Повествующая о том, как хитроумная обезьяна заставила подчиниться все существа и как через раскрытые двери она любовалась яркой луной 7 страница



– Не болтай глупостей, – рассердился Чжу Ба‑цзе. – Эта обезьяна наметила в плакальщики, конечно, меня.

– А ты собираешься схитрить? – съехидничал Сунь У‑кун, – так знай, что если ты не будешь плакать, я не смогу оживить императора.

– Отправляйся, брат, по своим делам, а я уж как‑нибудь без тебя обойдусь, – отвечал Чжу Ба‑цзе.

– Но ведь оплакивать можно разными способами, – продолжал Сунь У‑кун. – Можно просто кричать – это называется голосить. Можно пустить слезу. Но по‑настоящему нужно причитать и плакать так, чтобы за душу взяло!

– Ну‑ка я попробую! – сказал Чжу Ба‑цзе.

Тут он достал откуда‑то клочок бумаги, скрутил трубочки, воткнул себе в нос и стал громко чихать. Наконец глаза его увлажнились слезами, которые текли безостановочно. В то же время он монотонным голосом причитал, говорил о счастье, которое было, и о постигшем несчастье. Он плакал до того прочувствованно и жалобно, что у Трипитаки даже защемило сердце и показались на глазах слезы.

– Вот это настоящий надгробный плач! – улыбаясь, сказал Сунь У‑кун. – Но смотри не останавливайся. Как только ты прекратишь плач, я тотчас же узнаю об этом и всыплю тебе, мерзавец, двадцать ударов своим посохом.

– Иди, иди, – смеясь, сказал Чжу Ба‑цзе. – Я могу плакать хоть два дня подряд.

Ша‑сэн слушал, слушал, затем пошел отыскал несколько ароматных свечей и, вернувшись, зажег их.

– Ну, вот и чудесно! – смеясь, сказал Сунь У‑кун. – Каждый из нас проявил почтительность и уважение. Теперь мне будет легче выполнить свою задачу.

Наступила полночь. И вот наш чудесный Мудрец распростился с учителем и своими братьями и взмыл в облака. В один миг он очутился у Южных ворот неба и, минуя зал Священного небосвода и дворец Северной звезды, проследовал прямо на тридцать третье небо, во дворец Тушита, туда, где неведома печаль. Великий Лао‑цзюнь сидел посреди своей чудесной мастерской, где изготовлялся эликсир жизни. Слуги, размахивая банановыми веерами, раздували огонь в очаге.

Завидев Сунь У‑куна, Лао‑цзюнь предупредил слуг:

– Будьте осторожны! Разбойник, похитивший эликсир бессмертия, снова явился сюда!

– Почтенный господин, – молвил Сунь У‑кун, приветствуя Лао‑цзюня, – не следует так обижать человека. Зачем остерегаться меня? Теперь я уж ничего подобного себе не позволяю.

Но Лао‑цзюнь не унимался.

– Ты, негодяй, – продолжал он ворчать. – Пятьсот лет назад ты учинил в небесных чертогах буйство, украл у меня почти весь эликсир бессмертия и лишь потом был пойман бессмертным Эр‑ланом, который доставил тебя в мою мастерскую на сорок девять дней. Сколько угля я потратил, чтобы переплавить тебя! Потом тебе посчастливилось освободиться; ты принял буддизм и теперь сопровождаешь Танского монаха в Индию. А помнишь на горе Пиндиншань, когда ты дрался с волшебником? Ты ни за что не хотел возвращать мне мои талисманы. Зачем же ты сейчас пожаловал сюда?

– Ну, ваши талисманы я тогда, на горе Пиндиншань, вернул вам сразу же. Почему же вы ругаетесь и продолжаете в чем‑то подозревать меня?

– Отчего ты не пришел обычным путем, а проник в мой дворец тайком? – спросил Лао‑цзюнь.

