Модальная интенсивность. Чудо и воздержание 53 страница



 

*Видеология , Новейшее средневековье, Платомарксизм, Психократия , Социоделики

Видеократия // Независимая газета. 27.11.1992. С. 8.

Эссе.  С. 321–325.

 

 

ВИДЕОЛО ГИЯ

 

ВИДЕОЛО ГИЯ  (videology; от. лат. video, смотрю, вижу, от греч. eidos, вид, образ, + греч. logos, слово, учение). Совокупность визуальных средств воздействия на общественное сознание; обработка умов посредством изобразительного ряда (телевидение, кино, электронные средства коммуникации).

Видеология – идеология эпохи «видео», когда высшей ценностью, «единицей влияния» становится наглядность, зрелищность. Если идеология  разделяет хорошее и плохое, полезное и вредное, прогрессивное и реакционное, то видеология разделяет зрелищное и незрелищное, яркое и тусклое, знаменитое и безвестное, то есть основывается на эстетике массовой культуры. Если идеология действует в двузначной системе оценок (плюс и минус, белое и черное), то видеология создает многоцветные образы, которые действуют глубже, вызывая подражательную реакцию у адресата. Идеология пытается воздействовать через сознание, видеология – через ощущения и подсознание.

Главным орудием видеологии остается телевидение: поначалу расширив власть идеологий, оно в конце концов само захватило эту власть и обратило общество к власти виде ний, превращая любую идею, даже абстрактную или фальшивую, в наглядный образ. Идея отстоит от реальности, тогда как изображение сливается с ней до неразличимости. Идеология взывает к желанному будущему, видеология превращает его в иллюзию настоящего. Идеология требует решительных действий, видеология настраивает на комфорт и комформизм пассивного созерцания.

На смену разрушенной тоталитарной идеологии в постсоветской России выдвинулась не другая, более притягательная и могущественная идеология, а видеология: царство зрительных образов и наглядных внушений. Возрастающая роль телевидения в укреплении политического режима и в пропаганде войны заново сблизила видеологию с идеологией и продемонстрировала их неразрывность.

 

*Видеократия , Гипер-, Как бы , Прото-, Психократия, Социоделики

 

 

ВИР

 

ВИР  (vir; сокращение от «виртуальный» и аналог слова «мир»). Виртуальный мир, максимально приближенный к реальному. Вир воздействует на все органы чувств и практически неотличим от реального мира, но создается и управляется человеком. Это уже не знакомая нам по компьютерам «виртуальная реальность», а другой уровень искусственного мирообразования: реальная виртуальность  (real virtuality), как назвали ее изобретатели «виртуального кокона», продемонстрированного в 2010 году в Лондоне исследователями из Йоркского и Уорвикского университетов. Для построения вира не нужно большого реал-пространства, достаточно кабинки, где юзер мог бы испытать воздействие реальной виртуальности на все свои органы чувств, включая обоняние и осязание.

Слово «вир», как областное, отмечено у В. Даля, в значениях «водоворот» и «мир видений» («Пошел в мир, да попал в вир, в соблазн»). «Вир» сочетает международное «виртуальный» и русское «мир», ставшее известным благодаря одноименной орбитальной станции. Это делает слово vir глобально понятным как обозначение миров, рассеянных уже не в космическом, а в виртуальном пространстве.

 

*Виреальное, Виртонавтика, Виртуалистика, Виртуальное, Космо-арт , Многомирие, Онтотехника, Технософия

Дар.  Вып. 239. 4.5.2009.

 

 

ВИРЕА ЛЬНОЕ, ВИРЕА ЛЬНОСТЬ

 

ВИРЕА ЛЬНОЕ, ВИРЕА ЛЬНОСТЬ (vireal, vireality; скорнение слов «виртуальный» и «реальный»). Переход виртуального в реальное, вплоть до их неразличимости. Виртуальное воспринимается всеми органами чувств и практически обживается как область бытия, все более чувственно достоверная и все менее отличимая от физического мира.

 

*Вир , Виртонавтика, Виртуальное, Реал

Дар.  Вып. 263. 3.5.2010.

 

 

ВИРТОНА ВТИКА

 

ВИРТОНА ВТИКА  (virtonautics). Странствие, «плавание» по виртуальным мирам. В отличие от инфонавтики   (infonautics), которая связана с поиском информации, виртонавтика указывает на растущую чувственную достоверность виртуальных миров, образующих все более жизнеподобную среду обитания. Речь идет о множественности воображаемых, символических миров, которые постепенно становятся все более осязаемыми, вплотную подступают к нам через развитие электронных технологий и раскрывают возможность трансфизических путешествий. Виртонавтика, как путешествие вглубь виртуальных миров, предполагает исчезновение экрана компьютера – и создание трехмерной среды обитания, воздействующей на все органы чувств.

