Тонкинская общественно-просветительская школа



 

В марте 1907 г. в Ханое была основана просветительская ор­ганизация под названием «Донг кинь нгиа тхук»[1216]. Упомянутая организация была призвана возглавить широкое движение за просвещение неимущих слоев вьетнамского населения, обучение грамоте, естественным наукам, пробуждение в них патриотизма и национальных чувств. Активное участие в деятельности «Донг кинь нгиа тхук» принимали известный своей лояльностью к Фран­ции Нгуен Суан Куанг—бывший глава провинции Лангшон, Нгуен Ван Винь — редактор газеты «Аннам нуво»[1217], преподава­тель педагогического училища Нгуен Ван Дык, а также Фан Тю Чинь, Дао Нгуен Фон, Фан Туан Фонг, Нгуен Куен, Данг Кинь Луан, Зыонг Ба Чанг и др. «Донг кинь нгиа тхук» имела много сторонников в среде местной интеллигенции и представителей иму­щих слоев, которые всячески содействовали ее деятельности и да­же оказывали материальную помощь. Школа была хорошо орга­низована, многие просвещенные лица работали бесплатно либо за небольшое жалованье. Среди населения проводились специаль­ные сборы средств в пользу школы. Нуждающиеся учащиеся шко­лы получали стипендию[1218].

На первых порах число учащихся в Тонкинской школе состав­ляло 500 человек, которое затем возросло до 2 тыс. В школе было восемь классов; обучение велось как в дневное, так и в ве­чернее, время. Днем занимались дети и подростки, вечером — взрослые. Деятельность школы проходила в рамках четырех сек­ций: просвещения, агитации, финансов и секции по подготовке учебных пособий[1219]. Секция просвещения занималась организацией учебного процесса как в самом Ханое, так и на периферии. В компетенцию финансовой секции входило изыскание материаль­ных, средств на нужды школы; она же непосредственно отвечала и за их расходование. Секция по подготовке учебных пособий ведала изданием различных учебных пособий и литературы. Шко­ла располагала публичной библиотекой и издавала собственную газету «Данг ко тунг бао» («Возрождение») на куок нгы и на тьы ном. Газета служила главным органом идеологической про­паганды. Основное содержание печатавшихся в ней материалов сводилось к пропаганде реформ в области политической, экономи­ческой и культурной жизни вьетнамского населения[1220]. Однако сре­ди указанных материалов были и такие, которые прямо или кос­венно были направлены против французского колониального ре­жима. Программа обучения основывалась на курсе «новое обучение» Китая и Японии[1221], включая спорт, естественные науки, историю, географию, медицину, литературу. Преподавание велось на вьетнамском языке, но изучались и иностранные — француз­ский и китайский. Материалами для обучения служили пособия, подготовленные школьными преподавателями, а также переведен­ные ими труды прогрессивных европейских и китайских авторов. Были открыты филиалы школы в ряде сельских районов севера и юга страны. В деятельности школы принимали участие многие видные литераторы, писатели и общественные деятели: Фан Тю Чинь, Хоанг Танг Би, Зыонг Ба Чак, Чан Тан Бинь и др.

В школе проводились дискуссии, лекции и беседы по самым различным вопросам. Лекции и беседы организовывались и в про­винциях (Хадонг, Хынгиен, Бакнинь, Хайзыонг, Намдинь, Шон-тэй и др.). Чтение лекций сопровождалось разъяснением целей школы и сбором средств для ее деятельности. Во время бесед и дискуссий выступавшие резко критиковали взяточничество и кор­рупцию чиновников, жестоких помещиков и старост. Члены школы созывали собрания в сельской местности и в городах, на ко­торых обсуждались наболевшие вопросы, производился сбор денег для открытия народных школ и покупки литературы и учебных пособий. Школа применяла разнообразные формы пропаганды научных знаний посредством чтения и комментирования книг, га­зет и организации публичных выступлений лекторов. Прогрессив­но настроенные французы также принимали участие в работе шко­лы, учебный процесс в которой преследовал цель опровергнуть устаревшую идеологию конфуцианства, познакомить учеников с естественными науками, литературой, политикой.

