Лекция 03. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ



 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ

 

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 146 языков и наречий, что несколько занижало действительное число этнических общностей из-за недостаточной этнографической изученности окраин. Свыше 190 этнических общностей и 150 языков (без наречий) учла первая советская перепись 1926 года. К переписи 1959 года в результате произвольного объединения близко-родственных территориальных и племенных групп число официально признанных этнических единиц сократилось до 110. Эта тенденция к упрощению национальной и этнической структуры проявлялась также и при подготовке переписей 1970-1989 годов.

Обычно национальные группы выделялись по нескольким критериям, самым важным из которых было наличие собственного языка, но учитывались также культурные, исторические и религиозные факторы, хотя некоторые группы были выделены только потому, что сами себя считают отдельным народом.

 

СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

 

Все славянские народы принято разделять на 3 группы: западные славяне (чехи, словаки, поляки), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары). По переписи 1989 года русских в СССР насчитывалось 145,2 миллиона человек, украинцев - 44,2 миллиона человек, белорусов - 10 миллионов человек. Русские и украинцы всегда были самыми многочисленными национальностями в СССР, но белорусы в 1960-е годы уступили 3 место узбекам (16,7 млн в 1989 г.).

До недавнего времени название "русские" часто огульно закреплялось за всеми восточными славянами. Между Х и XIII веком центром Руси был Киев, и его жители были известны под названием русичи. Но по мере того, как политические условия способствовали усилению лингвистических и культурных различий между территориальными группами восточных славян, они разделились на малороссов (украинцев), белороссов (белорусов) и великороссов (русских) .

За столетия территориальной экспансии русские ассимилировали варягов, татар, монголов, финно-угров и десятки народов Сибири. Все они оставили свои лингвистические следы, но не повлияли заметно на славянскую идентичность.

В то время, как русские мигрировали по всей Северной Евразии, украинцы и белорусы продолжали населять свои компактные этнические ареалы. Современные границы 3-х республик примерно соответствуют этническим границам, но все славянские территории никогда не были национально гомогенными. Этнические украинцы в 1989 году составляли 72,7% населения своей республики, белорусы - 77,9%, а русские - 81,5%.

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ РУССКОГО НАРОДА

 

Возникновение региональных различий у русского народа относится к дофеодальному периоду. Еще у древних восточнославянских племен отмечены различия в материальной культуре между Севером и Югом. Эти различия еще больше усилились после активных этнических контактов и ассимиляции неславянского населения Азии и Восточной Европы. Формированию региональных различий способствовало также наличие особого военнослужилого населения на границах.

По этнографическим и диалектологическим признакам наиболее заметны различия между русскими севера и юга Европейской России.

Между ними находится широкая промежуточная зона - среднерусская, в которой в духовной и материальной культуре сочетаются северные и южные черты.

В отдельную региональную группу выделяются волгари - русские Среднего и Нижнего Поволжья.

 

Этнографы и лингвисты выделяют также 3 переходных группы:

западную (жители бассейнов реки Великой, Верхнего Днепра и Западной Двины); переходную между северно- и среднерусскими, средне- и южнорусскими и белорусами;

северо-восточную (русское население Кировской, Пермской, Екатеринбургской областей), образовавшуюся после заселения русскими этих территорий в XVI-XVII веке, по окающему диалекту близкую к северорусскому, но имеющую среднерусские черты из-за двух главных направлений, по которым шло заселение края – с севера и центра Европейской России;

юго-восточную (русские Ростовской области, Ставропольского края и Кубани), близкую к южнорусской группе по особенностям языка, фольклора и материальной культуры.

К другим, менее крупным, историко-культурным группам русского народа относятся поморы, казаки, старожилы, кержаки и сибиряки-метисы.

В узком смысле поморами принято называть русское население беломорского побережья от Онеги до Кеми, а в более широком смысле всех жителей побережья северных морей, омывающих Европейскую Россию. Поморы - это потомки древних новгородцев, отличавшиеся от северорусских особенностями хозяйства и быта, связанными с морем и морскими промыслами.

