Анализ произведений искусства на уроках изобразительной деятельности.



Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия и анализа произведений искусства.

Искусство в современном мире выполняет различные функции: осмысления, размышления, украшения, информации и т.д. Оно является важной составляющей жизни общества. Как и любое искусство, изобразительное искусство имеет свои особенные средства, с помощью которых художники передают свои мысли и чувства. Изобразительные средства передачи образной выразительности - язык изобразительного искусства - не является изолированными от других видов творчества, он используется для достижения художественного образа в театральных постановках, кинофильмах, в дизайне среды и костюма и других сферах деятельности. Его связь с жизнью современного человека неразрывна.

В общеобразовательных школах дети изучают изобразительный язык на уроках изобразительного искусства, с первых лет обучения осваивая азбуку цвета, линии, декора практически и теоретически. Образовательными программами школ предусмотрены беседы по изобразительному искусству. Они основаны на восприятии и анализе произведений искусства, их содержания, средств художественного выражения и связи с окружающей действительностью. Значение бесед трудно переоценить. Дети учатся пониманию содержания искусства, у них воспитывается уважение к памятникам культуры и произведениям народного творчества, развивается тяга к прекрасному, возникает желание участвовать в творческом процессе, развивается потребность самостоятельно создавать предметы искусства.

Планирование бесед:

Любое планирование является целенаправленным действием. Тематическое планирование в школе подчиняется основной цели изучаемого курса, с которой соотносятся цели и задачи каждого урока.

Беседы об искусстве различаются на: обзорные, тематические, ретроспективные, беседы о красоте окружающего мира, вводные беседы на уроках тематического и декоративного рисования

Чтобы беседа была проведена успешно, учителю необходимо определить цель ее проведения в соответствие с целью календарно-тематического плана. Учитель должен задать себе вопросы: для чего детям нужна эта беседа?, поможет она узнать новый или повторить пройденный материал?, как тема и материал беседы будут использованы на практических уроках изобразительного искусства в дальнейшем обучении? и т.д.

Обзорные беседы, как правило, планируются перед большим модулем (разделом) изучаемой темы или программы, чтобы обозначить ключевые позиции и общие направления эстетической мысли по данному разделу.

Тематические беседы предваряют рисование с натуры, тематическое или декоративное рисование, занятия лепкой или скульптурой. В таких беседах раскрываются особенности будущей темы рисования, анализируются средства образной выразительности.

Ретроспективные беседы знакомят школьников с произведениями выдающихся деятелей искусства прошлого времени, оставившими неизгладимый след в мировой художественной культуре.

Беседы о красоте окружающего мира проводятся на основе явлений, наблюдаемых в реальной жизни, и художественных произведений искусства, отражающих красоту окружающей природы, необычность природных явлений, смену времен года,

Вводные беседы необходимы в любом виде деятельности непосредственно перед практической работой детей. Они имеют большое воспитательное значение и призваны вызвать эмоциональный интерес школьников, дать общее представление о теме, раскрыть ее значение для общества и отдельного человека.

При планировании уроков-бесед необходимо учитывать тематическую взаимосвязь и последовательность уроков в четверти и в году. Знания, получаемы детьми в процессе практических занятий по изобразительному искусству, должны находить свое дальнейшее развитие и закрепление во время анализа произведений искусства на уроках-беседах. Вместе с тем, знания, получаемые школьниками во время бесед, в дальнейшем должны использоваться в практических работах тематического, декоративного рисования и рисования с натуры.

Рекомендуется предусмотреть чередование бесед и практических занятий. Желательно, чтобы уроки-беседы предваряли изучение какого-либо тематического раздела (модуля) учебной программы, тогда взаимосвязь целей ряда уроков будет логичной.

Наглядные пособия и их использование на уроках–беседах:

- Репродукции картин художников. Репродукции необходимо подбирать с учетом особенностей восприятия детей разного возраста. Все наглядные пособия должны легко восприниматься школьниками и быть запоминающимися. При демонстрации пособий учитель должен привлекать внимание ребят вопросами к произведению в соответствие с целью урока.

Репродукции рекомендуется располагать выше уровня зрения школьников так, чтобы их видели все дети, далее демонстрировать, проходя по рядам, чтобы дети могли рассмотреть фрагменты и детали.

- Иллюстрации, книги с иллюстрациями художников. К уроку следует подбирать несколько иллюстраций или книг одного содержания или темы с иллюстрациями различных художников, чтобы показать разнообразие вариантов композиции, цветового и образного решения.

- Изделия декоративно-прикладного искусства. На уроках используются предметы декоративно-прикладного народного творчества, мастеров известных промыслов (Городец, Гжель, Хохлома, Федоскино, Палех, Мстёра и т.д.) для анализа специфики композиции на объемных предметах, изучения ритма, цветового решения декора изделия в целом. Восприятие реальных предметов человека во много раз ярче и эмоциональнее, чем восприятие их изображений.

- Экранные пособия (слайды, видео-сюжеты мастер-классов, обучающие фильмы, информационные фильмы) используются для знакомства с творчеством отдельных художников, направлениями и жанрами искусства, изучения различных техник и средств художественной выразительности, для изучения последовательности работы художника. Перед демонстрацией видеоряда необходимо поставить определенную задачу, дать детям конкретное задание, указание, на что нужно обращать особое внимание.

- Фонотека. Звук, музыка часто может использоваться для усиления образного воздействия на школьников, для изучения художественных средств выражения при комплексном подходе к уроку, как иллюстрация к живописным и графическим произведениям.

Анализ произведений искусства на уроках изобразительной деятельности.

Чтобы провести анализ художественных произведений со школьниками на уроках-беседах или на вводных беседах к рисованию по темам, нужно в совместной деятельность учителя и учеников, в которой участники задают вопросы и находят ответы на вопросы по следующим направлениям:

1. Определение идеи, замысла произведения с позиций исторического времени с учетом эстетических доминант эпохи его создания.

2. Выделение художественных форм выражения содержания картины.

3. Анализ организации пространства, структуры, композиции произведения.

4. Выделение художественных средств достижения образной выразительности.

5. Анализ творческого стиля, манеры исполнения художника.

6. Определение силы эмоционального воздействия, эстетического переживания.

Порядок расположения вопросов во время беседы может отличаться от вышеуказанного. Например, в младших и средних классах говорить об эмоциональном воздействии художественного произведения (п. 6) можно в первую очередь, постепенно переходя к значению влияния эстетических идеалов эпохи на замысел художника (п. 1). Можно начать анализ с любого пункта, но обязательно находить ответ на вопрос: «почему художник сделал именно так, а не иначе?»

Обучение восприятию и анализу произведения искусства может проходить различными путями: черезразличные художественные формы, применяемые художниками, через «сюжет и содержание», «форму и содержание», «форму-объем-пространство», «изобразительную технику», «контрасты изобразительного языка», «смысловые контрасты». Это зависит от конкретных целей и задач проводимых бесед.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!