Какой тип: мальчик или девочка?



Следующий компонент прост: все вышеупомянутые компоненты бывают двух типов, мужского и женского.

В основе тут лежат две идеи: первая связана с идеей типов как таковых, а вторая – с мужским и женским как одним из примеров типов.

Типами называются элементы, которые могут присутствовать на любой стадии и в любом состоянии. Для примера можно привести широко известную типологию Майерс-Бриггс (ее основные типы – чувствующий, мыслящий, ощущающий и интуитивный). На любой стадии своего развития вы можете относиться к любому из этих типов. Такого рода "горизонтальные типологии" могут быть весьма полезны, особенно в сочетании с уровнями, линиями и состояниями. Чтобы показать это, мы воспользуемся "мужским" и "женским".

Кэрол Гиллиган в своей чрезвычайно авторитетной книге "Другой голос" отметила, что и мужчины, и женщины, как правило, проходят через три или четыре основных стадии морального развития. Ссылаясь на большой объем исследовательских данных, Гиллиган указывает, что эти три или четыре стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной иинтегрированной. В самом деле, они очень схожи с теми тремя простыми стадиями развития, которые мы используем, – на сей раз в приложении к моральным способностям.

Гиллиган обнаружила, что первая стадия представляет собой мораль, всецело сосредоточенную на "мне" (в связи с чем эта доконвенциональная стадия называется также эгоцентрической). На второй стадии развития мораль сосредоточена на "нас", так что мое самоотождествление выходит за пределы "меня" и распространяется на других человеческих существ из моей группы (в связи с чем эта конвенциональная стадия нередко называется также этноцентрической, традиционалистской или конформистской). На третьей стадии морального развития мое самоотождествление снова расширяется, на этот раз от "нас" до "всех нас", всех человеческих существ (или даже всех живых существ) – вот почему данная стадия нередко называется мироцентрической. Моя забота и сострадание распространяется теперь не только на меня (эгоцентризм) и не только на мою семью, племя или нацию (этноцентризм), но на все человечество, на всех мужчин и женщин независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания (мироцентризм). Если же мое моральное развитие на этом не закончится, и я дойду до четвертой стадии, которую Гиллиган называет интегрированной, то…

Что ж, прежде чем мы рассмотрим этот важный вывод книги Гиллиган, давайте отметим ее основной вклад. Гиллиган подчеркивает, что женщины, как и мужчины, проходят через указанные три или четыре основных иерархических стадии развития. Она совершенно верно называет их иерархическими, потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. Однако женщины, как она говорит, проходят эти стадии, пользуясь другой логикой – они развиваются "по-другому", ведут в этой песне "другую партию".

Мужская логика, или мужская "партия" основана, как правило, на понятиях самостоятельности, справедливости и права, тогда как женская логика или "партия", как правило, основана на понятиях взаимоотношений, заботы и ответственности. Мужчины стремятся управлять, женщины – общаться. Мужчины следуют правилам, женщины – связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины – к взаимоотношениям. Один из любимых анекдотов Гиллиган: Играют маленькие мальчик и девочка; мальчик говорит: "Давай играть в пиратов!" Девочка отвечает: "Давай играть, будто мы соседи". Мальчик: "Нет, я хочу играть в пиратов!" – "Хорошо, ты будешь соседом-пиратом".

Мальчишки не любят, когда девочки присутствуют во время их игр вроде футбола: женская и мужская партии здесь плохо сочетаются, так что нередко получается сумбур вместо музыки. Скажем, мальчик во время игры в футбол получает вторую желтую карточку, его просят покинуть поле и поэтому он начинает плакать. Другие мальчики остаются безучастны к его слезам и ждут, пока он уйдет; в конце концов, правило есть правило, и правило гласит: две желтые карточки – и тебя удаляют. Гиллиган указывает, что если в этот момент у поля будет девочка, она вероятнее всего начнет кричать: "Да ну, ребята, дайте ему еще один шанс!" Она видит, что мальчик плачет и хочет ему помочь, хочет к нему прикоснуться, хочет его исцелить. Однако мальчишек ее поведение бесит, ведь для них участие в игре служит посвящением в мир правил и мужской логики. Поэтому, говорит Гиллиган, мальчики будут ранить чувства, дабы спасти правила, а девочки нарушать правила, дабы спасти чувства.

