Мировоззрение, его роль в современней мире
На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире, т. е. мировоззрение.
Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием великих открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она, в конечном счете и предопределяет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или на псевдонаучном знании и т. п.
Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.
Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность и т. п.
В отличие от мировосприятия, миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, истинная практика и ошибочная практика.
|
|
Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, его системы ценностных ориентации, а значит и мотивов его деятельности.
Демократическое общество не предъявляет жестких требований к мировоззрению человека, считая это его личным делом.
В недемократических (деспотических, авторитарных фашистских и других) государствах всем членам общества. Завязывается единый тип системы взглядов на окружающую действительность и на место человека в ней.
Официальная мировоззренческая позиция дореволюционной России укладывалась в формулу «православие, самодержавие, отечество».
В условиях фашистской Германии навязывался тип мировоззрения, связанный с утверждением превосходства арийской расы, истинности национал-социалистической идеи и богоподобности фюрера.
Хорошо известен и внедрявшийся в сознание советских людей тип мировоззрения, основанный на лозунгах «нашацель - коммунизм»; «кто не с нами – тот против нас», «если враг не сдастся - его уничтожают» и т. п.
|
|
Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия на людей. Это могут быть государственные или партийные идеологические учреждения, общественные организации, церковь.
Мощным средством идеологического воздействия на людей в этом случае становятся средства массовой информации (СМИ) — периодическая печать, радио, телевидение.
Следует особо отметить, что СМИ сами по себе являются эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на сознание людей, в том числе и на их мировоззрение.
Наполняя информационные потоки соответствующим содержанием, можно расширять кругозор людей и улучшать их эмоциональный настрой, а можно и сужать их поле зрения, затемнять его и вызывать взрыв негативных разрушительных эмоций.
Социально-политическая характеристика мировоззрения не является единственной. Его можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет основное его содержание, а также с познавательной, деятельностной, эмоциональной и других точек зрения.
|
|
В первом случае мировоззрение может быть философским или религиозным. В свою очередь, философское мировоззрение бывает двух типов: материалистическое и идеалистическое. Мировоззренческий материализм связан с признанием первичности окружающего нас мира и вторичности по отношению к нему человеческого разума. Мировоззренческий идеализм основывается на признании существования некоего мирового разума — создателя (демиурга) всего мироздания.
В познавательном отношении мировоззрение может быть, в частности, догматическим или скептическим. Быть догматиком - это значит утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим, политическим или иным причинам. Для догматического мировоззрения неприемлемы не только какие-либо отклонения от догматов, но даже сомнения в их истинности. Догматизм агрессивен. История философии знает немало примеров гонений на инакомыслящих и их физического уничтожения.
Так было, например, с древнегреческим философом Сократом, которого заставили выпить яд, так было с еретиками Средневековья, которых сжигали на кострах. Высылка известных русских философов из Советской России за рубеж в 1922 году — это тоже проявление идеологической нетерпимости к инакомыслию догматизированного марксизма (ленинизма).
|
|
Противоположностью догматизма является мировоззренческий скептицизм. Скептическое отношение к сложившейся системе мироощущения и миропонимания может быть не только разрушительным, но и созидательным. Именно скептицизм способствует разрушению устаревших догм и тем самым формированию нового мировоззрения.
Мировоззрение человека, рассмотренное через призму целей и смысла его деятельности, может быть коллективистским (альтруистским) или индивидуалистическим (эгоистичным формированию нового мировоззрения, эгоизм в ряде случаев является более предпочтительным, чем неразумный коллективизм.
С точки зрения его эмоциональной окраски, мировоззрение может быть оптимистическим (жизнеутверждающим) или пессимистическим.
Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению, надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к грустным (пессимистическим) результатам.
Перечисленные типы мировоззрений могут быть дополнены и другими его видами. Мировоззрение может быть системным (основанным на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным), последовательным и непоследовательным, обыденным и научным, заимствованным и сформированным самостоятельно и т. д.
При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства типов мировоззрения. Вместе с тем обнаружится и то обстоятельство, что одни из них занимают приоритетное, а другие — второстепенное положение в системе взглядов человека на мир.
В результате этого «мировоззренческая палитра» общества оказывается не усредненно-серой, а «многоцветной».
Заметим кстати, что каждая историческая эпоха предъявляет свои особые требования к характеру и к структуре мировоззрения.
До недавнего еще времени стране нужны были приверженцы коммунистической «религии», «караси-идеалисты», догматики, «ура-оптимисты» и псевдо-коллективисты.
Уже сегодня России требуются люди, «исповедующие» общечеловеческие ценности, материалисты-практики (в том числе и в сфере духовной деятельности), личности с широким кругозором, и критическим мышлением, трезвые оптимисты и эгоистичные альтруисты.
Формирование такого мировоззрения и составляет, в частности, одну из главных задач общества и его системы образования.
Лекция 3. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРИРОДЫ
План:
1 Общество и природа: историко-философский анализ.
2. Взаимосвязь природы и общества на современном этапе развития человечества.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!