Создание «Вьетнам куанг фук хой» («Союз возрождения Вьтнама»)
Синьхайская буржуазная революция 1911—1913 гг. свергла маньчжурское господство и монархический строй (цинскую династию) в Китае и провозгласила республику. В. И. Ленин писал о значении Китайской республики следующее: «Каковы бы ни были судьбы великой китайской республики, на которую теперь точат зубы разные ,,цивилизованные" гиены, но никакие силы в мире не восстановят старого крепостничества в Азии, не сметут с лица земли героического демократизма народных масс в азиатских и полуазиатских странах»[1266].
Синьхайская революция в Китае оказала большое влияние: на судьбы национально-освободительного движения народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Прав был великий китайский революционер-демократ Сунь Ятсен, когда в феврале 1912 г. писал о том, что примеру Синьхайской революции, утвердившей республиканский строй в Восточной Азии, должны будут последовать и другие страны этого региона[1267]. Это хорошо сознавал и; передовые люди Вьетнама. «Я понял, — писал Фан Бой Тяу, — что нам нужно ориентироваться на партию китайских революционеров»[1268]. Южный Китай стал центром политической эмиграции революционеров из различных стран Юго-Восточной Азии, в том числе и из Вьетнама.
Значение Синьхайской революции признавали и французские колониальные власти в Индокитае. Так, в политическом отчете генерал-губернатора Индокитая на имя министра колоний Франции указывалось, что «в связи с событиями в Китае (Синьхайская революция.— Авт.) обстановка в Индокитае и в Юго-Восточной Азии сильно осложнилась». «В Сингапуре восторженная реакция китайцев на первые успехи республиканцев. Китайцы, проживающие в Сингапуре, в большинстве своем являются выходцами из Южного Китая. В связи с событиями в Китае они срезали свои косы, демонстрируя тем самым отказ подчиниться царствующей династии. Кроме того, они украсили свои дома революционными флагами»[1269].
|
|
Подобным образом вели себя китайцы в Сайгоне и Телоне, выражая свое одобрение временным представителям республиканского правительства в Кантоне. Генерал-губернатор прямо отмечает, что «события, происходящие на Дальнем Востоке, имели резонанс в Индокитае, а в Аннаме они нашли живой отклик». Упомянутый генерал-губернатор считал, что события в Китае заинтересовали только просвещенных лиц, а народ пока не проявлял большого интереса, однако, по его мнению, через некоторое время и все население заинтересуется кризисом, охватившим соседнюю империю. «Китайская революция способствует укреплению националистических идей в Индокитае и выявит стремление народа к прогрессу. Важно, чтобы эта эволюция происходила под руководством французов, в противном случае она явится серьезной угрозой нашему господству в Индокитае». Тот же генерал-губернатор отмечал, что Кохинхина уже достигла значительного развития, Лаос и Камбоджа развиваются очень медленно. Французам придется главным образом обратить внимание на Аннам и Тонкин[1270].
|
|
В своем докладе генерал-губернатор Индокитая дает очень интересную расстановку классовых и социальных сил, указывая, что мандарины положительно восприняли французское влияние. Будучи привилегированной прослойкой, они обычно настроены консервативно, ибо опираются на французские власти. Служащие, секретари, переводчики, врачи и т. п., находящиеся на службе у французов, владеют французским языком и контактируют с французами.
В разряд недовольных генерал-губернатор относит мятежников типа Кыонг Де, который претендует на престол. Многие интеллигенты, недовольные своим положением, также выступают против французских властей. Почти все они воспитаны в духе традиционной китайской культуры и хотят создать свою партию, их вожаки укрываются в Японии, Сиаме и Китае, откуда они руководят революционным движением и пропагандой в Аннаме, Тонкине и Кохинхине. Тот же генерал-губернатор считал необходимым при создавшейся политической ситуации опереться на лояльно настроенную часть населения и постепенно переманить на свою сторону остальных. С этой целью он предложил по всем вопросам советоваться с вьетнамской элитой.- Чтобы расположить к французским властям вьетнамских чиновников и служащих, он предложил министру колоний Франции пересмотреть положение о них в государственной администрации. В цитированном документе генерал-губернатор предлагал провести реформы в области просвещения с таким расчетом, чтобы усилить влияние французов среди местного населения. «Только при условии развития системы обучения французскому и вьетнамскому языкам и определения узких границ китайской традиционной культуры можно будет установить авторитет Франции и сохранить положение хозяев этой страны». Французские власти стремились к тому, чтобы вьетнамцы восприняли современные западные идеи при посредстве французов. «В настоящий момент западная культура знакома вьетнамцам по плохим китайским учебникам, зачастую неблагоприятно истолковывающим действия и намерения французов. Такая ситуация может привести к серьезным недоразумениям. Китай оказывает значительное влияние на эту страну, издавна прививая здесь свой язык и распространяя свою литературу. Французы должны стремиться привить здесь свой язык и распространить свою литературу и таким образом завоевать население Вьетнама».
