УГОЛ ОБЗОРА КАМЕРЫ, ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЗУМ



Положение камеры жизненно важно для съемки качественного видео. Угол ее обзора обозначает, насколько далеко она находится от объекта съемки и сколько пространства охватывает. Вспомните: как вы держите телефон или фотоаппарат, когда делаете селфи? Простая уловка – камера выше точки съемки – создает эффект «похудения»: вы заметите это, даже если у вас и так четко очерченные скулы, например. Опустите камеру ниже точки съемки – здравствуй, двойной подбородок! Точно так же это действует и в случае с видео: кадр получится более привлекательным, если камера находится чуть выше точки съемки, то есть выше вашего лица. В качестве альтернативы можете установить объектив на уровне глаз и посмотреть, что получится, – может быть, такое изображение вам понравится больше. Вы можете экспериментировать и дальше: например, вид «с птичьего полета» – когда камера находится строго над точкой съемки – может оказаться полезным для демонстрации каких-либо предметов, а съемка от первого лица показывает зрителям точно то же самое, что видите вы сами; это хорошая фишка, если речь идет о каком-то событии.

Итак, определившись с углом съемки, поиграйтесь с положением камеры и зумом (удаление-приближение). В большинстве случаев вы находитесь в кадре примерно по уровень плеч. Попробуйте снимать видео, повернувшись к камере чуть боком, или приближая лицо, или удаляя изображение, чтобы, например, показать какой-то предмет. Неплохая идея соединить все это и поэкспериментировать: вы вполне можете обнаружить что-то необычное для себя или придумать для камеры какое-нибудь оригинальное положение, что добавит изюминки вашему влогу. Только не забывайте про правило третей!

 

СТАБИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Самый лучший способ избежать тряски изображения – установить камеру на штатив. Если в ваших роликах предполагается много движения, тогда нужен не простой треножник, а оборудованный специальным поворотным рычагом, крутящим камеру на 360 градусов. Резкие, отрывистые, не до конца зафиксированные объективом движения могут убить всю атмосферу ролика – зритель перестает обращать внимание на то, что вы говорите, и начинает злиться на качество съемки. А единожды заметив какую-то ошибку или недостаток, он начинает выискивать их и в других аспектах изображения – например, в угле обзора или освещении. Тут стоит сказать, что человек, недовольный видеороликом, на ваш канал уже не вернется – он будет искать другие, не такие дерганые ролики и смотреть их, а не ваше творчество.

Крутые навороченные штативы нужны только тем, у кого видео насыщено движением. Если ваши ролики в основном состоят из монологов на камеру, вполне достаточно обычного треножника – лишь бы только объектив хорошо крепился и не упал с него. Многие влогеры используют штативы марки Gorillapod – это гибкие и прочные треножники, причем не очень дорогие: их цена колеблется между 10 и 20 фунтами (13–25 долларов), если заказывать в каком-нибудь онлайн-магазине типа Aliexpress. Их можно поставить как вам хочется, даже на стол или полку. Много места такой штатив не занимает – полезное качество, если пространство у вас ограничено.

Эти нехитрые приемы – лишь база, основа для творчества. Дополнительные знания, которые вам понадобятся, зависят от того, какая у вас камера. Например, если это цифровая зеркалка, то можно потратить целую вечность, прежде чем удастся разобраться в ее всех функциях и режимах съемки. Многие предпочитают начинать с чего-нибудь попроще, сосредоточившись на создании привлекательного тематически и визуально контента, а к зеркалке переходить позже, когда появится время и возможность поэкспериментировать со всеми этими диафрагмами и балансами белого.

Я бы советовала начинать с хорошей качественной «мыльницы»: на ней вы сможете отточить умение выстраивать композицию кадра, применять правило третей и различные углы обзора – чтобы показать свои самые лучшие стороны. А если, прежде чем покупать, вы исследуете рынок, то еще и деньги сможете сэкономить. YouTube-канал DailyTekk (youtube.com/DailyTekk) специализируется на видеообзорах различных девайсов, и вот какие модели камер там считают наиболее подходящими начинающему.

