Учет закономерностей восприятия в учебной деятельности



Лариса Павлиновна Баданина

Психология познавательных процессов

 

Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3260435

«Психология познавательных процессов»: Флинта; М.; 2012

ISBN 978‑5‑9765‑0226‑0

 

Аннотация

 

В пособии изложены основы психологии познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Рассмотрены законы, особенности протекания процессов, изложены научные теории и результаты исследований. Акцент сделан на диагностике уровня развития этих процессов и возможностях их усовершенствования в педагогической деятельности. Текст четко структурирован, содержит множество иллюстраций, схем, что упрощает его восприятие.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

 

Лариса Павлиновна Баданина

Психология познавательных процессов

 

Предисловие

 

Идея данного учебного пособия родилась в результате многолетней работы со студентами педагогических специальностей вуза и педагогами, обучавшимися на курсах повышения квалификации, а также как результат обращений родителей за консультацией. Традиционные вопросы, которые адресуют мне как преподавателю психологии, касаются проблем диагностики познавательной сферы и возможностей ее развития.

Успех ребенка в учебе зависит, с одной стороны, от педагогического мастерства и квалификации педагога, с другой – определяется уровнем мотивации и развитием познавательных процессов самого ученика. Педагогу и родителям важно понять, что академическая успеваемость школьника определяется не только его желанием, но и его возможностями. Считаю, что все дети хотят хорошо учиться, но в силу недостаточного развития познавательных процессов – памяти, внимания, ощущения и восприятия, мышления, воображения – они часто не могут это делать успешно и с удовольствием. Именно с удовольствием! Так, школьники, развитие мышления которых несколько отстает от нормы, вынуждены компенсировать этот недостаток излишней нагрузкой на память. Они часто «зубрят» учебный материал, не осмысливая, не строя логических связей между частями, а это скучно, долго и не приносит хорошего результата. Те школьники, у которых плохо развита память, вынуждены повторять материал еще и еще раз, тратить большую часть свободного времени на подготовку домашних заданий, лишая себя возможности заниматься любимым делом, отдыхать. Невнимательные дети вынуждены многократно переделывать задания, так как слишком велика ошибочность при выполнении работы. При таком состоянии дел успеха в учебе не дождаться. Следовательно, учебная мотивация постепенно будет сходить на нет. Если ученики, имеющие недостаточно развитые познавательные процессы, вначале и пытаются компенсировать недостатки восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения увеличением времени на подготовку заданий, то постепенно они понимают всю бесполезность подобной механической работы и перестают стараться что‑либо исправить. Каждому хочется заниматься тем, что получается хорошо, приносит успех. Если нет успеха, то и направление деятельности постепенно изменяется. Так школа чаще всего и получает неуспевающего или слабоуспевающего ученика.

Анализируя ситуации низкой школьной успеваемости, часто сталкиваюсь с работой механизмов психологической защиты, на которые указывал еще 3. Фрейд. Для самооценки ребенка и родителей бывает крайне болезненно признать, что ребенок не может достаточно успешно усваивать школьную программу из‑за отставания в развитии познавательных процессов. Трудно признаться даже себе самому, что твои память, внимание, мышление, воображение хуже работают, чем у сверстников. Поэтому неуспех в учебе часто оправдывают даже для себя отсутствием должной мотивации: «Вот если бы только захотел!» Иногда подобный неуспех объясняют недостаточной квалификацией педагога.

И отсутствие мотивации, и неумение или нежелание педагога работать должным образом могут вести к низкой успеваемости. С подобными случаями можно встретиться в современной школе, однако самая распространенная причина школьной неуспеваемости – неразвитые должным образом познавательные процессы школьников.

Государственный стандарт специалиста для педагогических специальностей вуза по дисциплине «Общая психология» предусматривает изучение основ познавательных процессов. Однако студенты должны получить не только теоретическую подготовку по этому разделу психологии, что, без сомнения, очень важно, но должны быть ознакомлены с возможностями диагностики, приемами коррекции и развития познавательных процессов.

Крайне важны подобные знания для педагогов, которые давно работают в школе. Если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов‑психологов, то не будут найдены необходимые пути для совершенствования учебного процесса, пути помощи каждому ученику.

Наконец, никто не заинтересован так в развитии познавательных процессов ребенка, как его родители. Большинство родителей, имея достаточный уровень образования и огромную мотивацию, могут наиболее действенно помочь ребенку. Их важно лишь обеспечить методическими знаниями по решаемой проблеме.

 

Глава 1

ОЩУЩЕНИЯ

 

Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях.

Философы‑сенсуалисты XVIII века

 

Понятие и функции ощущений

 

Простейшим психическим процессом, с помощью которого мы получаем информацию из внешнего мира, является ощущение. Однако простейшим его называют только по сравнению с более сложными познавательными процессами. В действительности ощущение – важный и сложный процесс познания мира.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное впечатление от окружающего при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Результатом процесса ощущения является сенсорный образ.

Каков механизм возникновения сенсорного образа? Для того чтобы вовремя реагировать на изменения в окружающем мире, в процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток – рецепторов (от лат. reciere – получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды.

Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия – раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, – возбуждением.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств – окончания чувствующего нерва – рецепторы. Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным, афферентным (от лат. afferens – приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга. Рецепторы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга – три составные части анализатора (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Функциональная схема анализатора

 

Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом. Следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения. На пути от рецепторов к коре мозга импульсы проходят через различные мозговые структуры, где они получают первичную переработку (рис. 2).

