ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 1 страница



 

Правитель правит с помощью

добродетели, а не силы.

 

Конфуций

 

21.1. Соотношение государства,

правовой системы и личности

 

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов (либералы, демократы, анархисты...) с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций они по-разному определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

Например, представители теории российского либерализма в сценарии демократических преобразований в России институту права и свобод человека отводят двоякую роль. С одной стороны, он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны <1>.

--------------------------------

<1> Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство" - "личность" - "общество" в теории российского либерализма // История государства и права. 2005. N 3. С. 2 - 5.

 

Сейчас неоспоримым фактом признается положение о том, что в системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Еще в XI веке в Англии были приняты законодательные акты, признавшие приоритет интересов личности перед государством. В этом вопросе Россия традиционно отставала от просвещенной Европы. В этой связи уместно напомнить, что только в 1861 году в России было отменено крепостное право. Но мы должны помнить и другое - в отличие от ставшего просвещенным Запада в истории России никогда не было периода инквизиции (в Западной Европе он продолжался около 200 лет) и рабовладения.

По мнению С.М. Шахрая, являющегося одним из разработчиков Конституции Российской Федерации, заложенная в тексте Основного Закона современной России модель приоритета прав и свобод человека, если быть оптимистом, "то реализована она процентов на 50". Модель рыночной экономики и социального государства, по его мнению, "реализована процентов на 20", а "кооперативного федерализма - процентов на 35 - 38" <1>.

--------------------------------

<1> Закатнова Анна. Россия "юрского периода" (беседа с С.М. Шахраем) // Российская газета. 2008. 11 декабря.

 

Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки.

Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие личности является более узким по сравнению с понятием "человек". Человек - общественное существо, член человеческой семьи. В первую очередь личность вырастает из себя. Немаловажное значение в этом процессе принадлежит и окружающей его обстановке.

Проблема личности обширна и многогранна. Она имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Правовое понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

Жители различных стран гордятся своими выдающимися соотечественниками, оставившими глубокий след в истории развития не только конкретного государства, но и в целом земной цивилизации. Например, величайшими британцами в результате проводимого в августе 2003 года социологического опроса, в котором приняли участие 1,2 млн. человек, были признаны следующие уроженцы Великобритании (смотри таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Ньютон и Черчилль - лучшие из британцев // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.

 

Место в  рейтинге по     всемирной версии (по британской  версии)  Имя (годы жизни)      Род деятельности Число     проголосовавших (%)     
1 (6)  Сэр Исаак Ньютон        (1642 - 1727)        Физик      21,4    
2 (1)  Сэр Уинстон Черчилль      (1874 - 1965)      Политический   деятель     17,0    
3 (3)   Диана, принцесса Уэльская    (1961 - 1997)       Член королевской   семьи      13,0    
4 (5)    Уильям Шекспир         (1564 - 1616)      Поэт, драматург 12,1    
5 (4)   Чарлз Дарвин (1809 - 1882) Биолог      10,1    
6 (8)  Джон Уинстон Леннон      (1940 - 1980)       Музыкант,    композитор    8,0     
7 (2)  Изамбард Кингдом Брунель   (1806 - 1859)       Изобретатель   7,9     
8 (7)  Елизавета I Тюдор       (1533 - 1603)       Королева Англии 6,1     
9 (10)  Оливер Кромвель        (1599 - 1658)       Лорд-протектор  2,2     
10 (9)  Горацио Нельсон, виконт  Нельсон (1758 - 1805)   Флотоводец    2,1     

 

Проводившийся в те же сроки, что и в Англии, социологический опрос среди жителей Украины определил рейтинг следующих украинцев, признанных десятью самыми великими (смотри таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Братья Кличко - почти лучшие украинцы // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.