 

Canon Powershot G7 X. Влогеры любят эту камеру за откидной поворотный дисплей – можно видеть, что получается в кадре, не отрываясь от съемки. Он еще и сенсорный, поэтому можно легко увеличить изображение одним движением. Она прекрасно справляется с недостатком освещения, а уровень стабилизации для такой недорогой камеры просто впечатляет. Кейси Нейстат (youtube.com/caseyneistat), профессиональный влогер, берет с собой эту камеру везде, куда бы ни направлялся, и делает замечательные ролики, соединяющие в себе натурные съемки G7 Х и статичные фрагменты, записанные на зеркалку. У него 2,6 миллиона подписчиков. Ту же камеру использует и техновлогер АйДжастин (youtube.com/ijustine) – недавно она даже сделала целый ролик о Canon G7 X. Вбейте в Google запрос «iJustine Canon G7 X», и первая же ссылка приведет вас на ее канал. Стоит взглянуть, если вы всерьез задумались о покупке камеры.

 

Sony Cyber-shot RX100. Эта камера – почти такая же по качеству съемки, что и Canon G7 X, и тоже имеет поворотный экран. Сенсор ее по чувствительности почти ничем не уступает сенсору Canon G7 X, позволяя снимать видео приемлемого качества в условиях плохой освещенности, а компактные размеры способствуют тому, чтобы везде носить камеру с собой. Сонишные камеры обычно работают тише кэноновских и дольше обходятся без подзарядки. Дополнительная фишка – встроенный вай-фай – позволяет загружать видео на компьютер напрямую, без провода, и по качеству это видео будет ближе всего к тому, какое можно получить при помощи зеркалки. Во всяком случае, так считают эксперты. Но перечисленные дополнительные преимущества не отражаются на цене – Sony RX100 не дороже, а то и дешевле Canon G7 X.

 

GoPro HERO4 Black. Это фаворит среди влогеров, посвятивших себя спорту, а также тех, кто любит возиться с настройками. В ней есть широкоугольный режим и режим замедленной съемки, что позволяет создавать абсолютно уникальные ролики, а разрешение в 4К (4096х3072) делает видео актуальным на много лет – даже до тех пор, когда широкоформатное теперешнее 1080х720 станет фактом далекого прошлого. Микрофон сконструирован так, что максимально подходит при съемке с рук или на ходу. Но самая полезная его особенность – устойчивость к ударам: можно взять эту камеру с собой в поездку по самым крутым косогорам, не боясь повредить. Если захотите узнать, почему GoPro HERO4 Black так популярна среди влогеров-спортсменов, загляните на канал Тая Мосса (youtube.com/tymoss).

 

Samsung NX Mini. В этой камере есть все достоинства Кэнона и Сони, такие как поворачивающийся на 180 градусов дисплей, съемка в HD-качестве, чувствительный CMOS-сенсор и встроенный вай-фай. Тем не менее есть у нее одно неоспоримое преимущество – стоимость в треть от «старших братьев». А еще она невероятно стильная благодаря маленькой толщине – всего 22,5 мм.

 

iPhone 6. Шестой айфон может делать 60 кадров в секунду и по этому качеству превосходит многие цифровые камеры. Тем не менее он больше подходит для статичного видео, чем для съемки в движении, – в нем нет стабилизации изображения, как в Canon, Samsung или Sony, и если попытаться снимать им движущиеся объекты, вполне можно получить отчаянно трясущееся видео. Лучше всего айфон себя проявляет на штативе или любой другой фиксирующей подставке, пока вы говорите на камеру у себя дома. Дополнительные линзы и освещение для него довольно дешевы, а также есть внешний микрофон для улучшения качества звука. Не самый идеальный вариант, но если вы не можете позволить себе новую камеру, можно обойтись и телефоном.

 

Освещение

 

Если вы когда-нибудь видели, как снимают телевизионную программу или кинофильм, то наверняка заметили, сколько у них различного осветительного оборудования. Оператор и режиссер выстраивают идеальный кадр, а освещение подбирается таким образом, чтобы зрители могли увидеть малейшую деталь изображения. Конечно, вам такой суперпрофессиональный комплект не нужен, но вот о дополнительных источниках света, которые бы хорошо освещали вас в кадре, позаботиться стоит. Темнота не очень-то улучшает картинку. В конце концов, вы столько времени потратили на выбор одежды и укладку, что вам просто необходим свет – надо же показаться зрителям во всей красе. А еще темнота означает серость, в которой очень трудно разглядеть, что там такое происходит на экране: зритель будет напрягать зрение, а не наслаждаться роликом. Ни то ни другое не является способом привлечь зрителей на ваш канал.