Можно предположить, что в будущем разные части планеты покроются сюрреалами   (surreals). Это фрагменты инобытия, куски гиперпространства, – величиною сначала в телеэкран, потом в комнату, дом, кинозал (виртозал), стадион, город и, наконец, целую страну (виртолэнд,   virtoland). Перцептивно они неотличимы от физического мира, хотя имеют иные законы, точнее, предоставляют возможность выбора таковых. Сюрреал можно наблюдать – но в нем можно и находиться, как внутри трехмерного кино – голографической, объемно-подвижной картины, которая изнутри неотличима от реальности, с той разницей, что ее можно включить и выключить (в условиях монореальности для этого требуется рождение или смерть).

 

*Вир , Виреальность, Виртуалистика

Дар.  Вып. 26. 19.1.2001.

Début . Р. 180–198.

 

 

ВИРТУАЛИ СТИКА

 

ВИРТУАЛИ СТИКА  (virtualistics). Деятельность по изучению и созданию виртуальных миров; совокупность теорий и практик, направленных на осознание и воплощение виртуального. Предмет виртуалистики – *виртуальное как особая область бытия, сочетающая фиктивное и реальное, и в этом плане виртуалистика может рассматриваться как раздел философской онтологии, как экспериментальная метафизика бытийно гетерогенных, реально-фиктивных миров.

По своим техническим возможностям современная виртуалистика еще напоминает ранний этап кинематографии. Первые фильмы показывали приближение поезда к станции, сцену в саду и другие фрагменты «реальной жизни». Точно так же виртуалистика начала XXI века, какой она предстает в компьютерных играх, – это более или менее правдоподобная имитация окружающего мира, где люди сражаются, стреляют, торгуют, строят дома и города и т. п. Будущее виртуалистики – сотрудничество техники с искусством, философией и другими гуманитарными дисциплинами в создании онтологически своеобразных и богатых миров.

 

*Вир , Виреальность, Виртонавтика, Виртуальное , Концептивизм, Онтотехника, Технософия

Humanities.  Р. 151–158.

 

 

ГУ ГЛИК

 

ГУ ГЛИК  (googlik; уменьшительное от Google). Единица упоминаемости в Интернете, равная одной ссылке в системе Гугл; новейшая информационная валюта. Ссылка в Интернете – самая общая, конвертируемая единица популярности того или иного явления или личности. Поиск любого слова или имени в Гугле позволяет легко установить символический капитал данного явления, измеряемый в гугликах : сколько раз это слово встречается в системе, на каком количестве страниц/сайтов. Как говорит новейшая пословица-пересловица : «Не имей сто рубликов, а имей сто гугликов».

 

*Гуманетика , Мегатекст, Надтекст, Перитекст, Текстоника

Политикон // Новая газета. 4.7.2008.

 

 

ИНТЕЛНЕ Т

 

ИНТЕЛНЕ Т,  или ИнтеЛнет  (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л» посредине слова выделяется как прописная, «ИнтеЛнет», чтобы подчеркнуть отличие от «Интернет»). Междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через Интернет; одна из ступеней в интеграции нейронных и электронных сетей и в создании *синтеллекта (соразума). ИнтеЛнет – первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном Интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995 год) и старейший (с 1997 года) интеллектуальный проект русской сети .

http://www.emory.edu/INTELNET/intelnet2.html

http://www.emory.edu/INTELNET/bank_response.html

http://www.emory.edu/INTELNET/rus_ukaz.html

В середине 1990-х годов Интернет был в основном каталогом разных ресурсов, информационной выставкой, а не рабочим инструментом мышления. В Интернет переносилось то, что существовало и вне его, то есть дублировались традиционные, бумажные средства коммуникации. Отсюда и необходимость «осе тить» ум, соединить Интернет и интеллект. Так в июне 1995 года в университете Эмори (Атланта) был создан ИнтеЛнет – попытка наполнить интеллектуальным содержанием технические возможности Сети, интегрировать движение сигналов с движением мысли, чтобы скорость электронных импульсов множила концептуальные ходы и ассоциативные связи [363].

