Зарождение либерализма в царской России



История либерализма в России

Толкование

·

·

·

·

·

·

·

·



История либерализма в России

«Свобода России» (Плакаткадетской партии 1917 г.)

Либерализм

 

Идеи

Свобода  
Капитализм · Рынок  
Права человека  
Господство права  
Общественный договор  
Равенство · Нация  
Плюрализм · Демократия  

Внутренние течения

Либертарианство  
Неолиберализм  
Социал-либерализм  
[шаблон]  


История либерализма в России во многом противоречива.

ПерейтиВысшее Образование Зочно!Актуальные Профессии! Бизнес, Веб-Дизайн, IT-сфера. 60% Практики. Инвестируй в себя! synergy.ruЯндекс.Директ

Объективных предпосылок для массового распространения либеральных идей в стране не было до начала XXвека [1]. С другой стороны, влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитическихпроблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт ипроводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявлялиглавы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство историков, эти усилия не имелив своей основе политической программы и потому часто страдали от копирования западных решений бездолжного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя вглазах общества [2]. Тем не менее, они оказали значительное влияние на страну, и их последствия включаливажные положительные сдвиги. В прошлом, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, втечение которого многие достижения уничтожались. Во время перестройки и в постсоветский период в Россиипроводились либеральные политические и экономические реформы. Большинство населения восприняло ихнегативно [3] что не способствовало популярности либеральных идей в России.

Содержание · 1 Зарождение либерализма в царской России · 1.1 Реформы Сперанского · 1.2 Декабристы · 1.3 Реформы Александра II · 1.4 Интеллигенция · 2 Борьба с самодержавием и большевизмом · 2.1 Февральская революция 1917 г. · 2.2 Либералы в послереволюционной эмиграции · 2.3 Правозащитное движение в СССР · 2.4 Перестройка и падение коммунистического режима · 3 Либерализм в постсоветскую эпоху · 3.1 Реформы 1990-х · 3.2 Развитие либеральной мысли · 4 Критика либерализма в России · 4.1 Нравственная свобода и свобода личности · 4.2 Либерализм и Русская православная церковь · 4.3 Коммунистическая критика либерализма · 4.4 Социал-демократическая критика либерализма · 4.5 Социализм против либерализма · 4.6 Прочая критика · 5 Примечания · 6 Литература · 7 См. также · 8 Ссылки

Зарождение либерализма в царской России

Реформы Сперанского

НиколайМордвинов.

К началу XIX века Россия, как и большинство европейских стран, стала абсолютной монархией. Режимпользовался лишь ограниченной моральной поддержкой со стороны аристократии. Происшедшие в концеXVIII века либеральные революции в Северной Америке и Франции оказали значительное влияние наобразованную часть российского общества и усугубили критические настроения. Одних либерализмпривлекал как идея, другие рассматривали его как инструмент для модернизации страны. К числу первыхотносился адмирал Николай Мордвинов, который считал необходимым создание условий для накоплениячастного капитала: «Собственность есть первый камень. Без оной и без твёрдости прав её ограждающих нетникому надобности ни в законах, ни в отечестве, ни в государстве». С целью быстрого формирования классакрупных собственников Мордвинов предлагал передать государственную собственность в руки дворянства(т. е., по сути, предвосхитил идею приватизации).

Заключение достаточно унизительного Тильзитского мира с Францией в 1807 г. вызвало острое недовольствов высшем обществе, и для смягчения ситуации император Александр I поручил одному из самыхобразованных людей своего времени, министру внутренних дел Михаилу Сперанскому, разработать планполитических реформ. Ещё в бытность секретарём князя А. Б. Куракина, Сперанский изучил работыфранцузских мыслителей эпохи Просвещения и Иммануила Канта и стал сторонником конституционноймонархии. Причину политической нестабильности Сперанский видел в том, что самодержавие имеет тольковидимость законности, являясь по сути самовластием. Вместо этого он предлагал учредить разделениевласти на исполнительную, законодательную и судебную ветви и свести к минимуму право государя издаватьзаконы без согласия высшего законодательного органа, Государственной Думы.

МихаилСперанский.

Согласно плану Сперанского, изложенного им во «Введении к Уложению государственных законов», Государственная Дума также должна была осуществлять надзор над правительством и министрами [4]. Сенатоставался высшим судебным органом, а назначаемый императором Государственный Совет осуществлялнадзор над законностью действий всех ветвей власти и направлял законы императору на их утверждение. Всему населению предоставлялись гражданские права, включая неприкосновенность личности исобственности, право на суд, право свободно распоряжаться своим имуществом. При этом оно разделялосьна три сословия. На дворянство и среднее сословие (купцов, мещан, государственных крестьян) распространялось избирательное право, на основе имущественного ценза. Третье сословие (крепостные, рабочие) права голоса не имело, но в перспективе предполагалась отмена крепостного права.