У них другая партия, другой голос. Девочки, как мальчики, проходят через три или четыре стадии морального развития (эгоцентрическую, этноцентрическую, мироцентрическую, интегрированную), но делают это по-другому, используя другую логику. Гиллиган называет эти чисто женские иерархические стадии развития себялюбием (соответствует эгоцентрической стадии), заботой (соответствует этноцентрической стадии), вселенской заботой (соответствует мироцентрической стадии) и интегрированной стадией. Опять-таки, почему это иерархия? Потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. (Не все иерархии плохи, и это хороший тому пример.)

Итак, что собой представляет четвертая, интегрированная стадия? Согласно Гиллиган, на четвертой и высочайшей из доступных нашему сознаванию стадий морального развития, мужская и женская партия в каждом из нас проявляют тенденцию к интеграции, то есть объединению в одно целое. Это не значит, что человек на этой стадии постепенно перестает отличать мужское от женского и посему становится каким-то пресным андрогинно-бесполым существом. Более того, мужское и женское измерения личности на этой стадии могут даже усилиться. Но это и в самом деле означает, что человек начинает по-дружески относиться к мужским и женским тональностям в своей личности, даже если обычно он исполняет преимущественно ту или иную партию.

Вы когда-нибудь видели кадуцей (символ врачебной профессии)? Это жезл, обвитый двумя змеями, и увенчанный крыльями (см. рис. 2). Жезл как таковой представляет собой позвоночный столб; места пересечений жезла со змеями представляют отдельные чакры, расположенные вдоль позвоночника снизу до верху; а сами змеи символизируют солнечную и лунную (или мужскую и женскую) энергии в каждой из чакр.

Рис. 2. Кадуцей

Это ключевой момент. Семь чакр, которые являются усложненной версией трех фундаментальных уровней или стадий развития, представляют семь уровней сознания и энергии, которые доступных всем человеческим существам. (Первые три чакры – пища, секс и власть, – приблизительно соответствуют первой стадии; четвертая и пятая чакры – сердце как основа отношений и общение – относятся главным образом ко второй стадии; а шестая и седьмая чакры – душевная и духовная – вкратце раскрывают содержание третьей стадии.) Важно то, что, согласно традиционным представлениям, каждый из этих семи уровней имеет женский и мужской аспект, тип, или "партию". Ни мужское, ни женское не выше и не лучше друг друга, – это два равноценных типа на каждом из уровней сознания.

Это означает, например, что существует мужская и женская версии третьей чакры (эгоцентрической чакры власти): на этом чакральном уровне мужчины стремятся к власти, которая проявляется в самостоятельности ("Делай по-моему или убирайся!"), женщины – к власти, которая проявляется в общении ("Делай по-моему или я не буду с тобой разговаривать"). Подобным же образом остальные чакры имеют как солнечное, так и лунное, как мужское, так и женское измерение; ни одно из них не фундаментальнее, ни одно из них нельзя сбрасывать со счетов.

Обратите внимание, однако, что на уровне седьмой чакры змеи мужского и женского исчезают в своем источнике. У вершины жезла мужское и женское встречаются и объединяются – они буквально становятся одним. Именно это и происходит на открытой Гиллиган четвертой стадии морального развития: две партии, которые звучат в каждом человеке, интегрируются, образуя парадоксальный союз самостоятельности и взаимосвязанности, прав и обязанностей, управления и общения, мудрости и сострадания, справедливости и милосердия, мужественности и женственности.

Важно, что в случае использования ИОС вы автоматически проверяете любую ситуацию – в себе, в других, в организации, в культуре – и убеждаетесь, что учли и мужской, и женский типы, дабы быть как можно более объемлющими в своем подходе. Если же вы считаете, что между женским и мужским нет существенных различий – или если сомневаетесь в их существенности, – это тоже нормально, так что при желании вы можете относиться к ним одинаково. Речь идет попросту о том, чтобы непременно убедиться, что в расчет принято и женское и мужское, как бы вы к ним ни относились.