То, какое освещение вам нужно, зависит от того, насколько близко к камере вы будете находиться в кадре. У модных влогеров, как правильно, много крупных планов, поэтому им достаточно одного источника света, обычно кольцевого. Он представляет собой круг света, в котором находится камера. Кольцевой свет направляется всегда именно туда, где больше всего нужен: так как модные влогеры смотрят в камеру, то свет вокруг нее прекрасно ложится на их лица. То, использует ли влогер кольцевой свет, можно понять по его зрачкам: если да, то в них будет отражаться светлое колечко. Проверьте себя, посмотрев ролики ваших любимцев. У известных влогеров ViviannaDoesMakeUp (youtube.com/viviannadoesmakeup) и Лили Пебблз (youtube.com/WhatIHeartToday) есть ролики, в которых они рассказывают об использовании кольцевого света. Так, Лили Пебблз говорит: «Одно из преимуществ кольцевого света, которое мне в нем нравится, – то, что он небольшой по размеру и легкий, его несложно переставлять с места на место. Но, даром что маленький, он дает много света, и у вас в глазах появляются такие божественные колечки (попробуйте, если хотите добиться такого эффекта). Я теперь всегда использую только его, а не софтбокс или другие лампы».

Источники кольцевого света могут стоить по-разному, но вам и не нужны полнодиапазонные варианты, особенно в начале карьеры влогера. Достаточно выбрать такой, который выдает цветовую температуру от 5500 до 6500К. Это означает, что кольцевой свет будет имитировать естественный, в отличие от лампочки или светильника, которые выдают желтый или коричневатый оттенок. Да и в любом случае яркий белый свет предпочтительнее отдающих желтизной лампочек. Посмотрите на сайтах типа Aliexpress, чтобы найти подходящие варианты, и вполне можно уложиться в 100 фунтов (около 130 долларов).

Если же вы планируете находиться на некотором расстоянии от камеры или вообще двигаться, то вам понадобится больше источников света – чтобы были видны все части кадра и обстановки. Устанавливать их надо в соответствии с распространенной в кинопроизводстве схемой «трехточечного освещения». Звучит очень профессионально, но по сути означает расположение источников света в виде треугольника вокруг нужного места. У вас получится по одному источнику с каждой стороны и один перед вами. Но треугольник этот позиционируется так, чтобы свет ни в коем случае не бил вам в глаза. Идеальная схема расположения освещения выглядит так.

Основной (направленный) свет: перед вами, но смещен чуть вправо.

Заливающий свет: слева от вас и немного впереди.

Задняя подсветка: за вашим правым плечом и немного впереди.

Основной свет будет отражаться в ваших глазах. Задняя подсветка придаст изображению глубину. Заливающий свет рассеет и уберет тени.

Очень важно, чтобы все три источника света были одинаковыми – например, три настольные лампы или три специальных фотопрожектора. Такое требование связано с тем, что разные источники выдают разный свет: один теплее, другой холоднее, а некоторые – близкий к естественному. Но если попытаться смешать разные по цветовой температуре потоки света, вы получите необычные и не очень желательные эффекты.

Дополнительно вы можете попробовать использовать софтбокс – специальное приспособление, рассеивающее поток света путем отражения его от светлой поверхности (обычно это белая или серебристая ткань). Рассеянный свет от софтбокса очень приятен глазу и помогает избавиться от ненужных теней.

Не важно, какие именно источники света вы используете, – лампы, софтбоксы, светодиоды; важно, чтобы они были одинаковыми. В начале можно взять то, что есть у вас дома, или позаимствовать у знакомого влогера, если ваши финансы ограничены. Начнете зарабатывать – сможете обновить оборудование.

Если хотите проверить, правильно ли выставили трехточечное освещение, проведите маленький эксперимент. Снимите короткий ролик вообще без дополнительного освещения. Затем последовательно снимите ролики с одним включенным светом, с двумя и с тремя. Качество видео раз от раза должно повышаться, и даже если вы используете обычные настольные лампы, это все равно значительно лучше, чем снимать совсем без освещения.

 

Звук

 

Теперь, когда вы разобрались, как лучше всего выглядеть на экране с помощью четкой картинки и правильного освещения, поговорим о том, как зрители могут вас слышать.

Встроенные микрофоны в современных камерах постоянно улучшаются, поэтому внешний микрофон не нужен, если только вы не планируете съемку на улице. Просто говорить на камеру, сидя дома, – для этого возможностей встроенных микрофонов в Canon G7 X или Sony Cyber-shot RX100 вполне хватит.