 

 Место в рейтинге    Имя (годы жизни)          Род деятельности      
1.   Тарас Григорьевич Шевченко        (1814 - 1861)         Поэт, художник, мыслитель  
2.   Богдан (Зиновий) Михайлович  Хмельницкий (ок. 1595 - 1657) Государственный и военный   деятель, гетман Украины   
3.   Виталий Владимирович Кличко    (род. 1971), Владимир     Владимирович Кличко (род. 1976) Боксеры-профессионалы, чемпионы мира в супертяжелом весе  
4.    Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) (1871 - 1913)           Писательница        
5.   Михаил Сергеевич Грушевский      (1866 - 1934)           Историк, политический деятель,  Президент Украинской Народной    Республики (1918)     
6.   Иван Степанович Мазепа          (1687 - 1708)         Гетман Левобережной Украины 
7.   Андрей Николаевич Шевченко         (род. 1976)                Футболист          
8.   Иван Яковлевич Франко          (1856 - 1916)          Писатель, ученый, общественный        деятель           
9.   Леонид Данилович Кучма           (род. 1938)          Президент Республики     Украина (1994 - 2002)    
10.  Леонид Макарович Кравчук          (род. 1934)          Президент Республики     Украина (1991 - 1994)    

 

Определенные размышления и выводы дает содержание следующего рейтинга. В 2006 году эксперты известного американского журнала "Форбс" составили список ста самых влиятельных женщин мира. Его возглавляла канцлер ФРГ Анхела Меркель. На втором месте - государственный секретарь США Кондолиза Райс, а на третьем - заместитель премьера Госсовета Китая У И. В список были включены 53 американки, 5 англичанок, по три представительницы Китая и Франции. Российских женщин в этом списке не было.

История становления системы прав, свобод и обязанностей личности (гражданина, человека) имеет многовековые корни и весьма поучительный характер. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений. Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека", - считает Патриарх Алексий II <1>. Он не видит противоречий между позицией Русской Православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией о правах человека (1948 г.).

--------------------------------

<1> Яковлева Елена. Второе дыхание (Патриарх Алексий II об актуальных для Церкви и общества темах) // Российская газета. 2006. 18 апреля.

 

Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

Заслуживает интереса позиция китайского руководства о путях развития демократии в стране. Они считают, что главной целью китайского правительства является строительство в стране демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества - Коммунистической партии Китая, численность которой в 2006 году составляла 69,6 млн. человек. Китайская демократия от обычной, по их мнению, отличается диктатурой народа, демократическим централизмом и тем, что всей политической жизнью страны руководит КПК. Китайское руководство обоснованно считает, что судить о степени демократичности той или иной политической системы следует "только по тому, довольно ли этой системой большинство населения" <1>.

--------------------------------

<1> Габуев А. Китайские коммунисты начали строительство демократии // Коммерсантъ. 2005. 21 октября.

 

21.2. Основные положения правового статуса личности

в России и в других странах

 

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические.

Первый Генеральный секретарь Международного института прав человека (Совет Европы) Карел Васак еще в 1979 году выделил три поколения прав человека <1>. К первому относятся преимущественно политические или "негативные", которые предназначены предохранять человека от возможного произвола со стороны государства, а именно: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религиозных убеждений. Эти права ассоциируются с англосаксонской либеральной традицией и нашли свое отражение в ряде международных документов, в том числе и во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Социалистические государства во главе с СССР придерживались позиции, направленной на отказ признавать неограниченное право на толкование политических прав первой группы и признание их наиболее важными среди других видов прав человека. Право человека на свободу совести, религии, мысли и убеждений относится к числу базовых личных прав и свобод.

--------------------------------

<1> Соборное право (Всемирный русский собор предложил России вернуться в Азию) // Коммерсантъ. 2006. 6 апреля.

 

Ко второму поколению отнесены социально-экономические права, предназначенные гарантировать равенство всех членов общества: право на труд, образование, отдых, получение зарплаты на уровне не ниже прожиточного минимума и т.д. В отличие от прав первого поколения их называют позитивными, поскольку они содержат перечень благ, которые человек имеет право получить от общества. Эти права ассоциируются с социалистической и социально-демократической традицией.