Донские, уральские, оренбургские, терские, сибирские, забайкальские и приамурские казаки, хотя и имевшие разное происхождение, отличались от крестьян своими экономическими привилегиями и самоуправлением. Донское казачество, сформировавшееся в XVI-XVII веках из славянских и азиатских компонентов, исторически делилось на верховское и понизовское. Среди верховских казаков было больше русских, среди понизовских преобладали украинцы. Северокавказские (терские и гребенские) казаки были близки к горским народам. Ядро уральских казаков в XVI веке составляли выходцы с Дона, а ядро забайкальских казаков, появившихся позднее, в XIX веке - не только русские, но также буряты и эвенки.

Старожилы Сибири - это потомки ранних переселенцев XVI-XVII веков из Северной России и Приуралья. Среди западносибирских старожилов больше распространено оканье, а в Восточной Сибири, кроме окающих русских, есть и акающие - выходцы из южнорусских земель.

Особенно сильно аканье распространено на Дальнем Востоке, где преобладают потомки новоселов конца XIX - начала XX века.

Многие кержаки - сибирские старообрядцы сохранили свои этнографические особенности. Среди них выделяются: "каменщики", потомки беглых старообрядцев из горных районов Алтая, живущих по рекам Бухтарма и Уймон; "поляки", говорящие на акающем диалекте, - потомки старообрядцев, переселенных после разделов Польши из местечка Ветки в район Усть-Каменогорска; "семейские", потомки старообрядцев, выселенных из Европейской России в Забайкалье в XVIII веке.

Среди сибиряков-метисов выделяются якутяне и колымчане, потомки смешанных русско-якутских браков, камчадалы, карымы (обрусевшие буряты Забайкалья) и потомки затундренных крестьян, воспринявших долганский язык и обычаи, живущие по рекам Дудинка и Хатанга.

 

ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ

 

Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к мусульманской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.

При советском режиме тюрки имели свою литературу, но еще до войны их языки были насильственно переведены на кириллицу.

Поволжские тюрки - татары, чуваши и башкиры - находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ.

Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы - длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.

 

КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ

 

Кавказ - живой музей языков и народов, которые населяли эту территорию с древнейших времен.

Это армяне, чей язык относится к индо-европейскому,

народы северо-западного Кавказа - абхазы и адыги,

нахские народы - чеченцы и ингуши, населяющие склоны Большого Кавказского хребта,

картвелы (грузины), занимающие юго-западную и центральную часть Кавказа, а также около 30 народов Дагестана.

Автономия кавказских народов, во многом фиктивная, сыграла тем не менее важную роль в сохранении национальных языков, поддерживая их ведением преподавания на национальных языках, трансляцией передач национального радио и телевидения. На Кавказе всегда был обычен би- и трилингвизм, но в процессе советизации русский язык постепенно вытеснял тюркский в качестве lingva franca, языка межнационального общения.

Культурное доминирование русских вызвало эрозию даже таких древних языков, как грузинский, но процесс русской экспансии и колонизации затронул Кавказ в гораздо меньшей степени, чем Сибирь.

 

БАЛТИЙСКИЕ НАРОДЫ

 

Литовцы, латыши, эстонцы и карелы заселяют восточные берега Балтики. Все эти народы получили официальное признание после революции 1917 года.

Языки латышей и литовцев принадлежат к балтийской группе индо-европейских языков. Хотя латыши и литовцы не похожи друг на друга, оба языка имеют общие лексические структуры.

Эстонцы и карелы принадлежат к финно-угорской языковой группе, одной из ветвей уральской языковой семьи. С точки зрения культурного развития эстонцы гораздо ближе к своим южным соседям, чем к карелам.

Культура и языки прибалтийских народов обязаны своим расцветом подъему национальных движений в последней четверти XIX века и шедшему параллельно процессу литературного возрождения, продолжавшемуся вплоть до советской аннексии 1940 года. Лютеранство, распространенное в Эстонии и Латвии, повлияло на высокий уровень грамотности среди местного крестьянства и вместе с литовским католицизмом удерживало эти народы в стороне от их восточнославянских соседей.