Для уличных съемок микрофона в камере уже будет недостаточно. Дело в том, что он всегда «ухватывает» ближайший звук. Это может быть ветер или гул транспорта; иными словами, при съемке на улице фоновый шум заглушает ваш голос. Можно избежать этого, поднеся объектив к самому лицу, – но какой смысл устраивать «живые» съемки, если все равно ничего не будет видно? Именно поэтому влогеры, устраивающие розыгрыши, снимающие видео с большим количеством движения или увлекающиеся спортом, вообще не используют звуковые возможности камеры, а применяют для записи звука специальный цифровой рекордер. Он чем-то похож на диктофон, но очень маленький, его легко спрятать в одежде, предварительно убедившись, что он находится близко ко рту, не попадая при этом в кадр. Можно попросить друга помочь – тогда он должен держать рекордер близко к вам, но не попадая в кадр.

Популярный сайт для видеоблогеров vloggerpro.com рекомендует начинающим влогерам переносной диктофон Zoom H1 – из-за его невысокой цены и внушительных технических возможностей. Он обеспечивает отличное качество записи звука благодаря двум пересекающимся однонаправленным микрофонам. Вы получите четкую стереозапись вашего голоса с минимизацией фоновых звуков. Можно купить для него специальный меховой чехол – он помогает уменьшить звуки, вызываемые ветром. Диктофон Zoom H1 сейчас стоит около 89 фунтов (около 115 долларов) – не очень дешево, зато он сразу придаст вашим роликам профессиональное звучание.

Если день очень ветреный или вам некуда положить диктофон, стоит подумать о приобретении петличного микрофона. Это крошечное устройство крепится к одежде, а к поясу – специальный передатчик (чаще его просто кладут в задний карман). Затем к микрофонному входу устройства подключается специальный беспроводной приемник – на него поступает сигнал от передатчика. В этом случае нужно убедиться, что в передатчике и приемнике свежие батарейки, что оба включены и что сам микрофон не касается одежды и не захватывает другие сторонние шумы, например шум ветра. Петличный микрофон очень маленький, легко крепится, а беспроводной передатчик несложно спрятать, чтобы он не мозолил зрителям глаза.

Цены на такой микрофон начинаются с 40 фунтов (около 50 долларов), с их помощью вы получаете профессиональное звучание за не очень, в общем-то, большие деньги. Очень популярна модель Audio-Technica – за то, что у нее очень маленький передатчик, который легко спрятать и не бояться, что он появится в кадре.

Когда закончите записывать звук на диктофон или передавать его через микрофон, следующий этап – синхронизировать полученную аудиодорожку с визуальной. Это уже монтаж вашего видеоролика. Такая система съемки – звук отдельно, изображение отдельно – называется двойной. Синхронизация должна быть максимально точной, чтобы слова совпадали с движениями губ. Могу посоветовать хитрость: прежде чем начать говорить, хлопните в ладоши. Тогда при синхронизации вам легче будет совместить звук и движение, и слова будут идеально совпадать с движениями губ.

 

Подсказка: спрашивайте у профессионалов

Есть ли у вас знакомые влогеры или режиссеры, более опытные, чем вы? Попросите разрешить вам понаблюдать за ними в течение дня или предложите помощь в выполнении мелких поручений, пока они работают. Это даст вам шанс увидеть, какое оборудование они используют и как именно.

 

 

В этой главе я рекомендую вот такой комплект оборудования:

1) Камеры (одна на выбор):

☐ Canon Powershot G7 X: 500–550 фунтов (600–700 долларов),

☐ Sony Cyber-shot RX 100: 350–450 фунтов (450–550 долларов),

☐ GoPro HERO4 Black: 350–450 фунтов (450–550 долларов),

☐ Samsung NX Mini: 250–300 фунтов (300–400 долларов);

2) Кольцевой источник света Neewer: 30–40 фунтов (40–50 долларов);

3) диктофон Zoom H1 Handy Recorder: 100–120 фунтов (120–150 долларов);

4) петличный микрофон Audio-Technica: 25–40 фунтов (35–50 долларов).

 

Глава 4

ЧМОК – честно, мило, отзывчиво, коротко!

 

Какой длины должен быть идеальный видеоролик? Одного-единственного правильного ответа на этот вопрос не существует. Длина ролика зависит от контента, который в него вложен. Новостные и политические влоги могут себе позволить быть длиннее, чем ролики о моде и красоте, а в образовательном видео обязательно нужна глубина исследования предмета. Кроме того, длина ролика зависит и от аудитории, на которую он рассчитан. Молодежь не любит долго концентрировать внимание и предпочитает короткие видео; те, кому за 50, могут смотреть ролик и параллельно отвлекаться на другие дела – на дом, социальные сети, телепрограммы и прочее, поэтому ролики для них можно делать длиннее.

