Основное содержание современной экологической проблемы и проблемы народонаселения



 

Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий – дворянства и духовенства.

В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всем бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Мальтус. Он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработицы, есть результат переизбытка населения. «Естественный закон народонаселения» - рост населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака).

Темпы роста народонаселения главным образом связаны с экономическими условиями в стране.

Население земли составляет 6,5 млрд. человек. Но демографическая ситуация в различных странах и регионах неодинакова. Так на юге планеты наблюдается рост, а на севере – снижение. Возникает масса проблем (планирование семьи , повышение уровня занятости и культуры). При решении этих проблем положительно благоприятно отразится и на отношении общества к природе, природным условиям.

Взаимодействие общества и природы имеет для человека не только утилитарное производственное значение, но и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; На Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Для решения экологической проблемы необходимо принять ряд мер: использовать природосберегающие технологии и производства, создание безотходных технологий, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов и формировать в обществе экологическое сознание, т.е. понимание природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя.

 

Проблема человека в истории социально-философской мысли

 

1) Античная философия (5век до н.э. - 5 век нашей эры):

Первоначально: Человек есть микрокосмос. И в то же время он не самостоятелен, является частью космоса.

Платон (427-347): Выделял дуализм человека, т.к. человек есть единство души и тела.

Аристотель (384-322): Человек есть общественное животное, наделенное разумом. Т.е. Аристотель выделяет две составляющие человека:

его разумность и его общественный характер.

2) Средневековая философия (5-15 века):

Августин Блаженный (354-430): Человек есть противоположность души и тела, которые являются независимыми. Но именно душа делает человека человеком.

Фома Аквинский (1225-1274): Человек есть единство души и тела. Сущность человека это его душа.

3) Эпоха Возрождения: (15-16 века)

Пико дела Мирандола (1463-1494): Безграничная вера в возможности человека. Человек есть центр мироздания (бытия). Человек является творцом своего счастья.

4) Философия Нового времени (17-18 век): Томас Гоббс, англ. философ (1588-1679): Человек существо не общественное, а индивидуальное. «Человек человеку волк!».

Естественное состояние общества: «Война всех против всех».

Рене Декарт, франц. философ(1596-1650): Механистическое понимание человека как сложной машины, абсолютно зависимой от природы.

5) Немецкая классическая философия:

И.Кант(1724-1804): Человек – самый главный предмет в мире и основной вопрос философии. Всякая личность является самоцелью и не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо цели.

Г.Гегель(1770-1831): Человек есть субъект духовной деятельности и носитель мирового разума (духа).

6) Марксизм:

- признание единства человека и природы;

- человек есть продукт природы;

- человек в первую очередь существо общественное.

Т.е. его действия определяются общественными отношения и, в первую очередь, производственными.

7) Русская философия:

Два разных подхода в отношении человека:

а) Материалистический (Белинский, Герцен, Чернышевский) –

- человек продукт природы.

б) Религиозно-идеалистический(Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.)

- дуализм души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного.

Ф.Достоевский (1821-1881): Человек двойственен: есть в нем от Бога и дьявола,

добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Подчеркивал значимость веры в Бога («Если Бога нет, то все позволено?»).

В.Соловьев, Н.Бердяев: Главное в человеке его духовность, а смысл его существования – соединение с Богом.

8) Экзистенциализм (20 век): Ж.-П.Сартр, А.Камю и др. Борьба личности за сохранение своего «Я», автономия от враждебного ему общества и окружающего мира.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!