Их определенные виды воспроизведены в национальных правовых системах. Например, право на получение пособия по безработице в большинстве европейских государств отражено в текстах конституций или нормах трудового законодательства (трудовых кодексах). К этому поколению прав со стороны государств также наблюдалось серьезное политическое разногласие. Если социалистические государства ставили их на первый план, то США отказывались признавать многие из этих прав. Специалисты отмечают, что в результате этого противостояния Всеобщая декларация прав человека так и не стала юридически обязательным международным документом для государств.

К третьему поколению прав были отнесены такие, как право наций на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие. Они динамично развивались под эгидой ООН в 80-х годах XX столетия. Эту категорию прав более активно обычно поддерживают развивающиеся страны третьего мира. На основе этих прав они определяют свою политическую доктрину невмешательства в их внутренние дела и объясняют необходимость возможных ограничений базовых прав личности региональной, религиозной и культурной спецификой.

Активную позицию в разработке прав и свобод человека занимают различные религиозные концессии. Например, десятый Собор Русской Православной Церкви (апрель 2006 года) принял Декларацию о правах и достоинствах человека. В ней отмечается, что наравне с правами человека стоят такие понятия, как вера, нравственность, святыня, Отечество. Одной из важнейших задач государства и общества является недопустимость наличия противоречий между этими базовыми понятиями - правами и достоинствами человека.

Научную классификацию прав человека осуществляли и советские ученые. Например, М.П. Кареева приняла за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала в себя следующие составляющие: социально-экономические права; равноправие граждан; демократические свободы.

В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П. Кареевой и другими исследователями, выработала систему основных прав и свобод. В нее вошли:

- социально-экономические права и свободы граждан;

- политические права и свободы граждан;

- личные права и свободы граждан.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция России в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.

В действующей Конституции Российской Федерации, основывающейся на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем - политические, а за ними - социально-экономические права и свободы личности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот важнейший международный документ имеет рекомендательный статус, но примерно в 90% текстов конституций современных государств, в том числе и в тексте Конституции Российской Федерации, содержатся базовые принципы, сформулированные в Декларации.

В ходе голосования за принятие этого документа из 56 государств 48 проголосовало "за" и 8 - воздержались. Среди государств, воздержавшихся при голосовании, были СССР, Белорусская и Украинская ССР, Польша, Саудовская Аравия, Югославия, Южноафриканский Союз. Формальной причиной позиции СССР стало отсутствие в тексте декларации права нации на самоопределение, принцип защиты национальных меньшинств и запрещение фашистской идеологии.

В российском законодательстве Всеобщая декларация прав человека впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. На ее основе разработаны новые законы, а также изменены или дополнены действующие законы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина.

Россия присоединилась к основополагающим международным соглашениям в области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении была ратификация 5 мая 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью.

К концу 2004 года в Европейский суд поступило почти 18 тысяч обращений из России. По этому показателю Российская Федерация занимало третье место среди всех государств - членов Совета Европы. Среди прочего такое положение свидетельствует о недостаточно высоком авторитете национальных органов правосудия у граждан. Значительное количество обращений в Европейский суд отклоняется без рассмотрения по существу. К концу 2004 года число российских дел, принятых Судом к производству, лишь немногим превысило 100, а было рассмотрено (по состоянию на 1 октября 2004 г.) только 13. В 2007 году около 20% обращений в Европейский суд поступило от граждан России (первое место среди всех государств - членов Совета Европы).

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Поэтому такое разделение носит чисто условный характер. Граждане России все более активно используют предоставленные им государством формы защиты конституционных прав и свобод. В течение 2004 г. в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около 30 тысяч жалоб, большинство из которых поданы на нарушения гражданских прав и на действия правоохранительных органов.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!