Однако наряду с этой существует множество других "горизонтальных типологий", которые в составе всеобъемлющей ИОС могут быть весьма полезны; поэтому Интегральный Подход при необходимости обращается к любой из них. "Типы" так же важны, как секторы, уровни, линии и состояния.

Больной мальчик, больная девочка

Типы имеют одну интересную особенность. Они бывают здоровыми и нездоровыми. Указание на то, что некто попал в ловушку какого-то нездорового типа, служит не осуждению, а пониманию, и направлено на то, чтобы сделать общение с таким человеком более ясным и продуктивным.

Так, поскольку каждая стадия развития имеет мужское и женское измерение, каждое из них может быть как здоровым, так и нездоровым; в последнем случае мы называем их иногда "больным мальчиком" и "больной девочкой". Это просто еще один вид горизонтальной типологизации, который, однако, может оказаться чрезвычайно полезным.

В то время как здоровый мужской принцип стремится к самостоятельности, силе, независимости и свободе, его нездоровье приводит к тому, что все эти положительные качества оказываются либо сыроватыми, либо подгоревшими. Мы получаем не самостоятельность, а отчужденность, не силу, а подавление, не независимость, а смертельную боязнь взаимоотношений и обязательств, не стремление к свободе, а стремление к разрушению. Нездоровый мужской принцип не свободно превосходит, а испуганно подминает.

В то время как здоровый женский принцип стремится к текучести, взаимоотношениям, заботе и состраданию, нездоровая женственность тонет в этих качествах. Вместо того, чтобы находиться в отношениях, она теряется в них. Вместо здорового общения с другими, она полностью теряет себя и попадает во власть данных отношений. Имеет место не соприкосновение, а слияние, не состояние потока, а состояние паники, не общение, а растворение. Уделом нездорового женского принципа оказывается не полнота единения, а хаос слияния.

Используя ИОС, вы получите средства распознавания здоровых и нездоровых женских и мужских измерений в себе и других людях. Однако основная идея этого раздела проста: польза различных типологий в том, что они помогают нам понимать друг друга и общаться между собой. И в любых типологиях существуют здоровые и нездоровые версии выделяемых ими типов. Указание на нездоровый тип человека служит не осуждению, а пониманию, и направлено на то, чтобы сделать общение с ним более ясным и продуктивным.

Нашлось даже место для нескольких тел

Прежде чем подытожить сказанное и сделать общий вывод, давайте вернемся к состояниям сознания, чтобы сформулировать последний важный пункт.

Состояния сознания не просто парят в пространстве, ни к чему не привязанные и бесплотные. Напротив, у каждого ума есть тело. В каждом состоянии сознания присутствует ощущаемый энергетический компонент, определенное телесное ощущение; последнее является носителем, который обеспечивает опору для любых состояний сознания.

Давайте воспользуемся простым традиционным примером. Поскольку каждому из нас доступны три великих состояния сознания – бодрствование, сновидение и глубокий сон, – мировые традиции мудрости утверждают, что каждый из нас обладает тремя телами, которые нередко называют грубым, тонким и причинным.

Три тела? Вы что, шутите? Разве одного тела недостаточно? Однако тут следует принять во внимание несколько вещей. Для традиций мудрости "тело" означает просто определенного вида переживание или энергетическое ощущение. Соответственно, последнее может быть грубым, необработанным, тонким или очищенным, и очень тонким или причинным. Это то, что философы назвали бы "феноменологическими реалиями", или реалиями, каковыми они предстают нашему непосредственному сознаванию. В настоящее время вы имеете доступ к грубому телу с его грубой энергией, тонкому телу с его тонкой энергией и причинному телу с его причинной энергией.

