Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.



Виды и жанры искусства.

Виды:

Архитектура (Искусство разумной и художественной организации пространства в соответствии с требованиями времени. Должны сочетаться прочность, польза, красота. Произведения: здания, ансамбли, сооружения, монументы, террасы, набережные. Основное средство выразительности - геометрические объёмы).

-Культовая (храмы, церкви, соборы)

-Общественная (здания общественного назначения)

-Гражданская (жилые дома)

-Промышленная (заводы, фабрики)

Скульптура (вид изобразательного искусства, основанный на принципе объёмного трёхмерного изображения. Основные средства выразительности - форма и объём. Материалы: камень, металл, дерево, мрамор, глина, кость) .

-по форме

1) круглая (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная форма).

2)рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф)

- по назначению

монументальная, декоративная, станковая, мелкая пластика).

Графика (включает в ебя рисунок, выполненный углём, карандашом, тушью, пером, мягкими материалами и другие разновидности. Основные средства выразительности - линия, штрих, пятно).

-станковая (Оформленая в раму и украшающая интерьер).

-печатная (ксилография, линография. офорт. литография ).

-промышленная (полиграфическая продукция ).

-прикладная (марки, наклейки, этикетки, денежные знаки).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ), (охватывает ряд отраслей искусства, посвящённые созданию художественных изделий)

-Керамика (изделие из глины, месей, закрепляемые обжигом).

-Ткачество (изделия, выполненные вручную или на механических станках, отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки и мастерством выработки).

-Роспись (Орнамент и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на частях архитектурных сооружений и на изделиях ДПИ ).

-Резьба (способ художественной обработки дерева, камня, кости путём вырезания ).

-Вышивка (Изображение выписывается вручную иглой, кррючком или вышивальной машинкой на тканях, коже льняными, шерстяными и шелковыми нитями ).

Живопись ( произведения создаются с помощью красок, наносимых на твёрдую поверхность. Основные средства выразительности- цвет. Можно передать красочность, богатство мира, объёмность предметов)

-станковая

-миниатюра (книжные иллюстрации )

-икона (для поклонений )

-монументальная(фреска, мозаика, витраж, настенная роспись )

Жанры:

1) Портрет (Изображение человека)

-по содержанию (одиночный, парный, групповой, автопортрет, погрудный, портрет в рост)

-по назначению (парадный, камерный, психологический, лирический )

2) Пейзаж (изображение какой-либо местности или природной среды )

-марина (морской)

-индустриальный

-сельский

-городской

-архитектурный

-ландшафтный

3) Натюрморт (изображение окружающих человека вещей, размещённых в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу)

4) Бытовой жанр (Изображение сюжетов из жизни человека)

5) Религиозно-мифологический (изображение сюжетов, описанных в Библии или в Мифологии )

6) Батальный (изображение военных событий)

7) Интерьер (изображение какого-либо помещения)

Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.

Религия занимала одно из важнейших мест в египетской культуре. Древние египтяне обожествляли силы природы, зверей, птиц, поклонялись Богам. Покойников клали в гробницы и снабжали всем, чем они обладал при жизни. Искусство Древнего египта более связано с миром мёртвых. чем с миром живых. В Додинастический период уже сформировались лсновные четры Древнеегипетского искусства. Важная особенность египетского искусства - канон ( свод правил, применяемый к живописи и скульптуре ).В то время в живописи и в рельефах утвердилось распластывание фигуры на плоскости. Лицо и ноги человека изображались в профиль, глаз и торс в фас, а нижняя часть тела - лёгкий поворот в три четверти. Первым крупнейшим архитектурным памятником Древнего Египта является пирамида фараонв Джосера. Её возвёл зодчий Имхотеп. Это ступенчатая пирамида, сложенная из белых известняковых блоков, её высота 60 метров. Другим крупнейшим памятникиком являются пирамиды в Гизе.Они названы по именам трёх фараонов 4 династии: Хеопс, Хефрен и Микерин.Самая величественная из них пирамида Хеопса ( около 2700 года до н. э. ) Её архитектора звали Хемиун, а её высота составляет 147,5 метров.Его строили 20 лет. Одним из самых знаменитых храмов является храм царицы Хатшепсут. Этот храм построил архитектор Сенмут. Храм стоит у подножиякруто обрывающихся скал, благодаря чему создаётся ощущение, что он сливается с ними. Выдающимиси строениями Нового царства также являются храмы Луксор и Карнак. Оба эти храмы построены по одному и тому же принципу. Перед ними помещалась аллеи сфинксов. Вход в храм обрамляли величественные пилоны, а возле них высились скульптурные изваяния фараонов - колосы, их высота составляет 20 метров. Первый зал в храмах насчитывал множество колонн, украшенных рельефами. Этот зал назывался гипостильным. После него можно было пройти в маленькое тёмное святилище.