|
|
|
|
Как ни старались колониальные власти отвлечь вьетнамскую общественность от революционного Китая, им не удалось этого добиться, напротив, Синьхайская революция окрылила вьетнамских революционеров, начавших съезжаться в республику Сунь Ятсена из различных стран, где до этого они вынуждены были скрываться от преследований французской охранки. Под непосредственным влиянием Синьхайской революции в национально-освободительном движении Вьетнама появились качественно новые черты. Под ее воздействием вьетнамские патриоты и революционеры предприняли конкретные шаги, направленные на создание руководящего центра освободительной борьбы. С этой целью в Гуандуне (южнокитайская провинция) в феврале 1912 г. была созвана специальная конференция, на которой присутствовало 100 делегатов[1271]. Внимание конференции было сосредоточено на следующих основных вопросах.
1) Определение характера вьетнамской революции, путей ее развития и политического строя страны в будущем.
2) Создание действенной организации, способной взять на себя руководство национально-освободительным движением.
3) Установление тесного контакта с революционной партией Сунь Ятсена.
Острая борьба разгорелась вокруг вопроса о характере государственной власти во Вьетнаме после изгнания колонизаторов. Часть участников конференции настаивала на сохранении монархического режима, другая — выступала за республику. Фан Бой Тяу высказался в пользу республики. Его предложение было поддержано большинством участников конференции. Исключение составили лишь несколько представителей Кохинхины, к которым присоединились Кыонг Де и его сторонники[1272].
Расхождения по вопросу о характере государственной власти породили серьезную угрозу раскола, хотя Фан Бой Тяу всячески старался предотвратить его и использовать сторонников Кыонг Де в интересах национально-освободительного движения.
В связи с этим небезынтересно привести материалы, опубликованные во Вьетнаме в 60-е годы. На страницах вьетнамского исторического журнала «Изучение истории» печатались статьи, в которых делалась попытка проанализировать взаимоотношения, существовавшие между Фан Бой Тяу и Кыонг Де, а также ставился вопрос об оценке роли Кыонг Де в истории Вьетнама[1273].
Публикация серии таких статей, по-видимому, была обусловлена тем, что в Южном Вьетнаме в те годы (до 1962 г.) все чаще раздавались голоса в защиту исключительной роли Кыонг Де в антифранцузской борьбе. Однако для правильной оценки роли Кыонг Де в освободительном движении необходимо в первую очередь учитывать то обстоятельство, что он не всегда действовал в интересах национального освобождения. Так, в первый период своей деятельности (1906—1925) Кыонг Де в сотрудничестве с Фан Бой Тяу вел борьбу против французских колонизаторов, находясь в рядах вьетнамских патриотов, боровшихся за национальную независимость[1274]. Однако впоследствии он выступил против национально-освободительного движения и активно сотрудничал с японскими милитаристами, что ярко проявилось в годы второй мировой войны. И если в начале XX в. Кыонг Де еще находился в рядах национально-освободительной борьбы, то это было заслугой Фан Бой Тяу, который всячески пытался использовать в интересах, освободительного движения антифранцузские взгляды Кыонг Де. Известный историк и политический деятель Тон Куанг Фиет отмечал, что «если бы Фан Бой Тяу не вошел в контакт с Кыонг Де, то у него было бы мало шансов на привлечение на свою сторону куанов и он неизбежно столкнулся бы с огромными трудностями»[1275].