Деятельность анализаторов условно‑рефлекторна: мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс, распространяясь по центробежным, эфферентным (от лат. efferens – выносящий) нервным путям, воздействует на двигательные механизмы органа чувств и вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора.

 

 

Рис. 2. Схема строения анализаторов

1–7 рецепторы (зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, двигательного аппарата, внутренних органов); I – область спинного и продолговатого мозга; А – центростремительные (афферентные) волокна; II – зрительные бугры (таламус), где нервные импульсы переходят на нейрон, идущий к коре мозга; III – кора мозга

 

Таким образом, ощущение – это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. У каждого вида ощущений свой нейрофизиологический механизм, свой анализатор.

Органы чувств связаны с органами движения. Так, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Совокупная деятельность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.

Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие. Наша рука отдергивается при ожоге от сигареты, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и все это происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение (рис. 3). Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, а затем идет по двум различным путям: один путь ведет к коре головного мозга через таламус, а другой, более диффузный, проходит через фильтр ретикулярной формации, которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если стимул будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который приведет к его восприятию сознанием. Это повлечет за собой изменение активности многих тысяч нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл.

 

 

Рис. 3. Последствия укуса комара

Сигнал от рецептора 1 отправляется к спинному мозгу 2 , и включившаяся рефлекторная дуга может вызвать отдергивание руки 3. Сигнал тем временем идет дальше к головному мозгу 4 , направляясь по прямому пути в таламус и кору 5 и по непрямому пути к ретикулярной формации 6. Последняя активирует кору 7 и побуждает ее обратить внимание на сигнал, о наличии которого она только что узнала. Внимание к сигналу проявляется в движениях головы и глаз 8, что ведет к опознанию раздражителя 9 , а затем к программированию реакции другой руки с целью прогнать нежеланного гостя 10

 

Прежде всего внимание коры мозга к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией, идущей от первоисточника данного сигнала, а также, возможно, подключить другие органы чувств.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов (информационная функция), но и выполняют активизирующую мозг функцию.

 

Известный русский врач С.П. Боткин (1832–1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала, так как терялась связь с внешним миром.

 

Этот случай и эксперименты по сенсорной изоляции убедительно доказывают огромное значение процесса ощущения в организации работы нашего сознания.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод возникает из‑за недостатка впечатлений от реальной действительности. И.М. Сеченов отмечал, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств.

Запросы практики (авиации, подводного плавания, космонавтики) вызвали к жизни многочисленные экспериментальные исследования на животных и людях с целью всесторонне изучить влияние ограничения раздражителей на психическое состояние человека.

Экспериментальные исследования в этой области начал проводить на людях Д.О. Хебб в 1940‑х годах, а на животных – И.П. Павлов еще раньше, в начале века, в знаменитой «башне молчания». Систематическое изучение сенсорной недостаточности в интересах авиации и космонавтики началось в 50‑х годах. Один из самых известных в научном мире экспериментов по сенсорной изоляции – это эксперимент, произведенный в Университете Мак‑Гилла в 1956 г.

Ученые предложили добровольцам за денежное вознаграждение пробыть как можно дольше в специально устроенной изолированной камере. Все, что от них требовалось, это лежать на маленькой кровати. Благодаря использованию специальных очков глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители маскировались беспрерывным шумом работающих кондиционера и вентилятора. Испытуемых кормили, поили, и они по мере необходимости могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными. Большинство из них в начале эксперимента были уверены, что это легкий способ заработать и отдохнуть. Так и было в первые часы изоляции. Но когда тело отдохнуло, лишь немногие испытуемые были способны продолжать жить в этих условиях больше 2–3 дней. Только небольшая группа выдержала несколько дольше, а максимальное время не превысило 6 дней.

Вначале большинство старалось сконцентрироваться на своих личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум уходит в сторону от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем наступили долгие периоды, когда они вообще не были способны мыслить. Чтобы избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали их слушать еще и еще. Более 80 % испытуемых утверждали, что они были жертвами зрительных галлюцинаций: стенки ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, цвета становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Один испытуемый даже говорил, что «видел» процессию белок, дефилирующих решительным шагом с мешками на плечах. Что же касается тела, то казалось, что оно раздваивается, дух (сознание) отделяется и летает по камере, глядя на свою материальную оболочку, лежащую на постели.

Испытуемых подвергали психологическим тестам до, во время и после их пребывания в состоянии сенсорной изоляции. Почти все показали посредственные результаты во время эксперимента. Многие стали неспособны решить простые задачи на умозаключение или проделать легкие математические расчеты, а у многих наблюдались расстройства памяти. Однако через некоторое время после выхода из камеры испытуемые вновь приобретали свои обычные умственные способности. У исследователей не оставалось сомнения, что отсутствие ощущений из внешней среды тормозит или искажает работу сознания.

Очень интересны эксперименты по сенсорной изоляции, которые были проведены в имитаторах космических кораблей. В обычных условиях жизни на Земле перед глазами человека сменяются сотни и тысячи различных картин природы и творений его собственных рук. На органы слуха постоянно действуют всевозможные звуки, создавая разноголосый акустический фон. Рецепторы кожи воспринимают изменения температуры.

В межпланетном полете космонавты месяцами будут видеть в иллюминаторы лишь яркие немигающие звезды на черном бездонном небе и ослепительный диск незаходящего солнца. Не будет ни дня, ни ночи, ни зимы, ни лета, к которым так привыкли люди на нашей планете.