Свои реформы Сперанский начал в области образования, основав первую государственную среднююшколу — Царскосельский лицей. В 1809 г. были выпущен указ, согласно которому всем придворным, независимо от титула, для получения должности в государственном аппарате полагалось пройтигосударственную службу начиная с низшей ступени. Согласно другому указу, для получения должностиколлежского асессора или выше (см. Табель о рангах) чиновникам без университетского образованияполагалось сдавать экзамены. 1 января 1810 г. был учреждён Госсовет. Началась финансовая иадминистративная реформа, в значительной степени по образцу Франции.

Сперанскому удалось реализовать лишь небольшую часть своего плана. Реформы вызвали возмущениесреди знати и крупных чиновников. Критикуя Сперанского, Н. М. Карамзин утверждал, что для России«естественным» является крепостное право. К 1812 г. у Сперанского не осталось влиятельных союзников, онбыл отправлен в отставку и в ссылку.

Декабристы

КондратийРылеев.

В начале XIX века в России не было ни политических партий, ни неправительственных общественныхорганизаций. Их роль заменяли многочисленные тайные общества. Первые общества будущих декабристовначали возникать в 1816—1818 гг. на волне ожиданий конституционной реформы, которая, какпредполагалось, позволит России догнать прогрессивные государства Западной Европы. Поначалу онисостояли преимущественно из представителей знати, прошедших Отечественную войну. Однако после того, как бунт Семёновского полка (1821 г.) спровоцировал резкое ужесточение цензуры и политического сыска, этитайные общества стали притягивать сторонников либеральной революции, в основном из мелкопоместногодворянства. Заговорщики считали, что необходимо казнить всю царскую семью, отменить крепостное право. Часть декабристов выступала за унитарную республику, часть поддерживала конституционную монархию сфедеративным устройством. Несмотря на заимствование либеральных идей от французских просветителей, опорой движения декабристов было национальное чувство и патриотизм[5].

ПавелПестель.

Торжественная присяга новому императору Николаю I, назначенная на 14 декабря 1825 г., показаласьлидерам движения удобным поводом для мятежа, хотя движение к нему было не готово в силу плохойорганизации и отсутствия чёткой программы. В случае успеха, в качестве первой меры после мятежапредполагалось установление временной диктатуры. Восстание декабристов было легко подавлено, пятероорганизаторов казнены, свыше 3000 человек (включая солдат) отправлены в тюрьмы, на каторгу или сосланыв Сибирь. Став достоянием общественности — в искажённой форме, — идеи декабристов вызвали массовоепорицание. В течение всего правления Николая I либерализм имел статус враждебной идеологии. Еслизападные либеральные революции были неразрывно связаны с национальным чувством, то после провалавосстания декабристов российские либералы оказались в противостоянии с патриотически настроеннойчастью общества.

Реформы Александра II

Мировоззрение императора Александра II сложилось во многом под влиянием своего наставника В. А. Жуковского, человека либеральных взглядов. После поражения в Крымской войне экономическая отсталостьРоссии стала очевидной, и часть общества начала решительно требовать модернизации. Наряду соборонными и экономическими проектами (такими, как строительство железных дорог), Александр IIосуществил ряд реформ либерального характера. Важнейшей из них была отмена крепостного права 19февраля 1861 г., при этом крестьяне получили право на выкуп земли. Всего в крепостных было 25 % отобщего числа крестьян. В 1864 г. была проведена судебная реформа, в частности, были введены мировыесуды и суд присяжных. На уровне местного самоуправления были учреждены представительные органывласти — земские собрания. Земские школы стали сельскими центрами образования. Были расширенымногие гражданские свободы, в частности, ослаблена цензура, уменьшены ограничения на религиозныеменьшинства, амнистированы политзаключённые, отменены тяжёлые телесные наказания (такие какшпицрутены), отменены ограничения на выезд за границу, введена университетская автономия. Былапроведена так-же военная реформа на окраинах империи, например в Финляндии.

Реформы сопровождались ростом требований распространить их на область политических свобод. Вотсутствие системной идеологической основы для преобразований, в среде образованной молодёжи сталиприобретать популярность нигилизм и различные радикальные учения. Власть отреагировала ужесточениемполитического сыска, в особенности после покушения на императора в 1866 г. Неудачное начало русско-турецкой войны спровоцировало в 1877 г. глубокий кризис, с целью выхода из которого Александр IIпредоставил министру внутренних дел графу М. Т. Лорис-Меликову широкие полномочия для уничтожениятеррористической «Народной воли» и при этом поручил ему разработать план политической реформы. Предполагалось создание совещательной комиссии, включающей делегатов от земских собраний, которая быготовила законопроекты для внесения в Госсовет. Однако Александр II был убит народовольцами именно втот день (1 марта 1881 г.), когда он подписал манифест о своих намерениях. Новый царь, Александр III, провозгласил незыблемость самодержавия и взял курс на нейтрализацию эффекта реформ своегопредшественника.

