Основные направления и стили художественной культуры в России в начале ХХ в



Культура России на рубеже 19-20 вв. Отражала всю сложность и противоречивость революционной эпохи, выступала ярким показателем трансформации общественного и художественного сознания, а также индивидуализации личности. Впитав традиции и идеалы «золотого века», она отличалась от него в силу психологической напряженности в обществе, ожиданий последним «больших перемен». Поиск художником своего места в обществе становится доминирующим и основополагающим в развитии духовности культуры, поиск новых изобразительных методов и средств.

Широкое распространение в кругах художественной интеллигенции получили идеи «нового религиозного сознания» (богоискательства), синтеза искусства, деятельность религиозно-философских собраний, обсуждавших вопросы церкви и культуры. «глубокий водораздел» между народом и интеллигенции. Преодоление его занимало центральное место в творческих исканиях деятелей культуры этого периода.

Литература

Идейная и социальная острота эпохи особенно полно отразилась в художественной литературе. Реалистическое направление приобретало новые черты в творчестве Бунина, Вересаева, Короленко, Куприна, Чехова. Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества «Знание», одним из руководителей которого был A.M. Горький.

Наиболее ярким проявлением модернизма был символизм в поэзии как мистическая реакция на натуралистическое изображение в литературе. Символисты во главе с Брюсовым и Бальмонтом объединялись вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно». В отличие от этой группы символистов появившиеся в начале 90-х гг. так называемые младшие символисты (Иванов, Белый, Блок) ориентировались на национальные интересы и находились под воздействием религиозно-мистических идей Соловьева.

Чуть позже появляются акмеисты (Ахматова, Гумилев, Мандельштам) с журналом «Аполлон», кубофутуристы (Маяковский, Хлебников) и эго-футуристы (Северянин), отказывавшиеся от литературных традиций в угоду революционной форме, независимой от содержания. Одновременно появляются и новокрестьянские поэты (Есенин, Клюев, Клычков).

Театр

Модернистские течения в театре связаны с именем известного реформатора театра, актера и режиссера Мейерхольда, много экспериментировавшего в области сценического искусства. Почти одновременно с изобретением во Франции кинематографа братьями Люмьер в 90-е гг. в России начинают сначала в С-П (сад «Аквариум»), а затем в Москве (сад «Эрмитаж») демонстрироваться фильмы. С именем кинопредпринимателя Ханжонкова связано начало производства на построенной им в Москве кинофабрике отечественных игровых фильмов.

Музыка

Музыкальное искусство характеризовалось усилением лирического направления, наиболее ярко представленного в творчестве Римского-Корсакова, продолжавшего традиции «Могучей кучки». Новые черты русской музыки начала 20в с обращением к внутреннему миру человека нашли выражение в сочинениях Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Глазунова, Танеева. Центрами музыкальной жизни были Мариинский и Большой театры, а также Московская частная русская опера (Мамонтов, Зимин).

ИЗО

Изобразительное искусство также испытывало на себе столкновение традиционного и модернистского в творческом процессе. Передвижники искали новые подходы к изображению конкретно-исторических образов. В традиционном жанре Реализма работали Репин, Серов, Суриков, Нестеров, Коровин, Васнецов. Свободу искусства от описательности и копирования действительности отстаивали художники, объединившиеся в 1898 в союз «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Добужинский, Философов, Дягилев и др.). Отвергая как академизм, так и передвижничество, они тяготели к изображению ушедших эпох, особенно 18в. Модернизм в изобразительном искусстве был представлен организованными в Москве в 1907-10 выставками «Голубая роза» (Кузнецов, Сарьян) с идеями смутного настроения и «Бубновый валет» (Ларионов, Гончарова), тяготевшей к лубковой живописи. Русский авангард начала 20в связан с работами Кандинского, Петрова-Водкина, Шагала, и в первую очередь со знаменитым «Черным квадратом» Малевича, представленным на выставке в Петрограде в 1915. Абстракционистам был свойственен поиск в окружающем мире воплощения идеи мирового устройства.

Важным этапом в развитии отечественной культуры стали организованные в начале 20в. Дягилевым русские сезоны в Париже, В ходе проводившихся выставок (например, «Два века русской живописи и скульптуры»), концертов симфонической музыки, балетов проходило взаимообогащение мировых культур, демонстрация богатейшего культурного наследия России.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!