В предыдущих главах мы рассматривали влоги таких звезд, как Zoella, Алфи Дейс, Таня Берр, Джим Чапмен, Джо Сагг и Каспар Ли, и искали в них нечто общее, присущее всем. Точно так же мы можем поступить и в поисках ответа на вопрос об идеальной длине видеоролика. Зайдите на канал вашего любимого влогера и случайным образом выберите пять роликов. Вы наверняка заметите, что не все они одинаковой длины: иногда короткие, минуты по две, а иногда длинные, минут по пять и даже больше. Одно из преимуществ влогов – в том, что вы можете остановиться в любой момент, когда сочтете нужным. Это не телевидение с жесткой сеткой, когда вам нужно говорить в течение определенного времени. Возможность варьировать время позволяет все время держать зрителей в напряжении. А если вы всегда будете следовать жесткому шаблону, ваша аудитория может заскучать.

Теперь ответьте на такой вопрос: было ли вам хоть раз скучно, когда вы смотрели видео ваших любимых влогеров? Ответ должен быть «нет» – потому что здесь и кроется отличие профессионального влогера от любителя: профессионал всегда знает, когда нужно замолчать. Если влогеру особо нечего сказать, он сделает короткий симпатичный ролик; если влогер знает, что сможет удерживать внимание аудитории долгое время, он снимет ролик длиннее. Потом, редактируя, он посмотрит на получившийся результат более объективно и вырежет все слабые места. И неважно, сколько времени длится его видео – все, сказанное в кадре, будет по делу и на ту тему, которой ролик посвящен.

У опытных влогеров мало какой ролик бывает дольше пяти минут. Это связано с тем, что внимание зрителя на YouTube очень трудно удерживать, и чем дольше им приходится смотреть одно и то же видео, тем сильнее будет в них желание переключиться на что-нибудь другое или вовсе закрыть YouTube. Видеоаналитики сервиса Wistia, проверив несколько топовых каналов YouTube, обнаружили, что в среднем ролики длительностью пять минут досматривают до конца меньше 60 процентов зрителей; а ролики длительностью одна-две минуты – 75 процентов. Самые успешные влогеры прекрасно знают, что если они хотят «додержать» зрителей до конца, их ролики должны быть короткими и милыми.

Вбейте в Google «популярное на YouTube», и первая ссылка приведет вас на канал с самыми популярными видео за неделю – от трейлеров к кинофильмам до роликов с забавными животными. Три месяца я внимательно мониторила этот канал и заметила, что большинство его роликов длиной 2–3, иногда 3–4 минуты. Роликов длиннее четырех минут очень мало, а длиннее пяти и вовсе можно по пальцам перечесть. Как видим, правило о коротких и милых видео распространяется на всех, кто выкладывает контент на YouTube, не только на влогеров.

Итак, как можно делать ролики короткими и по существу, не распыляясь? Если вы хоть раз выступали на работающую камеру, то наверняка знаете, как легко уйти от темы. Говоря о чем-то, вы можете вспомнить нечто похожее из своего опыта и даже упомянуть об этом, пусть оно и не имеет непосредственного отношения к теме видеоролика. Конечно, потом, в процессе редактирования, это легко вырезать, но не проще ли сразу не говорить того, что потом неизбежно пойдет под нож?

Открою вам очередной маленький секрет: многие влогеры пишут для своих видео сценарии. Сценарий помогает им «не свернуть с намеченного пути» во время съемок, а значит, редактировать нужно будет гораздо меньше. Вы наверняка мне возразите: как же так, я ведь делаю ролики о повседневной, обычной жизни, показываю естественную реакцию людей на то, что с ними случается, какой же тут сценарий можно написать? Не превратит ли он мое видео в вымученную, жесткую и скучную конструкцию? Я отвечу: нет, не превратит, так как сценарий может быть разным. Некоторые влогеры пишут чуть ли не весь текст целиком, другие лишь набрасывают ключевые мысли и логику повествования. Но все они так или иначе продумывают содержание будущего ролика.

