Система работы по сенсорному развитию детей



 

Работа по развитию процессов ощущения и восприятия особенно важна в дошкольном возрасте. Ребенок с проблемами сенсорного развития не сможет успешно осваивать курс средней общеобразовательной школы. Подобная работа должна строиться педагогом, родителями по принципу перехода от простого к сложному. Кроме того, необходимо запастись терпением и работать с ребенком систематически, а не от случая к случаю.

Этап работы I: раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Все упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренируют зрительное восприятие, способствуют развитию у ребенка пространственных представлений.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения шара, круга и их размеров (большой – маленький). Берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик. (Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его.) А это маленький шар (маленький шар ребенок тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький – в маленькое». Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.

На следующих занятиях ребенка учат различать формы шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На этом занятии у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар – отверстие круглой формы, кубик – квадратное окошко. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и ощупать их. Затем дается инструкция: «В большое окошко брось большой шарик, в маленькое – маленький шарик». Число геометрических фигур, которое дети должны различать, постепенно увеличиваются. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляются доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним (доски Сегена). Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку (рис. 11).

 

 

Рис. 11. Ящик с прорезями и фигуры‑вкладыши

 

Различение и закрепление понятий большой и маленький проводится в различных играх‑упражнениях на конструктивную деятельность: постройка башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно полезны для сенсорного развития. В этих играх не только формируется представление о величине предмета, но развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками.

Ребенка учат различать высоту предметов, длину, объем. Эти понятия усваиваются и закрепляются и в быту, и в игровой, и в конструктивной деятельности. Для формирования этих понятий проводятся специальные игры‑упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым. В занятиях со строительным материалом значительно обогащается содержание детской игры.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой‑либо постройкой, необходимо ее повторить несколько раз. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамейку, ворота, лесенки, домики и т. п. При этом постоянно отрабатывают и закрепляют понятия большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий. Ни в коем случае нельзя допускать механической деятельности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности, творчеству, развивать у него воображение.

Многие дети роняют строительный материал, не уверены в своих силах, пугаются, что ничего не получится, не решаются приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теряют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

Этап работы II: развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Эти занятия необходимы для подготовки ребенка к обучению грамоте. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию слухового восприятия и слухового внимания. Использование различных музыкальных инструментов развивает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста голосов.

 

«Колокольчики» – упражнение на развитие слуха. Требуются пять колокольчиков, которые по‑разному звенят: стеклянный, глиняный, пластмассовый и т. д. Их выставляют перед ребенком на стол. Ребенку завязывают глаза. Педагог берет один из колокольчиков, звенит им и ставит на место. Ребенок открывает глаза и по очереди звенит каждым колокольчиком. Требуется найти тот, которым звонили.

«Звучащие предметы» – упражнение на развитие слуха. Понадобится несколько различных предметов, которые могут издавать какие‑либо звуки: шуршание, стук, звон и т. д. Например, это могут быть колокольчик, баночка с орехами и газета. Все предметы кладут в корзинку. Педагог вынимает их и показывает ребенку, какие звуки они могут издавать: так шуршит бумага, так гремит коробочка, в которой лежат орехи, и т. д. Ребенок рассматривает предметы и внимательно прислушивается к их звучанию.

Затем педагог предлагает детям работать в паре. Одному завязывают глаза или он садится так, чтобы не видеть партнера. Партнер достает из корзины предмет, звенит или гремит им, а водящий должен определить, какой из предметов издает звук. Потом они могут поменяться ролями. Это упражнение еще и способствует пополнению словарного запаса. В процессе манипуляции с предметами ребенок должен называть очень много слов.

 

Важно проводить специальные занятия по развитию фонематического слуха. Ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух, сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и наконец отличающиеся по звучанию одной фонемой. Ребенку предлагаются задания на придумывание слов с определенными звуками в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха проводят также специальные игры‑упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза – коса, мел – мель и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки.

Этап работы III: у некоторых детей ощущения от касания кончиками пальцев какого‑либо предмета нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыка письма. Поэтому необходимы специальные игры‑упражнения на тренировку тактильных ощущений.

 

«Прищепки» – хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением.