Синьхайская революция и провозглашение республики в Китае во главе с Сунь Ятсеном оказали революционизирующее влияние на многих вьетнамских патриотов и революционеров, в том числе и на Фан Бой Тяу. Синьхайская революция способствовала переходу Фан Бой Тяу с позиций монархизма на позиции республики.
Вспоминая об этом периоде, Фан Бой Тяу впоследствии писал, что в 1912 г. перед ним со всей остротой встал очень принципиальный вопрос: за что бороться — за монархию или республику? «Со времени моего отъезда в Японию,— писал Фан Бой Тяу,— я постоянно занят изучением причин революций в других странах, а также существовавших там политических течений. У меня вызывают живейший интерес идеи Жан Жака Руссо. После установления контактов с китайскими товарищами я отказался от моих прежних монархических концепций. Я изложил участникам конференции точку зрения по поводу демократизма. Она была одобрена подавляющим большинством»[1276].
На указанной конференции по личной инициативе Фан Бой Тяу было принято решение о создании вместо общества «Зуи Тан» нового — Общества возрождения Вьетнама («Вьетнам куанг фук хой»). Большинство членов «Зуи Тан» вступили в новое общество. Председателем был избран принц Кыонг Де, генеральным секретарем — Фан Бой Тяу. Опорой Общества возрождения Вьетнама стали передовые, патриотически настроенные интеллигенты, чиновники, разночинцы, мелкая буржуазия и солдаты. Основная цель Общества возрождения Вьетнама состояла в том, чтобы «изгнать французских захватчиков, восстановить былую независимость страны и провозгласить демократическую республику»[1277]. В отличие от общества «Зуи Тан», ориентировавшегося на Японию, Общество возрождения Вьетнама основные свои планы связывало с республиканским Китаем, во главе которого стоял тогда Сунь Ятсен. По своей политической программе это Общество представляло собой значительный шаг вперед по сравнению с обществом «Зуи Тан».
Общество возрождения Вьетнама имело три отдела: отдел, ведавший общими делами (во главе его стояли Кыонг Де и Фан Бой Тяу); совещательный отдел, куда входили представители всех трех частей Вьетнама (представителем от Бакки был Нгуен Тхы-онг Хиен, от Чунгки — Фан Бой Тяу и от Намки — Нгуен Тхань Хиён), и так называемый исполнительный отдел, который состоял из 10 членов и ведал экономикой, путями сообщения, просвещением и т. д.
С первых дней своего существования Общество поставило перед собой совершенно конкретные задачи. Главной из них было создание Армии возрождения (Куок фук куан). Предполагалось, что армия будет комплектоваться из вьетнамцев и представителей национальных меньшинств, проживавших в районе китайско-вьет-намской границы. Командный состав армии планировалось укомплектовать лицами, получившими образование в Китае и Японии.
Общество возрождения Вьетнама имело свой флаг — полотнище желтого цвета с пятью красными звездами. Знаменем Армии возрождения служило красное полотнище с белыми звездами.
Общество получало значительную материальную помощь из республиканского Китая. Чтобы сделать эту помощь как можно более эффективной, была создана смешанная (с резиденцией в Гуанчжоу) китайско-вьетнамская революционная организация «Обновление Китая — путь к процветанию Азии» («Хой тан хоа хынг а»)[1278]. Председателем этой организации был китаец Данг Кань[1279], его заместителем — Фан Бой Тяу. В принятом новой организацией манифесте говорилось: «Еще до объявления Китаем войны Франции необходимо оказать самую эффективную помощь вьетнамской революционной партии (очевидно, имеется в виду Общество возрождения Вьетнама.— Авт.). Такая помощь причинит много беспокойства французам и позволит партии выполнить роль авангарда китайских войск в деле освобождения Вьетнама»[1280].
В дальнейшем в связи с резким увеличением расходов решено было начать выпуск собственных бумажных банкнотов достоинством в 5, 10, 20 и 100 пиастров. На оборотной стороне банкнотов было указано, что они вводятся в обращение руководством Общества возрождения Вьетнама и после прихода к власти Общества и создания национального правительства будут обмениваться по льготному курсу: за 5 пиастров — 10.
