Искусство древней Ассирии (20-7 вв. до н.э.)



Периодизация. Общая характеристика культуры и искусства.

884-858 гг. до н.э. – Дворец Ашшурнацирапала II в Кальху. Рельефы и статуи – создание идеологического канона ассирийского искусства.

745-727 гг. до н.э. – Дворец Тиглатпаласара III, циклы рельефов, повествующих о взятии городов Арпад (740), Дамаск, осаде Тушпы (732), Вавилона (729).

722-705 гг. до н.э. – Саргон II, Дворец в Дур-Шаррукине.

669-631/629 гг. до н.э. – рельефы Ашшурбанапала – вершина развития ассирийского искусства.

4.3.Искусство Вавилона.

Особенности халдейской культуры. Периодизация. Стела Хаммурапи.

681-669 гг. до н.э. восстанавление Вавилона Ассархаддоном. Структура города. Священный участок Эсагила. «Дорога процессий», ворота Иштар.

605-562 гг. до н.э. – Навуходоносор II. Архитектурный ансамбль «Висячие сады», Зиккурат Этеменанки.

5. Античное искусство

5.1.Крито-Микенское искусство

Периодизация. Городской, теократический характер культуры на о. Крит. Дворцы в Фесте и Кноссе: особенности планировки. Критский ордер. Монументальная живопись и ее связь с религией. Мелкая пластика (богини со змеями). Вазопись дворцового стиля и стиля «камарес». Особенности художественного языка изобразительных искусств.

Микенская культура – ее сходство и отличие от критской. Львиные ворота в Микенах. Дворцы в Микенах, Тиринфе. Монументальная живопись.

5.2. Искусство древней Греции

Периодизация, особенности греческой культуры и искусства.

5.2.1.Искусство гомеровского периода (11-8 вв. до н.э.)

Беотийская мелкая пластика (8 в. до н. э.). Геометрический стиль в вазописи.

5.2.2. Искусство архаического периода (7 – 6 вв. до н. э)

Переход в камень в архитектуре и скульптуре. Типология храмов: антовый храм, двойной антовый храм, простиль, амфипростиль, периптер, дипетр, моноптер (толос). Древнегреческая ордерная система. Храмы Артемиды в Эфесе. Комплекс в Олимпии: храмы Зевса и Геры. Храм Посейдона в Пестуме.

Деревянные ксоаны. Каменная скульптура: круглая (коры и куросы) и декоративная (архаические фронтоны и метопы).

Керамика. Связь росписи с пластической формой. Коринфские и родосские вазы с пестрой росписью коврового стиля. VI в. – господство чернофигурного стиля. Конец VI в. до н.э. - изобретение краснофигурной росписи.

5.2.3. Искусство классического периода (500-332 гг. до н.э.)

Периодизация и общая характеристика эпохи. Панэллинский стиль в архитектуре. Афинский Акрополь – высшее достижение греческой архитектуры. Театры в Афинах, Дельфах, Эпидавре. Галикарнасский мавзолей.

Эволюция скульптуры. Ранняя классика (строгий стиль, 1-я пол. V в. до н.э.) – творчество Мировна. Высокая классика (2-я пол. V в. до н.э.) – творчество Фидия, Поликлета. Поздняя классика (IV в. до н.э.) - творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Постепенное формирование двух генеральных линий – философско-созерцательной и экспрессивно-динамической.

5.2.4. Эллинистическое искусство (332-30 гг. до н. э).

Взаимообогащение греческого и ближневосточного искусства. Эволюция градостроительства. Галикарнасский мавзолей. Пергамский алтарь Зевса.  Мелкая пластика бытового содержания, портрет, аллегорические, исторические темы. Натуралистическая детализация.

5.3. Искусство Древнего Рима.

Периодизация и общая характеристика римской культуры. Влияние этрусков в градостроительстве, архитектуре и скульптуре.

