Можно, например, старательно вести с ребенком разговоры на очень умные темы.



 

Если в ответ на любой вопрос ребенка начинать читать ему лекцию о философских вопросах мироздания, ему это может даже понравиться. Еще бы – с ним разговаривают совсем как со взрослым! Нужно постараться соответствовать! И ребенок изо всех сил пытается разговаривать с папой или мамой «об умном». Делает он это не потому, что ему действительно так уж интересно обсуждать с ними все эти высокие материи, а скорее потому, что это возможность получить одобрение. Получается забавная картинка: для того чтобы меня любили, я должен думать…

 

Иногда обязанность думать возникает из самых простых фраз родителей.

 

«Сам думай, что ты все время ко мне бегаешь», «Сиди и думай, что ты натворил», «Думать надо прежде, чем делать» – правильные идеи, верно? Вот только поданы они ребенку в той форме, которая – хотят того родители или нет – принуждает его к самому процессу думания. Само представление о мышлении начинает связываться с долгом – и в результате окрашивается точно так же, как любая наша мысль о том, что мы должны что‑то сделать. Что поделать – всем нам больше нравится делать то, что мы хотим, а не то, что мы должны! Мы, конечно, иногда делаем то, что должны, – но, согласитесь, без всякого удовольствия. Вот и получается, что подобные фразы приводят к тому, что процесс мышления не доставляет ребенку того удовольствия, радости и даже восторга, которые на самом деле он может приносить.

 

Четкое обозначение родителями того, о чем ребенок должен думать, приносит те же результаты, а заодно и отбивает охоту думать на какие‑то другие темы, в том числе и о себе самом.

 

«Ты об уроках должен думать, а не о футболе», «У тебя один компьютер на уме! Лучше бы подумал о своем поведении» – при всей очевидной бесцельности подобных фраз произносятся они тем не менее не один раз в день. За исключением раздражения, никаких других результатов они принести не могут. Но раздражение‑то вызывает вся фраза – в том числе и та ее часть, которая связана с необходимостью подумать вообще.

 

Того же самого можно добиться, если навязывать ребенку некий определенный способ мышления или точку зрения.

 

«Ты должен думать так‑то», «Ты обязан всегда помнить о своем будущем» – и даже «Ты обязан уважать старших». Кстати, само слово «уважение» происходит от немецкого слова «вага» – весы. Интересно получается, правда? Оказывается, уважение – это результат взвешивания. Достоинства и заслуги человека взвешиваются, и на основе полученных результатов принимается решение, стоит ли такого человека уважать. Совсем другое дело – идея о необходимости уважения к любому человеку. В этом‑то случае речь идет всего‑навсего об уважении его прав, которое может быть никак не связано с конкретными его преимуществами. Такого уважения достойны и президент страны, и грязный опустившийся бродяга – причем в равной степени. Но тогда уж извольте и права ребенка уважать – не в меньшей, но и не в большей степени, чем права всех остальных. В конце концов, возраст – это не заслуга и не орден, это просто некий биологический факт. Дайте срок – ребенок тоже до этого возраста доберется…

 

Другой вариант того же самого – негативное отношение родителей к высказываемой ребенком точке зрения при активно поощряемой другой позиции.

 

Ребенок получает вполне определенное послание: когда я думаю и говорю так, родители меня любят, а когда по‑другому – не очень. И еще хорошо, если в результате он приходит к выводу, что думать он может так, как ему заблагорассудится, – только высказываться лучше так, как понравится родителям. Впрочем, как вы понимаете, в этой позиции ребенка ничего хорошего тоже нет.

 

Тяжелейшим преступлением против права ребенка думать о самом себе можно считать родительское послание: «Ты должен в первую очередь думать о других».

 

Ничего альтруистического, доброго и человечного в этой фразе нет. Есть только обязанность забыть о себе самом и служить кому‑то. Ответить на ожидаемые возмущенные родительские возражения мы предпочтем фразами из двух священных книг. Как вы помните, Библия на этот счет высказывается совершенно определенно: «Возлюби ближнего, как самого себя». Ну нету там ничего про то, чтобы возлюбить ближнего больше! Более того – сама эта фраза предполагает, что невозможно этого ближнего возлюбить, не любя сначала самого себя. Библии – что вполне естественно – вторит Талмуд: «Свет, светящий одному, светит многим». Посему давайте согласимся с двумя утверждениями: нет того, о чем ребенок должен думать, и уж тем более он не должен думать об окружающих больше, чем о себе самом.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!