Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 10 страница



Налоги в отличие от всех этих видов государственных доходов взимаются в форме принудительного исполнения законов о бюджете (которые дают формальное право правительству взимать налоги в данном финансовом году) и о налогах (которыми определяется вся совокупность норм и правил, необходимых для администрирования данного конкретного налога). Кроме принудительности, другими обязательными признаками налога являются определенность, всеобщность, регулярность и денежная форма. Рассмотрим все эти признаки налога подробнее.

Принудительность как признак современных налогов отличает их от таких форм сбора денежных средств на общественные цели, как сбор добровольных пожертвований или платежи за пользование услугами различных государственных учреждений.

Определенность отличает современные налоги от ранее применявшейся так называемой раскладки налогов, когда государство устанавливало только общую сумму необходимых налоговых сборов, а само распределение этой суммы между конкретными налогоплательщиками передавалось на усмотрение местных органов управления, общин или откупщиков.

Регулярность позволяет отделить налоги от таких методов присвоения государством имущества частных лиц, как конфискация и национализация.

Всеобщность является важнейшим признаком современной системы налогообложения (в отличие от прошлых времен, когда существовали классы или сословия, освобождаемые от налогов, налоговые освобождения предоставлялись городам или отдельным лицам (за особые заслуги), монархам и т.д.). Сейчас из этих привилегий сохранились только налоговые льготы аккредитованным иностранным дипломатам (и то только в отношении их заработных плат, получаемых от пославшего их государства, и только на основе принципа взаимности).

Денежная форма отличает налоги от сохранившихся еще некоторых натуральных повинностей граждан (обязательной воинской службы, участия в некоторых обязательных общественных работах (например, в пожарных дружинах), в отправлении некоторых общественных должностей (например, в качестве заседателей в суде присяжных) и т.д.). При этом следует подчеркнуть, что каждая страна, как правило, определяет "мерителем" налоговых обязательств и средством уплаты налоговых сборов исключительно свою национальную валюту.

 

Источники происхождения налогов

 

Исторически современные налоги происходят от первичных форм налогообложения, применявшихся в государствах Древнего Востока, и налогов, взимавшихся в Европе церковными властями.

Экономическая сущность налогов состоит в замене частных форм потребления людей общественными. В правовом смысле налоги являются инструментом для перевода некоторой доли движимого имущества граждан из их частной собственности в общественную, государственную собственность. Соответственно, развитие налогов следует за развитием общественных потребностей людей, создающих различные формы человеческих сообществ - род, племя, княжества, царства, империи и т.д.

Первыми общественными потребностями людей были отправление правосудия и ведение войн. Поскольку и то и другое не носило регулярного характера, для материального обеспечения этих потребностей достаточно было применения разовых сборов. Такие сборы в денежной или натуральной форме взимались судьями непосредственно с тяжущихся (в гражданских имущественных спорах) или с виновных лиц (по результатам приговоров, выносимых по уголовным преступлениям). В "Русской правде" Ярослава Мудрого, например, приводится полный перечень судебных пошлин, взимавшихся в пользу княжеской казны за рассмотрение тех или иных преступлений.

Участие в войне вначале было общественной повинностью всех мужчин, способных носить оружие, а затем, с выделением профессиональных боевых дружин, модифицировалось в форму особых денежных сборов, вводимых на период подготовки и ведения военных действий (как наступательного, так и оборонительного характера). Нередко для ведения захватнических войн использовались займы, которые затем возмещались кредиторам из сумм трофейного имущества или за счет дани, взимаемой с порабощенных народов в соответствии с известным правилом: "если некий народ не хочет платить деньги на содержание своей армии, то ему очень скоро придется содержать чужую армию".

Первой регулярной общественной потребностью стало отправление религиозных обрядов. На первых порах денежные и натуральные сборы связывались с осуществлением периодических религиозных обрядов в форме жертвоприношений, позднее регулярность таких сборов стала увязываться с периодичностью производства в хозяйственных процессах (с каждой удачной охоты, от приплода скота, со сбора урожая и т.д.).

В странах Древнего Востока (Китае, Индии, Вавилоне, Египте и др.), где государственная власть совпадала с церковной (глава государства считался имеющим божественное происхождение и поэтому осуществлял также обязанности верховного иерарха), налоги взимались особыми государственными чиновниками; в других странах, где отсутствовала централизованная государственная власть, - непосредственно жрецами или монастырями.

Таким образом, первые регулярные налоги "освящались" их божественным происхождением, что и находило свое отражение в древнейших религиозных источниках. Так, в Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня".

В странах Европы взимание налогов еще долго считалось исключительной привилегией христианской церкви. Фома Аквинский называл налоги, взимаемые графами и князьями в своих феодальных владениях, греховным занятием, особой формой "грабежа". А религиозный немецкий писатель конца XVII в. Людвиг фон Зеккендорф писал, что с помощью "славных христианских добродетелей" надо стремиться восстановить "старое положение, когда никто и знать не знал о налогах".