3) Исскуство Древней Греции. Периоды греческой культуры. Ордерная система в греческом искусстве. Храмы афинского Акрополя.Скульптура классической Греции: Мирон "Дискобол", Поликлет "Дорифор", Скопас "Менада", Пракситель "Афродита Книдская", Агесандр "Венера Милосская".

Древнегреческую культуру воспели и открыли мастера эпози Возрождения. Она была провозглашена непревзойдённой и совершенной.Эту культуру называют античной (от латинского слова "Древний").Коренное отличие античной культуры от других вытекает из греческой мифологии. В греческих мифах уже нет богов в образе зверей, которые ранее олицетворяли грозную давящую силу, злые стихии, власть природы над человеком.Человек стал мерой всех вещей, поэтому богам приписывались все черты человека.Смерть греки принимали со смирением, осозновая, что рано или поздно любая человеческая душа окажется во мрачном подземном царстве. В искусстве греки пытались выразить свои идеалы красоты и представление о счастье. В период архаики был создан единый архитектурный язык-ордерная система, благодаря которой храмы строились по определённой системе и модулю. Несущими частями в храмах были стереобат и его верхзняя часть стилобат, стоящие на нём колонны (капитель-клава колонны). На колоннах размещалась кровля с антаблементом, состоящим из трёх частей: архитрава, карниза и фриза. Фриз украшали триглифами и метопами.В афинский Акрополь входили несколько храмов. Самыми знаметыми являются Парфенон (спректирован Иктином и Калликратом. Там находились статуя Афины парфенос. Храм построен в дорическом стиле, но не выглядит массивным и приземистым. Внутри были ионические колонны. а снаружи ионический фриз, фронтоны украшались рельефами и круглой скульптурой.) и Эрехтейон (Изящный шедевр ионического искусства. Функцию колонн выполняют шесть стройных девушек.).Здание Пропилей было парадными воротами Акрополя.

Ордера:

- Дорический(назван в честь дорийцев - воинствующего народа. Храмы отличались суровостью, массивностью, приземистостью и тяжеловесностью).

- Ионический (назван в честь ионийцев. Ионика связывалась с женским началом, поэтому храмы были лёгкими, стройными и изящными. Капители украшались волютами (завитками)).

- Коринфский (Его связывают с девичьим началом.капители украшались стилизованным растительным орнаментом)

В истории Древней Греции выделяют несколько периодов:

1) Геометрика (Гомеровский период) 11-8 века до н.э.(схематические бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях преобладал Геометрический стиль).

2) Архаика 7-6 вв. до н.э. (Развивается скульптура и архитектура.Типы архитектурных сооружений: -периптеры

                                                                                                                                                  -антовые храмы

                                                                                                                                                  -простилы

                                                                                                                                                  -амфипростилы

3) Классика 5-4 вв. до н.э.

-ранняя классика 490-450 года до н.э. (Пифагор Регийский "Мальчик, вынимающий занозу"; "возничий"; Мирон "Дискобол"(движение))

-высокая классика 450-400 года до н.э. (Поликлет "Дорифор"(физическая красота); Афинский акрополь восстановлен).

-поздняя классика 400-323 года до н.э. (Скопас "Менада"(обнажённая девушка в движении); Пракситель "Гермес с младенцем" и "Отдыхающий Эрот" и "Афродита Книдская"(обнажённая афродита, вышедшая из воды))

4) Эллинизм 3-1 вв. до н.э. ("Лаокоон и его сыновья"; "Ника самофракийская"; "Венера Милосская"(найдена на острове Мелос. строгая и сдержанная поза, взгляд полон покоя.))