А все потому, что интересные события не происходят с нами так часто, как нам бы того хотелось. У вас может получиться совершенно очумелая пятница с обедом с друзьями, походом по магазинам, отдыхом в спа-салоне и тусней на вечеринке – но что будет, если в понедельник с вами не произойдет ничего, кроме банальной школы или работы, а потом обеда? А людям неинтересно смотреть на такую же, как у них, жизнь; они ищут что-то захватывающее, что отличается от их серых будней. Поэтому потратить в конце воскресенья время и распланировать мероприятия на всю неделю – хорошая идея: вы сможете равномерно их распределить и будете уверены, что на каждый день у вас будет развлекательное интересное видео для ваших зрителей.

Джон Карл, директор сетевого департамента в Collective Digital Studio, компании, которая оказывает продюсерские услуги американским влогерам, объясняет: «Последние статистические данные по YouTube, которые мне известны, – это триста часов контента, которые каждую минуту туда загружаются. Но в сравнении с этим количество контента, который смотрят большинство зрителей, представляется исчезающе малым, микроскопическим. Так что если вы действительно делаете что-то, чтобы привлечь аудиторию, она будет возвращаться к вам снова и снова, невзирая ни на что». А способ привлечь зрителей все тот же – веселая, жизнелюбивая атмосфера ваших роликов.

Пока продумываете план на неделю, попробуйте вспомнить для каждой выбранной темы какие-то анекдоты или случаи из жизни. Что вы пытаетесь донести до аудитории, впуская ее в этот кусок вашей жизни? Чем это событие для вас значимо и почему? Когда начнете снимать, будете все время испытывать желание экать, гмыкать и спотыкаться, а если возьметесь за камеру, не определившись, зачем вы это делаете, результат будет выглядеть глупо и печально. Если вы будете бродить вокруг да около, не сказав ничего полезного, – тоже ничего хорошего не получится. Людям не особо интересно смотреть на тех, кто ничем не отличается от них самих, и они выключаются, если не могут уловить в вашем ролике ничего определенного.

Наличие сценария не означает, что вы должны строго ему следовать. Влоги тем и хороши, что можно ставить камеру на паузу сколько угодно раз, чтобы взглянуть на набросанные вами тезисы. Даже если вы перепутали последовательность – ничего страшного, вы же не экзамен сдаете, а переснять заново ничего не стоит, в отличие от пересдачи. Это не кинофильм, где каждый дубль стоит много денег и сил съемочной группы, стилистов, актеров и визажистов. Вы можете снимать ролик столько раз, сколько захотите, столько времени, сколько вам нужно, пока не получится видео с нужным накалом энергии и энтузиазма. Некоторые утверждают, что самое главное – быть «естественным»; но что, если вы хотите улучшить эту самую вашу «естественность»? Ведь у всех нас иногда в голосе больше задора, иногда меньше; вдруг нужный тон получится взять только со второй или третьей попытки? В общем, продолжайте это до тех пор, пока не поймете, что у вас все получилось и вы можете этим гордиться.

Приходилось ли вам когда-нибудь писать сценарии? Мне вот, например, легче это делать, если разделить весь процесс на три этапа. Если желаете, чтобы планирование получилось «свободным» и было много места для импровизации, остановитесь на первом этапе. Опытным влогерам обычно достаточно первых двух этапов – у них за плечами уже много роликов, поэтому им точно есть что сказать на выбранную тему. Тем не менее новичку я бы рекомендовал пройти все три этапа: это придаст вам уверенности перед камерой, вы будете чувствовать себя более подготовленными.

 

Этап первый: исследуем!

 

О чем вы хотите пообщаться, делая этот ролик? Как донести ваше мнение до зрителей? Обдумайте каждую мысль, которую будете высказывать, каждую вещь, которую будете демонстрировать; исследуйте все как можно подробнее, с разных точек зрения. Например, вы бьюти-влогер и хотите рассказать зрителям, как добиться эффекта «дымчатых» глаз. Чтобы донести до аудитории свое мнение, вам требуется показать тени для век, тушь для ресниц и технику нанесения подводки. А значит, нужно подобрать разные виды продуктов, которые можно использовать, изучить их состав, проверить, какие из них наносятся легче, какие трудны в использовании и, наконец, сравнить их стоимость. И всю эту информацию вы можете дать в ролике. Или вы, например, модный влогер, и вам требуется показать модные тренды этого сезона. А значит, нужна одежда. В какие магазины вы за ней пойдете? Есть ли бюджетные версии одного и того же лука или только сегмента «лакшери»? Носит ли такой же наряд кто-нибудь из знаменитостей?