 

Искусство республиканского периода (509-27 гг. до н.э.).

Характерные черты архитектуры: практицизм, строгость стиля, минимум декора. Освоение пуццоланы (римского бетона). Обустройство Рима. Акведуки, дороги, гробницы. Храм Юпитера Капитолийского – формирование модели псевдопериптера, синтез этрусской, греческой и римской традиций.

Рождение римского скульптурного портрета из погребальной маски, эволюция римского портрета к рубежу эр. Основные жанры: голова, бюст, статуи (тогатус, полководец). 

5.3.2. Искусство Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Августовский классицизм в скульптуре и архитектуре. Градостроительные реформы Августа. «Архитектурная революция» I в. н.э. Расцвет гражданской архитектуры: система императорских форумов, триумфальные арки (Тита, Адриана, Септимия Севера), цирки (Циркус максимус) и амфитеатры (Колизей), императорские термы, дворцы (Нерона в Риме, Диоклетиана в Сплите), виллы (Адриана). Пантеон.

Эволюция скульптурного портрета в I-V вв. Две волны грекофильства в архитектуре и скульптуре (эпохи Августа и Адриана)

 

6. Средневековое искусство

6.1. Общая характеристика

Специфика средневековой культуры. Регионы и периоды их развития. Наследие античности, христианство и варварская культура – основа европейской цивилизации и формирующегося искусства. Теологический характер искусства и культуры. 

Искусство раннего Средневековья: взаимодействие нового содержания с выразительными средствами предыдущей эпохи. Базилики св. Петра и св. Павла в Риме. Живопись катакомб. Формирование символо-графического письма.

Иконопись как культурный феномен. Религиозная функция иконы (молельный образ, чудотворная функция). Виды икон: лицевая (образ), житийная, праздничная (сюжетная). Основные этапы развития иконописи: ранний (до 7 в), период иконоборчества (8-9 вв.) зрелый. Существенное расширение иконографики в XII веке. Постепенное формирование иконостаса в XIV в. 

 

6.2. Искусство Византии (313-1453 гг.)

Периодизация и общая характеристика византийской культуры. Расцвет искусства при Юстиниане. Эволюция модели христианского храма: купольная базилика (храм св. Софии в Константинополе), центрические храмы Равенны (храмы св. Виталия, св. Сергия и Вакха). Расцвет техники мозаики. Формирование крестово-купольного храма в VII-IX вв.

Иконоборчество и его роль для формирования зрелого иконописного канона.

Станковая и монументальная иконопсиь Византии. Иконы храма св. ев\катерины (п-ов Синай) – как первые (сохранившиеся) образцы иконописи (станковой).

Византийская смальтовая мозаика: технология, памятники искусства (мозаики св. Софии Константинопольской (IX-XII вв.), Киевской (XI в.), Кехрие-Джами (XIV в.)

6.3. Искусство Древней Руси (VI-XVII вв.).

Периодизация и общая характеристика древнерусской культуры.

Искусство языческой Руси (6-9 вв.). Збручский идол и его символика. Капище как тип культовой площадки.

Искусство Киевской Руси (10- начало 12 в.) Первое южно-балканское влияние. Софийские храмы в Киеве и Новгороде.

Расцвет местных школ в 13-15 вв. и их специфические черты. Искусство Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств: храмы, иконописные традиции. Формирование московской школы в культовом зодчестве и иконописи.

Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия.

«Бунташный» XVII в. как особая страница в развитии русского искусства. 

6.4. Средневековое искусство Западной и Центральной Европы.

Периодизация и общая характеристика западноевропейской культуры.

6.4.1. Искусство периода варварских королевств (V-X вв.)

Полицентрический характер развития искусства. Влияние этнических традиций. Искусство остготов и лангобардов в Италии. Равенна: Мавзолей Теодориха (526 г.), базилики Сан-Аполлинаре и Сан-Витале (сер. 6 в.)

