхнем уровне – это ОВД И РАНИ Е, 23. Смысл этих знаков в том, что они указывают на упадок и рост, на циклические движения.

Когда единственный ян находится на втором уровне, то это полководец в ВОЙСКЕ, 7, а на пятом – это хозяин СБЛИЖЕНИЯ, 8. Когда единственный инь находится на втором уровне – это государь в знаке ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, 13, а когда на пятом – это государь в БОЛЬШОМ ВЛАДЕНИИ, 14. Смысл их определяется обретением срединного положения.

Когда единственный ян в знаке занимает третий уровень, то это твердость в движении мягкости, таково действие СКРОМНОСТИ, 15. Если ян занимает четвертый уровень – это твердость, которая управляет мягкостью, таково ДОВОЛЬСТВО, 16. Когда единственный инь находится на третьем уровне – это мягкость движется по твердости, таково ПОВЕДЕНИЕ. Когда же инь занимает четвертый уровень, то это мягкость управляет твердостью, таково МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 9. Смысл этих знаков заключается в том, что является движущей силой в действиях.

Общее правило: уровень, который находится в нижнем знаке, указывает на собственные дела, а тот, который находится наверху, ограничивает дела других людей.

Еще говорится: „Все 6 уровней знака ПОВЕДЕНИЕ говорят об одном: если ступаешь мягкостью, тогда будет счастье“. В Девятке второй это слова „идешь по ровному Пути“ в Девятке четвертой – „страшно-страшно, закончится счастьем“ и в Верхней Девятке – „Возвращаешься по кругу. В изначальном великом Замысле – счастье“. Все это намекает на то, что следует ступать мягко, с осторожностью. В Шестерке третьей текст начинается с добра, но затем говорится, что наступишь на твердость и будет несчастье. Начальная Девятка и Девятка пятая говорят о правильном ПОВЕДЕНИИ. Однако на Начальном уровне единственное, на что способен, – это только избежать неприятностей, а на уровне Девятки пятой не избежишь угрозы. Все это потому, что наступаешь на твердость.

Общее развитие знака следующее: если в самом начале ощущаешь тревогу и настороженность, тогда сможешь настроить свой ум правильным образом, чтобы сохранить свою простоту. Это главное. На пятом уровне, на положении силы, тебя учат быть осторожным в решительных действиях, так как твердость любит движение и склонна пробивать, прорываться в поступках. Если же действуешь с твердостью в сердце, то впоследствии у тебя будет много сожалений».

 

10 | Примеры гаданий

 

 

Гадание на украденные вещи

 

ГАДАТЕЛЬ. Такасима, известный японский гадатель, эпоха Мэйдзи (1868–1912).

 

ВОПРОС. Некий человек обратился к гадателю Такасиме по поводу ограбления дома: у него украли одежду и некоторые ценные вещи. Он хотел узнать, будет ли найдено украденное и будут ли пойманы воры. В результате прогноза был получен знак ПОВЕДЕНИЕ с переменным вторым уровнем, переходящий в знак ОТСУТСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, 25.

 

 

Переменный уровень

Девятка вторая

В ПОВЕДЕНИИ идешь по ровному Пути. Уединенному человеку в Верности – счастье.

 

СУЖДЕНИЕ. В знаке ПОВЕДЕНИЕ нижний знак Водоем – это младшая дочь. Она следует за отцом, поступает, как он. Отец ворует, а младшая дочь переделывает украденные предметы, для того чтобы изменить их вид, а потом перепродает их. Это указание на то, что отец и дочь работают вместе. Какое-то время украденные вещи не проявятся. Однако во вплетенном знаке СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, 37 есть знак Огонь, что указывает на работу следователя. В исходном знаке главный уровень – это Шестерка третья, которая как раз и обладает статусом следователя. В толковании «Малого образа» говорится: «Кривой способен видеть, но не способен достичь ясности». Поэтому в ближайшее время воры не будут пойманы. Вот когда обстоятельства дорастут до Верхнего уровня, тогда «увидишь ПОВЕДЕНИЕ и проверяешь то, как продвигаешься вперед, осуществляя обряд взаимодействия с Духами. Возвращаешься по кругу. В изначальном великом Замысле – счастье», то есть сможешь добиться желаемого. От переменного до Верхнего уровня – 5 ступеней, следовательно, только после 5-го месяца украденные вещи будут найдены, а разбойники – пойманы.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование образов знака и слов к переменному уровню.

 

РАЗБОР. Знак Водоем, который следует за знаком Небо, указывает на то, что дочь следует за отцом. Вплетенный знак СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, 37, подтверждает, что воры – это люди одной семьи.

Во вплетенном знаке есть знак Огонь, что указывает на окончательное выяснение дела, на работу следователя. Воры в конце концов должны быть пойманы.

Слова к переменному уровню Девятки второй гласят: «В ПОВЕДЕНИИ идешь по ровному Пути. Уединенному человеку в Верности – счастье». Если идти, не отклоняясь от Пути, придерживаясь правды, то будет счастливый исход. А слово «уединенный» указывает на людей, которые прячутся в укромном месте, то есть на разбойников.

Когда настанет время уровня Верхней Девятки, где говорится: «Видишь ПОВЕДЕНИЕ и проверяешь то, как продвигаешься вперед, осуществляя обряд взаимодействия с Духами. Возвращаешься по кругу. В изначальном великом Замысле – счастье», следователь сможет закончить дело и найти украденные вещи.

От уровня Девятки второй до уровня Девятки шестой всего 5 шагов, что соответствует 5 месяцам. По истечении этого срока разбойники будут найдены.

 

СБЫВАЕМОСТЬ. Прошло 5 месяцев, и воры действительно были пойманы.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!