Можно ли проиллюстрировать идею трех тел с помощью примеров? Обратите внимание, что сейчас, пребывая в бодрствующем состоянии, вы сознаете свое грубое тело – физическое, вещественное, сенсомоторное тело. Однако во сне грубого физического тела нет; кажется, будто оно исчезло. Во сне вы сознаете не грубое тело из плотного вещества, а тонкое тело, которое состоит из света, энергии, эмоций, чувств, изменчивых и текучих образов. В состоянии сновидения ум и душа вольны творить все, что им заблагорассудится, представлять бескрайние миры, которые не привязаны к грубым чувственным реалиям, но словно по волшебству простираются за их пределы, соприкасаясь с другими душами, другими людьми и самыми далекими местами, – необузданные сверкающие образы, волнами накатывающие в ритме стремлений вашего сердца. Когда кто-нибудь вроде Мартина Лютера Кинга говорит: "У меня есть мечта", это служит хорошим примером подключения к великому потенциалу провидческого сно-видения,* в котором ум волен воспарять к высочайшим из открытых для него возможностей.

* Игра слов; англ. "dream" означает и "сон" и "мечту". – Прим. пер.

Когда от состояния сновидения с его тонким телом вы переходите к состоянию глубокого сна, исчезают даже мысли и образы: остается лишь безбрежная пустота, не имеющее форм распространение за пределы какого бы то ни было индивидуального "я", эго или личности. Великие традиции мудрости утверждают, что погружаясь в это состояние, – которое может казаться совершенно бессодержательным и несущественным, – мы на самом деле вступаем в бескрайнее царство бесформия, великую Пустоту или Основу сущего, простор сознания, который кажется почти бесконечным. Наряду с этим почти бесконечным пространством присутствует и почти бесконечное тело или энергия – причинное тело, массив тончайших, едва различимых переживаний, великое бесформие, из которого могут возникать творческие возможности.

Разумеется, не многие люди испытывают это глубокое состояние с такой полнотой. Но традиции единодушно утверждают, что в состояние бесформия и его причинное тело можно войти в полном сознании, и что наградой за это служат заключенные в них удивительные возможности роста и сознавания.

Суть в том, что когда используется ИОС, она напоминает, чтобы мы учитывали реалии нашего бодрствующего состояния, мечты, видения и новые передовые идеи нашего тонкого состояния, а также нашу открытую, не имеющую формы основу, источник наших нескончаемых творческих возможностей. Важная особенность данного Интегрального Подхода состоит в том, что мы стремимся принимать в расчет максимальное число потенциально существующих возможностей, дабы не упустить никаких возможных решений.

Сознание и сложность

Может быть, идея трех тел все же "чересчур безумна"? Что ж, не следует забывать, что "тела" представляют собой феноменологические, непосредственно переживаемые реалии; тем не менее, есть и более простой, не столь "безумный" способ их рассмотрения, на сей раз основанный на трезвой науке. Вот он: каждому уровню внутреннего сознания соответствует определенный уровень сложности внешней физической системы. Чем выше сознание, тем сложнее система, которая служит ему домом.

Например, стволу мозга, который появляется уже у пресмыкающихся, соответствует рудиментарное внутреннее сознание основных влечений, таких как влечение к пище или голод, физиологических ощущений и сенсомоторных действий (все, что мы ранее называли "грубым", или сосредоточенным на "мне"). Когда у живых существ возникает более сложная лимбическая система, спектр основных ощущений расширяется и эволюционирует, включая в себя довольно сложные чувства, желания, эмоционально-половые побуждения и потребности (здесь начинается то, что мы называли тонким телом, которое может расширяется от "меня" к "нам"). По мере того, как в ходе эволюции появляются еще более сложные физические структуры вроде триединого мозга с его новой корой, сознание вновь расширяется до мироцентрического сознавания "всех нас" (и, соответственно, начинает знакомиться с тем, что мы называли причинным телом).

Это очень простой пример того факта, что росту внутреннего сознания сопутствует возрастание сложности обеспечивающих его внешних систем. Используя ИОС, мы нередко рассматриваем одновременно и внутренние уровни сознания, и соответствующие им уровни сложности внешних физических систем, поскольку учет того и другого дает в результате более взвешенную и объемлющую картину. Сейчас станет ясно, что мы имеем в виду.