– После того как мы с вами расстались, – начал рассказывать Сунь У‑кун, – мы пришли в страну Уцзиго, на западе. Правитель этой страны был обманут волшебником, который явился к нему под видом даоса, а затем поднял ураган и погубил самого правителя. После этого волшебник превратился в точную копию правителя и занял трон. И вот вчера ночью, когда наш учитель читал священные книги в монастыре Бао‑линь, душа погибшего правителя явилась к нему и попросила, чтобы я помог восстановить справедливость и уничтожил волшебника. Однако доказать, что волшебник совершил преступление, я не мог; поэтому мы с Чжу Ба‑цзе ночью проникли в императорский сад, взломали ворота и нашли тело императора, которое находилось в хрустальном колодце и осталось целым и невредимым. Мы доставили его в монастырь. И когда наш учитель увидел покойника, он проявил к нему сострадание и велел мне любым способом вернуть его к жизни. Однако спуститься в царство мрака и разыскать там душу императора он не разрешил. В общем, я не знаю, как вернуть императора к жизни, и вот пришел сейчас к вам за советом. Умоляю, пожалейте меня, дайте тысячу пилюль бессмертия.

– Что за вздор! – возмутился Лао‑цзюнь. – Дать ему тысячу пилюль бессмертия! Да что это, какая‑нибудь каша, что ли? Не из земли же они делаются?!

Лао‑цзюнь даже плюнул с досады и закричал:

– Убирайся вон! Ничего у меня нет!

– Ну, тогда дайте хоть сто пилюль! – примирительным тоном произнес Сунь У‑кун.

– И ста у меня нет, – отрезал Лао‑цзюнь.

– Ладно, я согласен на десяток, – продолжал Сунь У‑кун.

– Ну что за надоедливая обезьяна! – вышел из себя Лао‑цзюнь. – Ничего у меня нет, понимаешь, ничего! Уходи ты отсюда, прошу тебя!

– Что же, – улыбаясь, сказал Сунь У‑кун, – раз у вас действительно нет пилюль, мне придется поискать их в другом месте. Ведь надо мне вернуть к жизни императора.

– Уходи, уходи! – крикнул Лао‑цзюнь.

Сунь У‑кун ушел. Между тем Лао‑цзюнь задумался.

«Почему Сунь У‑кун так спокойно отнесся к моему отказу? – размышлял он. – Что‑то подозрительно. Уж не задумал ли он пробраться ко мне и стащить пилюли», – и он тут же приказал слугам вернуть Сунь У‑куна.

– Ну, вот что, – сказал Лао‑цзюнь. – Не нравится мне твое поведение, – что‑то ты, видно, замыслил. Так и быть, дам я тебе одну пилюлю.

– Почтенный учитель, – отвечал на это Сунь У‑кун. – Вы знаете мои способности. Давайте сюда ваши пилюли, да поживее. Мы их поделим. Четыре части моих, а шесть ваших. Скажите спасибо, что счастливо отделались. Ведь я мог пустить в ход волшебство, и все пилюли мигом очутились бы у меня.

Тогда Лао‑цзюнь взял тыкву‑горлянку, перевернул ее вверх дном, и из нее выпала пилюля, которую он и отдал Сунь У‑куну.

– Вот все, что у меня есть, – сказал Лао‑цзюнь. – Бери и уходи! Ее вполне достаточно, чтобы вернуть к жизни императора. Тебе это зачтется как заслуга, помни!

– Погодите, – сказал Сунь У‑кун, беря пилюлю. – Я сначала попробую ее. Может быть, она не настоящая.

И он положил пилюлю в рот. Лао‑цзюнь так разволновался, что бросился к нему и схватил его за руку. Затем он стал хватать его за голову и браниться.

– Вот гнусная обезьяна! Если только ты проглотишь пилюлю, я убью тебя на месте.

– Ну и рожа! – рассмеялся Сунь У‑кун. – Как будто ты самого низкого происхождения! Да кому нужна твоя пилюля? Подумаешь, драгоценность! Шуму много, а толку мало. Вот она, твоя пилюля!

А надо вам сказать, что у Сунь У‑куна под подбородком был зоб, в который он и положил пилюлю.

– Убирайся отсюда! Уходи сейчас же! – крикнул Лао‑цзюнь, ущипнув Сунь У‑куна. – И не являйся больше!

Наконец Великий Мудрец поблагодарил Лао‑цзюня и покинул дворец Тушита. На радужных облаках он вылетел из яшмовых чертогов, в одно мгновенье миновал Южные ворота неба, и, когда возвратился в монастырь, солнце уже поднялось над звездами. Наконец он спустился к самым воротам монастыря и услышал причитания Чжу Ба‑цзе.

– Учитель! – позвал Сунь У‑кун.

