Гребенщиков (второй справа) в компании Александра Лосева, Андрея Макаревича и Сергея Соловьёва на праздновании десятилетия фильма « АССА »



В 1987 году на « Мосфильме » был отснят фильм Сергея Соловьёва « Асса », в котором было использовано пять песен « Аквариума », в том числе « Город ». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен « Аквариума » в собственном исполнении.

В следующем году на « Мелодии » вышел альбом « Равноденствие », первый официальный « естественный » альбом « Аквариума », записанный в 1987 году. Гребенщиков охарактеризовал его как лебединую песню « Аквариума » 80- х и в целом был недоволен пластинкой:

« И вот мы связались с ними (с „Мелодией“), записали „Равноденствие“ и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Всё нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает „Мелодия“ — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И всё это выразилось в полной желеобразности ».

Из интервью Гребенщикова журналу « Урлайт ».

Гребенщиков на Западе.

Июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого « Аквариум » в полном составе записал в Канаде две песни ( « Китай » и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» (« Радио Тишина »). Осенью и зимой « Аквариум » даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм « Долгая дорога домой » ( англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

« Смутное время »

В том же году возникает « Русско-Абиссинский оркестр ». Под этим названием участники « Аквариума » записывают саундтрек к фильму Сергея Дебижева « Золотой сон » (1989), а также часть музыки к картине Сергея Соловьёва « Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви » (1989). Позже это название появится и в титрах фильма Дебижева « Два капитана 2 ».

В это же время не прекращаются попытки других участников « Аквариума » организовать собственные группы. « Трилистник » Дюши Романова был основан ещё в 1987 году; Титов в 1990 году объявил о создании проекта « Восток-1 »; позже возникли « Три Сашка » с участием Ляпина и Титова; в декабре появился ансамбль « Турецкий чай », который возглавили Ляпин, Гаккель и всё тот же Титов. В начале 1991 года Ляпин записал сольный альбом « Ностальгия по холодному пиву » ( название включало явный намёк на раннюю песню « Аквариума » « Холодное пиво »).

Осенью 1990 года музыканты « Аквариума » начинают записывать песни для фильма С. Соловьёва « Дом под звёздным небом ». Песни из этого фильма так и не появятся в виде самостоятельного издания вплоть до 2000 года.

В 1990 году Гребенщиков приступает к записи второго сольного альбома на английском языке — «Radio London» (« Радио Лондон »). Задуманный альбом будет впервые выпущен лишь через шесть лет компанией «SoLyd Records» в стадии демозаписи.

Марта 1991 года группа « Аквариум » выступил на юбилее (десятилетии) Ленинградского рок-клуба в ДС « Юбилейный » (VIII фестиваль рок-клуба). Это выступление группы было объявлено последним.

БГ-Бэнд (1991—1992)

« БГ-Бэнд » был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию « Аквариума » в новом названии и звучании и в новых « старых » лицах, среди которых не было ядра классического "Аквариума" - Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи « Равноденствия » (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом « Аквариума ».

За время своего существования (1991—1992) новая группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и « Аквариума ». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием « Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке », в который вошли песни сыгранные в 1991 году на концерте в Вятке группой в составе: Борис Гребенщиков (вокал, акустическая гитара), Сергей Березовой (бас-гитара), Олег Сакмаров (духовые инструменты, перкуссия) и Сергей Щураков (аккордеон, мандолина).

В январе — феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава « БГ-Бэнда » записывают в Москве « Русский альбом », основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года « Русский альбом » выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения Гребенщикова на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни « Никита Рязанский » и « Кони беспредела »; вступительный инструментал называется « Архистратиг » ( то есть архангел Михаил).

« Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется „dark-folk“ или „folk noir“, был „Русский альбом“ Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то „Сергей Ильич“ ознакомил население Страны Советов с „Cat Black“ Болана), хотя как раз-то этот альбом как „дарк-фолк“ совсем не воспринимается… »

Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему »

При переиздании « Русского альбома » на компакт-диске в 1995 году к 11 основным композициям были добавлены ещё пять песен периода « БГ-Бэнда » ( концертные и студийные записи 1991 и 1992 годов).

В 1992 году группа выступила на концерте в ТЦ « На Дубровке », известном под названием « Бородатый концерт », в составе: Борис Гребенщиков (вокал, акустическая гитара) , Олег Сакмаров (духовые инструменты, перкуссия), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Алексей Зубарев (электрогитара), Березовой (бас-гитара) и Пётр Трощенков (ударные).

Несмотря на то, что классический « Аквариум » уже не существует, выходит сборник « Архив. История Аквариума — Том 3 » (1992), состоящий из нескольких архивных записей, и новых записей периода 1990—1991 годов. После возникновения « Аквариума » 2.0, новый состав приступает к записям следующего тома Архива — четвёртого — « Библиотека Вавилона. История Аквариума — Том 4 » (1993).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!