Можете ничего не записывать, если планируете на этом остановиться и если достаточно уверены в себе, в своих знаниях и в способности донести их до аудитории. Но тем не менее записи и заметки могут вам понадобиться – их можно, например, просмотреть еще раз перед съемкой. Это придаст дополнительной уверенности, что вы не застынете истуканом перед камерой, осознав, что вам нечего больше сказать. А если планируете переходить ко второму и третьему этапу, то записи нужно вести обязательно.

 

Этап второй: упорядочиваем заметки!

 

В очередной раз за эту книгу я говорю вам: возьмите чистый лист бумаги. Составьте на нем список тем, которые планируете раскрывать в своем ролике, оставляя под каждым пунктом довольно много пустого пространства. В случае с вышеприведенным примером «дымчатых глаз» это будут подводка, тени и тушь.

Теперь перечитайте свои заметки по каждому предмету и подчеркните в них самые важные данные и факты. Впишите их под каждой «темой» в порядке убывания важности. Например, под пунктом «тушь» можно указать информацию о пользовательских свойствах, цене и брендах.

В каком порядке вы будете освещать каждую из тем? В том, в котором они написаны? Если нет, поставьте рядом с каждой цифру, иллюстрирующую последовательность ваших мыслей. Для роликов о красоте эту последовательность определяет порядок нанесения макияжа. Для видео об играх (например, типа «Пять советов о…») важна полезность упоминаемых фактов, и т. д.

Подумайте о вступлении и завершении. Запишите тезисы для вступления – они должны вкратце сообщать зрителям, о чем будет ваше видео. Для завершения лучше всего черкнуть пару призывов к действию, типа «подписывайтесь на мой канал» или «высказывайте свои предложения в комментариях» – это важно, об этом не стоит забывать.

Наконец, продумайте, где вы будете располагать камеру для разговора о каждой теме. Запишите это под соответствующим пунктом вашего списка, лучше всего ручкой другого цвета, чтобы выделить из потока фактов и цифр. Тем же цветом добавьте необходимый реквизит – если он нужен, конечно. Как бы энергично и весело вы ни говорили на камеру, от по сути не меняющейся картинки зрители быстро начинают уставать, так что обязательно меняйте точки и виды съемки, компоновку кадра и т. д. Хороший способ разнообразить видео – чередовать, например, обзор того или иного средства (крупный план) с демонстрацией его нанесения (общий план). Для иллюстрации какой-нибудь тенденции или статистических данных (ну мало ли!) можете использовать круговые диаграммы или графики. А представление того или иного предмета можно разнообразить, чередуя собственно предмет или способ его использования с тем, как вы о нем говорите.

Большинство опытных видеоблогеров на этом и остановятся, оставив себе пространство для маневра и импровизации; ролик они будут снимать частично по сценарию, частично по вдохновению. Если не записывать сам текст «речи», остается большое пространство для того, что именно сказать, каким тоном – так, чтобы создать у зрителя впечатление полной вашей осведомленности в теме, которую вы выбрали.

 

Этап три: излагаем во всех подробностях!

 

Если завершите этот этап, знайте: ваш ролик будет лопаться от полезной информации. Тем, кто только-только начинает, осознание этого факта придает колоссальную уверенность – потому что у многих из нас есть дурацкая привычка, нервничая, забывать всё на свете. Полностью расписанный сценарий где-нибудь за кадром позволяет заглянуть в него между фрагментами видео и чувствовать себя в своей тарелке.

Итак, последний сделанный вами список содержит все необходимые факты и цифры, а также нужные положения и углы обзора камеры; всё, что вам нужно, – нарастить на этот «скелет» немного «плоти» и добавить предложения-связки между фрагментами вашей речи. Подумайте, как бы вы рассказывали о том или ином факте или предмете из вашего списка и запишите мысль точь-в-точь как она пришла вам в голову – естественно, в разговорном стиле, а не как цитату из школьного сочинения. Попробуйте придумать пару шуток или интересный способ подать нужную информацию – чтобы показать себя зрителям как веселого, остроумного и жизнерадостного человека.

Подготовив полный сценарий, «прогоните» его несколько раз перед зеркалом и просто так, прежде чем включить камеру. Репетиции помогут вам определить, где сделать паузу для усиления драматизма, какие слова выделить. Карандашом подчеркните эти слова в сценарии, чтобы во время съемки вам легче было ориентироваться в собственных репликах и в том, какие акценты и где нужно расставлять. Если планируете смену ракурса и кадра, то сможете перечитывать сценарий, пока переносите камеру и остальное оборудование.