Итак: каким образом все это между собой связано?

ИОС, или Интегральная Модель, была бы просто беспорядочным нагромождением разнородных компонентов, если бы не предлагала некоего способа их взаимосвязи. Каким образом все это между собой связано? Одно дело просто высыпать на стол части мозаики нашего межкультурного обзора, заявив: "Все они важны!", и совсем другое – выявить узоры, которые на самом деле связывают их между собой. Главным достижением Интегрального Подхода является именно открытие таких глубинных организующих схем.*

* Досл. "связующих узоров" (patterns that connect). – Прим. пер.

В данном заключительном разделе мы вкратце опишем эти схемы, для обозначения совокупности которых иногда используется сокращение ВСВУ,* подразумевающее "все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы"; собственно говоря, все они, за исключением секторов, уже были описаны выше. ВСВУ, или "всесекторно-всеуровневая карта", – просто еще одно название ИОС или Интегральной Модели, но для указания на данный конкретный подход нередко используется именно этот термин.

* Англ. AQAL (произносится как а-квал), сокращенная аббревиатура словосочетания "all quadrants, all levels, all lines, all states, all types". – Прим. пер.

В самом начале статьи мы отметили, что все пять компонентов Интегральной Модели в любой момент доступны сознаванию, – это касается и секторов.

Вы когда-нибудь обращали внимание, что в основных языках мира имеются так называемые местоимения первого, второго и третьего лица? Первое лицо означает "того, кто говорит", и включает такие местоимения, как я, меня, мое (в единственном числе) и мы, нас, наше (в множественном числе). Второе лицо означает "того, к кому обращаются", что включает местоимения ты, твое и вы, ваше. Третье лицо означает "человека или предмет, о котором идет речь"; это может быть он, его, она, ее, они, их, оно, это или эти.

Так, если я говорю вам о моей новой машине, "я" – первое лицо, "вы" – второе лицо, а новая машина (или "она") – третье лицо. Далее, если между мной и вами завязывается беседа, то есть начинается общение, на это будет указывать употребление слова "мы", в таких фразах, например, как "мы понимаем друг друга". С формальной точки зрения "мы" – множественное число первого лица, но если вы и я общаемся, ваше второе лицо и мое первое лицо оказываются частью этого удивительного "мы". Таким образом, второе лицо иногда обозначается как "вы/мы", или "ты/мы", а иногда просто как "мы".

Поэтому мы можем упростить список, сократив обозначения первого, второго и третьего лица до "я", "мы" и "это".

Звучит банально, не так ли? Даже скучновато? Что ж, давайте попробуем другой подход. Что, если вместо "мы", "это" и "я", говорить Благо, Истина и Красота? И что, если сказать, что Благое, Истинное и Прекрасное являются измерениями вашего собственного существа на каждом уровне его роста и развития? Если сказать, что посредством интегрально-преобразующей практики вы можете открывать все более и более глубокие измерения вашего собственного Блага, вашей собственной Истины и вашей собственной Красоты?

Хм-м, спору нет, звучит поинтересней. Благое, Истинное и Прекрасное – просто разновидности местоимений первого, второго и третьего лица, которые обнаруживаются во всех основных языках мира; обнаруживаются же они во всех основных языках потому, что Истина, Благо и Красота представляют собой реальнейшие измерения реальности, к которой приспособился язык. Третье лицо ("это") имеет отношение к объективной истине, наилучшим средством исследования которой является наука. Второе лицо ("вы/мы") связано с Благом, или тем, как мы – то есть вы и я – обращаемся друг с другом, свойственна ли нашим отношениям порядочность честность и уважительность. Иными словами, речь идет об основах морали. А первое лицо имеет дело с "я", личностью и самовыражением, искусством и эстетикой, с красотой, которая, как известно, пребывает в оке зрящего.

Таким образом, измерения опыта, связанные с "я", "мы" и "это", тесно связаны с искусством, моралью и наукой. Или личностью, культурой и природой. Или Прекрасным, Благим и Истинным.