 

«В космическом полете, – пишет А.Г. Николаев, – нам не хватало земных, привычных человеку звуков и явлений. Там не было слышно шумов, характерных для города или села, шумов леса и ветра, пения лесных птиц, не было и аромата прекрасных цветов, и земли, воды и леса. Не было нам ни жарко, ни холодно. Не ощущали мы ни ветра, ни дождя, нет там ни вьюги, ни снега. По земным привычным звукам, явлениям и ароматам мы поистине сильно скучали. Иногда все это земное чувствовали, слышали и видели во сне».

 

Начиная уже с первых полетов на Луну члены экипажей космических кораблей «Аполлон» жаловались на однообразие впечатлений на «перегоне» Земля – Луна. Когда выключаются маршевые двигатели корабля, космонавты попадают в царство безмолвия.

В связи с тем, что сенсорная изоляция не экспериментально созданное, а реальное явление для космонавтов, летчиков, полярников, необходимо было тщательно изучить влияние сенсорного голода на психику.

Во время экспериментов по сенсорной изоляции у людей наблюдались необычные психические состояния. Один из летчиков во время 30‑часового эксперимента по имитации космического полета «увидел» телевизор, плавающий в состоянии невесомости, а среди приборов пульта управления – какие‑то незнакомые лица. Однако он пытался справиться с этими нарушениями восприятия, стараясь отклонить взгляд в сторону от телевизора и приборов.

Одного из пилотов охватил панический ужас. Когда «полет» подходил к концу, на его глазах приборная доска стала «таять и капать на пол». Третий пилот во время эксперимента стал жаловаться на боль в глазах из‑за расплывчатого изображения на экране телевизора, хотя экран был совершенно пуст, а после 22‑часового пребывания в имитаторе космического корабля он стал кричать: «Очень жарко в кабине! Уберите телевизор! Он стал коричневым! Выключите его быстрее, становится жарко, как в аду!» Попытки экспериментатора убедить испытуемого, что его беспокойство необоснованно (телевизор работает нормально), были тщетны. Испытуемый был удален из имитатора в крайне возбужденном состоянии. По выходе из тренажера он сказал, что ему в конце опыта также казалось, что стены над ним начали смыкаться.

Необходимо отметить, что в начале эксперимента подобные патологические состояния сознания можно легко убрать. Они носят обратимый характер. При значительных сроках сенсорной депривации сознание может быть значительно искажено – возникают нервно‑психические заболевания (неврозы и психозы). Необходимо отметить, что в экспериментах по сенсорной изоляции все испытуемые отмечают дискомфорт, однако не у всех наступает изменение сознания.

Подобные эксперименты ярко доказывают роль ощущений в функционировании нашего сознания.

 

Классификация ощущений

 

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения, по классификации знаменитого английского физиолога Ч.С. Шеррингтона, делятся на три группы:

1. Экстероцептивные ощущения – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Экстероцептивные ощущения возникают в результате воздействия на рецепторы, которые находятся на поверхности тела. Все экстероцептивные ощущения можно разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

2. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны и за исключением болезненных почти не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными.  Они сигнализируют о том, что происходит в организме. К этой группе относят ощущение голода, насыщения, жажды, комплексы болевых и половых ощущений. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Роль интероцептивных ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх – это отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что‑то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными ощущениями: «сосет под ложечкой», «сжимается сердце», «мурашки» по коже и т. п. Радость может сопровождаться ощущением невесомости, легкости. Контроль над эмоциями – это во многом контроль над интероцептивными ощущениями.

3. Проприоцептивные (кинестетические и вестибулярные ощущения) информируют человека о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения – это неосознаваемые ощущения в мышцах и сухожилиях. На основе кинестетических ощущений строится знание о взаимном расположении частей тела, что абсолютно необходимо при перемещении тела в пространстве. Вестибулярные ощущения обеспечивают устойчивость зрительных ощущений. Когда мы двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова тоже приходит в движение. Если бы не было каких‑либо компенсаторных, корректирующих механизмов, мы видели бы мир так, как это бывает в видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу: изображение прыгало бы, дрожало, металось из стороны в сторону. За счет существования вестибулярных ощущений, которые компенсируют движение головы противоположными по направлению движениями глаз, перед человеком предстает стабильная картина мира.

Наиболее древними являются интероцептивные ощущения. Вначале появились болевые ощущения. Затем появились контактные ощущения и прежде всего осязание. Самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

 

 

Рис. 4. Виды ощущений

 

Изменение ощущений

 

Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Вместе с тем все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синестезия.

Для осознания нами какого‑либо элемента окружающей действительности нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, т. е. возбудить какой‑либо из наших рецепторов. Таким образом, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины.

Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия двух миллиграммов на один квадратный миллиметр поверхности кожи.

Переход от невоспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый. Увеличение интенсивности и силы воздействия стимулов на органы чувств приводит к тому, что ощущение в какой‑то момент теряется, т. е. достигает верхнего абсолютного порога ощущений.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/мм2 вызывает боль. Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока.

 

Чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении всего 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

 

Чем же определяются пределы чувствительности и нужно ли, чтобы она была еще выше? Расчеты показывают, что большая чувствительность основных органов чувств только ухудшила бы приспособление к физическому миру.

 

Если бы глаз был более чувствительным, мы уже воспринимали бы волновую природу света и он казался бы нам прерывистым. Мы также могли бы видеть и химические превращения в самом глазу, что тоже только мешало бы адекватному восприятию мира. Если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы услышать возникающие в результате броуновского движения удары молекул по барабанной перепонке, в чем нет нужды.

 

Таким образом, пороги чувствительности определяются потребностями адаптации нашего организма к жизненно важным условиям окружающей действительности.

