Роль религии в духовной жизни человека и общества
1. Миротворческая роль начинается с того, что религия призывает человека достичь согласия с самим собой, преодолеть настроение души. Далее речь идет об установлении гармонических отношений в семье и в обществе, в том числе между различными социальными группами, нациями, народами.
2. Формирование в сознании людей возвышенных идеалов, стремлений к ИСТИНЕ, ДОБРУ и КРАСОТЕ. Жить и действовать в соответствии с высшими духовными ценностями. Речь идет о религиозных идеалах и ценностях.
Религия – одна из сфер духовной жизни, особый способ духовного освоения мира, основанный на вере в существование сверхъестественного (Бога).
Особенности религии:
1. Уверенность в реальном существовании сверхъестественного;
2. Эмоциональное отношение к сверхъестественному;
3. Убеждение в наличии двухсторонней связи между человеком и сверхъестественным, которое:
а) может повлиять на жизнь человека;
б) человек может привлечь к себе внимание сверхъестественного.
Религиозный культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реальные объекты.
Фетишизм - форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Мировые религии (те, которые исповедуются в различных странах):
1. Буддизм (6 век до н.э.), 2. Христианство (1 век н.э.), 3. Ислам (7 век н.э.)
|
|
Существуют также нетрадиционные религиозные культы.
Религия играет значительную роль в жизни общества и человека, духовно обогащая его, формируя в нем определенные нравственные ценности, способ отношения к миру.
Природные основы общественной жизни. Взаимодействие общества и природы в историческом процессе
Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы.
Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования. Общество же, как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связана.
Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствующими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.
С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная.
|
|
Человек и природа мыслились во время античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить с природой в согласии, познать ее, использовать природу в качестве объекта наблюдения.
В средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе.
В Эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации.
В новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. Обозначается новый тип взаимоотношения человека и природы. Человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Это способствует увеличению мощи человеческого общества, росту производительных сил общества.
|
|
Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины 20 века, и лишь последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.
Человечество является составной частью и продолжением природы. Оно неразрывно связано с нею и не в состоянии существовать и развиваться вне природы.
Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!