Суть в том, что каждое событие явленного мира обладает всеми этими тремя измерениями. Вы можете рассмотреть любое событие с точки зрения "я" (или того, как я сам воспринимаю его и переживаю), с точки зрения "мы" (или того, как его воспринимают и другие люди), а также с точки зрения "это" (или объективных обстоятельств данного события).

Поэтому всесторонне информированный путь будет учитывать все эти измерения, вырабатывая таким образом более всеобъемлющие и эффективные подходы к решению задач, связанных с "я" "мы" и "это" – или личностью, культурой и природой.

Если вы сбросите со счетов науку, или искусство или мораль, то чего-то будет не хватать, не будут сходиться какие-то концы с концами. Личность, культура и природа освобождаются либо вместе, либо не освобождаются вообще. Измерения "я", "мы" и "это" настолько фундаментальны, что мы называем их "секторами" и кладем в основу интегральной системы координат или ИОС. (Всего получается четыре сектора, поскольку, как будет показано, "это" разделяется на собственно "это" – единственное число – и "эти" – множественное число.) Далее приводятся несколько схем, которые помогут нам прояснить эти основные положения.

Рис. 3. Секторы

Рисунок 3 – схематическое отображение четырех секторов. На нем изображено "я" (внутренняя сторона индивидуального), "это" (внешняя сторона индивидуального), "мы" (внутренняя сторона коллективного) и "эти" (внешняя сторона коллективного).* Иными словами, четыре сектора – четыре фундаментальные точки зрения на любое событие (или четыре основных способа рассмотрения чего угодно) – оказываются не такой уж и сложной вещью: это внутренняя и внешняя сторона индивидуального и коллективного.

* В нынешней русскоязычной литературе уилберовское it принято переводить на фрейдистский манер как "оно". Данный перевод нельзя признать удачным, так как "оно" (не говоря уже о "них") имеет выраженный субъектный оттенок. Между тем определяющей характеристикой правосторонних секторов, по Уилберу, выступает именно их объектность. Поэтому уилберовское it предпочтительнее переводить не в духе Фрейда, а в духе Бубера – как "это". – Прим. пер.

На рисунках 4 и 5 представлены примеры детализации секторов. (Пусть вас не волнует содержание технических терминов; в рамках этой вводной статьи достаточно будет просто взглянуть на приведенные схемы, чтобы получить общее представление о разных типах объектов, которые можно обнаружить в каждом из четырех секторов.)

Рис. 4. Примерная детализация секторов

Рис. 5. Схема секторов применительно к человеку

Так, в Верхнем Левом секторе (внутренней стороне индивидуального) вы встречаетесь со своими непосредственными мыслями, чувствами, ощущениями и т.д. (все они описываются от первого лица). Однако если вы посмотрите на себя, как индивидуальное существо, со стороны, – не с субъективной, непосредственно сознаваемой, а с объективной, научной точки зрения, – то обнаружите нейромедиаторы, лимбическую систему, новую кору, сложные молекулярные структуры, клетки, системы органов, ДНК и т.п.; все это описывается в терминах третьего лица ("это" и "эти"). Таким образом, Верхний Правый сектор – это то, как любое событие выглядит снаружи. Сюда входит главным образом его внешнее поведение, его физические составляющие, его вещество, его энергия и его плотное тело – ибо все это предметы, о которых так или иначе можно говорить, как об объекте, то есть, как о третьем лице, как об "это".

Это то, как вы или ваш организм выглядите снаружи в качестве "этого"-объекта, состоящего из вещества, энергии и других объектов; между тем, взглянув на себя изнутри, вы находите не нейромедиаторы, а чувства, не лимбическую систему, а сильные желания, не новую кору, а внутренние видéния, не вещество-энергию, а сознание, – причем все это описывается непосредственно от первого лица. Которая из картин верна? Согласно интегральному подходу, обе. Это два разных взгляда на одно и то же событие, а именно, на вас. Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь отвергать или отрицать какую-то из этих точек зрения. Любой интегральный, целостный подход требует учета всех четырех секторов.