Издаваемые школой труды по истории Вьетнама имели пат­риотическое содержание: в них, как правило, рассказывалось об исторических народных героях, участниках освободительного дви­жения и о тех, кто отдавал много сил и энергии строительству и развитию экономики отечества, уделяя незначительное место им­ператорам. Такие книги будили в народе чувства национальной гордости и патриотизма. В произведениях, издававшихся школой, много говорилось о борьбе за единство страны, содержался при­зыв к самопожертвованию во имя родины[1222]. «Донг кинь нгиа тхук» представляла собой организацию совершенно нового типа, ставившую перед собой цель воспитания молодежи в новом духе с учетом развития наук. По замыслу руководства школы ее вы­пускники должны были составить основные кадры борцов за про­гресс и цивилизацию страны в будущем.

Члены «Донг кинь нгиа тхук» вели большую агитационную и просветительскую работу среди городского и сельского населе­ния, резко критикуя изжившие себя феодальные обряды, прежние схоластические методы обучения, пропагандируя все новое и про­грессивное. Так, в частности, они ратовали за развитие нацио­нальной торговли и промышленности, призывали носить европей­скую одежду, коротко стричь волосы и т. д.[1223].

Деятельность Тонкинской общественно-просветительской шко­лы плодотворно сказалась на развитии национальной литературы. Многочисленные поэтические и прозаические произведения, на­писанные ее деятелями, вошли в золотой фонд прогрессивной на­циональной литературы. Патриотическая литература, созданная Тонкинской школой, сыграла большую роль в пробуждении на­ционального самосознания. Хотя деятельность школы продолжа­лась лишь девять месяцев, тем не менее ею было издано и рас­пространено большое количество книг и материалов на родном языке.

По предложению инспектора школы Нгуен Куена были напе­чатаны десятки тысяч томов учебников[1224]. Школа закупила боль­шое количество новой литературы из Китая. Нелегально было пе­реведено и издано много сборников стихов и песен прогрессивных авторов. Школа объединила вокруг себя многих писателей, поэ­тов, журналистов, писавших труды на родном языке, которые в своих произведениях пропагандировали революционные, прогрес­сивные идеи. Нгуен Куен, Нгуен Фан Лонг, Дао Нгуен Фо, Ла Дай, Хоанг Танг Би и др.[1225] были большими знатоками националь­ной литературы, владели пером и образным простым языком, зна­комили широкие массы с художественным словом, говоря им прав­ду, прививая любовь к родине, призывая к борьбе за независи­мость.

Благодаря действенной пропаганде широкое распространение в народе получила национальная письменность куок нгы. Вьетнам­ский язык обогатился новой лексикой и терминами, названиями различных машин, механизмов, новыми философскими и историче­скими терминами. Популяризация куок нгы вылилась в общена­циональное движение за изучение национальной письменности. На страницах газеты «Данг ко тунг бао» печатались статьи о не­обходимости реформ в политико-экономической и культурной об­ласти жизни населения[1226]. Среди последних встречались и такие, которые прямо или косвенно были направлены против французского колониального режима. Деятельность «Донг кинь нгиа тхук» в области развития идеологии, культуры и просвещения приняла широкие размеры, составив целую эпоху в истории зарождения буржуазно-демократического движения. Влияние школы постепен­но распространилось и на всю страну, охватив провинции Нам-динь, Нгеан, Хатинь, Куангнам, Биньтхуан и др., где были откры­ты школы, в которых обучение велось по программе «Донг кинь нгиа тхук».

В деятельности всех этих школ принимали участие широкие слои патриотически настроенных сил, начиная от умеренных и кончая революционерами. По своему социальному происхождению это были торговцы, зажиточные крестьяне, чиновники, просвещен­ные лица. В работе школ принимали участие многие члены тай­ных обществ[1227].