Закономерности изменения ощущений в психофизике изображают в виде психометрической кривой (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Психометрическая кривая

 

Кроме измерения порогов чувствительности в психофизике изучается проблема зависимости величины ощущения от величины физического стимула. Мало кто из нас задумывается над тем, что сила и интенсивность воздействующего стимула и сила и интенсивность ощущения, которое возникает, – разные вещи. Так, сила самого звук и сила ощущения от звука – не одно и то же. В изучение этой зависимости большой вклад внес немецкий ученый Г.Т. Фехнер (1801–1887). Им было выяснено, что чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу в ощущениях. Внимательно исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя:

 

R = С (lgS – lgS 0),

 

где R – величина ощущения;

С – константа;

S – величина действующего стимула;

S 0 – абсолютный порог.

Данная закономерность называется законом Вебера – Фехнера. Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину нуль, стала равной единице, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла в 10 раз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину равную единице, возросло в 3 раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицам и т. д., т. е. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в 10 раз. Закон Вебера – Фехнера получил название основного психофизического закона.

Примерно через сто лет после появления книги Фехнера «Элементы психофизики» и открытия психофизического закона С. Стивенс пересмотрел основной постулат Фехнера о константности минимальных различий между ощущениями. Он доказывал, что отношение минимального приращения ощущения к исходному ощущению равно постоянной величине. Иначе говоря, если мы испытываем слабое ощущение, то, чтобы испытать несколько более сильное, нужно лишь незначительное изменение в ощущениях, чтобы почувствовать разницу, а если мы переживаем очень сильное ощущение, то только мощный всплеск в нашей душевной жизни заставит нас заметить, что что‑то в наших ощущениях изменилось. Стивенс предложил свою формулировку и формулу основного психофизического закона:

 

R = С (S – S 0)n.

 

Зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет, по Стивенсу, не логарифмический, а степенной характер. Позднее были предложены другие многочисленные формулы основного психофизического закона. Несмотря на разногласия по проблеме, все ученые сходятся во мнении, что, во‑первых, ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во‑вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

Чувствительность анализаторов нестабильна, она изменяется в зависимости от различных условий. Различают две основные формы изменения чувствительности – это адаптация и сенсибилизация.

Входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. Находясь в помещении с каким‑либо запахом, мы через некоторое время перестаем замечать этот запах.

 

Уже через минуту человек перестает ощущать запах йода – привыкает к нему. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. Для полного привыкания зрительного анализатора к темноте необходимо 45 мин.

 

Органы чувств обладают свойством приспособления, или сенсорной адаптации, к изменившимся условиям окружающей среды, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза меняется в десятки раз. Одни анализаторы обнаруживают высокую скорость адаптации, другие – низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, далее идут слух, обоняние и вкус. Сенсорная адаптация имеет три формы.

1. При длительном воздействии стимула на рецептор порог ощущений повышается настолько, что ощущение исчезает. Такая сенсорная адаптация называется полной. Наиболее выражена она в тактильном, обонятельном и вкусовом анализаторах. Полная адаптация приводит к тому, что человек спустя определенное время перестает ощущать, например, давление кольца на палец или «привыкает» к неприятным запахам в помещении.

2. Притупление ощущений под влиянием сильных раздражителей выражается в таком «привыкании» к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре, что они перестают ощущаться как сильные. Такое снижение чувствительности называется негативной адаптацией.

 

Педагоги заметили, что когда школьники переходят из начальной школы в среднюю, они иногда плохо слышат тех учителей, которые говорят не громко. Это происходит в том случае, если учитель начальных классов говорил слишком громко.

Педагоги, которые часто переходят на крик во время урока или объясняют материал излишне громко, рискуют «приучить» школьников к восприятию чрезмерно громкой речи как к нормальному, естественному явлению.

 

3. Повышение чувствительности, или позитивная сенсорная адаптация, проявляется, например, в обострении зрения после длительного пребывания в темноте или в обострении слуха в тишине. На изменение чувствительности влияет не только сила раздражителя, но и другие факторы, например интенсивность потребности. В голодном состоянии чувствительность к запахам пищи обостряется, что хорошо известно каждому из собственного опыта.

Сенсорная адаптация имеет целесообразное биологическое значение. Она содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных. Адаптация как привыкание к постоянно изменяющимся условиям обеспечивает повышение жизнеспособности организма.

Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от состояния и взаимодействия анализаторов. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). Сенсибилизация может быть вызвана рядом причин:

1) взаимодействием ощущений, например слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;

2) физиологическими факторами – состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ.

 

Выяснили, что, например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Велико влияние запаха в нашей жизни. Ароматерапевты выяснили, что, запах розмарина, цитрусовых и герани улучшает зрение, а дыхательную систему человека стимулируют ароматы липы, тимьяна, вереска, лимона, эвкалипта;

 

3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей;

4) упражнением, опытом.

 

Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт. Например, терапевты различают десятки различных шумов сердца, а сталевары – многочисленные оттенки варящейся стали.

 

У людей, лишенных какого‑либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других органов. Известны, например, удивительные случаи повышения слуховой и обонятельной чувствительности у слепых. Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в классе понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Одно из проявлений взаимодействия ощущений – это их контраст. Контраст ощущений (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Так, одна и та же фигура на светлом фоне кажется темнее, а на черном – светлее.