– Сунь У‑кун вернулся! – радостно воскликнул Трипитака – Ну как, достал пилюлю?

– Конечно, – отвечал тот.

– Уж кто‑кто, а он достанет, – вставил свое слово Чжу Ба‑цзе. – Видимо, украл у кого‑нибудь.

– Ну‑ка, убирайся отсюда, – сказал Сунь У‑кун. – Ты мне больше не нужен. Утри слезы и иди поплачь в другом месте.

А ты, – обратился он к Ша‑сэну, – принеси немного воды.

Ша‑сэн побежал к колодцу, который находился на заднем дворе, достал полбадьи воды и принес. Сунь У‑кун вынул изо рта пилюлю, положил ее между губами императора, затем приоткрыл ему рот и влил глоток воды. Примерно через час в животе у императора послышалось какое‑то бульканье. Однако тело его оставалось неподвижным.

– Ну вот, учитель, – сказал Сунь У‑кун. – Вы заставили меня достать пилюлю бессмертия, и все равно ничего не помогает. Что же, вы теперь убьете меня?

– Да как это не помогает! – возразил Трипитака. – Разве может труп проглотить воду? Конечно, на него воздействовала божественная сила пилюли бессмертия. А раз в желудке слышны звуки, то и кровь должна пульсировать. Только вот дыхание никак не может вернуться к нему. Но это не удивительно! Ведь он три года находился в колодце, здесь не то что человек, железо и то заржавеет. У императора иссяк жизненный дух. И надо, чтобы кто‑нибудь вдохнул в него этот дух, тогда все будет в порядке.

Не успел он сказать это, как Чжу Ба‑цзе подошел к императору. Однако Трипитака остановил его.

– У тебя ничего не получится! Пусть это сделает Сунь У‑кун!

Дело в том, что Чжу Ба‑цзе с молодых лет губил людей, ел человеческое мясо и творил всякие недобрые дела. Поэтому дыхание его было нечистым. А Сунь У‑кун с детства занимался физическим и нравственным совершенствованием и питался кедровыми и сосновыми орехами и персиками.

Выполняя волю Трипитаки, Великий Мудрец подошел к бездыханному телу императора, приблизил свое лицо, которое напоминало лицо Бога грома, к его губам и с силой вдохнул в него воздух, который прошел через горло, проник в верхний желудок, затем в средний и, наконец, дошел до пупка. Достигнув ступни, струя воздуха повернула и проникла в мозг. Послышался резкий звук, и жизненная энергия вернулась к императору. Он перевернулся, подвигал руками, поджал ноги и, опустившись перед Трипитакой на колени, воскликнул:

– Учитель! Я помню, что вчера ночью моя душа навестила вас, но разве мог я думать, что сегодня на рассвете уже вернусь к жизни?

Трипитака поспешил поднять императора и взволнованно произнес:

– Ваше величество, я тут ни при чем. Благодарите моего ученика.

– Зачем вы так говорите, учитель? – запротестовал улыбаясь Сунь У‑кун. – Ведь не даром говорится, что «в доме не может быть двух хозяев». Я ничуть не пострадаю, если поклоны примете вы.

Тем не менее Трипитака ощущал неловкость. Он помог императору подняться с колен и ввел его в зал Созерцания. Здесь, прежде чем усадить его, он заставил Чжу Ба‑цзе, Сунь У‑куна и Ша‑сэна воздать императору соответствующие почести. В это время пришли монахи, которые уже приготовили утреннюю трапезу и принесли поесть своим гостям. Увидев императора в мокрой одежде, они не на шутку перепугались и стали шептаться. Тут Сунь У‑кун выскочил вперед.

– Ну вот что, монахи! – крикнул он. – Отбросьте всякие страхи и подозрения! Перед вами правитель страны Уцзиго, ваш подлинный господин. Три года назад его погубил волшебник, и вот сегодня ночью я вернул ему жизнь. Сейчас мы отправляемся в город, чтобы уничтожить зло и восстановить справедливость. Если у вас есть какая‑нибудь еда, несите все нам. Мы подкрепимся и тронемся в путь.

Монахи поспешили подать горячей воды для умывания и принесли одежду. Император снял с себя свой пурпурный халат и надел два простых халата, которые ему принесли монахи. Затем он снял яшмовый пояс и подвязался поясом из желтого шелка. Свои башмаки он заменил на старые монашеские туфли. После трапезы привели оседланного коня.