ИнтеЛнет – интеллектуальная реплика Интернета, его углубленное подобие. Скорость и сложность электронных связей, созданных человеческой мыслью, должна в мысль и вернуться, из технической сферы перейти в гуманитарную. Сеть – новый инструмент сознания, гораздо более пластичный, чем традиционные: книга, печать. Сеть так много дарит уму, поскольку сам ум «сетеобразен». Научный разум обычно мыслит гипертекстуально, мысли ветвятся в ментальном пространстве, и необходимость выстроить их на бумаге, в линейно-временной последовательности, искажает и уплощает многомерность мысли. В сетевом континууме мысль может двигаться в любом направлении, как в смысловом пространстве. В руки пишущему попадает как бы колоссальный, сверхчеловеческий мозг, к которому он может по цепочке нейронов-линков подключиться своим мозгом. Не случайно богиня мудрости Афина была также богиней прядильного искусства, и Паутина – дело ее рук (*нетософия ).

ИнтеЛнет возник как электронное развитие Банка новых идей, институции, работавшей с конца 1986 года при московском интеллектуальном клубе «Образ и мысль» (руководитель – М. Эпштейн). Электронный банк – программа приема, регистрации (патентования) и публичного обсуждения гуманитарных идей, выходящих за рамки определенной дисциплины [364]. Впоследствии ИнтеЛнет вместил в себя и другие проекты: Виртуальная библиотека; Книга книг: Энциклопедия альтернативных идей; Дар слова: Проективный словарь русского языка; Веер будущностей: Техно-гуманитарный вестник и др. [365] В электронном пространстве возник пункт приема и раздачи новых идей – теорий, понятий, терминов, которые могут лечь в основание последующих книг и проектов, вырастить генерацию новых умов, составить гуманитарную библиотеку будущего.

Становление ИнтеЛнета включает в себя и интелнетику   (intelnetics) – искусство использования электронных сетей в целях развития приемов и навыков творческого мышления, *гуманитарного изобретательства .

Человечество находится сейчас на ранней стадии электронной «соборности». ИнтеЛнет –  прообраз того Интернета, который может в конечном счете связать все мыслящие существа в единую интеллектуальную сеть и стать средством интеграции сознаний, началом новой эры разума – * синтеллектa .

 

*Гуманетика , Культуроника, Мегатекст, Нейросоциум, Нооценоз, Репозитарий гуманитарных идей , Сквозное чтение, Синтелллект, Текстоника , Технософия, Унитекст

О виртуальной словесности // Русский журнал. 10.06.1998.

Книга, ждущая соавторов // Иностранная литература. 1999. № 5. С. 217–228.

Из тоталитарной эпохи – в виртуальную: Введение в Книгу книг // Континент. № 102. 1999. С. 355–366.

От Интернета к ИнтеЛнету // Русский интернет: Накануне больших перемен. М.: IREX, 2000. С. 196–204.

InteLnet: WebProjectsintheHumanities // Transcultural. Р. 276–289.

 

 

ИНФОРМА ГИЯ

 

ИНФОРМА ГИЯ (informagic). Магическая составляющая информационных процессов, создание культовых личностей, знаковых фигур через распространение информации о них; мистика семиосферы, определяющей воздействие означающих на означаемые. Магия – это способ таинственно, «сверхъестественно» превращать один предмет в другой, символическое действие, направленное на повышение силы, ценности, значимости, влияния предмета или лица. В этом смысле информация , достигая определенных уровней интенсивности, становится информагией , воплощение которой наблюдается в так называемых «культовых» личностях: актерах, политиках, певцах, спортсменах, героях массмедиа. Любая информация содержит в себе информагию как свою скрытую прибавочную стоимость, «прибавочную значимость», поскольку информирует не только о своем предмете, но и о самой себе, усиливая значимость  означаемого.

 

*Скриптомания, Скрипторика, Трасосфера, Фамическая функция знака

Слава и семиосфера: Фамическая функция знака // Критика и семиотика. 2012. № 7. С. 95–99.

 

 

КОРПЬЮ ТЕР

 

КОРПЬЮ ТЕР  (corputer; corpus + computer, тело + компьютер). Компьютер, соединенный с человеческим организмом, с нейронами мозга и реагирующий на голос, жесты, прикосновения; тело (corpus) и компьютер как одно целое. В будущем компьютеры все больше будут срастаться с организмом и становиться корпьютерами .

Как показывают когнитивные исследования, познание связано с опытом пребывания в теле (embodied cognition), пространственно-чувственной локализацией («Философия во плоти» и другие работы Дж. Лакоффа и М. Джонсона). Отсюда два встречных пути развития искусственного разума. С одной стороны, машина и ее информационно-когнитивный интерфейс внедряется в тело. Это движение от компьютеров к корпьютерaм , постепенное вживление компьютеров и их элементов в человеческий организм. С другой стороны, это приспособление компьютеров к запросам и возможностям тела, то есть постепенное внедрение в них тактильных, ольфакторных, вкусовых, кинестезийных перцепций. Технизация организма – и биологизация техники. На скрещении этих процессов и можно ожидать возникновения искусственного вотелесненного разума. Двусторонняя корпьютеризация : как тела (корпуса), так и машины (компьютера) – приведет постепенно к их интеграции. В результате станет возможным корпьютировать   (to corpute) работу как нейронных, так и электронных сетей: производить действия с корпьютером как органической частью своего тела.