Задание состоит в том, чтобы на края корзинки нацепить обычные бельевые прищепки. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им как орудием письма. Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее. Можно организовать маленькое состязание пар детей, когда двое партнеров должны будут прицеплять прищепки, а потом снимать их по очереди.

 

Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. В норме у здорового ребенка эта функция формируется в процессе предметно‑практической и манипулятивной деятельности.

Для развития этой функции используются игры по типу «Волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно‑практической деятельности.

Этап работы IV: развитие представлений о цвете. У некоторых детей отмечаются трудности в дифференциации цвета. Для формирования у них представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов. Дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек» и т. п. На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем – он сам называет тот или иной цвет.

 

 

В корзинку кладутся катушки с цветными нитками, из которых можно составлять пары по цвету. Вначале работы в набор входят две катушки красного цвета, две синего и две желтого.

Взрослый показывает, как можно составить из катушек пары. Например, можно поставить одну красную катушку на другую, а затем достроить столбик двумя синими катушками и двумя желтыми. Ребенок пробует повторить это построение. В данном случае основной целью упражнения для ребенка будет построить такой же ряд, как построил взрослый, но подспудно он проводит процесс цветового анализа: сравнивает и сортирует катушки по признаку цвета и именно на этом концентрирует свое внимание. Ребенок способен выполнить упражнение, даже не зная названия цветов.

Чтобы ребенок освоил названия цветов, проводится так называемый трехступенчатый урок. Первый этап: педагог выстраивает в ряд три катушки красного, желтого и синего цветов, показывает катушку и называет слово, обозначающее цвет ниток. Второй этап: педагог просит ребенка дать ему катушку того или иного цвета. Третий этап: педагог просит ребенка дать ему «вот эту катушку» и назвать ее цвет.

Группе детей можно предложить игру «Найди пару». Дети садятся в кружок. У каждого в руках катушка цветных ниток. Катушки подобраны так, что у каждой есть пара. Педагог говорит: «Петя! Положи свою катушку в центр круга». Затем он предлагает детям посмотреть, у кого из них такая же катушка, и тоже поместить ее в центр круга. Убедившись, что дети легко различают цветовые оттенки, можно попросить их называть цвета своих катушек.

Далее игру можно усложнять самыми разными способами. Например, дети произвольно движутся по комнате. По условному сигналу они должны быстро отыскать свою «цветную» пару, взяться за руки и построиться на линии (в кругу). Пара, оказавшаяся последней, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара победителей.

 

Этап работы V: развитие пространственных представлений. Многие дети испытывают значительные затруднения в обучении из‑за несформированностьи у них пространственных представлений. Они с трудом усваивают такие пространственные представления, как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между и т. п.

Кроме того, им трудно сложить из частей целое при занятиях с разрезными картинками, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую сторону, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При обучении чтению они не всегда могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее, перескакивают на другую строчку. Нарушения пространственного анализа и синтеза могут мешать и обучению счетным операциям. Поэтому очень важно проводить упражнения по перемещению в пространстве.

 

На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

 

Важное значение в развитии пространственных представлений имеет работа с формой предметов. Упражнения проводят поэтапно. Вначале ребенок ощупывает различные по форме предметы, например, кубики. Затем обводит пальцем контуры этих предметов, нарисованных на доске, в тетради; затем копирует изображения простых геометрических фигур. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности. Полезно предлагать ребенку достроить симметричные фигуры.

Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются различные дидактические игрушки и специальные пособия. Начиная с 3 лет ребенка нужно учить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет – по образцу. Вначале ребенок смотрит и копирует образец, затем делает все самостоятельно, по памяти. Развитие пространственных представлений важный раздел работы по подготовке детей к обучению в школе.

 

Контрольные вопросы

 

1. Можно ли свести восприятие к сумме ощущений? Почему?

2. Как процесс восприятия связан с другими познавательными процессами? Как он влияет на них?

3. Что подразумевают под предметностью, целостностью, категориальностью, константностью восприятия?

4. Как доминирование какого‑либо анализатора в процессе восприятия будет сказываться на всем поведении человека?

5. Какие объекты человек чаще выбирает в качестве фигуры, а какие в качестве фона? Почему?

6. Приведите примеры экстрасенсорного восприятия.

7. Как установка может влиять на протекание процесса восприятия?

8. Зависит ли восприятие от пола субъекта и объекта восприятия? Приведите примеры?