Далее. Обратите внимание, что любое "я" взаимосвязано с другими "я", а это значит, что любое "я" является членом множества "мы". Эти "мы" представляют не просто индивидуальное, но групповое(или коллективное) сознание, не просто субъектное, но межсубъектное сознавание – или культуру в самом широком смысле слова. Это показано в Нижнем Левом секторе. Подобно "я", любое "мы" имеет внешнюю сторону, или то, как оно выглядит снаружи; ей соответствует Нижний Правый сектор. Нижний Левый сектор нередко называется культурным измерением (или внутренним сознаванием группы – ее картиной мира, совместными ценностями, чувствами и т.д.), а Нижний Правый – социальным измерением (или внешними формами и поведенческими актами группы, которые изучаются разными науками о третьем лице, вроде теории систем).

Итак, секторы представляют собой просто внутреннюю и внешнюю сторону индивидуального и коллективного; суть в том, что если мы хотим быть максимально всесторонними, нам следует учитывать все четыре сектора.

А теперь мы подошли к моменту, когда можем начать складывать все части мозаики воедино. Ранее мы исследовали такие главные ее компоненты, как состояния, уровни, линии и типы. Давайте начнем с уровней, или стадий.

Во всех четырех секторах наблюдается рост, развитие, эволюция. Иными словами, во всех секторах обнаруживаются какие-то стадии или уровни развития, которые подобны не столько жестким перекладинам лестницы, сколько последовательно развертывающимся и перетекающим друг в друга волнам. В мире природы это происходит повсеместно: появляясь из желудя, дуб проходит ряд стадий роста, оплодотворенная яйцеклетка уссурийского тигра на пути к взрослому организму проходит несколько ясно очерченных стадий развития. То же происходит и с людьми. Мы уже рассмотрели некоторые из таких стадий человеческого развития. Так, в Верхнем Левом секторе ("я"), личность развивается от тела к уму, а затем духу. В Верхнем Правом секторе энергия тела феноменологически расширяется от грубой к тонкой, а затем к причинной. В Нижнем Левом секторе "мы" расширяется от эгоцентрического до этноцентрического, а затем и мироцентрического. Это расширение группового сознавания позволяет социальным системам – в Нижнем Правом секторе – расширяться от простых групп к более сложным системам вроде наций и, в конце концов, системам планетарного масштаба. Эти три простых стадии в каждом из секторов показаны на рисунке 6.

Рис. 6. ВСВУ

Перейдем от уровней к линиям. Линии развития имеются во всех четырех секторах, но поскольку мы уделяем первоочередное внимание развитию личности, давайте посмотрим, как некоторые из этих линий проявляются в Верхнем Левом секторе. Ранее было сказано, что существует более дюжины разных множественных способностей, или линий развития человека. К числу наиболее важных относятся:

когнитивная линия (или сознавание того, что есть)

моральная линия (сознавание того, что должно быть)

эмоциональная, или аффективная линия (спектр эмоций)

межличностная линия (как я веду себя в отношениях с другими)

линия потребностей (наподобие иерархии потребностей Маслоу)

линия самоотождествления (или ответа на вопрос "кто я?", вроде стадий развития эго Левинджер)

эстетическая линия (или линия самовыражения, красоты, искусства и ощущения смыслов)

психосексуальная линия, которая означает в широком смысле весь спектр Эроса (от грубого до тонкого и причинного)

духовная линия (где "дух" рассматривается не как Основа сущего и не как высшая стадия, а как самостоятельная линия раскрытия)

линия ценностей (или того, что человек считает самым важным, – линия, исследованная в работах Клера Грейвза и популяризованная Спиральной Динамикой)

Все эти линии развития могут проходить через основные стадии или уровни. Все они могут быть включены в психограмму. Если мы воспользуемся стадийными или уровневыми концепциями вроде тех, что предлагают Роберт Киган, Джейн Лёвинджер или Клер Грейвз, то получим 5, 8 или даже больше уровней развития, с помощью которых сможем проследить естественное развертывание линий или потоков развития. Опять же, вопрос не в том, которая из этих концепций верна, а в том, какой вам требуется уровень "детализации" или "сложности", чтобы лучше понять даную ситуацию.

