Лекция девятая. Право передвижения



 

Необходимым дополнением личной неприкосновенности является свобода передвижения. Запрещение обывателю выбирать свободно и переменять по усмотрению свое местожительство, в соответствии с различными его потребностями, составляет столь же тягостное нарушение его личной свободы, как и прямое посягательство на его неприкосновенность в форме личного задержания.

 

Паспортная система

 

На почве недоверия к обывателю в полицейском государстве выработалась паспортная система: передвижение обывателей было поставлено в зависимость от предварительного разрешения со стороны правящей власти. Паспорт,- пропускной вид,- это есть документ, удостоверяющий разрешение, данное обывателю на отлучку.

Паспортная система установилась в России с расцветом полицейского государства при Петре Великом. Она возникла в связи с введением подушной подати и рекрутства. Люди, недовольные новыми порядками, уходили на Волгу, на широкий Дон, садились на днепровские пороги. Таким образом государство встречалось с потребностью бороться с беглыми и каждого приписать к своему тяглу. По указу Петра I, лица, не имеющие при себе "пашпорта или проезжева или прохожева письма", должны были считаться "за недобрых или за прямых воров". К задачам обеспечить посредством паспортной системы правильное поступление податей и исправное несение повинностей и раскрыть вредные элементы со временем присоединилась еще фискальная цель: желание извлечь выгоду для казны от самой паспортной системы. При выдаче паспортов стали взимать с обывателей особые сборы, которые одно время у нас доходили для крестьян и мещан до 70 руб. ассигнациями за пятилетний паспорт.

Переход от полицейского государства к правовому везде приводит к отмене паспортной системы. Сложность общественных отношений, характер промыслов и торговли, захватывающей все более широкие рынки, делают население крайне подвижным. В прежнее время можно было прожить всю жизнь в одном месте, теперь для городского населения это уже редкость. С развитием хозяйства и культуры паспортная система делается все более тягостной для населения. При этом лица опасные, которых правительство пытается учесть при помощи паспорта, на самом деле легко обходятся без него, и вся тяжесть ограничений ложится на ни в чем неповинных граждан.

 

Легитимация

 

В правовом государстве паспортная система уступает себе место системе легитимации. Легитимация здесь означает удостоверение личности. Отменяя обязанность обывателей испрашивать разрешение на отлучку, законодатель, взамен ее, возлагает на граждан обязанность предъявлять, по требованию властей, достаточные доказательства самоличности, с сообщением сведений об имени, общественном положении, местожительстве, подданстве и т. д.

 

Положение о видах на жительство

 

Действующее у нас в России Положение о видах на жительство 1894 г. держится, в общем, паспортной системы. "Вид на жительство" служить не только удостоверением личности, но и "права на отлучку из места постоянного жительства, когда это право должно быть удостоверено" (ст. 1).

Некоторым отступлением от строгости паспортной системы является то правило, что вида на жительство никто не, обязан иметь в месте постоянного своего жительства и при отлучке в пределах уезда и вне его, но не дальше 50 верст и не долее 6 месяцев. Однако это правило обессиливается целым рядом исключений: оно не распространяется на рабочих фабрик и заводов, подчиненных фабричной инспекции; на лиц, живущих в меблированных комнатах больших городов, и на местности, состоящие на исключительном положении.

Вскоре после издания Положения 1894 г. паспортные стеснения были несколько ослаблены отменой сборов в казну: в настоящее время сохраняется плата и довольно высокая (по 15 руб. в полугодие) за заграничные паспорта; с видов же на жительство внутри государства взимаются только городские сборы.

 

Указ 5 октября 1906 г.

 

Существенным ослаблением паспортных стеснений явился, далее, указ 5 октября 1906 г. об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей.

Раньше мещане, ремесленники и крестьяне могли получать виды на жительство не иначе, как по месту приписки. При этом видами для них были не бессрочные паспортные книжки, но паспорта на сроки до одного года и пятилетние книжки. В получении паспорта эти лица бывших податных состояний были поставлены в зависимость от мещанских и крестьянских обществ. При наличности недоимок паспортные книжки выдавались им не иначе, как с согласия обществ. А неотделенным членам крестьянских семейств для получения и возобновления вида надо было еще заручаться согласием хозяина крестьянского двора.