 

Подсказка: проверьте, что в ролике есть не только проблема, но и ее решение

Вам будет легче логически излагать свои мысли, от начала к концу, с нужным уровнем драматизма, сосредоточив на себе внимание зрителя, если станете придерживаться описанной ниже структуры.

Вступление: поздоровайтесь, представьтесь и привлеките внимание зрителей, одним предложением изложив суть того, что они сейчас увидят. Пообещайте им что-нибудь такое, от чего они точно не уйдут и досмотрят ролик, например, очень полезный совет или некое специальное предложение, суть которого будет ясна только в конце.

Проблема: обозначьте проблему или задачу, которая может стоять (и наверняка стоит, раз они смотрят этот ролик) перед вашей аудиторией. Будьте честными и открытыми, делясь своими переживаниями, связанными с той проблемой. Обозначив тему, можно упомянуть какое-нибудь общеупотребительное ее решение, а можно и не упоминать: так вы настраиваете зрителя на свою волну, приобщаете его к общей для вас задаче – поиску решения.

Решение: ключевая часть ролика. Оно обязательно должно быть простым и как можно более лаконичным. Ломайте устоявшиеся стереотипы и объясняйте все так, чтобы дошло до всех. Многие влогеры берутся за очень сложные темы, «разбивают» их на несколько кусков и подают их так весело и внимательно, что любой может разобраться, понять и поделиться этим как-нибудь при случае. Особенно это касается бьюти-влогеров: они умеют так разложить сложный макияж на составляющие, что у зрителей пропадает всякий страх перед косметичкой с кучей разных средств.

Резюме: что главное люди должны, как вам кажется, почерпнуть из вашего видео? Обобщите все сказанное в одном предложении или выведите на экран в виде графика или диаграммы, списка или плана действий. При желании дублируйте сказанное субтитрами внизу кадра.

Призыв к действию: позвольте аудитории ощутить свою значимость, призвав ее к сотрудничеству или попросив выразить свое мнение в комментариях под видео (и убедитесь, что возможность комментирования в вашем блоге включена, если планируете вставлять туда это видео). Иногда просьба влогера звучит уж очень умоляюще, и это отталкивает зрителей: кто же захочет подписываться на кого-то, кто явно пребывает в отчаянии? Стимулировать подписку можно, предлагая аудитории какие-то бонусы. Например, можно сказать что-то вроде: «Чтобы получать эксклюзивные советы и быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на канал».

 

Сценарий также помогает не «съехать с темы» в том случае, когда вам есть чем поделиться из личного опыта. Лучшие блогеры всегда честно рассказывают зрителям о своей жизни и своих чувствах. Это помогает людям лучше понимать тех, чьи ролики они смотрят, и воспринимать их не как незнакомых, но как приятелей или друзей. Тем не менее чем эмоциональнее влогер рассказывает, тем больше опасность, что он сорвется и забудет, что говорить, или отвлечется от темы и начнет разглагольствовать о том, что к ней напрямую не относится. Вы можете заранее подготовиться к таким неприятным моментам, записав причины, по которым вы создали этот влог, и некоторые моменты, которые в дальнейшем объяснят вашу мотивацию. Зная, что записи под рукой и всегда помогут, если вы вдруг впадете в ступор, вы будете чувствовать себя гораздо более уверенными.

 

Пример: Грейси Франческа

 

На канале Грейси, Grace F Victory (youtube.com/UglyFaceOfBeauty), уже 212 тысяч подписчиков. В роликах она откровенно рассказывает о своей борьбе с психическими заболеваниями и расстройствами пищевого поведения, а ее видео о лечении в психиатрической больнице получило более 250 тысяч просмотров.

Грейси говорит: «Важно продемонстрировать другую вашу сторону, не ту красивую, которую принято показывать в видеоблогах. Зрителям нравится наблюдать за жизнью других людей. Поэтому если вам хочется плакать – плачьте. Если у вас был плохой день – так и скажите об этом, а не притворяйтесь, что все хорошо.

Говорят, что в жизни всего два самых важных дня: день, когда вы появились на свет, и день, когда вы поняли, зачем это сделали. Однажды я получила письмо от женщины, чья дочь лежала в больнице практически при смерти. У нее была анорексия. Эта леди написала мне и сказала, что я спасла ее девочке жизнь, что она смотрит мои видео, ей становится лучше и она медленно, но все-таки набирает вес. В тот день я поняла, для чего пришла в этот мир – чтобы помогать людям и менять их взгляды на собственную жизнь».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!