Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.



1908-1909 - Боснийский кризис. В 1908 г. в Турции произошла революция: был свергнут султан, к власти пришли националистически настроенные «младотурки». Для Австро-Венгрии турецкие события стали поводом для аннексии Боснии и Герцеговины = демонстрация силы. Извольский хотел, чтобы взамен Австро-Венгрия поддержала Россию в изменении режима проливов БиД, устная договоренность была. В итоге Россия ни с чем. Сербы против России. 1909 г. – вмешалась Германия, в ультимативной форме требовали от России одобрения присоединения БиГ, оказать давление на Сербию. Унижение, дипломатическая Цусима.

Боснийский кризис способствовал сближению России с Италией. Русско-итальянский договор 1909 г. знаменовал собой важный шаг в наметившемся отходе Италии от Тройственного союза.

 

Потсдамское соглашение 1911г. с Германией.

 

 6(19)августа 1911 г. уже в Петербурге. Договор носил компромиссный характер. Гер мания обязывалась не домогаться концессий в Северном Иране (русской зоне влияния) и в приграничной с Россией турецкой территории, а Россия - не препятствовать сооружению линии от Багдадской железной дороги (г.Ханекена) до Тегерана. Потсдамское соглашение хотя и не устранило противоречий между Россией и Германией, но несколько смягчило российско-германские отношения.

 

Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.

 

1912 г. Албания провозгласила свою независимость. Турецкие власти ответили резней мирного населения, в результате которой погибло более 50 тысяч человек. Резня вызвала взрыв негодования в Болгарии, Сербии и Черногории

21 октября (3 ноября) Турция обратилась к великим державам с просьбой о мирном посредничестве. Российское правительство приняло решение сдержать союзников Балканского блока. Мирная конференция была открыта в мае 1913 г. в Лондоне. 17(30) мая был подписан мирный договор, по которому почти вся европейская территория Турции, за исключением Константинополя и прилегающей к нему области, а также о. Крит и Эгейские острова, передавались странам-победительницам. По условиям этого договора Турция признавала независимость Албании.

 

Однако возникшие споры по территориальным вопросам привели ко второй Балканской войне, теперь уже между странами-победительницами. Спор возник между Грецией и Сербией, с одной стороны, и Болгарией, с другой, из-за Македонии, территория которой при распределении ее между ними по договору не была разграничена. 16 (29) сентября был заключен мир, по которому Адрианополь с прилегающей к нему территорией был возвращен Турции, Греции пере давались Салоники с прилегающей областью и часть Македонии, другая часть Македонии переходила к Сербии, Румыния получила исконно болгарскую территорию - Добруджу. Обострились отношения между Сербией и Австро-Венгрией. Первую поддерживала Россия, вторую Германия.

Понятие «серебряного века» русской культуры: «кризис» культуры, «упадок» (декаданс) или «расцвет»?

Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Само определение "серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл").

Луна в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих лет. Сам термин восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов (при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный).

А теперь вопрос о том, кто первым взял термин Гесиода и Овидия "серебряный век" и ввел его в русский культурный оборот. Очень интересны исследования на этот счёт американского слависта Омри Ронена. Имя Николая Бердяева постоянно называют в числе самых вероятных авторов термина. Как считает Омри Ронен, за этим стоит явное недоразумение, а "виноваты" несколько строк из мемуаров поэта, критика и мемуариста Сергея Маковского: "Томление духа, — размышлял С.Маковский в предисловии к своим воспоминаниям "На Парнасе "Серебряного века"" (писавшимся в конце 50-х, а вышедшим посмертно в 1962-м), — стремление к "запредельному" пронизало наш век, "Серебряный век" (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — "Золотому"), отчасти под влиянием Запада".

Никакого "серебряного века", утверждает О.Ронен, у Бердяева ни в одной работе нет, так что не случайно замечание такого специалиста, как Борис Гаспаров: "Маковский ссылается на Николая Бердяева как на источник выражения, но я его не смог обнаружить ни в одном из бердяевских текстов".

В 1961 г. в Париже вышел посмертный сборник Николая Оцупа "Современники". Одна из его статей, "Серебряный век русской поэзии", открывалась словами: "Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы". Как поясняет Омри Ронен, Николай Оцуп (1894-1958) был в последние свои годы очень обеспокоен тем, что авторство броского и запоминающегося термина уплывает из его рук и упорно переадресовывается Николаю Бердяеву.

Первыми, по результатам исследований Ронена, употребили это понятие Р.Иванов-Разумник и В.Пяст, которые не противопоставляли его «золотому веку» Пушкина, а выделяли в литературе начала 20 в. два поэтических периода («золотой век», сильные и талантливые поэты; и «серебряный век», поэты меньшей силы и меньшего значения). Для Пяста «серебряный век» – понятие прежде всего хронологическое, хотя последовательность периодов и соотносится с некоторым понижением поэтического уровня. Напротив, Иванов-Разумник употребляет его как оценочное. Для него «серебряный век» – спад «творческой волны», главные признаки которого – «самодовлеющая техника, понижение духовного взлета при кажущемся повышении технического уровня, блеска формы». Н.Оцуп - только популяризатор термина. Заодно Ронен выяснил, кто первым произнес «золотой век» относительно русской поэзии. Это - Павел Плетнев, тот самый, кому посвящен "Евгений Онегин".

Важно понимать:

  • Восприятие культуры периода зависит от истории в целом
  • Можно ли говорит о кризисе культуры вообще: переход или упадок?
  • Сильно повлияли последующие события: война, революция
  • Современники смотрели сквозь призму перемен в общественно-политической жизни
  • Состояние неопределенности, незавершенности

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!