Что такое Интегральная Операционная Система?



Кен Уилбер

ВВЕДЕНИЕ В ИНТЕГРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ

БАЗОВАЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ВСЕСЕКТОРНО-ВСЕУРОВНЕВАЯ КАРТА

Перевод В.Данченко

Ken Wilber. Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map
Integral Naked, 2003-2004; "AQAL", Vol.1, №1, 2006 PSYLIB, 2008

Обзор

За последние тридцать лет мы стали свидетелями исторически беспрецедентной ситуации: отныне нам доступны все культуры мира. В прошлые времена, если вы рождались, скажем, китайцем, вам, скорее всего, суждено было провести всю жизнь в условиях одной культуры, нередко в одной провинции, иногда в одном доме; вы жили, любили и умирали на небольшом клочке земной поверхности. Но сегодня люди не просто географически мобильны, – мы можем изучать и изучили практически каждую из культур, существующих на этой планете. В планетарной деревне все культуры друг у друга на виду.

Самое знание обрело ныне планетарный характер. Это значит, что, – опять же, впервые в истории, – нам доступна теперь вся совокупность человеческого знания: знание, опыт, мудрость и образ мысли всех основных человеческих цивилизаций, от древних и до новейших, отныне доступны каждому желающему их изучить.

А что если мы возьмем все то, что различные культуры могут поведать нам о потенциальных возможностях человека – возможностях его духовного, психологического и социального роста – и попробуем наглядно разложить это по полочкам? Что если мы обратимся к открывшейся нам сегодня совокупности человеческого знания и попробуем выявить сущностно-необходимые ключи к развитию человека? Что если мы возьмем все великие мировые традиции и попробуем на основе всестороннего межкультурного исследования создать их сводную карту – всеобъемлющую или интегральнуюкарту, которая бы включала в себя лучшие элементы каждой из них?

Задача представляется тяжелой, сложной, неподъемной? С одной стороны, так оно и есть. С другой, результат оказался неожиданно простым и ясным. На протяжении последних нескольких десятилетий такой всесторонний поиск всеобъемлющей карты потенциальных возможностей человека в самом деле был предпринят. В ходе его были учтены все известные системы и модели развития человека – от наставлений шаманов и мудрецов древности до нынешних достижений науки о мышлении – и получена вытяжка их важнейших составляющих; последние сводятся к пяти сущностным элементам, пяти фундаментальным факторам, которые служат ключами к высвобождению и ускорению человеческой эволюции.

Знакомьтесь: Интегральная Модель.

Интегральная или всеобъемлющая карта

Что это за пять элементов? Мы называем их секторы, уровни, линии, состояния и типы. Как вы увидите, все они в любой момент доступны сознаванию. Указанные пять элементов – не просто теоретические понятия: они являются гранями вашего опыта, структурой вашего сознания, и вы без труда сможете убедиться в этом по ходу дальнейшего изложения.

Для чего нужна такая Интегральная Карта или Модель? Во-первых, какой бы ни была сфера вашей деятельности, будь то бизнес, медицина, психотерапия, юриспруденция, экология или просто повседневная жизнь и научение, Интегральная Карта помогает убедиться в том, что вы все учли и ничего не упустили. Когда вы желаете совершить перелет через Скалистые горы, чем более точна ваша карта, тем меньше вероятность разбиться. Интегральный подход дает возможность воспользоваться всем спектром ресурсов любой ситуации, что значительно повышает ваши шансы на успех.

Во-вторых, если вы учитесь выявлять в своем сознании эти пять элементов, – а они присутствуют в нем вне зависимости от происходящего, – то сможете легче различать их, применять и использовать, что значительно ускорит ваш рост в направлении более высоких, более широких, более глубоких способов бытия. Простое знакомство с пятью элементами Интегральной Модели позволит вам легче и лучше ориентироваться в этом захватывающем путешествии по пути развития и пробуждения.

Короче говоря, интегральный подход дает вам возможность полнее и реальнее видеть себя и окружающий мир. Важно, однако, с самого начала уяснить одну вещь. Интегральная Карта – это всего лишь карта. Это не местность. Разумеется, мы не хотим путать карту с местностью, но мы не хотим также пользоваться неточной или ошибочной картой. Интегральная Карта – всего лишь карта, однако в настоящее время это самая полная и точная из карт, которые имеются у нас в распоряжении.

Что такое Интегральная Операционная Система?