– Чжу Ба‑цзе, сколько весит твой багаж? – спросил Сунь У‑кун.

– Дорогой брат, – отвечал Чжу Ба‑цзе. – Хотя этот багаж я несу изо дня в день, однако сколько он весит, до сих пор не знаю.

– Ну так вот что, – продолжал Сунь У‑кун. – Раздели его на две части: одну понесешь сам, а другую отдашь императору, – пусть несет. Так мы скорее доберемся до города.

– Вот счастье привалило! – обрадовался Чжу Ба‑цзе. – Сколько сил я потратил, пока тащил императора сюда. А теперь он хоть на время меня заменит.

Но и тут Чжу Ба‑цзе не мог обойтись без жульничества. Он разделил багаж на две неравные части, попросил монахов принести еще одно коромысло, более легкую часть багажа оставил себе, а тяжелую – отдал императору.

– Простите, ваше величество, – сказал Сунь У‑кун, – что мы нарядили вас в это грубое платье, да еще заставляем нести тяжесть.

– Учитель! – отвечал император, поспешно опускаясь на колени. – Вы вернули мне жизнь и теперь для меня все равно что отец родной. Я не только готов нести эти вещи, но охотно буду прислуживать вам всю свою жизнь, стану вашим слугой, конюхом, готов даже сопровождать вас в Индию.

– Ну, этого вовсе не следует делать, – произнес в ответ Сунь У‑кун. – Мы идем в Индию потому, что нам предназначено это самой судьбой. Вам же придется нести багаж всего сорок ли. А когда мы придем в город и расправимся с волшебником, вы займете свой императорский трон, а мы отправимся своей дорогой.

– Как же так? – запротестовал Чжу Ба‑цзе. – Выходит, он пронесет вещи всего сорок ли, а дальше опять я буду тащить их?

– Хватит болтать ерунду, – рассердился Сунь У‑кун. – Иди лучше вперед и указывай дорогу.

Чжу Ба‑цзе беспрекословно повиновался. За ним последовал император. Ша‑сэн помог Трипитаке сесть на коня, которого вел под уздцы. Позади всех шел Сунь У‑кун. Заиграла музыка, пятьсот монахов, выстроившись рядами, вышли за ворота проводить гостей.

– Не провожайте нас, – сказал Сунь У‑кун. – Если наша тайна будет раскрыта, дело может принять плохой оборот. Возвращайтесь лучше в монастырь. Платье императора, его головной убор и пояс приведите в порядок, почистите и сегодня вечером или завтра утром пришлите в город. А я уж чем‑нибудь отблагодарю вас.

Монахи так и сделали, а Сунь У‑кун пустился догонять учителя.

 

На Западе тайна, в которой

Нам истину надо найти:

Родители жили, стараясь

Путем совершенства идти.

И мать беспокоилась тщетно

О том знаменательном сне,

Сын видел свою бесполезность,

Лежал император на дне.

Поднять бы его из колодца,

Потом в небесах побывать

У Лао‑цзы в тайном покое

Материю, форму познать;

Поистине стать человеком,

Который достигнет высот,

Который в буддизме спасенье

И путь совершенства найдет.

 

Учитель и его ученики шли довольно долго и наконец увидели город.

– Сунь У‑кун, – сказал Трипитака, – перед нами столица страны Уцзиго.

– Вы правы, учитель, – подтвердил Сунь У‑кун. – Пойдемте быстрее, у нас еще много дел впереди.

Они вошли в город. Там было красиво и чисто. На улицах царило оживление. Повсюду радовали глаз великолепные дворцы и прекрасные строения. Об этой стране сложены даже стихи:

 

Дворцы и пагоды за морем

Такие ж точно, как в Китае.

Народ поет, как пел при Танах,

И пляшет, весело играя.

Цветы колеблются под ветром,

Окутанные дымкой алой,

Упало солнце на халаты,

На пестром шелке залетало.

На ширмах вышиты павлины,

Оттуда тянет ароматом,

Жемчужный занавес откинут

И флагом кажется крылатым.

Картины мира и покоя

Заслуживают поздравленья;

Молчат сановники у трона –

Нет повода для донесенья.