Иногда под действием раздражителя, адресованного для одного анализатора, могут возникать ощущения, характерные для другого анализатора. Вид желтого лимона у некоторых вызывает ощущение кислого во рту. Например, у одной женщины слово «кастаньеты» непременно вызывало ощущение вкуса тунца. Данное явление называется синестезия (от греч. synaisthesis – совместное ощущение). Максим Горький описал типичный случай синестезии: «Тонкий, режущий ухо свист прорывает своим дрожащим острием все звуки улиц, он тянется бесконечно, как ослепительно белая, холодная нить, он закручивается вокруг горла, путает мысли в голове».

Так, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у некоторых людей порождают музыкальные ассоциации. Например, при виде буквы Б вспоминается ярко‑оранжевый цвет, а нота «до» отдается рыбным вкусом во рту. Ассоциации могут быть сложными – например, несколько подряд взятых нот вызывают ощущение «золотого, желтого и белого, быстро движущихся наверх и потом под углом направо, как пульсирующая струя». Подобные явления часто используются в современном искусстве. Даже в идиомах русского языка отражено явление синестезии. Говорят – яркий вкус, яркий запах, яркий свет, яркий звук.

Еще несколько лет назад считалось, что синестезия – редкое явление и встречается примерно у 0,05 % населения. Однако последние исследования этого явления опровергают данный вывод. Синестезия встречается намного чаще. Она зафиксирована примерно у 4,4 % населения, но большинство из нас не фиксируют у себя и не используют в жизни это явление. Например, В. Набоков писал, что в детстве думал, будто у всех, как и у него, звуки рождают зрительные и вкусовые ощущения.

 

Владимир Набоков видел звук А в черно‑бурой гамме. Ж у него отличалось от французского J, «как горький шоколад от молочного». Или вот красная группа с «вишнево‑кирпичным Б (гуще, чем В), розово‑фланелевым М и розовато‑телесным В (чуть желтее, чем V)». Набоков писал: «Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен букву просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор».

 

Синестезия – явление полезное. Известный психолог А.Р. Лурия наблюдал за журналистом С.В. Шершевским, обладавшим безграничной памятью. Необыкновенные возможности памяти С.В. Шершевского объясняются во многом явлением синестезии. Однажды он прослушал тон частотой 2000 колебаний в секунду и заметил: «Похоже на розово‑красный фейерверк, вкус отвратительный, что‑то вроде пересоленных щей. Им можно поранить руку». Этот пример ярко показывает, как могут быть активизированы различные участки головного мозга при раздражении лишь одного анализатора. «Синестеты более креативны, они находят больше необычных ассоциаций, – говорит известный исследователь синестезии Симнер. – Если показать обычному человеку апельсин и спросить, что с ним можно сделать, он скорее всего скажет – съесть. А синестет склонен придумать что‑нибудь неожиданное. Например, использовать его в качестве крокетного шара».

У каждого человека имеются анатомо‑физиологические предпосылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди обладают феноменальной чувствительностью. С развитием сенсорной культуры личности связаны ее способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков. Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях – одна из основных потребностей человека.

Гармония красок, звуков, вкусовых воздействий, мышечные ощущения от наших движений постоянно влияют на наше психическое состояние и общее мироощущение. Неприятные звуки, цветовые сочетания, гиподинамия, бедность ощущений или их отсутствие резко снижают уровень психической активности человека, тормозят и затрудняют психическое развитие.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какую роль играет процесс ощущения в нашей жизни?

2. Какова схема строения анализатора? Как возникает ощущение?

3. Как ощущение связано с движением?

4. Как влияет на организм, на сознание человека ситуация сенсорной изоляции?

5. Какие виды ощущений вы знаете?

6. Как изменяется интенсивность ощущения?

7. Как сенсорная адаптация влияет на изменение чувствительности человека? Приведите примеры.

8. Как сенсибилизация влияет на изменение чувствительности человека?

9. Какими причинами может быть вызвана сенсибилизация?

10. Приведите примеры контраста ощущений. Как его можно использовать в учебной деятельности?

11. Приведите примеры синестезии. Будет ли способствовать синестезия учебной деятельности?

12. Разные методики раннего развития детей стараются сохранить и удержать способности к синестезии. Цветные кубики Зайцева, к примеру, звенят и стучат. Зачем?

 

 

Глава 2

ВОСПРИЯТИЕ

 

Понятие восприятия

 

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом восприятия является перцептивный образ (часто вместо понятия «восприятие» используют его англоязычный синоним – перцепция).

Восприятие предполагает многообразие ощущений и протекает совместно с ощущениями, но не сводимо к простой сумме разнообразных элементарных ощущений – целое всегда больше составляющих его частей. Прошлый опыт, память, мышление, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, имеющим нервную систему, от рождения. Способность же воспринимать объекты формируется у человека и высших животных в течение жизни.

Восприятие объекта происходит поэтапно. Выделяют четыре последовательные операции при протекании процесса восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание объекта.

Обнаружение – на этой стадии человек может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение. Это уже собственно восприятие. Конечный результат различения – формирование человеком перцептивного эталона. Когда перцептивный эталон выделен, совершается опознание объекта. При опознании восприятие использует процедуру соотнесения данного перцептивного эталона с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Процедура отождествления воспринимаемого в данный момент объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов называется идентификацией. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.

 

Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения! Замечено, что школьники часто допускают ошибки при чтении созвучных слов, при проверке своих письменных работ, так как глаз готов воспринять начало и конец слова, а середина автоматически достраивается по типовому эталону.

 

Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение. Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Животные, а значит и человек, видят (точнее опознают) только то, что видели когда‑нибудь прежде. Привычные объекты воспринимаются легко и быстро, малознакомые – структурно развернуто, поэтапно, медленно, часто с ошибками. В нашей жизни все время проявляется правило: мы очень часто видим что‑то именно таким не потому, что оно такое, а потому, что когда‑то уже сформировалась система эталонов, и мы знаем (так воспитаны!), каким мир должен быть. Прошлый опыт властно диктует нам свою волю.