В сфере информационных технологий операционной системой называется инфраструктура, позволяющая исполнять различные прикладные программы. Мы используем термин Интегральная Операционная Система, или ИОС, в качестве синонима Интегральной Карты. Суть в том, что если вы в своей жизни выполняете какие-то "прикладные программы" – будь то бизнес, работа, игра или отношения с другими людьми, – вам требуется наилучшая из доступных операционных систем, и именно таковой является ИОС. В ней ничего не оставлено без внимания, поэтому она позволяет использовать самые эффективные программы. Это просто еще один способ говорить о всеобъемлющей природе Интегральной Модели.

Мы рассмотрим также едва ли не самую важную область применения Интегральной Карты или Интегральной Операционной Системы. Поскольку ИОС можно использовать для индексирования любой деятельности – от живописи до танца, от бизнеса до психологии, от политики до экологии, – она позволяет каждой из этих областей сообщаться с другими. Используя ИОС, бизнес получает терминологию, с помощью которой может полноценно общаться с экологией, экология может общаться с изобразительным искусством, изобразительное искусство – с юриспруденцией, юриспруденция – с поэзией, образованием, медициной, духовностью и т.д. В истории человечества такого прежде не случалось.

Использование Интегральной Карты или Операционной Системы в Интегральном Университете дало нам возможность содействовать развитию междисциплинарного и наддисциплинарного познания, и мы добились в этом направлении впечатляющих результатов, создавая тем самым первое в мире подлинно интегральное обучающее сообщество.

Но все это начинается с упомянутых пяти фундаментальных элементов в структуре вашего сознания.

Состояния сознания

Как было сказано, все грани пяти элементов Интегральной Модели в любой момент доступны сознаванию. Соответственно, последующее изложение будет своего рода экскурсией по области, доступной вашему непосредственному опыту. Так почему бы вам не присоединиться к нам и посмотреть, не заметите ли вы, как некоторые из этих элементов прямо сейчас возникают в вашем сознании.

Некоторые из них относятся к вашим внутренним субъективным реалиям, некоторые – к объективным реалиям внешнего мира, а некоторые – к коллективным или совместным реалиям, разделяемым с другими людьми. Давайте начнем с состояний сознания, которые относятся к субъективным реалиям.

Каждый человек знаком с основными состояниями сознания, такими как бодрствование, сновидение и глубокий сон. В данный момент вы находитесь в бодрствующем состоянии (или, если устали, в – полусонном). Существует множество других состояний сознания, в том числе медитативных (вызываемых занятиями йогой, созерцанием, медитацией и т.п.), измененных (вызываемых, к примеру, наркотиками) и разнообразных пиковых переживаний, многие из которых могут вызываться интенсивными переживаниями, связанными, скажем, с сексом, созерцанием природы или прослушиванием музыки.

Великие традиции (такие, как христианский мистицизм, индуизм Веданты, буддизм Ваджраяны и иудейская Каббала) утверждают, что на самом деле три естественных состояния сознания – бодрствование, сновидение и глубокий сон без сновидений – несут в себе драгоценный клад духовной мудрости и духовного пробуждения... если мы знаем, как использовать их надлежащим образом. В определенном смысле, как далее будет показано, эти три великих естественных состояния заключают в себе весь спектр духовного просветления.

Но на более простом, более мирском уровне каждый человек испытывает всевозможные состояния сознания, которые нередко становятся для него источником глубинных мотиваций, побуждений и смыслов. В зависимости от ситуации, состояния сознания могут быть несущественным или определяющим ее фактором, однако никакой интегральный подход не может позволить себе сбрасывать их со счетов. В случае применения ИОС, вы будете автоматически получать напоминание проверить, не утрачен ли контакт с этими важными субъективными реалиями.

Стадии или уровни развития

Состояния сознания имеют одну интересную особенность: они приходят и уходят. Даже мощные пиковые переживания или измененные состояния, сколь бы глубокими они ни были, приходят, задерживаются ненадолго и проходят. Сколь бы поразительной не была их сила, они имеют временный характер.

В отличие от преходящих состояний сознания, стадии сознания постоянны. Стадии представляют собой самые настоящие вехи роста. Когда вы достигаете той или иной стадии, она становится вашим устойчивым приобретением. Например, когда ребенок проходит через речевые стадии развития, он получает постоянный доступ к речи. Речь появляется не на минуту и через минуту не исчезает. То же происходит и с другими типами развития. Устойчиво выйдя на какую-то стадию развития, вы по желанию практически в любой момент можете получить доступ к ее свойствам – таким, как более широкое сознание, более объемлющая любовь, более высокие этические запросы, большая разумность и сознательность. Преходящие состояния превратились в постоянные свойства.

