Восточное (религиозно-традиционное) право: общее и особенности



 

В характеристике правовых систем стран восточного права также используется термин "дуализм", однако его понимают как двойственность в нормативно-правовом воздействии на общественные от ношения и поведение людей в этих государствах. Их юридические составляющие также называют религиозно-традиционными правовыми системами, относя к таким государствам страны с мусульманским, иудаистским, индуистским, конфуцианским правом, а также страны Юго-Восточной Азии, Тропической Африки и Тихоокеанского бассейна, где сильны племенные и общинные обычаи и традиции.

В таких государствах вместе с официально действующим правом (зачастую рецепирующим внешние формы западного права - понятийный аппарат, юридические учреждения и институты, источники права, выделение правовых функций по принципу разделения властей, внешние законодательные атрибуты и процессуальные ритуалы) широко и нередко приоритетно используются собственные социальные регуляторы, включающие в себя и нормы права, и религиозно-нравственные правила поведения, определяемые образом жизни большинства населения, обычаями и традициями народа. По сути, как отмечается в специальных источниках, такие правовые системы продолжают "своебытие на уровне мононорм, не предусматривающих строгого разграничения на право, религию и нравственность" (А.Э. Черноков).

Помимо правовой семьи мусульманского права, правовые системы стран так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значении) не образуют единые группы, что, однако, не препятствует присутствию в дуалистических правовых системах общих черт:

- наличие так называемых сакральных (праведных) учений или верований, указывающих на традиционный приоритет обязанностей верующего и подданного (гражданина) при второстепенном значении признаваемых за ними социальных прерогатив. Принципиальным моментом в понимании восточной концепции прав человека является ориентация религиозно-традиционного права на коллективные начала, на сформулированность всех прав через собственные обязанности или обязанности других лиц. Понятие субъективных прав отсутствовало и появилось лишь вследствие так называемой юридической вестернизации Востока;

- синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) права, религии и нравственности в нормативной системе общества, оказывающий принципиальное влияние на поведение его членов;

- понимание закона в большей части как запрета и инструмента кары, чем средства позитивного регулирования общественных отношений;

- разделение сферы прав верующих и прав неверующих с доминированием прав первых. Так, "исламская позиция в отношении прав человека связана с убеждением в том, что в силу разделенности субъектов на немусульман и мусульман обеспечение права последних является задачей исключительно исламской общины" (Х. Бехруз);

- разделение прав коренного населения одного вероисповедания между кастами господствующими и подчиненными на принципах кастово-иерархического строя. Так, в индуизме, как и в конфуцианстве, люди от рождения поделены на касты, каждая из которых имеет собственную систему прав и обязанностей;

- субсидиарный характер позитивного (установленного и обеспечиваемого государственной властью) права, что, в свою очередь, обусловлено теми представлениями о государстве и праве, которые сложились в упомянутых регионах.

Так, в мусульманских странах распространена концепция теократического государства и общества. В Индии и странах Юго-Восточной Азии существенна роль брахмацентристских взглядов на государево и общество. В Китае, Японии и других странах Дальнего Востока доминирует даоцентристская идея государственно-правового устройства. По этому поводу уместно сослаться на мнение Гарольда Бермана. Рассматривая рецепцию западного права в Японии и Китае в конце XIX - в начале XX в., американский историк права утверждал, что это право регулировало некоторые отношения в официальных и высших кругах, но практически не воздействовало на традиционное правоустройство народов в целом. Следует отметить, что минувшие и современные государственно-правовые модификации в этих странах далеки от того, чтобы привести к отказу от тысячелетних традиций. Структуры и институты западного права, внедренные на Востоке, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений происходит соответственно традиционным моделям. Помимо этого руководители этих государств должны считаться со стереотипами общественного сознания (Р. Давид).

Если же попытаться типизировать подходы государственного восприятия мусульманского права на Востоке, то можно констатировать наличие трех современных моделей его отражения в национальных правовых системах:

- модель секуляризации, характерная для стран, которые конституционным путем отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением). Провозглашенный светский характер государства требует от всех граждан соблюдать официальные правила поведения, однако верующие могут следовать нормам мусульманского права в личной жизни, если их поступки при этом не будут противоречить светским законам;

- модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, а шариат допускается в правовую систему в качестве одного из источников права, следующим за конституцией, законами и правовыми обычаями (Египет, Сирия, Тунис);

- модель коронизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны (Саудовская Аравия, Иран).

Подобные модели возникают, в частности, и в странах с традиционными (обычными) правовыми системами. Так, американский юрист Г. Вудмэн, обобщая практику фактических взаимоотношений между параллельными правовыми системами, выделяет следующие позиции, занимаемые официальным правом по отношению к обычному праву:

- политика конфликта или отрицания обычного права, нацеленная на прекращение его соблюдения и, следовательно, существования. Она характерна для латиноамериканских стран, стремящихся утвердить неограниченный авторитет официального права во взаимоотношениях с обычным правом племен и этнических групп;

- политика разделения, имеющая целью прекращение ситуации правового плюрализма в стране путем закрепления различий между группами населения, соблюдающими различные виды обязующих эти группы правил поведения (подобная политика характерна для полиэтнических стран Африки);

- политика агломерации, допускающая неупорядоченное существование различных видов права (случаи, когда средства государственного права ни запрещают, ни требуют соблюдения определенных норм культового почитания, ни запрещают институтам обычного права добиваться такого поведения или воздерживаться от него);

- политика объединения, имеющая целью сделать обычное право (или его часть) частью официального права. Результатом нормативного объединения обычно является создание многосоставного права, в котором новый комплекс норм, взятых из обычного права, сосуществует с нормами созданного ранее государственного права (так, ст. 66 Конституции Намибии 1990 г. гласит: "Как общее право, так и обычное право Намибии, существующие на момент объявления независимости, остаются в силе в той мере, в какой нормы обычного права не противоречат настоящей Конституции или любым другим законодательным актам");

- политика интеграции, добивающаяся упорядоченного сосуществования различных правовых систем в стране в целях обеспечения правового комплекса, соблюдаемого всем населением (Танзания, Сенегал).

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!