Искусство франков эпохи Меровингов и Каролингов. Капелла Карла Великого в Аахене (804 г.). План монастыря в Сен-Галлен (VIII в.). 

Искусство империи Оттонов. Двухапсидные храмы св. Кириака и св. Михаэля (X в.)/ Символика планировки храма.

6.4.2. Романское искусство (Х – XII вв.).

Романский стиль – первый общеевропейский художественный стиль. Расцвет монашеских орденов. Обильное монастырское строительство.

Третья Клюнийская церковь Петра и Павла (к. XI века) как модель романского храма. Особенности конструкции романского храма (полуциркульная арка как «ключ» к романской конструкции). Храмы на путях паломничества. Церковь Сент-Фуа-на-Конке, Сент-Трините в Канне, церковь монастыря Сен-Савен-сюр-Гартамп и др.

1025 – значение решения собора в Аррасе, рекомендовавшего украшать церкви для просвещения неграмотных для развития изобразительных искусств. Расцвет монументальной живописи и скульптуры: росписи церкви монастыря Сен-Савен-сюр-Гартамп (к.11 - н.12 в.); скульптурное убранство собора Сен-Лазар в Отёне; «Королевский портал» собора в Шартре.

 

6.4.3. Готическое искусство (2-я пол. XII - XV в).

Зарождение готических принципов архитектуры в аббатстве Сан-Дени (Франция). Символика света (влияние учения святого Дионисия). Новое решение храма: особенности архитектурного, скульптурного, витражного решения («ключ» - стрельчатая арка).

Ранняя готика (2-я пол. XII): соборы Нотр-Дам (Париж), соборы в Лане, Сансе. Скульптура портала церкви Сен-Трофим в Арле.

Зрелая готика (XIII в) - соборы в Бурже, Шартре, Руане, Реймсе, Амьене, Сен-Шапель в Париже как образцы синтеза архитектуры, скульптуры и витража.

Германия: Собор в Страсбурге (статуи Церкви и Синагоги на портале), Магдебурге (статуи разумных и неразумных дев), Лимбурге-на-Лане.

Англия: собор в Солсбери

Гражданская архитектура: ратуши, биржи, гильдии; феодальные замки.

7. Искусство эпохи Возрождения

7.1. Общая характеристика

Периодизация, деление на регионы и общая характеристика ренессансной культуры.

Двойственность Ренессанса как глобальной переходной эпохи, противоречиво объединившей ценности Средневековья и Нового времени. Переход к антроцентрической модели мира (гуманизму). Роль античного наследия. Развитие наук, изучение пропорций и анатомии человека, постепенная разработка и утверждение реалистического метода в изобразительных искусствах. Смена парадигмы изображения и ее отражение в смене вида перспективы от обратной к прямой (линейной, затем также воздушной). Трансформация жанрового поля: возникновение жанров портрета, исторической картины, пейзажа.

7.2. Искусство Италии.

Периодизация и общая характеристика итальянского Ренессанса. Флоренция и Сиена два крупнейших центра Проторенессанса. Архитектура палаццо коммунале.

Творчество Арнольфо ди Камбио (планировка собора Санта Мария дель Фьоре), Джотто ди Бондоне (фрески капеллы дель Арена в Падуе), Николо Пизано (рельефы Кафедры пизанского собора), Симоне Мартини (Блговещение).

 

7.2.1. Раннее Возрождение (XV).

Флоренция - ведущий культурный центр XV в. Кружок Медичи.

Эволюция флорентийского палаццо (палаццо Медичи-Рикарди, Строцци, Руччелаи). Творчество Ф. Брунеллески (воспитательный дом, соборы) и Л. Б. Альберти.

Эволюция итальянской скульптуры эпохи кватроченто: творчество Л. Гиберти («Райские врата» флорентийского баптистерия), Донателло (Давид, конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни).