Сколько существует стадий развития? Тут важно помнить, что любой способ разбивки местности с последующим представлением ее на карте до некоторой степени условен. Скажем, сколько градусов между точкой замерзания воды и точкой ее кипения? Согласно шкале или "карте" Цельсия, между ними 100 градусов. Согласно же шкале Фаренгейта, вода замерзает при 32-х градусах, а кипит при 212-ти, так что между ними 180 градусов. Какой вариант верный? Оба. Пирог тот же, просто нарезан иначе.

То же верно и для стадий. Существуют самые разные способы нарезки или разбивки процесса развития и, соответственно, самые разные стадийные концепции. Все они могут быть полезны. Система чакр, например, выделяет семь основных стадий или уровней сознания. Известный антрополог Жан Гебсер говорит о пяти стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной. В некоторых западных психологических моделях выделяется 8, 12 и более уровней развития. Какой вариант верный? Все верны; процесс тот же, просто отслеживаются в нем разные вещи.

О "стадиях развития" говорят также как об "уровнях развития" в том смысле, что каждая стадия представляет собой определенный уровень организации или уровень сложности. Например, в эволюционной цепи атомы – молекулы – клетки – организмы каждая последующая стадия имеет больший уровень сложности. Слово "уровень" указывает не на жесткую разграниченность или изолированность стадий, а лишь на то, что новые важные качества имеют тенденцию возникать в дискретной форме, подобно квантовому скачку, и что эти эволюционные уровни являются важной стороной многих естественных явлений.

В Интегральной Модели мы, как правило, имеем дело с 8-10 стадиями или уровнями развития сознания. За годы практической работы мы обнаружили, что выделение большего числа стадий загромождает общую картину, а меньшего – смазывает детали. Нередко мы используем стадийную концепцию Интегральной Спиральной Динамики, разработанную Доном Беком на основе исследований Клера Грейвза. Кроме того, ми используем стадии само-развития Джейн Лёвинджер и Сьюзанн Кук-Гройтер, а также порядки сознания Роберта Кигана. Однако существует и много других полезных стадийных концепций, совместимых с интегральным подходом, так что если какая-то из них вам подходит, вы можете взять ее на вооружение.

Простой пример

Чтобы проиллюстрировать тему уровней или стадий, воспользуемся простой трехуровневой моделью. Обращаясь к рассмотрению, например, морального развития человека, мы находим, что новорожденный еще не приобщен к этическим нормам и условностям (конвенциям) данной культуры; он пребывает на так называемой доконвенциональной стадии развития. Эта стадия называется также эгоцентрической, потому что сознание младенца поглощено главным образом самим собой. Но по мере освоения норм и правил наличной культуры, ребенок постепенно дорастает до конвенциональной стадии морального развития. Она называется также этноцентрической, поскольку ребенок сосредотачивается на своей непосредственной группе, племени, общине или нации, и не склонен заботиться о тех, кто в данную группу не входит. Однако на следующей стадии морального развития – постконвенциональной самотождественность индивида снова расширяется, а вместе с ней расширяется и круг его заботы, так как "своими" для него становятся все люди независимо от расы, цвета кожи, пола и вероисповедания; вот почему эта стадия называется также мироцентрической.

Таким образом, моральное развитие имеет тенденцию к движению от "меня" (эгоцентризм) к "нам" (этноцентризм) и ко "всем нам" (мироцентризм), что служит хорошим примером постадийного развертывания сознания.

Еще одной иллюстрации этих трех стадий могут быть тело, ум и дух. Указанные слова имеют много значений, но в данном случае применительно к стадиям они означают следующее:

Первая стадия, на которой доминирует моя грубая физическая реальность, представляет собой стадию "тела" (в обычном для этого слова значении грубого тела). Поскольку вы отождествляете себя лишь с обособленным телесным организмом и его жизненными инстинктами, эту стадию можно назвать также стадией "меня".

На второй стадии, стадии "ума", личность начинает выходить за пределы своего изолированного грубого тела и вступать с другими людьми во множественные взаимоотношения, которые могут быть основаны на совместных ценностях, взаимных интересах, общих идеалах или разделенных мечтах. Поскольку я могу использовать свой ум для того, чтобы входить в роль других – примерять на себя их "шкуру" и чувствовать, каково это быть ими, – моя самотождественность расширяется от "меня" до "нас" (происходит движение от эгоцентризма к этноцентризму).