9. Влияет ли возраст на процесс восприятия? Как?

10. Как влияет прошлый опыт на процесс восприятия? Приведите примеры апперцепции.

11. Почему лучше один раз увидеть, чем сто – услышать?

12. Какие закономерности в восприятии визуальной информации вам известны? Как вы будете учитывать их в педагогической деятельности?

13. Как необходимо учитывать закономерности восприятия цвета при организации учебного процесса? Приведите примеры удачного и неудачного использования цвета.

14. В чьей педагогической системе разработана идея развития ребенка через развитие процессов ощущения и восприятия?

15. Возможно ли совершенствование процесса восприятия? К каким результатам может привести систематическая работа по развитию процесса восприятия?

16. Как должна строиться система сенсорного развития ребенка?

 

 

Глава 3

ВНИМАНИЕ

 

Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

К.Д. Ушинский

 

Внимание и его функции

 

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Таким образом, внимание выполняет две основные функции: активизирующую и тормозящую. Оно тормозит ненужные и активизирует нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность сознания на одном и том же объекте или виде деятельности.

 

Французский философ А. Бергсон сравнивал наш мозг с фильтром, который устроен так, что организм проявляет избирательное внимание и пропускает на уровень сознания только ту информацию, которая необходима для его выживания.

 

Внимание влияет на работу всех познавательных процессов: точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления. Для памяти внимание является условием записи и сохранения информации в кратковременной и долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В человеческих взаимоотношениях внимание способствует лучшему пониманию друг друга, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном. Внимательный ребенок лучше и успешнее учится, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Виды внимания

 

Существует несколько разных классификаций видов внимания. Наиболее традиционной классификацией является классификация по признаку произвольности. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих видов внимания было сделано в XVIII в. Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Наиболее простое и генетически исходное это непроизвольное внимание (пассивное). Оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отвлекается на интересную новость, яркое событие и т. п. Почему же мы помимо своего желания и воли направляем внимание куда‑либо? Существует ряд причин: 1) характер и качество раздражителя; 2) соответствие раздражителей внутреннему состоянию; 3) направленность личности.

В первую группу причин следует отнести прежде всего силу или интенсивность раздражителя. Вспомните, как вы увлеченно смотрите интересный фильм и не слышите легкого шума в соседней комнате, но вот раздался сильный грохот от упавшей вещи и это невольно привлекает ваше внимание. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. На шумной вечеринке вы не обратите внимания на громкие крики компании, но насторожитесь, услышав шепот, особенно если вы расслышали свое имя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. Это же относится к длительности раздражителя, к пространственной величине и форме предмета. Новизна и необычность раздражителя – важнейшие причины возникновения непроизвольного внимания.

 

Однажды преподаватель должен был провести урок физики в классе, где этот предмет ученики не очень понимали и соответственно не любили. Тема сложная – «Электричество». Войдя в класс, он увидел, что школьники не прореагировали на его приход, в классе продолжался шум. Вместо того чтобы их успокаивать, призывать к порядку, одергивать окриком, он встал к доске и, немного выждав, начал тихим голосом: «В далекие времена, (чуть повысив голос) в VI в. нашей эры, (еще громче) в Древней Греции, в городе Милете (и совсем громко) родился мальчик». Класс притих, успокоился, даже самые незаинтересованные начали прислушиваться, а педагог уже нормальным голосом продолжал: «И был он таким маленьким, что помещался в пивной кружке». В классе воцарилась абсолютная тишина. Учитель продолжал: «И назвали его Фалес Милетский…» Ученики слушали внимательно, и учитель спокойно рассказал и об открытии Фалесом Милетским электричества и о самом электричестве. Так необычно он привлек внимание учеников к теме урока. Внимание учеников непроизвольно сконцентрировалось на теме потому, что была, во‑первых, необычность тона, поведения учителя, во‑вторых, необычность информации (начало урока), в‑третьих, избыточность информации, учитель не стал сразу перечислять законы электричества и т. п., а рассказал сначала о человеке, его открывшем.

 

Однако если новый раздражитель не отличается яркостью, контрастностью, то мы легко игнорируем его. Обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы; мы редко замечаем что‑либо новое, до тех пор нам неизвестное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами.