По мере активизации деятельности Тонкинской школы в ней ярко проявились те же самые тенденции, которые наблюдались в национально-освободительном движении этой страны. На движе­ние «Донг кинь нгиа тхук» оказывали воздействие сторонники как Фан Тю Чиня, так и Фан Бой Тяу.

Одна часть членов школы являлась сторонниками движения за социальные реформы по пути прогресса и цивилизации. Эта часть Тонкинской школы вела борьбу против засилья феодальной идео­логии в культуре, образовании, искусстве: Ее участники широко популяризировали буржуазную культуру. Интеллигенция, зани­мавшаяся распространением идеологических концепций нацио­нальной буржуазии и сотрудничества с «Донг окинь нгиа тхук», стала называться новыми ши-фу. Часть ее представителей вышла из класса феодалов, однако ее большинство было связано социаль­ными корнями с торговцами, предпринимателями и разночинцами и было ближе к народу, чем ши-фу XIX в. Новые ши-фу активно выступали против иностранного засилья, за развитие националь­ной торговли и промышленности. В Ханое сторонники «Донг кинь нгиа тхук» открыли магазины «Донг лой те», «Хонг тан хынг», «Куанг хынг лонг», в Куангнаме и Куангнгае основали торговую компанию «Лам тхань», в провинции Нгеан — магазин «Чиеу зыонг тхыонг куан», в Фантхиете — общество «Лиен тхань» и др.

Интересно отметить, что торгово-промышленные предприятия, созданные сторонниками Фан Тю Чиня и Фан Бой Тяу, принци­пиально отличались друг от друга по своим целям. Предприятия группы Фан Тю Чиня учреждались с целью развития националь­ной торговли и промышленности. Для Фан Бой Тяу и его едино­мышленников такие предприятия служили источником средств для антифранцузской борьбы. Другая часть членов школы — сторон­ники Фан Бой Тяу ставили своей целью задачи чисто политиче­ского характера — борьбу против французского колониализма. Эти две тенденции в национально-освободительном движении также нашли свое яркое отражение и в деятельности членов «Донг кинь нгиа тхук».

Наряду с чисто просветительской работой школа занималась и политической пропагандой. Из уст в уста передавались песни и стихи антифранцузского содержания, широко распространялась антиколониальная литература. В провинции Бакнинь, например, были обнаружены политические листовки, содержавшие призыв к физическому уничтожению колонизаторов в Индокитае. «Каж­дый,— говорилось в одной из таких листовок,— обязан принять деятельное участие в борьбе за свободу нашей родины. Крестья­нам следует отказаться от уплаты налогов, солдатам — обратить зружие против своих европейских командиров. Те, кто достаточно грамотен, смогут стать пропагандистами и агитаторами. Те, у ко­го есть достаточно средств, внесут свою лепту в правое дело по­жертвованиями»[1228].

На поиски распространителей антифранцузской литературы власти мобилизовали значительные полицейские силы. 6 декабря 1907 г. руководителям всех провинций Тонкина был разослан се­кретный приказ верховного резидента, в котором предписывалось «усилить бдительность и одновременно довести до сведения под­чиненных, что те будут нести полную ответственность за беспоряд­ки, могущие возникнуть в их провинциях»[1229].

Антиколониальная деятельность «Донг кинь нгиа тхук» вызва­ла серьезное беспокойство французских властей. «Многие члены распорядительного комитета школы,— докладывал в своих отче­тах верховный резидент Тонкина,— до сих пор не представили нам доказательств своей лояльности. Напротив, они проявили себя людьми, настроенными к нам явно враждебно. Один из них, Лыонг Нгок Кан, отправил в Японию двух своих сыновей для заверше­ния образования, другой, Фан Тю Чинь, известный острыми на­падками на представителей местной администрации, предпринял попытку распространять в определенных кругах идеи, отнюдь не полезные для нашего правительства»[1230].