При объяснении механизма работы восприятия в психологии выделились две противоположные теории. Это гештальтеория и теория бихевиоризма.

Приверженцы концепции гештальта считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) ощущения, которые синтезируются головным мозгом. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие имеет комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. Сегодня можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

 

Свойства восприятия

 

Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком‑то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена «фигуры и фона».

Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.

Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявится в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.

В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении «Ваза – профили» фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую – за фон.

 

 

Рис. 1. Примеры обратимых фигур

 

Почему один объект становится для нас фигурой, а другой фоном? Было установлено, что человек чаще всего выделяет в качестве фигуры те объекты, на которые в данный момент он направил свое внимание. Максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения. В частности, человек или животное всегда будет таким центром, даже если картина изображает природу или технику. Лица людей значат для нас больше, чем фигуры, а фигуры больше, чем детали обстановки. Рассматривая портрет, зритель останавливает взор главным образом на глазах, губах, носе. Эти же элементы – глаза, нос, пасть – наиболее интересны наблюдателю и тогда, когда перед ним морда животного. Такая «иерархия ценностей» в общем, понятна. Глаза – «зеркало души», движение губ или подергивание щеки говорят о настроении более чем красноречиво.

Выбор фигуры определяет и мотивация личности, установка на восприятие. Для иллюстрации можно привести известные эксперименты Шафера и Мэрфи.

 

Группе людей тахистоскопически предъявлялась известная фигура Рубина, образованная двумя «полумесяцами», каждый из которых мог видеться как профиль, образующий фигуру на фоне. Опыт строился по типу игры: испытуемый получал вознаграждение, если видел одно из лиц, и штрафовался, если видел другое лицо (при этом в тахистоскопе многократно возникало каждое лицо в отдельности). Когда впоследствии внезапно предъявляли двусмысленную фигуру, испытуемый воспринимал в качестве фигуры то лицо, которое обычно вознаграждалось. Иначе говоря, «ожидания» субъекта определяли выбор элементов фигуры‑фона. Аналогичные результаты получали Сэнфорд, Левин, Чейн и Мэрфи в условиях пищевой депривации. При тахистоскопическом предъявлении неопределенных изображений испытуемые часто видели пищевые объекты там, где их не было, при этом пищевые рисунки быстрее и правильнее узнавались с увеличением времени голодания. Источником «ожиданий» испытуемых в данном случае было состояние острой органической потребности, которое определенным образом направляло восприятие.

 

Однако окончательно вопрос о выборе фигуры и фона, который кажется простым, пока не решен. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В случае с обратимыми фигурами оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает, например, изображение «Ваза – профили» парадоксальным.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

 

 

Рис. 2. Целостность восприятия

Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже «видим» грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами

 

Константность – относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.

Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.

 

 

Рис. 3. Константность восприятия

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц

 

Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.

 

Задумывались ли вы над тем, что люди, которые живут рядом с вами, с течением времени меняются как внешне, так и внутренне? Возможно, уже давно изменились идеалы, ценностные ориентации, способы реагирования на ситуацию, черты характера человека, а вы все еще сохраняете тот образ, который возник у вас много лет назад!

 

При восприятии пространственных качеств объектов в некоторых случаях возникает аконстантность – иллюзии зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами. В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий.

 

При въезде в тоннель на Триумфальной площади в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты‑психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.

 

Немало автокатастроф происходит из‑за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение. Зрительное восприятие – цепь автоматически решаемых познавательных задач. При некоторых условиях в решении этих задач могут возникнуть сбои (рис. 4). Тот, кто испытывает иллюзию, обычно не осознает этого. Нереальное кажется реальным, но переубедить человека в обратном очень сложно. Ярким примером иллюзии, которую испытали все, является увеличение размеров Луны при ее расположении вблизи горизонта.

 

 

Рис. 4. «Чудесные» превращения маленького цилиндрика

а – он в три раза меньше большого; б – он меньше большого в 8 раз; в – он кажется равным большому. Но везде реальный размер его остается одним и тем же

 

Когда между глазом и горной вершиной нет никаких других предметов, зрение грубо ошибается в расстояниях. Пассажиры самолета, летящего среди скал, испуганно вскрикивают: «Крыло вот‑вот чиркнет по камню!» Между тем до него минимум метров 500.

 

Категориальность – это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: «Что это такое?» Благодаря этому свойству, мы, например, редко путаем собаку с кошкой независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.

 

Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

 

Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.

Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально‑статусные, экспрессивно‑эстетические, вербально‑поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время процесса познания. В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения.

 

Представьте себе ситуацию. Скоро выборы президента. Есть описание трех кандидатов.

Первый кандидат дважды отчислялся из колледжа, в студенческое время употреблял опиум, сейчас каждый вечер выпивает литр виски и спит до полудня.

Второй кандидат является героем войны, иногда по праздникам выпивает пиво, не курит, вегетарианец, любит свою жену, внебрачных связей не имеет.

Третий кандидат связан с нечестными политиками и консультируется у астрологов. Имеет двух любовниц, заядлый курильщик, каждый день выпивает от 8 до 10 бокалов мартини.

Кого вы выбираете? Не удивительно, если второго кандидата. Срабатывает стереотип восприятия. Второй кандидат вписывается в стандартные положительные характеристики.