Мы уже приводили одну схему с психограммой (рис. 1). На рисунке 7 представлен другой ее вариант, заимствованный из презентации Нотр-Дамской школы бизнеса, которая использует всесекторно-всеуровневую модель:

Рис. 7. Один из вариантов психограммы

Как было отмечено, линии развития имеются во всех секторах. Просто мы сосредоточились на линиях развития Верхнего Левого сектора. В Верхнем Правом секторе, если говорить о человеке, одной из самых важных выступает линия телесного вещества-энергии, которая, как мы видели, простирается от грубой до тонкой и причинной энергии. Представляя собой ряд последовательных стадий развития, данная линия связана с обретением устойчивой способности к сознательному управлению энергетическими компонентами вашего существа (в противном случае последние проявляются лишь в форме состояний). Верхний Правый сектор связан также со всеми поведенческими проявлениями, действиями и движениями моего объективно существующего тела (грубого, тонкого или причинного).

Культурное развитие в Нижнем Левом секторе развертывается нередко в форме волн, проходит ряд стадий, которые Жан Гебсер назвал архаической, магической, мифической, ментальной,интегральной и т.д. В Нижнем Правом секторе теория систем изучает развивающиеся коллективные общественные системы; последние, если говорить о людях, также проходят ряд стадий от кормодобывающей до огородной, землепашеской, промышленной и информационной. На рисунке 5 мы сократили их число до трех (групповой, национальной и планетарной), однако общая идея сводится к появлению уровней все более высокой социальной сложности, которые включаются во все более широкие системы. Опять же, в контексте этого вводного обзора детали не важны, важно усвоить общее представление о том, что всем четырем секторам свойственно развертываться, что сферы сознания, заботы, культуры и природы могут расширяться. Короче говоря, "я", "мы" и "это" способны эволюционировать. И личность, и культура, и природа – все они способны развиваться и эволюционировать.

Теперь можно быстро закончить рассмотрение оставшихся компонентов. Состояния встречаются во всех секторах (от состояний погоды до состояний сознания). Мы сосредотачивались на состояниях сознания в Верхнем Левом секторе (бодрствование, сновидение, глубокий сон) и на энергетических состояниях в Верхнем Правом (грубое, тонкое, причинное). Разумеется, если какое-то из них становится постоянным, то превращается из состояния в стадию.

Кроме того, во всех секторах встречаются также типы, однако в этом обзоре мы уделили внимание только типам мужского и женского и тому, как они проявляются в индивидах. Принцип мужественности отождествляется преимущественно с управлением, а принцип женственности с – общением, но суть в том, что в каждом человеке присутствуют оба принципа. И наконец, как мы видели, на любых стадиях возможно появление нездоровых типов мужского и женского – больных мальчиков и больных девочек.

Что, замысловато получается? В каком-то смысле так оно и есть. С другой стороны, необычайную сложность человеческих существ и их отношений с миром можно чрезвычайно упростить, если подходить к ней с учетом секторов (того факта, что каждое событие может быть рассмотрено с точки зрения "я", "мы" или "это"), линий развития (или множественных способностей), которые проходят через уровни развития (от тела к уму и духу), а также состояний и типов на каждом из этих уровней.

Данная Интегральная Модель, учитывающая "все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы", – это простейшая модель, способная иметь дело со всеми подлинно существенными компонентами действительности. Иногда мы сокращенно называем ее просто "всесекторно-всеуровневой" (или ВСВУ), где секторами выступают, скажем, личность, культура и природа, а уровнями – тело, ум и дух, в связи с чем говорится, что Интегральный Подход связан с улучшением тела, ума и духа в себе, культуре и природе. Простейший вариант данной модели представлен на рисунке 6, и если вы в целом понимаете эту схему, понять остальное не составляет труда.

Применение ИОС


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!