На первых порах французские власти ограничивались тем, что внимательно следили за членами Тонкинской школы через своих агентов. Однако, убедившись, что деятельность школы направлена на подрыв устоев колониального строя и что сама эта организа­ция постепенно превратилась в центр патриотического антифран­цузского движения, они поспешили провести против нее ряд ре­прессивных мер. В связи с этим верховный резидент Тонкина до­кладывал: «Я решил закрыть школу на Шелковой улице, которая служила скорее центром агитации против французского влияния, нежели общеобразовательным учреждением»[1231].

В ноябре 1907 г. Тонкинская школа была закрыта, ее организаторов приговорили к многим годам тюремного заключения или сослали на каторгу. Вся литература школы была кон­фискована[1232]. Несмотря на ко­роткий срок существования, школа сыграла большую роль в деле пропаганды научных знаний среди широких слоев населения, ведя активную борь­бу за национальную независи­мость. Тонкинская школа вела также борьбу против засилья феодальной идеологии в обла­сти культуры, просвещения, искусства и литературы. Ана­логично движению «Донг Зу» «Донг кинь нгиа тхук» имела ярко выраженную патриотиче­скую направленность, пресле­дуя цель поднять культурный и духовный уровень народа. Оба эти патриотические движения дополняли друг друга в анти­империалистической и антифео­дальной борьбе вьетнамского народа.

При наличии большого сходства в идеологической направлен­ности «Донг Зу» и «Донг кинь нгиа тхук» между ними отмечались и значительные расхождения. Так, если основная цель движения «Донг Зу» сводилась к получению вьетнамской молодежью обра­зования в Японии, с тем чтобы подготовить национальные кадры для будущей вооруженной антифранцузской борьбы, то «Донг кинь нгиа тхук» в качестве своей основной задачи выдвигала про­ведение социальных реформ с целью демократизации страны и поднятия культурного уровня ее народа.

Сторонники «Донг кинь нгиа тхук» выступали против китай­ской феодальной культуры и письменности (ханван), тогда как французские власти были заинтересованы в их сохранении. Борь­ба против китайской письменности по своей сущности была на­правлена не только против французских колонизаторов, но и против вьетнамских феодалов и застывших конфуцианских догм. Фео­далы насаждали в народе конфуцианские каноны, сохраняли фео­дальную культуру и мораль, ибо это давало им возможность удер­живать народные массы в состоянии невежества и обскурантизма. В отличие от «Донг Зу» «Донг кинь нгиа тхук» в своей дея­тельности не делала политической ставки на феодалов, решительно отмежевавшись от них, как, впрочем, не рассчитывала и на иностранную военную помощь. Руководители этого движения ви­дели причину всех бед и отсталости вьетнамского народа в за­силье феодальной идеологии и культуры, сковывавших народные таланты, препятствовавших прогрессу цивилизации. Руководите­лям «Донг кинь нгиа тхук» были близки прогрессивные идеи Рус­со, Дидро, Монтескье, китайских реформаторов (особенно Лян Цичао и Тань Сытуна), а также идеи японской революции Мэй-дзи, которые они всемерно и широко пропагандировали в своих лекциях, тесно связывая учебу с практикой и жизнью.

Создание «Донг кинь нгиа тхук» было исторически обусловле­но тем, что в конце XIX — начале XX в. прогрессивно настроенная вьетнамская интеллигенция смогла воочию убедиться в консерва­тивном характере феодальной идеологии, превратившейся в тор­моз социального прогресса. Пробуждение национального самосо­знания толкнуло эту интеллигенцию на поиски новых путей раз­вития страны. К тому же к этому времени она уже убедилась в том, что девиз «кан-выонга» уже не может более сплачивать про­грессивные силы в борьбе за независимость, когда класс феодалов во главе с императором перешел на сторону колонизаторов.