Указ 5 октября 1906 г. отменил все эти стеснения. Крестьяне, мещане и ремесленники поставлены теперь в праве передвижения в одинаковые условия с лицами других состояний. Постоянным местом их жительства признается не место приписки, но, как это прежде было только для лиц других состояний, место, где они по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеют оседлость либо домашнее обзаведение. В качестве видов на жительство они получают бессрочные паспортные книжки как в местах приписки - от сословных учреждений, так и в местах постоянного жительства - от полицейских управлений, а в столицах - от участковых приставов.

Но если в настоящее время отпали сословные ограничения, то еще в силе ограничения по полу и по национальности.

 

Ограничения для женщин

 

В свободе передвижения у нас стеснена женщина. Незамужняя женщина может потребовать отдельный вид на жительство лишь по достижении 21 года, тогда как мужчина-уже с 17 лет. Несовершеннолетняя девица может получить отдельный вид не иначе, как по просьбе родителей или опекуна, либо с согласия попечителя. Замужняя женщина, в каком бы возрасте она ни была, может получить вид только с согласия мужа. Впрочем, это последнее ограничение теперь несколько утратило свою суровость: жена может получить отдельный вид, по распоряжению полиции, без согласия мужа, если последний пропал без вести, сошел с ума, посажен в тюрьму или находится на военной службе. Кроме того, как было разъяснено указами второго департамента Сената по крестьянским делам, согласие мужа на выдачу жене паспорта в крестьянском быту необходимо лишь тогда, когда муж живет вместе с женой и дает ей средства к существованию. В противном же случае, а также при наличности жестокого обращения мужа с женой, крестьянские учреждения могут выдать жене, по ее просьбе, отдельный вид на жительство и без согласия мужа (Ук. 2 деп. Пр. Сен. 8 марта 1907 г., n 1424). Замужняя женщина других состояний, желающая получить отдельный вид без согласия мужа, может обращаться с ходатайством на Высочайшее Имя.

 

Ограничения для евреев

 

Переходя к ограничениям по национальности следует остановиться на тех стеснениях, которые у нас поставлены передвижению евреев. Основой этих стеснений является "черта еврейской оседлости". Эта черта установилась при Екатерине II. До 1772 г. евреи совсем не допускались на постоянное жительство в Россию. Они могли приезжать к нам по делам торговли в качестве гостей. Оседавшие, однако, были удаляемы. Так, указом Екатерины I (1727 г.) было предписано евреев, "как мужеска, так и женску полу, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедля и впредь ни под какими образы в Россию не впускать". Это распоряжение было повторено Елизаветой Петровной, да и сама Екатерина II в своем манифесте о восшествии на престол решительно высказалась против открытия евреям доступа в Россию.

В 1772 г. это отношение к евреям существенно изменилось - по соображениям политики. По первому разделу Польши к России была присоединена Белоруссия: вместе с прочим населением последней подданными России делались, таким образом, и жившие здесь в значительном количестве евреи.

 

Черта оседлости

 

Черта оседлости устанавливается, как способ согласовать этот политический шаг с традиционным отношением русского правительства к поселению евреев в России. Указ 1791 г., изданный по ходатайству московского купечества, воспрещает евреям переходить из Белоруссии во внутренние губернии.

Вскоре черта раздвигается на губернии, присоединенные по второму разделу Польши. В настоящее время черта оседлости обнимает девять западных губерний (Минская, Витебская, Могилевская, Виленская, Ковенская, Гродненская, Киевская, Волынская и Подольская), а равно губернии Черниговскую, Полтавскую, Екатеринославскую, Херсонскую, Таврическую и Бессарабскую. Кроме того, евреи жили и теперь живут массами в Курляндии и в Привислянском крае, но эти места не включены законом в "черту", представляя собой как бы особый мир. До 1862 г. евреи, жившие в Царстве Польском, не могли даже переходить на жительство в черту, и, наоборот, евреи из черты были не в праве переселяться в Царство Польское. С шестидесятых годов это ограничение исчезло. Что же касается Курляндии, то там могут жить лишь те евреи, которые поселились в этом крае до 1835 г.