А ведь здесь дано описание трех исторических персонажей: первый – Уинстон Черчилль, второй – Адольф Гитлер, третий – Франклин Рузвельт.

 

Свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте.

 

Виды восприятия

 

В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое), обонятельное, вкусовое восприятие.

Часто людей, делая акцент на работе того или иного анализатора, разделяют на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Было замечено, что доминирование одного из анализаторов накладывает определенный отпечаток на поведение человека в целом. Так, визуалы – это люди, которые мыслят преимущественно образами и картинами. При восприятии новых стимулов они предпочитают эксплуатировать зрительный анализатор, так им легче воспринимать и обрабатывать новую информацию. Интересно, что когда они обдумывают что‑либо, их взгляд перемещается словно вслед за мыслью. Попросите человека, предположительно относящегося к визуалам, представить себе что‑либо и проследите, не переместится ли его взгляд вправо вверх.

Чтобы общение с людьми этого типа не вызывало трудностей, рекомендуется использовать живой мир образов, включать в свою речь такие слова, как «показать», «ясно», «видеть», «смотреть». Например так: «Позвольте мне описать, как будет выглядеть законченный проект. Представьте себе три высокие белые мраморные колонны, каждая из которых, четко выделяясь на чистом синем фоне, будет нести на себе часть лозунга». Используйте следующие фразы: «Я вижу, вы хотите сказать…», «Я хотел бы взглянуть на это…», «Позвольте продемонстрировать…»

Аудиалы предпочитают воспринимать информацию на слух. Эти люди мыслят преимущественно звуками и словами. Для эффективного общения с людьми этого типа используйте фразы: «Я слышу, что вы говорите», «Мне нравится, как это звучит», «Я бы хотел рассказать вам о своих идеях…»

Кинестетики должны обязательно потрогать, сделать соответствующее движение, чтобы наилучшим образом воспринять поступающую информацию. Эти люди хорошо осознают и помнят движения и реакции своего тела. Часто они обладают великолепной координацией, а также повышенной чувствительностью к жестам, позе и выражению лица других.

Для эффективного общения с такими людьми рекомендуется использовать фразы, содержащие упоминание о физическом контакте: «У меня такое ощущение, что мы на правильном пути», «Я чувствую, что двигаться нужно именно этом направлении», «Позвольте коснуться некоторых ключевых положений…»

Имея дело с кинестетиками, важно использовать эффективный язык тела. Невербальные сигналы важны для всех видов общения, но наибольшее значение они имеют для людей этого типа. Организуя общение с людьми, важно учитывать, посредством какого анализатора они воспринимают информацию быстрее и легче. Подобные знания существенно облегчат понимание, снизят уровень конфликтности.

 

Мама Пети – типичный визуал. Для нее крайне важно, чтобы все вокруг выглядело красиво, лежало на своих местах. Свободное время она тратит на уборку квартиры. Ее ребенок – типичный кинестетик. Для него важно ощущение телесного комфорта.

Мама настаивает, чтобы ребенок надел в школу новый красивый костюм. Ей совершенно непонятно, почему он опять «напялил на себя» старый, вытянутый свитер, который выглядит так не эстетично. Как ребенок должен объяснить свои желания и поступки, чтобы мама его поняла?

 

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие его виды, как восприятие предметов, восприятие речи, восприятие человека человеком. Последнее называется социальной перцепцией и является важным профессиональным качеством в профессиях системы «человек – человек». Социальная перцепция – явление сложное. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности, и эмоциональный – как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент.

Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяют восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства.

Интересные исследования были проведены при изучении восприятия времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют и восприятие течения времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Так, доказано, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее, кофеин – ускоряет его.

Любопытно, что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени. Следовательно, непонятный и неинтересный для ученика урок будет восприниматься им как бесконечный по времени. Основной закон восприятия времени, сформулированный немецким психологом В. Вундтом, гласит: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее».

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Можно выделить в зависимости от сложности и развернутости перцептивной деятельности симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапое, последовательное) восприятие (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Виды восприятия

 

Подпороговое восприятие

 

Известно, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в сетчатке глаза, но потребуется 5–8 таких порций энергии для того, чтобы наш мозг воспринял светящуюся точку. Абсолютный порог ощущения определен генетически и может изменяться, но в незначительных пределах. Существует и другой порог – порог восприятия, который гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел абсолютный нижний порог ощущения. У бодрствующего внимательного человека порог восприятия может быть понижен, чтобы облегчить расшифровку и поступление сигналов. Но он может быть повышен во время засыпания или других состояниях сознания (например, при медитации), когда информация фильтруется и восприятие ослаблено.

Человек способен изменить порог восприятия в зависимости от важности восприятия. Например, когда нам поступают сообщения, которые мы с трудом можем эмоционально пережить, порог восприятия повышается, таким образом, часть информации не доходит до сознания.

 

Интересный опыт со словами‑табу описан у Ж. Годфруа в его книге «Что такое психология». Было отмечено, что «неприличные» слова, относящиеся к сексу, на мгновение предъявленные с помощью тахистоскопа, распознавались сложнее, чем общеупотребительные, нейтральные слова со сходной структурой и таким же количеством букв. Объяснение этого факта опирается на высказанную еще 3. Фрейдом мысль о том, что на уровне сознания существует некая цензура, которая мешает образам‑табу пересечь порог восприятия. При предъявлении таких образов мы защищаемся от них, поднимая для этого порог восприятия.