Соответственно, жрецы, а затем монастыри стали первыми сборщиками регулярных налогов. В период Реформации борьба против католической церкви велась также против налогов, взимаемых в ее пользу. Регулярные налоги затем стали возрождаться в городах - на цели содержания органов самоуправления и ведения городского хозяйства.

Весь этот период господствовали такие формы налогов, как акцизы (налоги на потребление) и торговые пошлины. С развитием капиталистических товарно-денежных отношений заметное место заняли налоги на земельную собственность (как средство вытеснения феодальной знати), а с появлением регулярных армий в норму стали входить налоги на финансовые капиталы, на прибыли компаний и на личные доходы граждан.

 

Основные теории налогов

 

Формированию первых научных представлений о налогах как экономической и финансовой категории предшествовали представления о налоговых формах взаимоотношений церкви как высшего духовного авторитета, государства (или монарха) как верховной политической и военной власти и граждан, основанные на осознании и выделении разнообразных общественных потребностей.

В целом в государствах Древнего мира можно выделить две традиции. Первая характерна для восточных государств-империй, в которых глава государства считался наместником бога на земле и, соответственно, его содержание (равно как и содержание его двора, его чиновников) признавалось священной обязанностью его подданных. В этих странах создавалась стройная система сбора податей (в основном натуральных - в виде доли урожая или части приплода скота), которой управляли местные чиновники под контролем верховного правителя.

Вторая традиция характерна для республиканских государств Древней Греции. В этих городах-государствах исполнение общественных обязанностей (включая и службу в армии) считалось долгом каждого свободного гражданина, на высшие должности избирались состоятельные лица, которые отправляли свои обязанности за счет своих личных средств, необходимые общественные работы осуществлялись силами рабов или за счет дани, собираемой с вассальных государств. Вместо уплаты налогов граждане этих государств, наоборот, получали долю от государственного имущества (например, от серебряных рудников); воины также кроме жалованья получали еще часть захваченной военной добычи. Налоги признавались выражением зависимости, и свободные граждане считали позором для себя привлекаться к уплате обязательных сборов. Пожертвования храмам, общественным учреждениям, напротив, считались почетным делом, поскольку осуществлялись на добровольной основе. Разовые сборы денежных средств и материальных ценностей, продовольственных продуктов практиковались в периоды войн или шли на укрепление городов перед лицом возможной агрессии. При этом отметим, что Спарта, полагавшаяся в основном на сухопутное войско, ограничивалась применением воинской обязанности для мужчин (являться для несения воинской службы со своим полным вооружением), а в Афинах, вынужденных содержать большой флот для защиты своего протяженного побережья, уже стали появляться первые формы регулярных налогов в виде постоянной обязанности граждан каждой навкрарии (территориального округа, которых насчитывалось в Афинах 48) снаряжать и содержать одно военное судно. В дальнейшем эта обязанность переросла в так называемую триерархию - особый вид литургии, возлагаемой на состоятельных граждан в форме снаряжения и командования военным судном. Литургии, что в переводе с греческого означало "общественные повинности", применялись и для обеспечения таких общественных нужд, как финансирование строительных работ, праздничных шествий, культовых мероприятий и т.д.

На пике расцвета Афинского союза, к V в. до н. э., почти половина бюджета Афин обеспечивалась за счет взносов государств - членов союза, значительные доходы поступали от государственного имущества (от эксплуатации серебряных рудников Лавриона), а также за счет регулярного подушного налога, взимаемого со всех иностранцев, поселившихся на земле Афин.

В этих условиях древнегреческие ученые и философы (Ксенофонт, Аристотель) в отношении источников доходов государства призывали больше полагаться на развитие городского хозяйства, накопление государственного имущества, более эффективное использование труда рабов и т.д., чем на совершенствование налогов, которые они рассматривали как форму угнетения побежденных народов. Вместе с тем торговые пошлины с иноземных купцов считались нормальным способом пополнения городской казны (такие пошлины не считались формой косвенного налогообложения, поскольку взимались в виде изъятия части ввозимого товара, а представления о возможности переложения налогов тогда еще не могли сформироваться).

Во времена абсолютизма финансовые обязательства по пополнению государственной казны основывались в основном на вассальных отношениях, связывающих короля с крупными феодалами, а последних - с мелкой местной знатью (которая жила за счет оброчных и арендных платежей крестьян). Большая часть государственных доходов формировалась в виде прямых товарных приношений или распределения государственных обязательств (по обеспечению припасами армии, постоя короля и его свиты и т.д.). Не удивительно, что в этих условиях само понятие налога еще не могло сформироваться, и в этимологии названий средневековых сборов и обязательных платежей ясно прослеживается их происхождение (bede - от нем. Bitte - "просьба", "прошение", или фр. aide - "помощь").

Соответственно, и философы того времени (Ф. Аквинский) давали в сочинениях рекомендации соблюдать нормы социальной и финансовой нравственности, призывая правителей вводить налоги на граждан только в период чрезвычайных обстоятельств.

