Значение учения демокрита об атоме и позиции универсализма мироздания



Демокрит признают элементами телесность и пустоту, называя одно из них сущим (бытием), другое не-сущим (не-бытием)... Бытие нисколько не больше существует, чем небытие, поскольку пустота не менее реальна чем телесность. Материальной причиной вещей они называют и то и другое. Так же, как те, кто признает основную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимая разреженное и плотное за причину свойств. Различия указывают три: форма, порядок и положение. Атомы вечны и неизменны. Изменчивость свойств, которые мы воспринимаем в своих ощущениях, атомисты приписывали различным комбинациям атомов, их колебательному, поступательному и вращательному движениям. По всей видимости, механическое движение атомов они причисляли к первичным началам, принимая его как данность наряду с космической пустотой и множественностью атомов. Они не вкладывали в движение атомов ничего мистического или спиритического, напротив, через механику частиц атомисты пытались объяснить физиологию и психологию живых существ. Демокрит утверждает, что есть некий огонь или тепло. он считает шаровидные атомы душой, потому что атомы такой формы больше всего в состоянии проникать повсюду и сами, будучи приведенными в движение, двигать все остальное; при этом оба полагают, что именно душа сообщает живым существам движение. Поэтому с прекращением дыхания, уходит и жизнь, и вот почему. Когда окружающий воздух сжимает тело и вытесняет атомы, сообщающие живым существам подвижность, возникает что-то наподобие закупорки: во время дыхания извне поступают другие атомы, которые и препятствуют выходу уже содержащихся в живых существах атомов, тем самым противодействуя сжатию и остыванию тела. Живые существа как раз и живут до тех пор, пока они в состоянии делать это. Демокрит, отвергая возможность прямого познания через ощущения, утверждает, что только атомы и пустота действительно истинны, всё остальное лишь наши представления. Таким образом, чувственные предметы только воображаются нашим умом, но не существуют в истинном смысле слова. теплота, влажность, тяжесть и т.д. реальных предметов являются чем-то иным, что мы ощущаем. Всё, что не возьми, в объективном мире будет не тем, что мы субъективно переживаем и чувствуем. Теплота, влажность, тяжесть — это только символы A, B, C, с которыми может иметь дело только формальная логика. Наш ум автоматически превращает их в комплекс психофизических реакций, что Демокрит и назвал представлением. чтобы понять, как устроен реальный мир, необходимо смоделировать его в уме, т.е. построить его в новых сущностях таких, как атом и пустота, воссоздать в определенной степени независимо от непосредственных ощущений, данных нам в опыте, как свойства вещей, так как наши чувства есть совершенно другое, субъективное. Теплота, влажность, тяжесть — в истинном значении не существуют, существуют же лишь атомы и пустота, данные нам в представлении.

 

Философия этического рационализма Сократа о добродетелях как основе жизни человека

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый - традиционный - фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов.

 

Метод Сократа

Сократ разработал определенный метод - диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: "Я знаю, что ничего He знаю". Однако этим дело He заканчивается, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. Удивительно, но диалектика Сократа полностью сохранила свое значение до настоящего времени. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения нового знания, понимания степени своей собственной ограниченности. Сократ использовал еще один метод - маевтику, то есть такую форму беседы, при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы. Еще одним методом Сократа была ирония. Ее, как и магическое воздействие сократовских речей, отмечали многие современники. Сократ задавал вопросы в ироничной форме и увлекал собеседника своим "незнанием". Конечно, подобный ироничный и скрыто-издевательский подход не каждому был по душе. индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, т.е. определение предмета в уме - словом, логосом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!