Лекция 4. МАТЕРИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
План:
1. Философия о понятии «материя».
2. Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность.
Философия о понятии «материя»
«Материя» - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание излагается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с какой-либо формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя появляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляет о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то этого никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писая, что можно употреблять понятие «материя», если уж очень хочется, то только как синоним слова «ничто». Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариуе и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к «совокупности (комплексам) ощущения», Материя, вещь, предмет, по их мнению,— это комплекс ощущении человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.
|
|
В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциональным, т. к. его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы философ Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения или сгущения. (Воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества — земля, камни и т. д.— есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали; когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. «Это значит,— учит Анаксимен,— что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей».
|
|
Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита — это и образ вечного движения. «Этот космос,— доказывал он,— один и тот же для всех не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».
Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (V в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о «корнях всех вещей»: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа «семян» — делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое и т. д. «Жизнь мира,— подчеркивал Анаксагор,— есть процесс». Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм.
|
|
Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (V в. до н.э.), Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает «неделимый»). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. «Глазу атомы совершенно не видимы,— замечал Демокрит,— но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле». Жизнь, с точки зрения Демокрита,— это соединение атомов, смерть — их разложение. «Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться»,—учил Демокрит.
|
|
Взгляд на материю, как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала XX века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов 18 века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что бесструктурной и бесформенной первоматерии нет и быть не может. Существует не материя как таковая, а вполне конкретные материальные вещи, предметы и процессы.
В конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике, был сделан ряд выдающихся открытий, которые опровергали сложившиеся прежде представления о материи и ее свойствах. Были открыты рентгеновские лучи, радиоактивное излучение урана (А. Беккерель, П. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрон (Д. Томсон), М. Планком была создана теория квантов энергии микрообъектов, А. Эйнштейн вскрыл взаимную зависимость между массой тел и энергией связи их атомов.
Все это привело к коренному пересмотру прежних устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома. Все это послужило поводом для опровержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный французский физик Жюль Анри Пуанкаре писал, что «великий революционер радий» подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория свела на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, а поэтому ее положения не соответствуют действительности, а являются лишь продуктами человеческого сознания.
Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В. И. Лениным, защищавшим философский материализм. Характеризуя подлинный смысл выражения «материя исчезла» В. И. Ленин показывает, что исчезает не материал, а тот предел, до которого мы знали материю. Он доказал, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать философское понятие (термин) «материя» с естественно-научными представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях и существующей независимо от них.
Рассматривая материю, как объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, В. И. Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии. В его определении нет подведения категории «материя» под более широкое понятие, ибо такого понятия просто не существует. В этом смысле понятия «материя» и «объективная реальность» — синонимы. Материя противопоставляется сознанию, при этом подчеркивается объективность, т. е. независимость ее существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне- и независимо от сознания определяет мысль и значение философско-материалистического представления о материи. Философская трактовка материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность. При таком понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1029; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!