Возникновение и развитие торгового капитализма повлекло за собой необходимость осознанного осмысления финансового хозяйства, выделение государственных доходов и расходов (Ж. Боден), взаимосвязи практики и теории при заметном влиянии последней, а также превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства. Меркантилисты (Дж. Локк, Т. Гоббс) уже обсуждали вопрос о том, какие налоги наиболее предпочтительны - прямые или косвенные, не отрицая абсолютного права государей облагать подданных налогами. Таким образом, ученые не отрицали взаимосвязь налогов с экономическим процессом, считая их неотъемлемой частью государственных финансов. Различные теории старались обосновать существование налога, давая ему различные определения, предлагали наиболее благоприятные с точки зрения налогоплательщика и экономики объекты обложения.

Под влиянием Великой французской революции и технического прогресса произошел перелом в научных воззрениях на налоги, связанный со школой физиократов (Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго). Впервые были поставлены вопросы о справедливости обложения, о переложении налогов, об источниках дохода и др. Все это оказало благотворное влияние на формирование классической теории налогообложения.

Классическую упорядоченность во взглядах на роль налогов в экономике внес А. Смит. Он определил налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Представителями классического направления были также У. Петти (1623 - 1687), Ж.Б. Сей (1767 - 1832) и английские экономисты Д. Рикардо (1772 - 1823), Дж. Милль (1773 - 1836), считавшие экономику устойчивой и саморегулирующейся системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Фундаментальные и прикладные исследования таких русских ученых экономистов, как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, И. Кулишер, А. Соколов, В. Твердохлебов, И. Янжул, явились заметным вкладом в теорию налогов.

В США и в странах Западной Европы в рамках развития классической экономической теории выделились два основных направления взглядов на роль налогов в экономике - кейнсианское и неоклассическое. Несмотря на единое представление о сущности налогов, различие этих концепций заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Кейнсианская теория в целом основывается на признании важной роли государства, исходя из неустойчивости экономического равновесия и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. Сторонники данной теории считают, что налоги призваны играть регулирующую функцию в экономике, с их помощью следует изымать излишние денежные сбережения посредством применения прогрессивного налогообложения. Налоги в этом случае действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости": во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительная стабильность в экономическом развитии.

Неоклассическая теория исходит из необходимости и достаточности свободной конкуренции, внешнее же воздействие со стороны государства нужно лишь для устранения помех или преград действию ее законов. Один из авторов этой теории - Дж. Мид отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая его дестабилизирующим фактором и угрозой для интересов развития экономики. Отдавая приоритет средствам и инструментам кредитно-денежной политики центрального банка, его последователи считали, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория предложения и теория монетаризма. Сторонники теории предложения вслед за А. Смитом исходили из самой простой идеи, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, снижение налоговых ставок приведет к ускоренному возрастанию доходов налогоплательщиков, что, соответственно, обеспечит и рост налоговых поступлений.

С начала 1980-х гг. в США М. Уэйденбаум, А. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер и другие экономисты призывали к радикальному снижению налоговых ставок и установлению предельных налоговых ставок на оптимально низком уровне. В своих работах они подчеркивали, что повышение налоговых ставок лишь до определенных пределов дает рост налоговых поступлений, затем же этот рост замедляется и далее можно ожидать только снижения доходов казны. Рост налоговых ставок подрывает предпринимательскую активность, сокращаются стимулы к расширению производства, часть налогоплательщиков стремится перейти в теневой сектор экономики. Снижение налоговых ставок, наоборот, стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что рост доходов бюджета происходит на здоровой экономической основе - за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

Монетаристы во главе с американским экономистом профессором Чикагского университета М. Фридманом предлагают ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денежного оборота и количества денег в обращении. Сочетание низких налогов с регулированием денежной массы, по мнению монетаристов, позволит обеспечить стабильность функционирования рыночного механизма экономики в целом.

Таким образом, основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Неокейнсианцы проблемам налогов уделяют заметно больше внимания. В частности, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор выдвинули идею всеобщего налога на расходы, с помощью которого они предполагают создать стимулы для поощрения сбережений и ограничить инфляцию. Этот налог должен применяться по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, для предметов потребления широких слоев населения).

Выделим вкратце социально-экономические особенности и приоритеты этих теорий.

Теории покупки услуг государства ориентируют на возмездный характер налоговых отношений, при которых граждане, уплачивая налог, как бы покупают у государства его услуги по охране, поддержанию порядка и др.

Согласно теории договорного происхождения налогов всякий налог - это предмет и результат "общественного договора", по которому подданные уплачивают налоги при условии, что государство берет на себя обязанность выполнения некоторых общественно необходимых функций. Эта теория впервые возникла во Франции благодаря работам С. Вобана (1707) и Ж. Монтескье (1748), которые рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и иные услуги. По словам Вольтера, уплачивать налог - значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное. Никто не может отказаться от налогов, которые являются платой граждан за получаемые выгоды. Обе эти теории соответствуют начальному этапу развития современного государства и его институтов.

Теория наслаждения определяет налоги как цену, которую должны уплачивать граждане за получаемое "удовольствие" от пользования такими общественными благами, предоставляемыми государством, как общественный порядок, справедливое правосудие, право обладания и пользования своей собственностью.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!