Интеллигенция

Пётр Чаадаев.

Несмотря на жёсткие цензурные ограничения, среди интеллектуальной элиты либеральная мысльпродолжала развиваться и в 1830-е гг. В 1836 г. Пётр Чаадаев опубликовал восемь «Философических писем», в которых он поднял вопрос о культурной обособленности России. Объектами критики Чаадаева былиправославие, крепостничество и самодержавие. Вслед за Чаадаевым, западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др.) видели в Западной Европе реализацию идей законности, справедливости и прав личности. Им возражали славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и др.), которые полагали, что у русского «народа-богоносца» свой особый путь и особые ценности: общинное (коллективное) начало и соборность (стремлениек согласию среди представителей общины). Славянофилы считали, что народ должен заниматьсянравственным саморазвитием, а не стремлением к власти или к личному обогащению, и подчёркивали, чтомежду ним и государственным аппаратом существует фундаментальное противостояние: «сила власти — царю; сила мнения — народу».

НиколайЧернышевский

Дискуссии между западниками и славянофилами подали надежду, что идеи либерализма возможноадаптировать для России, сделав акцент на социальной справедливости. К началу 1860-х частьинтеллектуальной элиты прониклась убеждением, что для преодоления отсталости страны недостаточнореформировать самодержавие, а необходимы глубокие политические преобразования. Однако западныйлиберализм в своём развитии опирался на широкий класс собственников, которого в России не было. Результатом стало появление нового общественного класса — интеллигенции, который взял на себя рольоппозиции и базы для распространения либеральной идеологии. Интеллигенция состояла из учителей, инженеров, литераторов, адвокатов и т. д., которые стремились к выработке единой системы социально-либеральных ценностей и полагали, что будущее национального прогресса зависит главным образом откультурного уровня самой интеллигенции.

КонстантинКавелин

Среди интеллигенции было множество различных течений. Так, либеральный консерватизм стремился ксинтезу либеральных свобод с идеалами консерватизма (порядок, стабильность, религиозно-нравственныетрадиции, национально-культурная преемственность). К. Д. Кавелин был одним из первых либеральныхмыслителей в России, который противопоставил либерализм анархии. Он указывал, что обеспечениегражданских прав и свободы личности требуют всесторонней поддержки со стороны государства. Проведяанализ русской истории, Кавелин сделал вывод, что вместо того, чтобы пытаться немедленно перейти кпредставительному правлению, российский либерализм должен опираться на традиции общинногосамоуправления и землевладения, а также на мировую юстицию.

Другой либеральный консерватор, влиятельный профессор Московского университета Борис Чичерин(избранный в 1882 г. городским головой), призывал к поэтапному законодательному введению конституции:сперва свободы совести, слова, прессы, затем демократического формирования правительства. По мнениюЧичерина, свобода воли не существует без нравственного закона, а их синтезом является право как «свобода, определённая законом». Поэтому он настаивал на необходимости сильной власти, выполняющей функциинадзора над исполнением закона.

Однако наибольшую активность проявляла группа, которая придерживалась социалистических идей, изложенных в утопическом романе Николая Чернышевского «Что делать?» (1863 г.), и даже предпринималапопытки реализовать их на практике («Знаменская комунна» и т. п.)

НиколайМихайловский.

После начала контрреформ Александра III главным средоточием либеральной оппозиции, боровшейся завведение конституции, стали земства. Ослабление террористического сопротивления также сопровождалосьростом региональных социалистических организаций (в дальнейшем ставших опорой для эсеров) илиберального народничества. Хотя либеральное народничество, строго говоря, не было частьюлиберального движения, оно развивалось под влиянием либеральных идей. Его виднейший идеолог НиколайМихайловский утверждал, что главная задача общества состоит в создании условий для развития личности, считая её высшим мерилом общественного прогресса. Предупреждая о возможном социальном взрыве, онпризывал к мирной замене «самодержавия царя самодержавием народа» на основе всеобщих выборов, свободы слова и свободы собраний. Другой либеральный народник, Яков Абрамов, полагал, что дляинтеллигенции важнейшей является ежедневная работа по реальному улучшению экономического положениякрестьян на местах: в школах, больницах, земских учреждениях и т. д. («теория малых дел»). Народникиполагали, что в России возможно осуществить либерализацию усилиями только интеллигенции икрестьянства, минуя капитализм.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 771; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!