 

– Ученики мои, – молвил Трипитака, слезая с коня. – Мы должны явиться ко двору и получить разрешение на выезд. Не то нас могут задержать власти.

– Вы совершенно правы, – согласился Сунь У‑кун. – Давайте пойдем все вместе. Чем больше народу, тем легче разговаривать.

– Ладно, – сказал Трипитака. – Только смотрите ведите себя вежливо. Прежде всего необходимо совершить поклоны и уж потом начинать разговор.

– Приветствуя государя, следует совершать земные поклоны, – сказал Сунь У‑кун.

– Правильно, – подтвердил Трипитака, – следует совершить пять земных и три поясных поклона.

– Беда с вами, учитель, ничего вы не знаете, – сказал Сунь У‑кун. – Ведь если мы станем совершать поклоны, то покажем себя настоящими невежами. Разрешите, я войду первым. Я знаю, как себя вести. Если они заговорят, отвечать уж разрешите мне. Когда я буду совершать поклоны, – вы тоже кланяйтесь, если я присяду на корточки, делайте то же самое.

И вот Царь обезьян, из‑за которого всегда случались неприятности, подошел вместе со всеми к дворцовым воротам и обратился к начальнику стражи:

– Мы – посланцы его величества императора великих Танов, – сказал он, – и путь держим в Индию, чтобы поклониться Будде и попросить у него священные книги. Сейчас мы явились сюда в надежде получить разрешение на выезд. Очень просим, господин начальник, оказать нам милость и доложить о нас.

Выслушав его, начальник стражи тотчас же отправился в парадную приемную и, склонившись перед троном, доложил:

– У ворот дворца сидят пятеро монахов. Они говорят, что идут по велению китайского императора великих Танов в Индию поклониться Будде и попросить у него священные книги. Сейчас они явились сюда, чтобы получить разрешение на выезд. Однако они не осмелились войти сразу и ждут ваших указаний.

Правитель‑волшебник приказал ввести их. Танский монах со своими учениками вошел во дворец. Вместе с ними шел и вернувшийся к жизни император. Грусть не покидала его и по щекам безудержно текли слезы.

«Какое горе! – думал он. – Кто мог подумать, что мои неприступные владения, обнесенные железными стенами, будут так вероломно захвачены?»

– Не надо отчаиваться, ваше величество, – стал утешать его Сунь У‑кун. – Не то кто‑нибудь заметит и разгадает нашу тайну. Посох, который находится у меня в ухе, чем‑то обеспокоен. Сегодня он, несомненно, покажет себя и покончит г этим волшебником. Скоро вы снова станете править своими владениями.

Император не посмел ослушаться, утер краем одежды слезы и решительно пошел за остальными прямо в зал для приемов.

Там они увидели военных и гражданских сановников, выстроившихся в два ряда, и множество придворных. У всех был строгий и торжественный вид и величественная осанка. Сунь У‑кун подвел Танского монаха прямо к трону и остановился неподвижно. Сановники пришли в ужас от такого поведения.

– Этот монах груб и невежествен! – говорили они между собой. – Как смеет он не воздать почести нашему государю? Что за бесцеремонность!

– Откуда явился этот монах? – раздался тут голос мнимого государя.

– Мы идем из Китая, из страны Наньшаньбучжоу, – с достоинством отвечал Сунь У‑кун. – По повелению нашего императора мы должны пройти в храм Раскатов грома в Индии, поклониться Будде и попросить у него священные книги. Но, прибыв сюда, мы не осмелились следовать дальше без разрешения. Вот зачем мы и явились к вам.

– Что же из того, что вы прибыли из Китая! – выслушав его, рассерженно сказал государь. – Я не вассал вашего императора и никаких связей с ним не поддерживаю. Как же вы осмелились не воздать полагающиеся мне почести?

– Наша страна управляется династией, поставленной кебом, и издавна известна, как первое государство в мире. Ваше же государство второразрядное и окраинное. Еще в древности говорили: «Император Китая является отцом и господином, государь же второстепенной страны – его подчиненный и сын». А вы не только не встретили нас как следует, а еще требуете, чтобы я совершал перед вами поклоны?

Услышав это, волшебник‑государь рассвирепел.

– Уберите этого монаха! – крикнул он.

В тот же миг все придворные бросились на Сунь У‑куна. Но Сунь У‑кун выбросил вперед руку и крикнул:


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!