Критика аристотеля учения платона



Понятие сущности более полно раскрывается через понятия формы и материи. Говоря, что "материя близка к сущности и в известном отношении есть сущность”. Положение Аристотеля о том, что в материальных вещах материя и форма неотделимы друг от друга, о том, что отделение материи от формы есть напрасный труд: "...бесполезно сводить все указанным выше образом [к форме] и устранять материю; ведь в некоторых случаях, можно сказать, эта вот форма имеется в этой вот материи или эти вот вещи в таком-то состоянии”, несомненно, диалектично. В то же время Аристотель в ряде положений отрывает форму от материи, и дело здесь не только в том, что он отводит форме активную роль в развитии материальных вещей, но и в свойственном ему стремлении толковать форму как логически предшествующую материи. В конечном итоге это приводит Аристотеля к идеалистическому выводу о существовании высшей формы, лишенной материального субстрата и "чистой” в своей идеальности ("необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность”), которую уже нельзя рассматривать как материю или как возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира. Вышесказанное дает основания классифицировать теорию Аристотеля как объективный идеализм. Из рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходясь в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность (у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи), обе стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля).

 

Гедонистическая традиция эпикура и его вклады в развитие атомизма

Существует устойчивая традиция гедонистического истолкования учения Эпикура, обусловленная различными обстоятельствами, в том числе тем, что на уровне обыденного сознания любая философская идея, приспосабливаемая к нуждам этого обыденного сознания, огрубляется, примитивизируется и, естественно, существенно искажается. В учении об удовольствиях Эпикур стремится внести две основные идеи: их умеренности и иерархичности. Для того чтобы быть счастливым, человек должен довольствоваться естественными и необходимыми потребностями: это – не жаждать, не голодать и иметь кров. Умеренность выступает главной добродетелью в этической системе Эпикура. Чтобы быть счастливым, нужно ограничиться минимальным. Удовольствия иерархичны. Высшими являются не материальные, а духовные ценности, а среди последних – познание и занятие философией. Именно философия обеспечивает здоровье души. Удовольствие– это отсутствие страданий. Свобода от телесных и душевных тревог – конечная цель удовольствий. Человек должен находить удовлетворение в самом себе, сохранять достоинство и довольствоваться минимальным в тех ситуациях, когда у него не будет многого, когда нет возможности роскошествовать. Для достижения счастья человеку также надо избавиться от страха перед богами, так как боги не вмешиваются в судьбу; от страха смерти, так как смерть — это отсутствие ощущений, и пока человек жив, смерти нет, а когда она приходит, уже нет самого человека. Говоря о страхе смерти, Эпикур утверждает, что его источником являются ложные представления о бессмертии души, а вместе с ними и о вечности страдания. Но душа, так же как и тело, состоит из атомов. Когда распадается тело, распадается и душа, подобно тому как все в природе возникает от сцепления атомов и исчезает с их распадением. Эпикур опровергает вульгарно-материалистическое толкование стремления к удовольствиям. Он различает желания по степени их необходимости: «Желания бывают: одни – естественные и необходимые (пища, еда, жилище), другие – естественные, но не необходимые (ими надо умеренно пользоваться, например, половые потребности, красивая одежда, изыски в еде) третьи – не естественные и не необходимые (их надо решительным образом преодолевать т.к. они вздорные вроде желания воздвигнуть себе при жизни статую, стремление к почестям). Развивая идеи атомизма, Эпикур (341—270 гг. до н. э.) углубил понимание Самодвижения, которое не сводится к равномерному однообразному перемещению материальных частиц, обладающих возможностью случайного спонтанного отклонения от своих траекторий. Без этого принципа не может обойтись современная квантовая физика при описании движения элементарных частиц. Их отклонение от траекторий движения является настолько существенным, что требуется новая форма математического выражения законов движения, которые имеют не динамический, а статистический характер действия. В квантовой физике нельзя одновременно зафиксировать точную величину координаты и импульса элементарной частицы и предсказать ее состояние с абсолютной достоверностью. Можно сделать это с той или иной степенью вероятности в рамках соотношения неопределенностей. Вот такие логические загадки и головоломки дает нам физика. Идеи Эпикура получили конкретизацию и в понятиях нестационарного состояния атомов, в формах нарушения конкретных типов симметрии, в принципе запрета Паули. В химии важную роль играет изучение нестационарного состояния молекул; в биологии изучение отклонений при передаче наследственных признаков и в развитии видов. Все это свидетельствует о том, что принцип Эпикура, выражающий возможность отклонений от основной линии движения и развития, обусловленных внутренними особенностями индивидуального объекта, имеет существенное методологическое значение в современной науке.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!