Значение полемики номиналистов и реалистов в развитии философской мысли европы: предмет спора – природа универсалий.



Ансельм Кинтебернийский формулирует доказательство существования Бога. Бог существует поскольку существует понятие высшего, абсолютно совершенного существа. Такое доказательство могло быть убедительным только в рамках философской традиции, которая берет начало от Платона и Августина – представление об объестивном существовании общих понятий («универсалий»). Такая позиция получила название реализма, т.к. призывала реальное существование «универсалий».Росцелин выдвинул позицию номинализма, согласно которой «универсалии» это только «имена». Действительно же реальными явл. единичные, индивидуальные предметы.
Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицы и ее ипостасей.Реализм считал реальным существование самого единства триединого Бога. Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивали традиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира существовании идеального.Номиналисты отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей.Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в форме единичных вещей и вне их (по Платону).Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но ни в коем случае вне их (по Аристотелю).Крайние номиналисты – общее – пустой звук.Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемирие важную роль в познании (концептуализм).

 

Специфика гуманизма эпохи возрождения и ее представители

Гуманизм – мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение. Революционный переворот переживает философия. Её главная цель – пробудить творческую мысль человека. В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека. Николай Коперник создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы. Последователь его Джордано Бруно сожжён святой инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается “узником инквизиции”. Живёт под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем – либо о вращении Земли. И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом содействует распространению грамотности, образованности, развитию наук, искусств, художественной литературы. Данте, Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Боккаччо были отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Другими значительными гуманистами были итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии — испанец Вивес, ученый, французский книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, который пустил корни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в университетах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Основными представителями этого гуманизма, наряду с другими, были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрих фон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пейтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец гуманизму.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!