На третьей стадии моя самотождественность снова расширяется, на сей раз от отождествленности с "нами" до отождествления со "всеми нами" (происходит движение от этноцентризма к мироцентризму). Я начинаю понимать, что в дополнение к замечательному разнообразию людей и культур, у них имеются также схожие и объединяющие их общие черты. Открытие того, что все люди братья, представляет собой движение от этноцентризма к мироцентризму; в своем ощущении общего для всех живых существ оно "духовно".

Это один из вариантов представления процесса развития от тела к уму и духу, когда они рассматриваются как стадии, волны или уровни развертывания заботы и сознания от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму.

Мы еще будем возвращаться к стадиям эволюции и развития, каждый раз исследуя их под новым углом. На данном этапе достаточно понимать, что под "стадиями" имеются в виду последовательно возникающие постоянные вехи на пути вашего эволюционного роста. Говорим ли мы о стадиях сознания, стадиях энергии, стадиях культуры, стадиях духовного постижения или стадиях морального роста и т. д., речь идет всякий раз об этих важных фундаментальных ступенях раскрытия ваших более высоких, более глубоких и более широких возможностей развития.

В случае применения ИОС, вы будете автоматически получать напоминание проверить, приняли ли вы в расчет важные стадийные аспекты ситуации, и это существенно повысит ваши шансы на успех в любой сфере – изменения своей личности, социальных преобразований, деловых свершений, заботы о других или простого удовлетворения от жизни.

Линии развития: в чем-то я хорош, а в чем-то не очень…

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что практически все люди развиты неравномерно? Так, некоторые обладают высокоразвитым логическим мышлением, но слабо развиты в эмоциональной сфере. Некоторые преуспели в плане когнитивного развития (весьма сообразительны), но недоразвиты в нравственном отношении (подлы и жестоки). Некоторые выделяются своими эмоциональными способностями, но неспособны сложить дважды два.

Эту тему широко популяризовал Говард Гарднер, который выдвинул идею множественных способностей. Человеческие существа обладают рядом способностей, таких как познавательные, эмоциональные, музыкальные, двигательные и т.д. Большинство людей выделяются одной-двумя способностями, а в остальных особо не блещут. Как правило, ничего плохого в этом нет; интегральная мудрость, в частности, в том и состоит, чтобы выявить свои важнейшие дарования, найти тот глубочайший дар, который можно было бы преподнести миру.

Но из этого в самом деле следует, что нам необходимо сознавать как свои сильные стороны (или способности, которым мы можем блистать), так и слабые (которыми мы обделены или не наделены вовсе). И это подводит нас к следующему из пяти сущностных элементов – нашим множественным способностям или линиям развития. Мы уже рассмотрели состояния и стадии; что представляют собой линии или множественные способности?

В число множественных способностей входят: когнитивные, межличностные, моральные, эмоциональные и эстетические. Почему мы называем их также линиями развития? Потому что эти способности растут и развиваются. Они раскрываются в ходе последовательно сменяющих друг друга стадий. Что это за стадии? Это стадии, которые мы только что описали.

Иными словами, каждая из способностей в ходе своего развития проходит, точнее, может проходить, через три основных стадии (или через любое количество стадий, в зависимости от выбранной модели развития, – их может быть три, пять, семь и больше; вспомните, как это было в случае со шкалами Цельсия и Фаренгейта). Вы можете находиться, например, на первой, на второй или на третьей стадии когнитивного развития.

Это относится и к другим способностям. Первая стадия эмоционального развития означает, что я развил способность сосредотачивать на "мне" свои эмоции – главным образом эмоции и влечения, связанные с голодом, выживанием и самозащитой. Если вы продолжаете эмоционально расти от первой стадии ко второй – или от эгоцентрической к этноцентрической, – то расширяетесь от "меня" к "нам" и начинаете проявлять эмоциональные предпочтения и привязанности к любимым людям, членам своей семьи, близким друзьям и, возможно, ко всему своему племени или нации. Дорастая до эмоций третьей стадии, вы проявляете еще бóльшую способность к заботе и состраданию, которая не ограничивается пределами вашего племени или нации и, будучи мироцентрической, стремится объять собой всех людей или даже всех живых существ.

И помните, что выходя на ту или иную стадию, вы обретаете к ней доступ на постоянной основе. До того как это произошло, любые связанные с нею способности остаются для вас не более чем преходящими состояниями. Если вы и будете входить в какие-то из них, то лишь на время – испытывая возвышенные пиковые переживания, расширения познания и бытия, удивительные догадки и озарения, мимолетные видения каких-то совершенно иных своих возможностей. Однако упражняясь в подобных состояниях, вы постепенно превратите их в стадии, постоянные свойства той местности, на которой находитесь.

