Вступление: ничтожество и величие человека



 

1. Премудрый Соломон, умудренный не убедительными речами человеческой мудрости (1 Кор. 2:4), а научениями Святого Духа, прославляя человека в той [притче], которая нам только что была прочитана, восклицал: Великое создание человек, и достоин чести муж сострадательный (Притч. 20:6). Я же тщетно исследовал понятия о человеке, сложившиеся в моем уме, а также познанные из Писания. Я рассуждал примерно так: как может быть великим человек, существо смертное, подверженное тысячам страстей, претерпевающее от рождения до старости неисчислимое множество зол, тот, о котором сказано: Господи, что есть человек, что Ты помнишь его? (Пс. 143:3). Но если Псалмопевец с пренебрежением относится (к человеку) как к существу малоценному, то притча прославляет человека как нечто великое.

2. Из затруднительного положения меня вывела прочитанная история человеческого творения. Ведь мы только что слышали, что Бог взял прах от земли и создал человека (Быт. 2:7). Из этих слов я понял, что человек одновременно ничто и нечто великое. Если посмотришь только на его природу, то он – ничто и ничего не достоин; а если обратишь внимание на честь, которой он удостоился, то человек – это нечто великое.

Что же это за честь?

Сказал Бог: да будет свет, и стал свет (Быт. 1:3).

Сравни происхождение человека и происхождение света. Тогда Он сказал: Да будет твердь (Быт. 1:6). И вот огромное небо, созданное по слову Божию, распростерлось над нами.

Звезды, солнце, луна – все, что мы видим воочию и что воспринимаем в недостижимой высоте [1025], все это получило бытие по слову Божию. Море, и земля, и все, что их украшает, разнообразные породы животных, различные виды растений – все это родилось по слову.

А как обстоит дело с человеком?

Не сказано: «Да будет человек», как было сказано: Да будет твердь. Но в человеке ты видишь нечто большее. Сотворение человека возвышается над всем: над светом, над небом, над звездами, Взял Господь Бог (Быт. 2:7). Он соизволил вылепить наше тело собственной рукой. Он не дал об этом приказа Ангелу, и не сама по себе земля извергла нас наподобие кузнечиков, и не приказал Бог служащим ему силам сделать то или иное. Но собственной – искусной – рукой взял земли. Если посмотришь на то, что было взято, чем же окажется человек? Если поразмыслишь о Том, Кто творил, то каким же великим предстает человек! Итак, с одной стороны, он ничтожен как материя, с другой – велик по возданной ему чести.

 

«Творение» и «оформление»

 

3. И взял Бог (Быт. 2:7). Но как же так? Ведь раньше мы читали: И сотворил Бог человека (Быт. 1:27), а теперь снова идет речь о сотворении человека! История, словно мы ничего не знаем о человеке, говорит: И взял Бог прах от земли и вылепил Бог человека (Быт. 2:7). Некоторые говорили, что слово «вылепил» относится к телу, а слово «сотворил» – к душе [1026] Пожалуй, такое толкование не лишено истины. В самом деле, когда говорится: И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (Быт. 1: 27), то употребляется слово «сотворил». Когда же нам повествуется о телесной сущности, то употребляется слово «вылепил». На это различие между творением и лепкой указывает Псалмопевец, когда говорит: Руки Твои сотворили меня и вылепили меня (Пс. 118:73; Иов. 10:18). Сотворил внутреннего человека, вылепил внешнего. Ведь лепка имеет дело с глиной, а творение – с тем, что по подобию. Поэтому плоть вылеплена, а душа сотворена.

4. И вот, по‑иному выразившись о сущности души, Писание повествует нам теперь о формировании тела. Восприми это как первый довод. Какой же довод другой? Прежде об этом говорится «вкратце» [1027], а затем передается, каким образом это произошло. Выше было сказано, что сотворил Бог, здесь же говорится, как Он сотворил. Ведь если бы было просто сказано, что

Бог сотворил, ты подумал бы, что Он сотворил человека так же, как скотов, как диких животных, как растения, как траву. И вот, чтобы ты не относил себя к разряду диких животных, Божественное слово сообщает о том особом искусстве, которое Бог проявил при создании тебя: Взял Бог прах от земли (Быт. 2:7). Там сказано, что Бог сотворил, здесь – как Он сотворил. Он взял прах от земли и вылепил собственными руками.

 

Рост и размножение

 

Вспомни, как ты создан. Поразмысли о мастерской этого естества. Рука, взявшая тебя, – рука Божия. А вылепленное Богом не должно быть осквернено пороком[1028] не должно извращаться грехом [1029]; не выпадай из руки Бога! Ты – сосуд, созданный Богом, происшедший от Бога; прославь же Творца. Ведь ты появился не ради чего‑то иного, но только ради того, чтобы стать орудием, достойным славы Божией. И весь этот мир для тебя – словно некая написанная книга [1030], повествующая о славе Божией, возвещающая собой тебе тайное и незримое величие Божие, тебе, имеющему ум к познанию истины. Итак, тщательно запомни сказанное.

