Игр с детьми дошкольного возраста»



Беляева Елена Михайловна

Кемеровская область город Междуреченск

МБДОУ№45 «Добрая Фея»

   Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития всех способностей заложенных у ребенка природой, необходимых ему в течении всей последующей жизни, формирования основных качеств и свойств, делающих его человеком. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты - каждый в своей области исследует возможности развития ребёнка. Они считают, что музыкальную деятельность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой в развитии способностей, потому что весь организм ребёнка активизируется во время исполнения или слушания музыки.

       С точки зрения приоритетности именно музыкальное воспитание вносит свой неоценимый вклад в поиск новых средств развития способностей у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности скрыты большие резервы развития способностей детей, с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

       Вопросами изучения и развития музыкальных способностей у детей занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: Б.М Теплов, Н.А Ветлугина, О.П Радынова и другие. В своих работах они утверждали, что музыкальные способности - это биосоциальное явление, в основе которого лежат задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности человека. На основе которых могут при определенных условиях развиваться способности. Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед нами -создать ту среду влияния, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, для того чтобы задатки переросли в способности.Именно поэтому развитие музыкальных способностей сегодня является актуальной задачей, как и обучение, музыке как таковой. Если раньше задачам музыкального воспитания приоритетное значение отводилось формированию системы знаний, умений и навыков, исполнительской деятельности, то на сегодняшний день, на первый план выходит задача развития музыкальных способностей,поскольку именно они обеспечивают прирост знаний, умений, навыков, детей в музыкальной деятельности. Исследователи проблемы ( Б.М Теплов, Н.А. Ветлугина, К.А.Тарасова, О.П. Радынова) указывают на необходимость развивать музыкальные способности детей начиная с самого раннего возраста. Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интере­сен, поскольку малыши обладают непроизволь­ным вниманием.  Именно дошкольный возраст является важным сензитивным периодом в развитии сенсорных – музыкальных способностей и на их основе музыкальности в целом.   

         Анализ психолого-педагогической литературы привёл нас к пониманию того, что музыкально-дидактическая игра выступает эффективным средством развития музыкальных способностей ребёнка. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она выполняет важную роль в развитии личности ребёнка, выступает как «Оптимальное психолого - педагогическое средство, которое влияет на формирование всех основных процессов от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б. Эльконин). Музыкально-дидактические игрыобладают большими возможностями, разнообраз­ные по задачам и содержанию, они способствуют фор­мированию у детей умения слушать музыку, раз­личать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают высотный, ритмический, динамический и тембровый слух.

          Дальнейшее изучение проблемы привело нас к пониманию того, что с одной стороны, признаётся важная роль в развитии музыкальных способностей детей, её большие потенциальные способности, но с другой стороны, практика организации и руководство музыкально-дидактическими играми в ДОУ характеризуется недостаточной эффективностью, отсутствием целостности, последовательности, и системы в организации их проведения, отсутствует преемственность в работе специалистов по организации и проведению музыкально-дидактических игр, что в свою очередь, ведёт к снижению эффективности развития музыкальных способностей по- средством музыкально-дидактических игр. Данное противоречие позволило нам разработать методическое пособие, представляющее собой соединение различных видов музыкальной деятельности, включая музыкально-дидактическую игру в единую систему развития музыкальных способностей детей. В основе его лежат принципы усложнения образовательных и воспитательных задач, а также глубокой преемственности музыкально-дидактических игр с музыкальной деятельностью.

 

Цель методического пособия: Организации музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Посредством музыкально - дидактических игр научить ребёнка понимать и различать свойства и качества чувственно воспринимаемых музыкальных явлений.

Задачи:

1) Развитие способности эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки.

2) Развитие интереса к музыкальной игровой деятельности.

3) Совершенствование игровых умений детей в музыкально-дидактической игре.

4)  Комплексное развитие музыкальности ребёнка, всех основных музыкальных способностей.

5) Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Все игры в данном пособии являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие принципы:

· Систематичности и последовательности.

· Доступности.

· Наглядности.

· Связь музыкального развития с жизнью и интересами детей.

· Гуманизации.

Данное пособие рассчитано на календарный учебный год, предполагает постепенное и систематичное введение музыкально-дидактических игр и упражнений на занятия в каждый вид музыкальной деятельности (пение, слушание, ритмическая деятельность), а также в самостоятельную деятельность детей. Разработано тематическое планирование на год, подобраны и расписаны музыкально-дидактические игры на развитие основных музыкальных способностей: игры для развития динамического слуха, игры для развития тембрового слуха, игры для развития звуковысотного слуха, игры для развития чувства ритма, эмоциональной отзывчивости.

         Непрерывность цикла предполагает, что после освоения одной игры на занятиях она переносится педагогом в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходит знакомство детей со следующей игрой.

В связи с этим нашу работу мы построили в четырех основных направлениях:

· организация музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях;

· внедрение музыкально-дидактических игр, в свободную деятельность детей;

· комплексная работа музыкального руководителя с педагогами;

· систематическая и последовательная работа с родителями детей младшего дошкольного возраста.

         В основе работы нами были разработаны:

· экспериментальная программа «Организация музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста», 

· составлен примерный годовой план работы с родителями и воспитателями; разработаны консультации.

· рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр в группе и в самостоятельной деятельности детей.

         В пособии так же представлен примерный годовой план работы с родителями, потому что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребёнка, педагогического мастерства, условий, методов воспитания, постоянства и системности осуществляемой работы, пронизывающей все сферы жизнедеятельности ребёнка, взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей

музыкально-дидактическая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста

«Театрализованная деятельность в воспитании


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!