Карелы, имевшие тесные лингвистические и культурные связи с соседними финнами, отличаются менее выраженной национальной и культурной идентичностью, чем 3 других балтийских народа. Это частично объясняется миграцией карелов в другие регионы страны и прибытием многочисленных мигрантов-русских, которые уже давно доминируют здесь в количественном отношении.

 

ИРАНСКИЕ НАРОДЫ

 

Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию, 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в северном Иране. Другим иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы ближе к иранцам по своей культуре.

 

МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ

 

Все монгольские народы принято подразделять на несколько больших групп, самыми крупными из которых являются буряты и калмыки. Хотя многие народы Азии, например, тувинцы, алтайцы и эвенки, испытали на себе сильное влияние монгольской культуры, их языки не принадлежат к монгольской группе и их следует рассматривать отдельно. Только очень небольшая доля тех, кто принадлежит к монгольским народам, считает русский язык родным.

В XVII веке буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того, как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской территории. Они сохранили многие старинные традиции и находились под косвенным, а не прямым управлением царского правительства.

Калмыки, как и буряты, говорят на диалекте монгольского языка.

Первоначально они жили на территории Западной Монголии (в Джунгарии) и в начале XVII века мигрировали в Нижнее Поволжье, спасаясь от феодальных войн. К началу XVIII века они перешли от шаманизма к буддизму и их культурные связи с Монголией сохранились.

Позднее, под давлением царского правительства, часть калмыков вернулась в Китай, а оставшиеся 13 тысяч поселились на юго-западе Астраханской губернии. Как и буряты, калмыки имели своих собственных племенных правителей. После революции кочевое скотоводство стало для калмыков менее важным, и в 1930-е годы, после насильственной коллективизации и прикрепления к земле, оно почти полностью исчезло.

 

НАРОДЫ СЕВЕРА

 

Коренное население российского Севера гораздо более разнообразно и многочисленно, чем население арктической и субарктической Америки.

Советские этнографы использовали понятие "малые народы Севера" для общего обозначения 26 народов, принадлежавших к алтайской и уральской семьям и палеоазитским народам, но исключили при этом 2 большие по численности национальные северные группы – коми и якутов. Наряду с мордвой, удмуртами и марийцами они были причислены к финно-угорским народам. С другой стороны, эстонцы и карелы, хотя и принадлежащие к финно-уграм, были отнесены к группе балтийских народов.

Уже в первые десятилетия советской эпохи, после массовой миграции русских, все народы Севера, за исключением коми-пермяков, стали меньшинствами на своих собственных территориях, носивших их имя.

Численность некоторых народов Севера при царском режиме сокращалась, но вряд ли можно говорить об изменении этой ситуации после революции: численность населения, например, с 1926 по 1970 год возросла менее чем на 10%. Правда, частично это объясняется ассимиляцией народов Севера русскими мигрантами, которую не смогло предотвратить широко разрекламированное изобретение письменности почти для всех малых народов, численностью более 30 - 40 тысяч человек.

 

МОЛДАВАНЕ

 

Среди национальностей СССР молдаване были наиболее искусственным образованием. С этнической, лингвистической и культурной точки зрения они почти не отличимы от румын. Румынское население СССР было названо молдаванами в качестве уловки в длительном споре между Россией и Румынией за обладание Бессарабией.

В 1924 году, через 6 лет после того, как Румыния аннексировала Бессарабию, на территории Украины была сформирована Молдавская АССР. В ее границах оказалось большинство румын, проживавших к востоку от Днестра. В довоенной Молдавской АССР они составляли не более 30% населения. Эта искусственно выделенная республика должна была воплощать советскую оппозицию к румынской аннексии Бессарабии и одновременно стать в будущем ядром воссоединенной Молдавии. В соответствии с секретными протоколами советско-германского пакта 1939 года СССР аннексировал Бессарабию вместе с Северной Буковиной и 2 августа 1940 года на ее территории была образована Молдавская ССР, состоявшая из большей части Бессарабии и западной части первоначальной Молдавской АССР. После румынско-немецкой оккупации в 1941 году Молдавская ССР была вновь возвращена Советскому Союзу по советско-румынской конвенции 1944 года о перемирии.