5. И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1:28). Есть два вида возрастания: одно – тела, другое – души. Возрастание души – это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела – это развитие [1031] от малого роста до нормального.

В самом деле, возрастайте сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано возрастайте, то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению [достигнутое] в прошлом (Флп. 3:13). Это – совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: И возвеличивался человек сей и стал весьма великим (Быт. 26:13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, возрастайте возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.

Размножайтесь: это благословение [обращено] и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле.

Размножайтесь! К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию (см. Ин. 1:13; 3:7).

Наполняйте землю (Быт. 1:28). Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука исполнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует[1032] Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит наполняйте землю.

Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же – духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть [осуществляем] телесное служение.

 

В раю не было поедания плоти

 

6. Вот Я дал вам всякое дерево, которое имеет в себе плод, это будет вам в пищу (Быт. 1:29). Пусть Церковь ничего не оставляет в небрежении: все есть закон. Не сказал [Бог]: «Я дал вам в пищу рыб, дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих».

[Писание] гласит, что не ради этого Он создал их. Но первое законодательство допустило вкушение плодов: ведь мы еще считались достойными рая.

Что означает для тебя скрывающаяся здесь тайна?

Вам и диким зверям, и птицам – плоды, говорит [Писание], а также зелень и травы: вам в пищу и птицам небесным и всем диким зверям на земле (Быт. 1:30). Однако мы видим, что многие из животных не питаются плодами. В самом деле, какой плод себе для пропитания берет пантера? А каким плодом можно накормить льва?

Но всё же эти [существа] питались какими‑то плодами, предназначенными законом природы. Когда же человек отклонился [от закона] и вышел за предназначенные ему пределы [данной для него заповеди], Бог после потопа, зная неумеренность людей, позволил им употреблять в пищу всё: Всё это вкушайте, как зелень травную (Быт. 9:3). Этим разрешением и остальные живые существа получили беспрепятственный выбор в еде.

Итак, с того времени лев пожирает мясо, коршуны выжидают падаль. А ведь в те времена, когда родились животные, коршуны еще не выискивали [этого] на земле. Ведь еще ничто из того, что получило от Бога свое назначение и существование, не умерло, и коршуны не могли этим насыщаться. И в природе не было раздора, ибо она пребывала в полном цветении; охотники еще не губили [животных], ибо такого занятия [как охота] у людей еще не было. И звери никого не терзали, ибо не были плотоядны. У коршунов обычай кормиться трупами; тогда же не было еще ни трупов, ни трупного запаха и пища коршунов была иная. Но все жили, как лебеди [1033], и кормились на лугах. Мы часто замечаем, как собаки едят траву в качестве лекарства, и это не потому, что такова их естественная пища; неразумные существа, движимые природным инстинктом, идут к тому, что им полезно. Из этого сделай заключение, что и в те времена плотоядные животные поступали таким же образом; они считали своей пищей траву и не нападали друг на друга.

7. Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление. Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, эту многосуетную жизнь, рабство души у житейских забот; отбросив все это, он снова обращается к райской жизни, избавленной от рабства плотским страстям, к жизни свободной в непосредственной близости к Богу, к жизни ангелоподобной.

Это мы сказали не потому, что желаем отказаться от пищи, которую дает нам Бог, а потому, чтобы восхвалить былое время, какой была жизнь, в какой степени она была свободна от [всякой] нужды, как мало требовалось людям для их жизни, и сколь прихотлив наш образ жизни, ведущий к греховности. Однажды лишенные подлинных райских наслаждений, мы стали выдумывать себе поддельную пищу. И так как мы уже не видим более древа жизни и с возвышенной душой не любуемся его красотой, то для услаждения нам даны повара и пекари, всевозможные печенья, ароматические вещества и другие подобного рода вещи, утешающие нас в нашем оттуда изгнании.

Так больные, изнуренные тяжелым недугом, не могут участвовать в обычных наслаждениях и получают от врачей подкрепление в виде ароматических и других подобных средств; поскольку они лишились наслаждения более твердой пищей, то потворствующие их чувствам врачи выдумывают больным средства, соответствующие их слабостям. А потому теперь, коль скоро мы стремимся подражать жизни райской, нам следует избегать чрезмерного наслаждения пищей и придерживаться, насколько это возможно, определенного образа жизни: использовать для поддержания жизни продукты земли, семена и твердые плоды, а всё, что сверх того, отбросить как ненужное. И хотя Творец не сделал это неприемлемым, все же не стоит это предпочитать, даже если достигается удовольствие для тела.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!