Итальянская живопись XV в. Флорентийская школа: реформа Т. Мазаччо (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине, Флоренция, 1425-1427). Развитие реформы Мазаччо у П. Учелло (фреска «Битва при Сан Романо»), Фра Филиппо Липпи («Мадонна с младенцем и двумя ангелами»), Франческо дель Косса. («Благовещение»), Антонио Полайоло («Св. Себастьян»), Д. Гирландайо, С. Боттичелли («Поклонение волхвов», «Весна», «Марс и Венера», «Рождение Венеры»)

Умбрийская школа живописи: Дж. Да Фабриано, Пинтуриккио, П. делла Франческа («Крещение Христа», Портреты герцога и герцогини Урбинских), П. Перуджино. Творчество А. Мантенья («Мертвый Христос»)

Венецианская школа: Я. и Дж. Беллини, А. да Мессина («Св. Себастьян»).

7.2.2. Высокое Возрождение (к. XV – 1-я треть XVI в.)

Центр художественной жизни – Рим. Идея центрического храма в творчестве Браманте (Темпьетто). Реконструкция Ватикана. Работа над собором св. Петра (проекты Браманте, Рафаэля, Микеланджело).

Творчество Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Венецианская школа: творчество Джорджоне, Тициана, А. Палладио.

7.2.3. Позднее Возрождение (XVI в.).

Распространение маньеризма. Творчество Понтормо, Пармиджанино, Франчобиджо.

Синтез идей Возрождения и Барокко в искусстве Микеланджело. 

Венецианская живопись: творчество Веронезе, Тинторетто.

7.3. Искусство Северного Возрождения.

Понятие «северное Возрождение»: географическая локализация, особенности хронологии.

7.3.1. Искусство Нидерландов.

Ведущая роль нидерландской школы. Изобретение масляной живописи. XV в.: творчество Яна ван Эйка, Р.ван дер Вейдена, Г. ван дер Гуса, И. Босха.

XVI в.: освоение традиций итальянского Возрождения (“романизм”). Творчество Луки Лейденского (1489/94 – 1533). “Гротескный реализм” в творчестве П. Брейгеля Старшего

7.3.2. Искусство Германии

Национальная специфика. Изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом (1455) и значение этого факта для дальнейшего развития культуры и искусства.

Творчество А. Дюрера, Л. Кранаха старшего, Г. Гольбейна Младшего.

7.3.3. Искусство Испании.

Специфика развития испанского региона. Творчество Эль Греко.

 

8. Искусство Нового времени (XVII - начала XX в.)

8.1. Общая характеристика

Периодизация искусства Нового времени. Основные закономерности развития стилей. Специфические черты культуры данной эпохи. Культурная карта Европы XVII-XIX вв. Перемены в области художественного образования (образование Академий изящных искусств и Академий архитектуры). Формирование института «свободных художников» и проблемы, с этим связанные.

8.2. Западноевропейское искусство XVII в.

Кризис ренессансной модели мира. Категория стиля в искусствознании. Понятие «большого стиля». Раскол былого единства (мировозррения и художественного языка) на несколько параллельно-развивающихся стилей. Барокко и Классицизм как две крупнейших стилевых парадигмы Нового времени. Особенности Барокко и Классицизма в различных странах Европы. Внестилевая (реалистическая) линия в живописи – первый симптом кризиса «больших стилей».

8.2.1. Искусство Италии XVII в.

Внутренняя периодизация. Градостроительные реформы в Риме (план Д. Фонтана) – складывание новой модели города. Архитектура и скульптура в творчестве Л. Бернини (площадь перед собором св. Петра, кафедра Петра, Балдахин, Скала Реджа). Творчество Ф. Борромини, Г. Гварини.

Академия братьев Караччи (Болонья). Творчество Караваджо и европейский караваджизм XVII в.

8.2.2.Искусство Фландрии XVII в.

