Вступление: следует познать самого себя



 

1. Я приступаю к тому, чтобы сполна уплатить старый долг [991], возврат его я задержал не по злому умыслу, а из‑за телесной немощи. Долг же этот в высшей степени необходим и важен для вашего просвещения [992]. Было бы несправедливо, получив сведения о животных, о тех, кто плавает, пасется, летает, о небе и о том, что к нему относится, о земле и о том, что на ней, в то же время не быть просвещенным [993] – через Богодухновенное Писание (2 Тим. 3:16) – в вопросе о нашем происхождении [994]. Подобно тому как наши глаза смотрят во внешний мир и не видят самих себя, если не встречают чего‑либо гладкого и твердого, когда отраженный там взор, будто при отливе, позволяет видеть то, что находится на дне, так и наш разум не может созерцать себя, если не обратится к Писанию. Отраженный там свет побуждает каждого из нас к самопознанию. Если наш разум неразвит, если мы не вдумываемся в строение своего существа, то мы не знаем, кто мы и почему существуем. Мы относимся к самим себе с величайшим пренебрежением, не имея представления о том, что доступно познанию[995] не зная того, самого малого, что заключено в нас.

 

Чудо нашего тела

 

2. Многие труды с превеликим усердием написаны о нашем теле, теле человеческом.

Если ты заинтересуешься медициной, то обнаружишь, как много говорит она о действии того, что [заключено] в нас; сколько скрытых путей в нашем организме она обнаружила при анатомических опытах! Она выявила невидимые протоки, согласованность органов тела в процессе дыхания, дыхательные пути, кровеносные сосуды, протяженность вдоха, очаг тепла у сердца, непрерывное дыхательное движение в околосердечной области. Тысячи исследований в этой области привели к науке, в которой никто из нас не сведущ, так как этой сфере не уделялось никакого внимания и никто не знает, что он, человек, сам собой представляет. Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал: Дивно познание Тебя через меня (Пс. 138: 6) [996]. Чудесным образом я пришел к познанию Тебя.

Каким же образом через меня?

Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, а через это крохотное создание постиг великого Творца.

 

Сотворим: Божественный Совет

 

3. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Ранее [997], между прочим, было указано, и притом вполне основательно, что это за слова и к кому они обращены. Церковь дает им объяснение, более того, она имеет веру, которая сильнее объяснения. Сотворим человека. Именно с этого момента и начинай познавать себя. Такие слова не были обращены ни к одному из созданий. Появился свет, а повеление было простым, Бог сказал: Да будет свет! (Быт. 1:3). Возникло небо, но без волеизъявления. Стали существовать светила, но не было предписания в отношении их. Моря и бескрайние океаны были вызваны к бытию приказом [998]. По приказу же появились разного вида рыбы. То же и с животными, дикими и прирученными, плавающими и летающими: сказал – и они родились. Но тогда не было ни человека, ни волеизъявления о человеке. Он не сказал, как об остальных: «Да будет человек!» Осознай же свое достоинство. Он не провозгласил твое появление приказом, но выразил размышление Бога о том, как предстоит появиться в жизни достойному существу. Сотворим! Мудрый размышляет, Творец обдумывает. Разве Он оставляет без внимания искусство? Не стремится ли Он со всей заботливостью сделать Свое любимое творение совершенным, законченным и прекрасным? Не хочет ли Он показать тебе, что ты совершенен в глазах Бога?

 

Сотворим: выражение троического богословия

 

4. Ты узнал, что есть два лица: Говорящий и Тот, к Кому обращено слово.

Почему Он не сказал: «Сотворю», но Сотворим человека?

Чтобы ты познал высшую власть; что бы, признавая Отца, ты не отверг Сына; дабы ты ведал, что Отец творил через Сына, а Сын создал по велению Отца; чтобы ты прославил Отца в Сыне и Сына – во Святом [999] Духе [1000]. Таким образом, ты родился как общее творение, чтобы стать общим почитателем Того и Другого, не проводя разделения в почитании, но относясь к Божеству как к единому. Обращай внимание на внешний ход истории и на глубокий внутренний смысл богословия. И создал Бог человека. Создадим! И не сказано: «И создали», чтобы у тебя не было основания впасть в многобожие. Если бы лицо было по своему числу множественным, то у людей было бы основание сделать себе множество богов. Теперь же употреблено выражение создадим, чтобы ты познал Отца и Сына и Святого Духа.

Бог создал человека, чтобы ты уразумел единство Божества – не единство Ипостасей, а единство в силе, чтобы ты прославлял Бога единого, не делая различия в поклонении и не впадая в многобожие.

Ведь не сказано: «сотворили боги человека», но – сотворил Бог. Особая Ипостась Отца, особая – Сына, особая – Духа Святаго.

Почему же не три Бога? [1001]

Потому что Божество одно. Какое Божество я созерцаю в Отце, такое же – в Сыне, и какое в Духе Святом, такое же – в Сыне. Поэтому образ в Обоих один, и власть, исходящая от Отца, остается той же в Сыне. Вследствие этого наше поклонение, а также и прославление одинаковы [1002]. Предвестие нашего создания – это истинное богословие.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!