Многие факты, касающиеся политики властей в области образования, занятости и участия в политической жизни, давали основание полагать, что молдаване являлись в своей собственной республике дискриминируемым большинством. Несмотря на рост образовательного уровня, Молдавская ССР имела самую низкую долю (около 40%) населения с высшим и средним образованием. Молдаване занимали непропорционально мало мест в высших учебных заведениях и, как следствие, получали самые непристижные рабочие места. Например, доля молдаван - научных работников в 1970-1980-е годы была в 5 раз меньше, чем доля ученых титульных национальностей в других союзных республиках. Официальное объяснение этого факта подчеркивало недостатки школьного образования на русском языке, особенно в сельских районах республики. Несмотря на настойчивое стремление союзных и республиканских властей доказать существование особого молдавского языка, нелепость этих попыток была очевидной и им пришлось прибегнуть к неуклюжему приему - заменить латинский алфавит кириллицей. Эта дискриминация отражала политику, направленную на ограничение связей между молдавской и румынской культурами, и облегчала доминирование русских.

 

НЕМЦЫ

 

Самой старой немецкой общиной в пределах Российской империи можно считать балтийских немцев - потомков средневековых тевтонских рыцарей, воинов и купцов. Они оказались в пределах России в начале XVIII века, после завершения Северной войны. Привилегии немецкого дворянства и городских классов, подтвержденные польскими и шведскими хартиями, постепенно размывались, и после революции 1917 года, когда в Прибалтике образовались независимые государства, были полностью отменены. В 1940-1941 годах, когда СССР аннексировал Прибалтику, балтийские немцы, согласно советско-германскому пакту, были репатриированы в Германию.

Другая, меньшая по численности, группа российских немцев включала потомков тех, кто приехал в Россию в разное время на военную службу в качестве преподавателей, ремесленников или торговцев.

Но большую часть российских немцев составляли потомки фермеров-иммигрантов, селившихся в Нижнем Поволжье, около Саратова и в Новороссии. Политика привлечения немецких колонистов, начатая Екатериной II в 1762 году, была пересмотрена в 1870-е годы, когда были отменены некоторые из привилегий, в первую очередь право по религиозным причинам не служить в армии. Это вызвало активную эмиграцию иностранных колонистов в Америку.

После 1917 года немцы Поволжья стали первым советским этническим меньшинством, которое получило свою национальную территорию - Трудовую Коммуну немцев Поволжья (1918), трансформировавшуюся позднее в АССР немцев Поволжья. После начала войны с Германией около 700 тысяч немцев было депортировано на восток, а АССР немцев Поволжья была упразднена.

Депортация украинских немцев была сорвана стремительным наступлением германской армии, но в 1944-1945 годы многие из советских немцев, эвакуированных в 1941 году на территорию Польши и Германии, были возвращены в Советский Союз и отправлены в сибирские концлагеря или в среднеазиатскую ссылку.

Указами 1955 и 1964 годов немцы Поволжья были реабилитированы, но вернуться на прежнее место жительства им не удалось, и, несмотря на открытие школ с преподаванием на немецком языке и разрешение совершать лютеранское богослужение, все попытки российских немцев восстановить свою национальную территорию до сих пор оканчивались неудачей. Это вызвало массовую эмиграцию в ФРГ, значительно сократившую долю немцев в населении страны.

 

ЕВРЕИ

 

По переписи 1989 года в Советском Союзе насчитывалось 1 миллион 378 тысяч евреев. На протяжении всего XX века число евреев уменьшалось. Их насчитывалось 5 миллионов в 1897 году, 2,7 миллиона в границах 1926 года и 2,2 миллиона в 1959 году. Более 2,5 миллиона советских евреев погибло во время войны.

