Девять наставлений о главном.



Анонимное предание

Данное сочинение впервые было опубликовано в 1991 г. и в настоящее время доступно в трех изданиях, осуществленных мастерами тайцзицюань из Чжаобао. Из этих трех публикаций в двух случаях в заголовке присутствует слово «тайцзицюань». В анонимном предисловии к этому тексту последний объявляется заново воссозданным трактатом, восходящим к знаменитому полководцу XII в. Юэ Фэю. В некоторых изданиях он приписывается Ван Цзунъюэ, что представляется очень мало вероятным ввиду отсутствия подобного текста в других списках сочинений, восходящих к этому персонажу. По мнению Ли Шижуна, данный текст представляет собой созданное в начале XX в. переложение на язык тайцзицюань сходного сочинения о «девяти принципах», издавна существовавшего в другой школе даосских боевых искусств – Синъицюань. Значительное место в нем уделено изложению основ китайской медицины, что позволяет считать его своего рода справочным пособием в этой области, предназначенным для учеников школы Чжаобао.

 

Первое наставление о главном

Всегда было так, что рассеявшееся должно собраться, а разделенное должно соединиться. Посему каждое из четырех сторон и восьми направлений мироздания занимает свое место, а все сущее имеет свое происхождение. Единый корень может рассеяться и стать тьмой явлений, а тьма явлений возвращается к единому корню. В событиях же нет такой закономерности.

Боевое искусство – дело чрезвычайно сложное, оно имеет тысячу перемен и десять тысяч превращений. Каждое его проявление – это конфигурация силы и образ ци. Конфигурации силы можно классифицировать, а образы ци восходят к единому.

То, что называется единым, внизу начинается со ступней, внутри начинается с органов тела, сухожилий и костей, а вовне охватывает мыщ‑цы и кожу. Пять органов восприятия и сотня костей преемствуют друг другу и вместе образуют единую нить. Разрывай ее – и не разорвешь, бей по ней – и не разобьешь.

Когда верх начинает двигаться, низ за ним следует. Когда низ начинает двигаться, верх ведет его. Верх и низ двигаются, а посередине проводится атака. Когда средняя часть тела движется, верх и низ с ней согласны. Внутреннее и внешнее друг в друге продолжаются, перед и зад друг в друге продолжаются: вот что называется быть пронизанным одной нитью.

Однако же ничего не следует делать с усилием – только так можно провести атаку. Когда приходишь к покою, нужно быть пустым и не делать ничего произвольно. Во всякой позе нужно стоять прочно, как горный кряж. Когда начинаешь двигаться, нужно вылетать, подобно грому, и мчаться стремительно, как молния.

В покое нужно казаться неупокоенным, вовне и внутри, вверху и внизу не нужно за что‑либо держаться. В движении нужно как будто не двигаться, нельзя обозначать какое‑то определенное движение, будь то вправо или влево, вперед или назад. Будь подобен воде, которая неудержимо стремится вниз, и ее никто не в силах сдержать.

Будь подобен огню, бегущему по запалу: не успеешь заткнуь уши, как раздастся взрыв. Не предавайся размышлениям, не утруждай себя суждениями, не старайся угадать момент и не спрашивай, почему так случилось. Тогда всегда будешь успевать и без всякого понимания.

Луна становится полной за месяц, а мастерство созидается долгими занятиями. Чтобы, встретив мудрого, суметь задать ему вопрос о «единой нити» жизни, нужно много знать, многому научиться и твердо усвоить искусство. Не жалей усилий, чтобы познать природу вещей, вникай во всякое дело, трудное и легкое. Мастерство добывается только собственными усилиями, и здесь не нужно спешить. Иди вперед размеренно и спокойно, шаг за шагом, тогда постигнешь секреты своего тела и сможешь без труда связать воедино верх и низ, внутреннее и внешнее. Соединяй то, что рассеяно. Собирай то, что разделено. Конечности и туловище вернутся к первозданному единству ци, вот и все.

 

Второе наставление о главном

Между Небом и Землей все сущее, претерпевая изменения, возвращается1 и все становится прямым, сгибаясь. Каждая вещь имеет свой момент кризиса, в любой обстановке есть сила, возвращающая к исходному положению. Такова неизменная истина всех времен.

Всевозможные явления в мире исходят из ци, а ци исходит из Единого. Зачем же разделять ее на два? То, что называется двумя началами – это вдох и выдох. Вдох и выдох соответствуют Инь и Ян. В явлениях мира обязательно присутствуют покой и движение, а ци не может существовать без вдоха и выдоха. Вдох – это Инь, а выдох – это Ян. Когда янское ци опускается вниз, оно становится Инь. Когда иньское ци поднимается вверх, оно становится Ян. Иньское же ци, опускаясь вниз, по‑прежнему остается Инь. Вот так разделяется Инь.

Что такое чистое и грязное? То, что поднимается вверх, это чистое. То, что опускается вниз, это грязное. Чистое ци поднимается вверх, а грязное ци опускается вниз. Чистое – это Ян, а грязное – это Инь. Получается, что Ян становится таким образом Инь, а Инь становится таким образом Ян. Если говорить в целом, они вместе составляют янское и иньское ци. А если говорить раздельно, они являют начала Инь и Ян. Ци не может не быть иньским или янским, явления не могут не пребывать в покое или в движении, рот не может не принимать или исторгать из себя, нос не может не вдыхать и выдыхать. Такова неизменная истина равновесия в круговороте. Итак, ци разделяется надвое, но в действительности составляет одно. Кто стремится понять это, пусть не привязывается к понятиям.

 

1 Вероятно, аллюзия на строку «Дао‑Дэ цзина»: «Великий Путь распространяется далеко и возвращается». Слово «изменяться» соответствует в оригинале знаку «уходить».

 

Третье наставление о главном

Ци ‑ основа всех тел, тело же можно разделить на составные части разными способами. Так, его можно разделить на три части: верх, середину и низ. В таком случае верху соответствует голова, середине – корпус, а низу – ноги. Применительно к голове верху соответствует Небесный двор1, середине – нос, низ – подбородку. Применительно к корпусу крайней части соответствует грудь, середине – живот, основанию – Киноварное поле. Применительно к ногам крайней части соответствует ступня, середине – колени, а основанию – бедра. Применительно к рукам крайней части соответствуют ладони, середине – локти, а основанию – плечи. Применительно к ладони крайней части соответствуют пальцы, середине – верх ладони, а основанию – низ ладони. А в отношении ступней и говорить нет нужды.

Итак, от макушки до ступней в каждом секторе тела имеются три части, и каждая из них имеет значение и требует к себе особого внимания. Если не понимать значения крайней части, то не будет опоры и не будет понимания главного. Если не понимать середины, то все тело будет как бы пустым. Если не понимать, как применять основание, не будешь знать, как двигаться. Но разве это можно понять сразу!

Когда ци приходит в действие, нужно начинать двигаться от крайней части, середина ей следует, а основание направляет движение. Но пока что о частях тела говорилось по отдельности. Если же говорить в целом, то от макушки головы и до основания ступней, четыре конечности и все сочленения составляют одно целое, а в каждой середине имеются свои три части.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!