Заслуга общества «Зуи Тан» и «Донг кинь нгиа тхук» состоит в том, что они пошли дальше движения «кан-выонг» и практиче­ски встали на путь антифеодальной и антиколониальной борьбы, дополняя друг друга, развернув в народе активную пропаганду за новый, капиталистический путь развития страны. Во взглядах Тонкинской школы на развитие национальной промышленности, сельского хозяйства и торговли нашли свое выражение интересы вьетнамской буржуазии. «Донг кинь нгиа тхук» родилась в период первой русской революции 1905—1907 гг. и пробуждения Азии, знаменовав собой рост национального самосознания. К этому же времени развернула свою деятельность и первая политическая ор­ганизация Вьетнама — общество «Зуи Тан», организовавшее дви­жение «Донг Зу». Обе эти организации выражали интересы за­рождающейся вьетнамской буржуазии, первые отряды которой к этому времени вступили на политическую арену, сделав заявку на руководство национально-освободительным движением. Дея­тельность обеих политических организаций оказала большое влия­ние на судьбы революционного демократического движения в стра­не, и в частности в провинциях Центрального Вьетнама, где в 1908 г. вспыхнуло широкое крестьянское движение под названием «Движение соотечественников» («Донг бао»). Движение в Чунгки за прогресс началось еще в 1906 г. Его возглавили Фан Тю Чинь и Хюинь Тхук Кханг. После возвращения из Японии Фан Тю Чинь работал в провинции Тханьхоа, где велась широкая пропаганда социальных реформ, улучшения жизненных условий населения, внедрения латинизированной письменности куок нгы, развития на­циональной промышленности и торговли[1233]. Эти требования носили буржуазно-демократический характер. Упомянутое движение рас­пространилось не только на города, но также и на сельские райо­ны. Так, в провинции Куангнам было открыто 18 школ, препода­ватели которых работали на общественных началах[1234].

Движение «Зуи Тан» в Чунгки и движение против налогов и принудительных отработок, охватившее обширный район Цент­рального Вьетнама, испытали на себе влияние политического кре­до Фан Тю Чиня. От требований реформ в ряде мест (Куангнам, Куангнгай) это движение переросло затем в вооруженные народ­ные выступления против феодальных и колониальных властей. Вооруженные выступления произошли вопреки желанию Фан Тю Чиня. Жизнь показала ошибочность взглядов Фан Тю Чиня и Фан Бой Тяу и еще раз подтвердила истину о необходимости ведения борьбы как против империалистов, так и против феодалов. Последнее ярко продемонстрировали мощные выступления кре­стьян в Чунгки в 1908 г., в которых проявили себя оба направле­ния в национально-освободительном движении[1235].

Восприняв идеи буржуазно-демократической революции, пат­риотически настроенная интеллигенция использовала их для под­нятия крестьянства на борьбу. Революционные массы крестьян в силу своего социального происхождения, экономических условий и социального положения в рассматриваемый период уже облада­ли антиколониальным и антифеодальным духом борьбы, и поэто­му идеи Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня были ими восприняты и взяты на вооружение.

Под влиянием деятельности «Донг кинь нгиа тхук» в Чунгки получило широкое развитие движение «Донг бао» или движение «Зуи Тан», выступавшее против старой схоластической си­стемы обучения, за внедрение европейского образования. Это движение будило в народе дух свободолюбия, национальные чув­ства. Однако, поскольку указанное движение проходило в легаль­ных условиях при попустительстве колониальных властей, оно развертывалось в форме буржуазного реформизма, которое по своему характеру было скорее антифеодальным, нежели антиим­периалистическим. Итак, под влиянием освободительных и про­светительских идей общества «Зуи Тан» и «Донг кинь нгиа тхук» народные массы поднялись на вооруженную борьбу с местными и иностранными угнетателями. Наиболее яркими проявлениями этой борьбы явились выступления крестьян в Чунгки (Аннам) против налогов (весна 1908 г.), попытка захвата Ханоя (июнь 1908 г.) и борьба крестьян под руководством Де Тхама (1909— 1913) в Бакки (Тонкин).

 


Глава 4


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!