 

Итак, существует абсолютный порог ощущения и порог восприятия, а между ними – зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но не доходит до сознания (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Между порогом ощущения и порогом восприятия зона, в которой стимулы принимаются рецепторами, но не осознаются

 

Была выдвинута гипотеза, что сообщения, поступившие в подпороговую зону, возможно, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Если это так, то существует множество сигналов, которые регистрируются на низших уровнях сознания, но непосредственно до сознания не доходят. Подпороговое восприятие, видимо, позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза впервые была использована в рекламе.

 

Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание покупать напитки или воздушную кукурузу, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью 1/24 секунды, восхваляющий достоинства этих продуктов; можно также вызвать у публики большое желание приобретать продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные сообщения сексуального или угрожающего характера.

Сегодня появился интерес к лечебному применению такого рода методов, особенно при оказании помощи алкоголикам, курильщикам, тучным людям, страдающим депрессией и шизофренией.

 

Многие ученые указывают на сходство подпорогового и экстрасенсорного восприятия. К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов: способность угадывать факты, недоступные для органов чувств, или ясновидение, способность улавливать какую‑то информацию о человеке, который находится далеко, передавать мысли и чувства на расстоянии, или телепатия, способность угадывать то, что произойдет в будущем, или предвидение. Эти явления называют пси‑явлениями.

 

Замечено, что телепатическими способностями часто обладают по отношению друг к другу однояйцовые близнецы.

Задолго до убийства президента Кеннеди Жанна Диксон, обладавшая даром предвидения, предсказала это событие.

Считают, что все войны XX в. были предсказаны Нострадамусом.

По мнению многих ученых, речь идет не о каких‑то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас. В отличие от животных, мы, видимо, не умеем или не хотим обрабатывать информацию из подпороговой зоны восприятия. Пограничная область психологии, изучающая эти явления, называется парапсихологией.

 

Учет закономерностей восприятия в учебной деятельности

 

В зависимости от того, есть ли у человека потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия.

Важную роль в восприятии играет установка, т. е. готовность к восприятию нужной информации. Установка оказывает огромное влияние как на процесс, так и на результат восприятия. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, на что человек не обратит внимание, насколько ясным и ярким будет восприятие объектов. Например, вы уронили монету, вам будет гораздо легче ее отыскать, если вы точно знаете, какая именно монета упала.

Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция. При объяснении задания важно подчеркнуть, на что в первую очередь нужно обратить внимание.

Установка может играть и отрицательную роль, формируя у нас готовность к восприятию того, что нужно говорящему, направляя наше сознание в нужном направлении, что было показано в экспериментах Шафера и Мэрфи. Посмотрите на профессора Ахмана Орамыша, который изображен на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Профессор Ахман Орамыш

 

Так как вас ориентировали на портрет человека, то, скорее всего, вы и увидели человека. Установка сработала! Посмотрите на рисунок еще раз. Не кажется ли вам, что это просто мышь? Влияние установки особенно сильно сказывается при восприятии человека человеком.

В исследованиях Л.Д. Ершовой установлено, что восприятие и понимание личности зависят от пола как субъекта, так и объекта восприятия.

 

Так, учителя мужчины лучше характеризуют мальчиков и дают более точную оценку отношения к труду. Учителя женщины более наблюдательны, полнее и глубже понимают учащихся, их интеллектуальные, волевые черты, отношение к людям, к себе. При оценивании физической силы юношей учителя, как правило, ошибаются (переоценивают), а также завышают оценку старательности у девушек.

 

Важнейшей негативной чертой социальной перцепции учителя является ограниченность личностных особенностей, на которые он обращает внимание при оценке личности учащегося.

Чаще всего образ личности ученика строят в зависимости от его академической успеваемости, дисциплинированности, внешней опрятности. Давая описание портрета школьника, прежде всего вспоминают его отношение к учебе, грамматическую правильность речи, словарный запас, манеру вести себя на уроке, типичное состояние его костюма. Значительно реже в характеристиках школьников упоминаются эмоции и чувства детей.

Влияет на восприятие и стиль общения педагога. Авторитарные педагоги недооценивают у учеников такие качества, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим людям, и переоценивают неорганизованность, недисциплинированность, лень, безответственность, импульсивность детей. Учителя с либерально‑попустительским стилем общения обычно приписывают ученикам коллективизм, самостоятельность, смелость, самолюбие, правдивость, что не всегда соответствует действительности. Более адекватно воспринимают учеников педагоги с демократическим стилем общения.

Учителю необходимо помнить, что на восприятие его самого существенное влияние оказывает установка, которая формируется у учеников в зависимости от особенностей их прежних учителей, отношения к ним, к их предмету и т. д.

Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость называется апперцепцией. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

 

Так, учителя математики и физики, опираясь на систему ценностей, выработанную с годами, чаще высказывают свое мнение о качествах ума школьников, нежели учителя трудового обучения, а учителя гуманитарного цикла чаще фиксируют качества личности, чем учителя естественного цикла. Причем с увеличением стажа работы количество черт, отмечаемых педагогами при характеристике личности учащихся, снижается. Многие индивидуальные характеристики вообще перестают замечаться учителем, что может отрицательно сказаться на результатах общения со школьниками.

 

Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете. Более того, иногда человек может увидеть то, что хочет, даже в том случае, если в данный момент этого нет перед его глазами. Поэтому, излагая новое задание, целесообразно обращаться к жизненному опыту человека, к его знаниям.

 

Некоторые родители советуют ребенку читать учебник на 1–2 параграфа вперед. Этот совет не лишен смысла. Когда учитель начинает объяснять новый материал, у ребенка возникает ощущение того, что он об этом уже что‑то знает. Абсолютно новая информация воспринимается значительно труднее, чем уже частично знакомая.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 878; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!