Грубое воображение неуместно при мысли о Боге



 

5. Сотворим человека по образу и по подобию Нашему (Быт. 1:26). По образу Бога мы созданы.

Как же именно по образу Бога?

Очистим свое грубое сердце, невоспитанное восприятие, отбросим невежественные представления о Боге. Если мы сотворены по образу Бога, как об этом сказано, то и Бог нам сообразен. У Бога есть глаза и уши, голова, руки, седалищная часть, – ведь и говорится в Писании, что Бог восседает (Пс. 46:9), также ноги, на которых Он ходит (Быт. 3:8). Разве Бог не таков? Но устрани из сердца неуместные представления. Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога [1003]. Бог не имеет очертаний, Он прост. Не фантазируй насчет Его строения; не преуменьшай на иудейский манер Того, Кто велик; не замыкай Бога в свои телесные представления; не ограничивай Его мерой своего ума. Он неограничен в Своем могуществе. Подумай о чем‑нибудь великом, прибавь к этому большее по сравнению с тем, о чем ты подумал, а к этому – еще более великое и убедись, что в своих мудрствованиях ты никогда не достигнешь того, что бесконечно. Не пытайся представить Его внешние очертания – Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим, Он – то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам [1004].

 

Человек есть образ Божий по своему разуму

 

6. В каком же все‑таки смысле Писание гласит, что мы созданы по образу Бога?

Давайте исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле. Внешние очертания бывают [лишь] у тела, подверженного гибели. Не может в смертном заключаться бессмертное, и смертное не может быть образом бессмертного [1005]. Тело увеличивается, уменьшается, стареет, изменяется; оно одно в молодости, другое в старости; одно в добром здоровье, другое в болезнях; одно в страхе, другое в радости; одно в довольстве, другое в нужде; одно в мире, другое в битве. Разный цвет лица у бодрствующего и у спящего: у первого появляется яркий румянец из‑за прилива теплоты к поверхности, у второго теплота уходит внутрь, именно поэтому цвет тела у спящих бледноватый.

Как же может изменяющееся быть подобным неизменному? То, что всегда остается одним и тем же, уподобится ли тому, что никогда не является устойчивым? Телесное убегает от нас, как нечто текучее, – прежде чем его увидишь, оно ускользает; вместо одного оно оказывается другим.

По образу Нашему. Неподвижной природы текущий образ? Оформившийся образ бесформенного? Как нам узнать, что значит по образу? Из того, что сказал Сам Господь. Если я говорю что‑либо от себя, не принимайте; если же я говорю как посланец Господа, примите.

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над рыбами (Быт. 1:26). Телом или разумом? В чем основа власти: в душе или в плоти? Плоть у нас слабее, чем у многих животных. Какое может быть сравнение по плоти между человеком и верблюдом, человеком и быком, человеком и каким‑либо диким зверем? Человеческая плоть легче ранима по сравнению с плотью животного.

Однако в чем же основа власти?

В превосходстве разума. Насколько [человек] уступает в телесной силе, настолько превосходит устройством разума [1006]. При помощи чего человек перемещает огромные тяжести? При помощи разума или физической силы? [1007]

7. Сотворим человека по образу Нашему. О внутреннем человеке сказано: Сотворим человека. Однако ты скажешь: «Почему Он не говорит нам о разуме?»

Он оказал, что человек [создан] по образу Божию. Разум – это человек. Послушай, что говорит апостол: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).

Каким же образом?

Я различаю двух людей: одного, кто появляется, и другого, кто скрывается под появившимся, то есть невидимого; это человек внутренний. Итак, в нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные, и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. «Я» – говорится о человеке внутреннем. То, что находится вне [меня],– это не лично «я», но это «мое». Рука – это не «я», но «я» – это разумное начало души. Рука же – часть человека. Поэтому тело – это [как бы] орудие человека, орудие души; но человек – [назван так] преимущественно по своей душе.

Создадим человека по образу Нашему, то есть дадим ему превосходство в разуме.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!