По переписи 2002 года в РФ проживают 203 тыс. евреев, 3 тыс. евреев горских, 0.1 тыс. евреев грузинских, 0.1 тыс. евреев среднеазиатских. (См. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002. М.: Госкомстат, 2003. С.13.)

Около 90% советских евреев составляют ашкенази, говорящие на языке идиш. Восточные евреи-сефарды населяют Дагестан, Кавказ и Среднюю Азию. В 1989 году около 9 тысяч евреев проживало в Еврейской автономной области, что составляло лишь 4% от общей численности ее населения.

Евреи - преимущественно городской народ. В городах проживает 98% всех евреев, около 1/4 из них - в Москве, Петербурге и Киеве. Они традиционно имеют очень высокий уровень образования. Например, в 1975 году евреи, доля которых в населении страны не превышала тогда 0,8%, составляли 4,1% лиц с высшим образованием.

Среди советских евреев всегда было непропорционально много адвокатов, врачей, ученых, работников культуры и искусства, писателей и журналистов. Но их крайне мало в партийном аппарате, силах государственной безопасности и на дипломатической службе - ситуация, обратная той, которая наблюдалась в первые годы после революции.

Быстрое уменьшение числа аспирантов-евреев, ставшее особенно заметным в 1970-1980-е годы, показывает, что их роль в науке и преподавании сокращается.

Доля евреев падала не только из-за эмиграции в Израиль, но также из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции.

В 1989 году из 537 тысяч евреев России 91% считали русский язык родным, хотя в 1926 году более 70% евреев назвали своим родным языком идиш.

Территории, заселенные евреями, вошли в состав русской империи после трех разделов Польши при Екатерине II. В царское время они подвергались сильной дискриминации и понесли особенно большие потери из-за массовых погромов во время гражданской войны, но советский режим предоставил им равные права со славянами и возможность занимать любые государственные посты. Наряду с этим советские власти запретили еврейские националистические партии, секуляризовали еврейскую национальную культуру и ограничили официальное употребление идиш.

В 1940-е годы Сталин вернулся к традиционной антисемитской политике, закрыл еврейские школы, запретил еврейские организации и национальную культуру. Эта политика достигла своего пика в последние годы его жизни, когда вслед за закрытием всех еврейских политических организаций и широкой кампании против еврейского национализма и космополитизма последовала казнь 24 видных еврейских лидеров и было сфабриковано дело врачей, которое должно было стать прелюдией к массовой департации евреев на Дальний Восток.

Преемники Сталина не были столь же антисемистски настроены, но дискриминация еврейства продолжалась в виде официальной пропаганды против Израиля и поддерживающего его "мирового сионизма". Эта политика послужила причиной массового оттока евреев в Израиль и резкого сокращения доли евреев в населении страны.

 

ЦЫГАНЕ

 

Согласно переписи 1989 года в Советском Союзе проживало 262 тысячи цыган, но действительная цифра ближе к 600 тысячам. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, и поэтому трудно с точностью оценить их численность. Кроме того, это связано с тем, что родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган на территории бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. По переписи 2002 года цыган проживает в РФ 183 тыс., цыган среднеазиатских – 0.5 тыс. (Основные итоги всероссийской переписи населения 2002… С. 15.)

Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI веке, вторая - через Германию и Польшу в XVI-XVII веке.

Цыганский язык произошел от индо-арийской ветви индо-европейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того, что большая часть цыган прошла в средние века через Византию, их язык, "ром", несет на себе следы сильного балканского влияния.

Несмотря на то, что цыгане живут в общинах, широко рассеянных по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане занимались в основном торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах (женщины). Также они были кузнецами, пастухами и лесорубами. Большинство цыган кочевало, но они регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, некоторые жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того, что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте.

Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивлялось всем попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 года квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась еще в конце XVIII века, когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступлений перед императрицей, и в течение следующего XIX века цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции.

После революции цыганские труппы стали критиковаться как искусственное порождение старой аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру: выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны и вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском не появлялись.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!