 

*Вир, Нейрокосмос, Нейросоциум, Техногуманистика

Дар.  Вып. 278. 7.2.2011.

 

 

НЕЙРО БОТ

 

НЕЙРО БОТ  (neurobot; нейро + робот). Робот с живыми клетками мозга. Ведется работа над новым поколением роботов, которыми управляет искусственный интеллект, созданный на основе клеток головного мозга человека. Ряд научных центров Великобритании уже имеет опыт создания систем управления роботами, включающими головные клетки животных. Специалисты не исключают, что со временем будет создан новый вид управления индустриальной и военной техникой, который станет объединением компьютерных и биологических интеллектуальных центров, действующих на основе человеческих нейронов. Нейробот сочетает живую органику мозга и силу и неуязвимость механического тела. В перспективе нейроботы – воины будущего, но они же и врачи и медсестры.

 

*Нейрокомос , Техногуманистика

Дар.  Вып. 263. 3.5.2010.

 

 

НЕЙРОКО СМОС

 

НЕЙРОКО СМОС  (neurocosmos; от греч. neuron, нерв). Симбиоз мозга и физической реальности, фрагмент космоса, прямо подключенный к мозгу и им управляемый. Основное содержание нейрокосмической эры – сращение органики и техники, мозга и вселенной в новейших информационно-трансформационных сетях, создание мыслящих машин, работающих атомов и квантов, смыслопроводящих физических полей, доведение всех бытийных процессов до скорости мысли.

Опасность нейрокосмоса – личный и общечеловеческий аутизм,  индуцированный воздействием технологий, формирующих мозг физически и когнитивно. Следствием может стать растущая интериоризация мира, исчезновение границы между психикой и реальностью, а значит, и крах категории реальности как таковой. Психическое ждет мозговых сигналов или вливания имиджей с экрана, чтобы сделать человека счастливым. Есть по крайней мере две разновидности такой интериоризации: черная магия химии и белая магия кибертехники (видеомания ,  videomania, виртомания ,  virtomania, нейромания  , neuromania). Вторая может быть опаснее, потому что содержит в себе видимость объективности и физического здоровья.

Человечеству предстоит разработать противовесы двум крайностям нейрокосмоса: полной экстериоризации мозга – и интериоризации желания, следствием которых становится тотальный контроль над мыслью и тотальная иллюзорность наслаждения.

 

*Корпьютер, Нейробот, Нейросоциум , Нетскапизм, Ноократия, Психократия, Техногуманистика, Техномораль

Знак.  С. 122, 135.

 

 

НЕЙРОСО ЦИУМ

 

НЕЙРОСО ЦИУМ (neurosociety, neurosociality). Симбиоз мозга и социума; общество, которое непосредственно управляется мозговыми процессами и в свою очередь их контролирует. Это церебрально открытое общество , в котором мозговые сигналы прямо передаются по электронным сетям, участвуют в информационных и производственных процессах. Развитие современных технологий ведет в перспективе к сращению всех линий коммуникации: церебральных (между клетками мозга), когнитивных (между мозгом и реальностью) и социокультурных (между индивидами и ячейками общества).

Наряду с небывалым ускорением всех информационных процессов, нейросоциум подвержен опасностям тоталитарного контроля. Мысли могут читаться, поэтому лояльным гражданам придется быть осторожными не только в словах. В мозгу может время от времени вспыхивать сигнал-напоминание: «Выбирай мысли!», или «Думай, о чем думать!» Церебрально открытое общество может потребовать от своих членов такой умственной аскезы, какой раньше предавались только монахи и йоги. Ментальная корректность   (mental correctness), или «гигиена мозга», выработает привычку сурового мыследержания, дисциплины управления своими мыслями, воздержания от общественно опасных или греховных помыслов как способа самоцензуры в нейросоциуме.

По логике антиутопии можно представить, что гражданину нейросоциума будет позволено лишь иногда отключать свой высокоразвитый мозг от сигнальной панели, которая станет передавать малейшие возбуждения его нейронов в центральную диспетчерскую, планетарный или космический «нус » (греч. nous, мозг). За временем отключения также сможет следить специальная панель: долгий выход из системы будет считаться неэтичным, а грани между этикой и правом начнут стираться, как во всяком системно-эгалитарном обществе.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!