Специфические черты фламандского искусства. Творчество П. П. Рубенса, Я. ван Дейка, Ф. Снайдерса, Д. Тенирса Младшего.

8.2.3. Искусство Голландии XVII в.

1609 г. образование Республики Соединенных Провинций (Голландии). Специфические черты голландского искусства. Внутренняя периодизация. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна, Ф. Хальса.

«Малые голландцы». Расцвет бытового жанра в творчестве А. ван Остаде, Я. Стена, Г. Терборха, Г. Метсю, К. Фабрициуса, Э. де Витте, П. де Хооха. Творчество Я. Вермеера Дельфтского.

Расцвет пейзажной живописи в творчестве Я. ван Рейсдаля, Я. ван Гойена, М. Хоббема, П. Поттера.

8.2.4. Искусство Испании XVII в.

Специфические черты испанского искусства. Севилья и Валенсия – ведущие художественные центры. Творчество Х. Риберы, Ф. Сурбарана, Б.–Э. Мурильо. Д. Веласкес – ключевая фигура.

8.2.5. Искусство Франции XVII в.

Специфические черты французского искусства. Внутренняя периодизация. Становление классицизма. Творчество Н. Пуссена и К. Лоррена. Жанр парадного портрета.

Эволюция французской архитектуры: от Люксембургского дворца к Версалю.

8.3. Западноевропейское искусство XVIII века.

Характеристика эпохи Просвещения. Внутренняя периодизация. Стилевая панорама. 

8.3.1. Искусство Франции XVIII в.

Рококо, классицизм и сентиментализм как стили. Эстетика и художественная критика Дидро. Эстетика Руссо. Творчество А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. С. Шардена, М. К. де Латура, Ж. Б. Греза, Ж. О. Фрагонара. Расцвет скульптуры в творчестве Э. М. Фальконе и Ж.-А. Гудона.

Революционный классицизм в творчестве Ж.-Л. Давида.

8.3.2. Искусство Англии XVIII в.

Специфические черты английского искусства. Творчество В. Хогарта, Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо.

Неопалладианство в английской архитектуре XVIII в.

8.3.3. Искусство Италии XVIII в.

Кризис итальянской культуры в XVIII в. Творчество Дж.-Б. Тьеполо. Развитие пейзажа в творчестве А. Каналетто, Ф. Гварди, А. Маньяско. Гравюрные циклы Дж. Б. Пиранези.

Архитектурные ансамбли позднего Барокко. 

8.4. Русское искусство XVIII в.

XVIII в. – начало Нового времени в русской культуре. Внутренняя периодизация и проблемы эволюции искусства. Стилевая панорама.

Особенности петровского барокко в архитектуре, живописи, скульптуре. Строительство Санкт-Петербурга. Расцвет гравюры. Творчество Д. Трезини, Ж.–Б. Леблона, К. Б. Растрелли.

Переход от парсуны к портрету в творчестве И. Никитина, А. Матвеева. 

Елизаветинское барокко. Ф. Б. Растрелли – ведущий архитектор середины XVIII в. Творчество С. Чевакинского, Д. В. Ухтомского.

Развитие жанра портрета в творчестве И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова.

Эпоха Екатерины: расцвет русского классицизма. Специфика раннего и строгого классицизма. Творчество А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. И. Баженова, И. Е. Старова.

Расцвет живописного портрета в творчестве Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого. Ф. И. Шубин – крупнейший мастер скульптурного портрета.

А. П. Лосенко – русский классицист. Русский сентиментализм в творчестве В. Л. Боровиковского. Бытовой жанр в творчестве И. Фирсова, М. Шибанова, И. Ерменева.

8.5. Искусство XIX века.

Культурная карта XIX в. и особенности развития художественного процесса в Европе. Панорама стилей и общи е закономерности их развития.  

Ампир и романтизм как две базовых стилистических парадигмы начала XIX в. Ампир в французской и русской архитектуре. Переход к ансамблево-градостроительному мышлению. Творчество А. Захарова, А. Воронихина, Т. де Томона, К.Росси.