Психограмма

Существует довольно простой способ наглядного представления этих способностей или множественных линий. На рисунке 1 мы изобразили простой график, где показаны три основных стадии (или уровня развития) и пять самых важных способностей (или линий развития). Разные линии проходят через одни и те же основные стадии или уровни развития. Указанные три уровня или стадии приложимы к любой линии развития – психосексуальной, когнитивной, духовной, эмоциональной, моральной и т.д.

На рисунке 1 изображен человек, который превосходно развит в когнитивном плане, делает успехи в моральном развитии, но имеет плохо развитые межличностные способности и, прямо скажем, недоразвит в эмоциональной сфере. Разумеется, у других людей "психограммы" будут другими.

Рис. 1. Психограмма

Психограмма помогает увидеть, в чем состоят ваши потенциально наиболее сильные стороны. Скорее всего, вы уже знаете, в чем преуспеваете, а в чем нет. Но интегральный подход предполагает также, что нам следует учиться уточнять, детализировать знание о структуре своей личности, чтобы увереннее иметь дело с сильными и слабыми сторонами, как своими собственными, так и других людей.

Кроме того, психограмма помогает увидеть, сколь неравномерно развит каждый из нас, и не впасть в соблазн той мысли, что раз мы бесподобны в одной сфере, то должно быть бесподобны и во всех других. В действительности же, как правило, верно обратное. Многие лидеры, и духовные, и политические, с треском провалились из-за недопонимания таких простых вещей.

"Всестороннее развитие" не означает, что вы должны блистать всеми известными способностями, или что все ваши линии развития должны быть на третьем уровне. На самом деле оно предполагает, что вы вырабатываете у себя ясное ощущение своей действительной психограммы, чтобы иметь возможность планировать свое дальнейшее развитие на основе более цельного представления о себе. У некоторых людей это и вправду будет связано с укреплением некоторых своих способностей, недоразвитость которых создает проблемы. У других – с устранением какой-то серьезной проблемы или патологии на одной из линий (например, эмоционально-сексуальной). У третьих – просто с уяснением своих сильных и слабых сторон, а также последующим планированием своих действий с учетом этого знания. Благодаря использованию интегральной карты мы можем судить о своей психограмме с большей уверенностью.

Таким образом, "всесторонняя информированность" не означает, что вы должны достичь вершин мастерства на всех линиях своего развития, – вы должны просто сознавать их. Если вы затем решите устранить какие-то неравномерности развития, это будет задачей интегрально-преобразовательной практики, которая в самом деле способствует повышению уровня разных линий развития.

Отметим еще один важный момент. На некоторых психологических и духовных тренингах вас могут сходу познакомить с целым спектром состояний сознания и телесных ощущений – в форме пиковых переживаний, медитативных переживаний, шаманских состояний, измененных состояний и т.п. Это объясняется тем, что возможность многих из основных состояний сознания (грубо-бодрствующих, тонко-сновидных и причинно-бесформенных) присутствует в нем постоянно. Поэтому вас можно быстро познакомить со многими высшими состояниями сознания.

Однако познакомить вас со всеми свойствами высших стадий невозможно вне реального развития и практики. Вам доступен пиковый опыт высших состояний сознания, поскольку многие из них присутствуют в нем постоянно. Но вам недоступен пиковый опыт более высокой стадии, поскольку стадии развертываются последовательно. Каждая последующая стадия строится исключительно на основе предшествующей, поэтому пропустить последнюю нельзя: как в случае с атомами, молекулами, клетками и организмами, вы не можете пропустить молекулы и прямо от атомов перейти к клеткам. Таково одно из многих существенных различий между состояниями и стадиями.

Однако в случае регулярной практики соприкосновения с высшими состояниями, стадии вашего развития определенно будут развертываться легче и быстрее. В самом деле, на это указывает множество экспериментальных свидетельств. Чем чаще вы входите в подлинно высшие состояния сознания (например, медитативные), тем быстрее растете и развиваетесь на любой стадиисознания. Практика высших состояний служит своего рода смазкой для спирали развития, она помогает вам растождествляться с низшей стадией, что дает возможность созерцать появление следующей, более высокой стадии сознавания – до тех пор, пока вы не сможете пребывать на ней без труда, вследствие чего преходящее состояние вашего сознания становится его постоянным свойством. Такого рода упражнения в высших состояниях (например, медитация) входят в арсенал любого целостного, интегрального подхода к преобразованию личности.

Короче говоря, вы не можете перескочить через стадии развития, однако можете ускорить последнее благодаря применению всякого рода интегрально-преобразовательных методик, которые выступают важной частью данного Интегрального Подхода.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!