Установлением черты оседлости стеснения евреев в свободе передвижения не исчерпываются. И в черте оседлости евреям не дозволяется свободно избирать место постоянного жительства.

 

Попытки выселения

 

Поводом к стеснениям, поставленным передвижению евреев в черте, был голод, охвативший Белоруссию в конце XVIII и в начале XIX вв. Как на виновников народного бедствия указывали на евреев, которые, занимаясь шинкарством и арендой земли, доводили крестьянское население до нищеты. Ревизия была возложена на сенатора-поэта Державина. Он обследовал положение и представил проект об удалении евреев из сел и деревень Белоруссии в пустыню - в безлюдные местности Новороссии (ныне Херсонской губ.), где бы евреи, вместо шинкарства, занялись земледелием. Правда, в частном письме к генерал-прокурору Обольянинову тот же Державин писал: "Трудно без прегрешения и по справедливости кого-либо обвинять, крестьяне пропивают хлеб жидам, и оттого терпят недостаток в оном. Владельцы не могут воспретить пьянства для того, что они от продажи вина весь доход имеют. А и жидов в полной мере обвинять также не можно, что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм". По указанию ген.губ. графа Гудовича, шинкари, бравшие курение вина на откуп, получали из прибыли от его продажи самое большее 1/10 а по большей части 1/15. Они обязаны были к тому же платить двойные подати сравнительно с христианами. Истощая крестьянина, еврей не насыщался, но с ним крестьянину приходилось сталкиваться на каждом шагу,- и в нем одном видели причину бедствий.

Осуществление проекта Державина, ставшего законом 1804 г., натолкнулось на практике на неодолимые трудности. Выселению подлежало 60 тысяч еврейских семейств, а между тем устроить на местах в Новороссии, хотя бы с небольшой правительственной поддержкой, можно было, по свидетельству местного ген.-губ. Воронцова, в год всего семейств двести. Выселение волей-неволей пришлось приостановить, отсрочить и затем, указом 1808 г., оставить евреев на прежних местах "до дальнейшего впредь повеления".

Впоследствии выселения производились частично из отдельных местностей. В настоящее время "временные правила" 1882 г. воспрещают евреям в черте оседлости вновь селиться вне городов и местечек, а равно и переходить из одних мест, назначенных для их постоянного жительства, в другие места. Таким образом, независимо от общего кольца, каким является черта оседлости, целый ряд мелких колец стесняет передвижение евреев уже в самой черте. В последнее десятилетие список мест, доступных для поселения евреев в черте, несколько расширен, но все же строго ограничен определенными местечками, в законе указанными.

К выселению евреев из сел и деревень временами присоединялось выселение из городов - из Киева, Николаева, Севастополя, Ялты и др.

 

Выход за черту

 

Выход за черту оседлости у нас открыт только для некоторых категорий евреев. Так, правом повсеместного жительства пользуются первогильдейские купцы; евреи, окончившие курс в высших учебных заведениях и обучающиеся в этих заведениях; фармацевты, фельдшера, дантисты и повивальные бабки, а также лица, изучающие фармацию, фельдшерское и повивальное искусство (последняя категория, однако, не имеет права жительства в Московской губернии); ремесленники, в частности механики, винокуры и пивовары,мастера и подмастерья и отчасти ученики; наконец, воинские чины из евреев, которые, участвуя в военных действиях на Дальнем Востоке, удостоились пожалования знаками отличия или вообще беспорочно несли службу в действующих войсках. Евреи, не принадлежащие к этим разрядам, могут иметь вне черты оседлости, с особого разрешения, лишь временное пребывание по торговым и судебным делам.

В конечном итоге, евреи интеллигентные и состоятельные могут в известных случаях выходить за черту оседлости; но эта черта продолжает оставаться грозной для темной, неимущей массы.

Высочайшим указом 12 декабря 1904 г. о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка было признано неотложным "произвести пересмотр действующих постановлений, ограничивающих право инородцев и уроженцев отдельных местностей Империи, с тем, чтобы из числа сих постановлений впредь сохранены были лишь те, которые вызываются насущными интересами Государства и явной пользой Русского Народа". Этот пересмотр, однако, еще не осуществился.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!