Революционный классицизм в творчестве Ж.-Л.Давида. Школа Ж. Л. Давида. Творчество Ж.–Д. Энгра. Влияние исследований древнегреческой культуры И. Винкельмана.

Проблема предромантизма. Творчество Фр. Гойи. Характеристика романтического видения и особенностей художественного языка. Творчество Т. Жерико, Э. Делакруа, К. Брюллова, К. Айвазовского, К. Воробьева.

Реализм как метод и реализмы (реалистические стили) в истории искусства. Критический реализм 1830-1890-х как стилевое направление. Эстетика и художественный язык критического реализма.

Графика и живопись О. Домье.

Реализм Г. Курбе. Критический реализм в творчестве русских передвижников (В. Перов, И. Репин, В. Суриков, В. Верещагин и др.). Переосмысление бытового жанра, жанра исторической картины.

Проблемы развития салонной живописи. 

Эволюция пейзажа в XIX веке. Пейзажная живопись К. Д. Фридриха и Дж. У. Тернера. Барбизонская школа (Т. Руссо, Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз). Творчество К. Коро, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм как художественный метод и стилевое направление. Творчество Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писарро, А. Сислея, О. Ренуара.   

Формирование эклектики (архитектуры выбора) в зодчестве второй четверти XIX в. Неоготика, неороманика, неоренессанс, необарокко, стиль второй империи, стиль неогрек и т.д. в английской, французской, немецкой и американской архитектуре. Псевдорусский и неовизантийский стили в русской архитектуре 1830-90-х гг.

Развитие внеэклектической линии в творчестве Ш. Лабруста, Г. Эйфеля,

 «Братство прерафаэлитов» (Д. Росетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант).

Эстетика Дж. Рескина и ее влияние на деятельность У. Моррриса. Творчество О. Рунге.

 

9. Искусство и дизайн в XX веке

9.1.Общая характеристика

Общие особенности искусства ХХ века. Проблемы периодизации. Культурная карта XX века: включение новых регионов. Центры искусства ХХ века. Стилевая панорама.

9.2.Искусство и дизайн межвоенных десятилетий

Эволюция абстракционизма. Творчество В. Кандинского, П. Мондриана, голландской группы «Стиль». Пуризм и орфизм во Франции. Супрематизм К. Малевича. Контррельефы В. Татлина.

Дадаизм. Творчество П. Клее, Ф. Пикабиа, Г. Арпа, Д. де Кирико.

Сюрреализм. Эстетика А. Бретона. Творчество М. Эрнста, Х. Миро, А. Массона, И. Танги. Вершина – творчество С. Дали.

Баухауз (1919–1933, Веймар, Дессау) и ВХУТеМас-ВХУТеИн (1920-1932, Москва) – первые образовательные учреждения в сфере дизайна. Общее и отличное в судьбе ВУЗов. Взаимосвязь деятельности школ с революционным порывом, политической установкой на строительство нового справедливого демократического мира. Судьба обоих школ в 30-е годы. Структура обучения. Значение обоих Вузов для дальнейшего развития дизайна. 

Русский конструктивизм 1920-х в архитектуре (творчество братьев Весниных, К. Мельникова, А. Щусева), скульптуре, живописи, дизайне (Л. Попова).

Функционализм в архитектуре: творчество В. Гроппиуса, Миса ван дер Роэ, Творчество Ле Корбюзье.

Концепция «органической архитектуры» Ф. Л. Райта.

Искусство тоталитарных государств (Германии, России, Италии).

Развитие искусства и дизайна в США. Деятельность фирмы Форд: идеология, успехи и провалы. Футуродизайн и его идеолог Бел Геддес. Павильон «Футурама» фирмы General Motor's на Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939).