После создания Общества возрождения Вьетнама делегаты конференции разъехались, с тем чтобы принять непосредственное участие в борьбе против колониальных властей. Об активизации действий членов Общества возрождения Вьетнама свидетельствуют многочисленные доклады и донесения французских дипломатов из Китая. Так, вице-консул Франции в Лонгчиеу и Наннине 2 января 1913 г. докладывал генерал-губернатору Индокитая о том, что к нему поступили сведения о подготовке мятежа в Татке, назначенного на март того же года. Вьетнамские революционеры намерены поднять мятеж с помощью членов общества «Донг-ти», которое возглавлял Т'У-Коан в районе Хадонга. Вице-консул сообщал также о том, что генерал Туту Лук обещал вьетнамцам продать оружие, поступавшее из Гонконга. В том же донесении сообщалось о прибытии в Тонкин из Китая по распоряжению Лука пяти вьетнамских артиллеристов. Последних переправили до границы в направлении к Татке.
Упомянутый вице-консул высказывал предположение о том, что во Вьетнаме существуют очаги мятежа, которые связаны с Кантоном и у которых налажена связь с китайскими властями.
Вице-консул также предполагал, что «китайские власти и впредь будут создавать трудности французам руками их подопечных, которых они инструктируют и вооружают, но сами вступят в игру только при наличии успеха восстания»[1281].
25 февраля 1913 г. французский консул в Кантоне писал генерал-губернатору Индокитая о том, что «ему известно о денежных затруднениях вьетнамских революционеров и что они намерены сделать денежный заем у китайских торговцев, проживающих в Кантоне». Тот же консул писал: «Наша бдительность на фоне безденежья революционной вьетнамской партии может свести на нет все ее усилия».
Наконец, генеральный консул Франции в Гонконге 13 апреля 1913 г. секретно сообщал генерал-губернатору Индокитая об отъезде Фан Бой Тяу на китайско-вьетнамскую границу (Тунгхинг), где он предполагал встретиться с вьетнамскими «мятежниками». Помимо предложения своего плана ареста Фан Бой Тяу тот же генконсул доносил, что Фан Бой Тяу по совету старшего брата Сунь Ятсена отправился 13 апреля в Макао, где он получил
5 тыс. пиастров для уплаты за оружие. В связи с этим генконсул высказал мнение, что вьетнамские «мятежники» могут атаковать французские военные посты в районах Лангшона и Каобанга, прося усилить охрану границ.
Члены Общества произвели ряд террористических актов. Так, в ноябре 1912 г. группа членов Общества во главе с Нгуен Хай Тханом совершила неудачное покушение на генерал-губернатора Индокитая Альбера Сарро. 19 апреля 1913 г. в Тхайбине взрывом бомбы был убит Нгуен Зуи Хан, глава одного из уездов в провинции Тхайбинь; в конце апреля была брошена бомба в гостиницу «Ханой», в результате чего было убито и ранено несколько французских военнослужащих.
Террористическая сектантская деятельность Общества вызвала волну новых репрессий. Участники террористических актов были схвачены французской полицией и казнены. Сотни вьетнамцев, подозревавшихся в соучастии, были брошены в тюрьмы или сосланы на каторгу.
Несмотря на то что члены Общества возрождения Вьетнама и проявляли определенную политическую активность, тем не менее как внутренняя, так и внешнеполитическая обстановка в тот период была неблагоприятной для развития революционной ситуации во Вьетнаме. Поражение Синьхайской революции, разгул реакции в Китае и последовавший затем сговор французских властей в Индокитае с китайскими реакционерами привели к тому, что руководители Общества возрождения Вьетнама, находившиеся в Китае, оказались полностью оторванными от родины. Индокитайские власти договорились с китайскими милитаристами об арестах руководителей Общества. В июле 1913 г. в Сянгане был схвачен Кыонг Де, а в январе 1914 г. в Гуанчжоу были арестованы Фан Бой Тяу и многие его соратники.
Таким образом, накануне первой мировой войны общество «Вьетнам куанг фук хой», душой которого был Фан Бой Тяу, переживало трудные дни.
Глава 5
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!