Вторую группу причин возникновения непроизвольного внимания составляют те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, студент, сдавший экзамен, и студент, не сдавший экзамен, будут по‑разному реагировать на информацию о преподавателе и ходе экзамена; уставшая мать будет крепко спать при сильном шуме, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке; сытый и голодный будут по‑разному реагировать на разговор о пище. Мораль: никогда не отправляйтесь в продовольственный магазин на голодный желудок, поскольку в этом случае вы купите гораздо больше необязательных вещей, чем действительно необходимо.

 

По улице шли бизнесмен и натуралист. Натуралист остановился у большого здания. «Послушай, – восхищенно произнес он. – Ты слышишь этого сверчка?»

Бизнесмен покачал головой, а затем, взглянув на торопливо проходящих мимо людей, добавил: «И никто не слышит!»

Натуралист вытащил из кармана монетку и уронил ее на тротуар. Десятки голов тут же повернулись на слабый звон от удара монетки о камень. «Ты слышишь то, – спокойно объяснил он, – что хочешь услышать».

 

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор – на красоту старинного здания, влюбленный – на окна своей любимой и т. д.

Очень показательно то, как люди листают газеты, останавливаясь на том или ином заголовке: это многое говорит об их интересах, жизненном опыте. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и эмоциями. Позитивные или негативные эмоции, связанные с прежним опытом, буквально притягивают наше внимание.

 

Мужчина, узнав о крупном выигрыше в лотерею, в крайнем возбуждении поехал за выигрышем и погиб в результате дорожной аварии, так как выехал на красный свет. Мораль: при сильных эмоциях внимание помимо вашей воли как магнитом возвращается к взволновавшему вас событию, человеку. Следите за своими действиями, эмоции мешают сосредоточиться на вещах объективно важных в данный момент, отвлекают внимание.

 

Произвольное (активное) внимание управляется сознательной целью, подчинено волевому усилию. Приняв решение заняться какой‑нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно в данную минуту, но чем мы считаем нужно заняться.

Произвольное внимание необходимо для активного регулирования психических процессов.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов косвенное. Интересы выступают как интересы цели, как интересы результата деятельности. Например, процесс приготовления салата может и не интересовать нас, но мы будем крайне внимательно следовать рецептуре кулинарной книги, потому что хотим поразить этим салатом гостей. Поскольку произвольное внимание требует усилий от человека, то является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более 20 мин. Это важно помнить, планируя урок, готовясь к публичному выступлению и не злоупотреблять произвольным вниманием, а использовать и непроизвольное, если это возможно. Внимание класса, аудитории будет более устойчивым, если вызвано тем, что находится в области интересов или обещает принести практическую пользу. Эффективного общения без интереса практически не происходит.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Так, сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в процесс включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной статьи, когда чтение сопровождается конспектированием.

Произвольное внимание сложно удерживать на объекте, если человек утомлен. Многочисленные опыты показали, что к концу урока, к концу рабочего дня возрастает утомление и внимание помимо воли переключается на другие объекты, мы чаще совершаем ошибки.

Послепроизвольное внимание требует первоначальных волевых усилий, но затем человек включается в работу, заинтересовывается и ему уже не нужно заставлять себя концентрировать внимание усилием воли. По доброй воле человек работает лучше, чем из‑под палки. «Охота – пуще неволи». Лозунг при организации работы ученика: «хочет – может – должен» лучше срабатывает, чем «должен – может – хочет». Поэтому учителю необходимо пробудить желание ученика работать. Вначале ученику важен конечный результат его работы, но постепенно интерес цели переходит в интерес от самого процесса работы. Послепроизвольное внимание весьма экономично. Во‑первых, оно сохраняет энергетический запас человека, во‑вторых, отпадает необходимость внешнего контроля.

Выделяют также индивидуальное и коллективное внимание. И хотя коллективное внимание слагается из сосредоточения самостоятельно работающих отдельных людей, оно не всегда подчиняется законам индивидуального внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, групповое внушение, соревнование и другие, влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. В кинозале, на стадионе, на концерте в силу эмоций совместного участия, взаимного заражения может создаваться удивительное состояние, когда масса людей живет и чувствует как единое целое.