Советский социалистический реализм: программа, основные вехи становления, художественный метод. Творчество А. Пластова, А. Дейнеки, П. Корина, Кукрыниксов, Т. Яблонской.

9.3. Искусство и дизайн во второй половине 20 века

Неоавангард 1950-70х гг в Западной Европе и США. Предпосылки, общий культурный фон.

Абстрактный экспрессионизм как направление. Творчество Дж. Поллока и М. Ротко.

Оп-арт: эстетическая программа и формы реализации. Творчество В. Вазарелли.

Поп-арт: эстетика, особенности языка, формы воплощения. Творчество Р. Раушенберга (плакаты, инсталляции), Р. Лихтенштейна (использование эстетики комикса), Дж.Джонса (знаковые формы), Э. Уорхолла.

Кинетизм: эстетическая программа и формы реализации. Творчество А, Кольдера, Ж. Тэнгли, В. Колейчука.

Акционное искусство как совокупность художественных практик 2-й пол. ХХ века. Сущность перформанса, хэппенинга, акции. 

Пластические тенденции в развитии архитектуры 2-й пол ХХ века. Позднее творчество Райта, Ле Корбюзье, бразильская пластическая школа (творчество О. Нимейера).

«Good design» 1950-70-х: основные принципы, имена, школы. Ульмская высшая школа формообразования (1951-68) и ее значение для развития дизайн-образования и «хорошего дизайна». 

Радикальный дизайн / Анти-дизайн: два понятия, единый феномен. Особенности дизайн-лексики. Творчество Г. Пеше, А. Бранци, Э. Соттсасса, Джо Коломбо, В. Пантона, групп Струм, Супер-студио и др.

Понятие «критического регионализма» в архитектуре и дизайне, разнообразие форм реализации.

Скандинавская школа дизайна и ее основополагающие черты. Творчество А. Аалто.

Японская школа дизайна и ее особенности. Творчество К. Танге, К. Курокавы, Т. Андо. 

Хай-тек: понятие и феномен. Влияние компьютерных технологий на возможности проектирования. Специфика техногенного и биогенного направлений внутри хай-тека. Творчество Н.Фостера, Р. Роджерса, Р. Пьяно, С. Калатравы, Р. Кулхаса, З. Хадид,       

 

Литература к разделу

 

1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. В 2-х тт. - М., 1990.

2. Бартенев И. А., Батажкова В. Я. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

3. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. В 2-х тт. – М., 2003.

4. Вёрман К. История искусства всех времен и народов.Т.1 и 2. - М.: АСТ, 2001.

5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.-2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1985.(выложено на: http://rusarch.ru/vipper1.htm, а также на: http://www.rchgi.spb.ru/web-2005/isk/dedushina/page1,2,3,4.html)

6. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.Т.3.- СПб.: ЛИТА, 2000.

7. Гидион З. Пространство, время, архитектура. – М., 1975.

8. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и истории дизайна на Западе. – М., 1970.

9. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – СПб, 1994.

10.Дизайн и эргономика. Создание комплексных систем дизайна в Латвийской ССР. Рига, 1986, 75 с., илл.

11. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. - М., 1994.

12.Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. -М.: Советский художник,1985.-336 с.: ил. -(Искусство: проблемы, история, практика).

13.Импрессионизм. Мастера, предшественники, последователи. / Сост. Е.Н. Грицак. – М., 2003.

14.История искусства зарубежных стран: первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского, А.П Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980.

15.История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. / Отв. ред. Е. Ротенберг. – М., 1980.

16.Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – XX веков. – Л., 1990.

17.Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. [Текст] / Ле Корбюзье. Пер. с фр. В.Н Зайева и В.В. Фрязинова. Под ред. К. Т. Топуридзе. 2-е изд. – М. : Прогресс, 1977

18.Кривошеина Н.В. Русская церковная живопись X – начала ХX веков.: история, иконография, технология: Учебное пособие. – Киров: КФ МГЭИ, 2006.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!