 

4)Искусство Византии. Архитектура Византии: базиликальный и крестокупальный тип храма. Храм Святой Софии. Иконописный канон.

Римская империя разделилась на Западную и Восточную части.На смену язычеству пришло христианство. Христиане не призновали идеи античногокульта,который воспевал физическую красоту и мощь человека. Красота телесная была отвергнута в пользу красоты телесной.Первые надгробные портреты называли фаюмскими. Храм был преднозначен не только для вместилища статуй и божества, но и для молитв. Самым выдающимся храмом является Софийский чобор в Константинополе, построенный архитекторами Анфимием и Исидором.Он сочетает в себе две архитектурные формы- базиликанскую и крестово-купольную, что придаёт храму непостежимость и иллюзию чуда. Собор не кажется слишком большим снаружи, но внутри поражает своим простором. Центральный купол с множеством окон поддерживается двумя более низкими, которые имеют по два маленьких полукупола. Главными формами Византийской живописи являются мозаики, фрески и иконы. Икона - священный образ, перед которым предстоят и молятся. Одна из самых почитаемых икон - Богоматерь Владимирская, она привезена к нам из Византии.

Появились новы типы храмов:

-базиликанский(прямоугольное в плане здание, разделённое на продольные галереи, образованные нефами (столбами), которые завершались апсидами (полукруглыми пристройками). Продольные нефы пересекались поперечным нефом (трансептом), благодаря такому устройству в плане здания образовывался удлинённый латинский крест.Распространялся тип в Западной Европе.)

-крестово-купальный(квадратное зхдание, в плане которого тоже образовывался крест, но уже равноконечный. В центре располагался купол, символизирующий небесный свод. Распространялся на Руси Византийской империи.)

5)Романский стиль в искусстве. Архитектура романского стиля. Романские замки. Собор в Вормсе.

"Романское искусство" означает европейское искусство. Быстрее всего этот стиль распространился во Франции, чуть позже в Германии, а в Германии он ещё существовал и в 13 веке. Ведущим искусством была архитектура. Основными архитектурными постройками были монастыри, церкви, замки. Романские церкви делались очень большими, так как должны были вмещать огромное число людей.Церкви строились полностью из камня. Стены храмов были массивными и толстыми. Внутри романских строений было темно. Интеречной является романской скульптурой, которая кажется, на первый взгляд, грубой и диковатой.Но в ней присутсвуют напряжённость и страсть. В скульптуре ярко переплетаются народная варварская фантазия и христианская идеология.Образы правдивы и жутковаты.

Романская скульптура:

-Сцена "страшного суда" из церкви Сен-Лазар в Отене.

-Фигура Евы-прародительница из этого же собора.

Самые типичные романские замки:

-замок Лош (Франция 12 в.)

-замок графов Фландрских (Франция 12-13 в.)

-замок Алькасар (Испания 9 в.)

Германские соборы в романском стиле:

-Собор в Вормсе (Похож на неприступную крепость. Он выглядит сурово и величественно за счёт толстых и гладких стен, узких окон и массивных башен. Снаружи собор украшен жестокими скульптурами.)

-Собор в Шпейере

-Собор в майнце

Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.

Готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса у современников. В отличии от романского стиля центрами были не монастыри, а города, которые росли и богатели. Церковное строительство перешло к горожанам. Первоначально готическое искусство возникло во Франции. В храме теперь не только молились, но и читали университетские лекции, разыгрывались театральные представления и т.д. Готические соборы легки и устремлены ввысь. Свод опирался на арки, которые опирались на столбы. боковое давление передаётся аркбутанам (наруждным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам). Из-за такой конструкции уменьшилась толщина стен, которые были украшены рельефами и статуями. В прёмы окон помещали красивейшие витражи. Готические сооружения воплощали образ небесного мира, воплощали мечту о чуде.

Готические соборы:

-Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) (базилика длиной 129 метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного трансепта. В центре находится башня со шпилем. Центр западного фосада украшало окно-роза.Над башнями собора располагались скульптуры фантастических чудовищ - химер.)

-Собор в Шартре

-Соборы в Реймсе и в Амьене

-Кельнский собор (здание в Германии высотой 46 метров, украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами.)

-Собор в Бамблерге


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!