Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке
Проблема человека одна из важнейших тем философии. Философия как наука изучает мир и место человека в этом мире.
Философия человека (антропологическая философия) изучает сущность человека, смысл его жизни, как субъекта и объекта познания, отношения с обществом и другие проблемы человека.
Концепции антропогенеза (появления и развития человека):
I. Религиозно-идеалистическая концепция:
Бог сотворил человека по Образу своему, наделил его разумом и душой. Это отличает его от других живых существ.
II. Концепции естественно-эволюционного происхождения человека:
1) Трудовая теория антропогенеза:
- основная составляющая причина появления разумного человека - труд.
Первым об этом сказал Б.Франклин «Человек есть животное, создающее орудия труда» (т.е. о роли труда в появлении человека он сказал раньше Маркса и Энгельса!). Автор трудовой теории антропогенеза - Ф.Энгельс (1820-1895). Работа: «Роль труда в превращении обезьяны в человека».
Суть трудовой теории антропогенеза: При комплексе причин антропогенеза (в том числе - эволюции Земли, жизни и др.) главным фактором появления разумного человека является труд. В результате этого возникает: членораздельная речь, общежитие людей и формирование рационального мышления.
Стержень первоначальной человеческой деятельности - создание орудий труда (а точнее - изготовление орудий при помощи других орудий).
Эволюция орудий труда привела к изменению биологических и социальных функций человека и его дальнейшему совершенствованию.
|
|
2) Эволюционная теория антропогенеза: Автор - Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), Франция, работа «Феномен человека».
Суть:
1. Появление человека разумного (хомо сапиенс) есть скачок в антропогенезе.
2. Выделению человека из природы способствовал комплекс причин:
1) Внутренние силы самого организма;
2) Увеличение и усложнение мозга;
3) Овладение огнем;
4) Овладение орудиями труда;
5) А главное - возникновение человека есть процесс коллективный и поэтому первым разумным человеком могло быть только множество людей, т.е. их коллективная жизнь.
Единство социального и биологического в человеке
Человек как представитель биологического рода есть существо биологическое. Одновременно, он также является существом социальным, т.к. живет в обществе с его многочисленными социальными и духовными связями. Биологическое и социальное в нем тесно переплетены. Таким образом, человек есть особое, биосоциальное существо
Проблема взаимодействия личности и общества и её решение в истории социально-философской мысли
Человек, как существо коллективное, вписан в общество. Он активно взаимодействует с ним, с другими людьми. В этом смысле личность не может быть полностью независимой от общества.
|
|
Однако, становясь с развитием общества все более независимым от природы, человек, как личность, одновременно становится все более автономным и от общества.
Духовная автономия (образ мыслей) гораздо более обширна, чем физическая, т.к. запретить человеку думать не в состоянии ни один правитель, ни один режим.
Степень автономии (независимости) личности от общества зависит от различных факторов:
- общественно-политический строй;
- форма правления;
- политический режим;
- социальное положение личности и того социального слоя, к которому она относится.
- степень материального богатства человека.
Взаимоотношения личности и общества в истории социально-философской мысли:
1) Античная философия: противоречивость установок
Сократ: открытый протест против устоев общества, отстаивание автономии личности. (результат - казнь Сократа).
Платон: Создал проект «идеального государства», в котором безусловное подчинение личности обществу считалось самым разумным.
2) Средневековая философия: Требование неукоснительного подчинения церкви, Богу. Еретики безжалостно преследовались (Д.Бруно, Галилей, Ян Гус).
|
|
3) Эпоха Просвещения (17-18 век):
Джон Локк: Сформулировал естественные и неотчуждаемые права человека (на жизнь, на свободу, на собственность и др.). Тем самым, провозгласил право личности на автономию от общества, если личность не посягает на права других.
Французские просветители (Дидро, Гельвеций, Руссо, Вольтер): требовали автономии личности, секуляризации общества, свободу совести, собраний, возможность изменения общественного строя.
4) Экзистенциализм: провозгласил личность как самое ценное, что существует. Право личности на полную автономию от общества.
5) XXI век Теория правового государства:
Основа - соблюдение прав и свобод граждан, государство само подчиняется законам.
Именно в рамках данной теории на сегодня можно более полно защитить и сохранить права личности, ее независимость и возможности для развития.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1106; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!