 

К.С. Станиславский писал об игре великого итальянского актера Сальвини: «Он подошел к возвышению дожей, подумал, сосредоточился и, незаметно для нас, взял в руки всю толпу большого театра. Казалось, что он это сделал одним жестом – протянул, не смотря, руку в публику, загреб всех в свою ладонь и держал в ней, точно муравьев, в течение всего спектакля. Сожмет кулак – смерть; раскроет – дохнет теплом – блаженство… Мы были в его власти, навсегда, на всю жизнь. Был момент, когда весь театр как один человек поднялся с места от напряженного внимания».

 

Свойства внимания

 

Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрацией, распределением, объемом, переключаемостью.

Концентрация внимания – это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности этим объектом. Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.

Свойство, противоположное концентрации, – рассеянность, т. е. неспособность сосредоточиться на чем‑либо определенном в течение длительного времени. Различают подлинную и мнимую рассеянность. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она часто встречается у людей этой профессии. Внимание человека в этом случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает второстепенных, на его взгляд, вещей, не слышит обращенных к нему вопросов. Физиологической причиной мнимой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках. Неясность отражения внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

 

Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого‑то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришел в себя, выяснилось, что он простоял несколько часов, далеко отстав от войска.

 

Подлинная рассеянность – невозможность удержать внимание на объекте или действии длительное время. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Объем внимания – количество однородных предметов (как правило, 7 ± 2), которые внимание охватывает одномоментно. Количество предметов, находящихся в поле внимания, может быть и больше девяти предметов. Это зависит оттого, насколько осмысленны и как связаны между собой эти элементы. Объем внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно это 5 ± 2 элемента.

Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии летчика, шофера, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, который часто должен делать одновременно несколько дел. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, часто пишет еще что‑нибудь на доске.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего оттого, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение.

Переключаемость внимания – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Преднамеренное переключение внимания совершается по воле человека, а непреднамеренное происходит само собой, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания нужно рассматривать не только как отрицательное качество. Оно часто способствует временному отдыху организма, анализатора. Таким образом поддерживается высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.

Быстрая или медленная переключаемость зависит от:

1) темперамента;

2) физического состояния: у утомленного человека переключение внимания замедлено;

3) содержания предшествующей и последующей деятельности: если предшествующая деятельность более интересна, то переключение замедлено.

Выделяют четыре классических типа центральной нервной системы, а соответственно и четыре типа темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Люди, обладающие различными свойствами темперамента, могут с разной скоростью переключать свое внимание, следовательно, с различной скоростью будут переходить от одного вида деятельности к другому. Педагогу важно учитывать особенности переключения внимания у своих учеников.

Холерик – быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек. Пример холерика – А.С. Пушкин. Его реакция мгновенна, молниеносна. Может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, не в состоянии сразу успокоиться, поскольку склонность к возбуждению у него сильнее, чем к торможению.

Сангвиник – подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек. Сангвиник способен быстро переключаться. Поэтому он легко переключается с одного эмоционального состояния на другое, с одного вида деятельности на другой, быстро перестраивается и изменяет стереотипы поведения, легко переходить от отдыха к работе и наоборот.

Флегматику свойственна медленная переключаемость, а следовательно, реакции при переходе от одного вида деятельности к другому замедлены. Характерной его особенностью является основательность и неторопливость. Флегматик медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца. Флегматика будет раздражать, например, требование срочных перестроек, пересмотров, изменений планов и т. п.

Меланхолик – человек, у которого процесс возбуждения и процесс торможения снижены, поэтому он склонен к угнетенному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключаться, поэтому теряется в сложных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из трудного положения. Для него нужны более упорядоченные условия жизни. Он может удачно вписываться в социальную среду при условии грамотной оценки и правильного отношения к нему со стороны окружающих.

Организуя процесс обучения, педагоги должны помнить, что с холериком и сангвиником лучше вести занятия в быстром темпе, оперировать крупными блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они будут легко успевать за быстрыми переходами мысли педагога, перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Необходимо учитывать и то, что так же быстро ученики этих типов темперамента отвлекаются от темы урока, переключаются на более интересные для них темы и дела.

Флегматики и меланхолики не могут быстро переключить внимание, поэтому им лучше вводить материал неторопливо, основательно, не перескакивая от одной мысли к другой, не упуская даже малозначимых, казалось бы, умственных операций.

Устойчивость – длительность времени, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!