Разъяснение сущности и применения



Великого Предела

 

Принцип – это сущность семени, ци и духа, а семя, ци и дух – это сущность тела.

Тело – это способ применения сердца, а сила‑цзинъ и сила‑ли‑ способ применения тела.

Сердце и тело имеют установленного повелителя, и это – принцип вещей.

Семя, ци и дух имеют установленного повелителя, и это – искренность воли.

Искренность – путь Неба, а быть искренним – путь Человека.

То и другое пребывает в нашем сознании (инянъ).

Если ты понимаешь принцип единства Неба и Земли, сам собой будешь усваивать ци круговорота солнца и луны.

Такое ци ‑ круговращение воли, а семя и дух изначально сокрыты в принципе мироздания.

Идя дальше, мы говорим о начале военном и начале культурном, о мудрости и духовности.

Так постигается истина.

Если говорить о сердце и теле в свете боевых искусств и применительно к силе‑цзинъ и силе‑ли, то нужно обращаться к самой основе Пути.

 

1 В ряде списков вместо слова «песнь» фигурирует знак «способность» (гун), что не меняет существенно смысла данного пассажа.

 

Иначе мы ничего не постигнем и будем говорить лишь о лежащих на поверхности приемах рукопашного боя.

Внутренняя сила‑цзинь происходит из сухожилий, а сила физическая происходит из костей. Если рассуждать в категориях материальных вещей, то человек, наделенный физической силой, может поднять груз в сто фунтов. Но это поверхностная сила, идущая из костей и мышц, и она жесткая и косная. Если же воспользоваться внутренней силой‑цзинъ, происходящей от всего тела, то, хотя ею как‑будто нельзя удержать и нескольких фунтов, она происходит из семени и ци. С ее помощью, если хорошо овладеть ею, она будет действовать сильнее, чем грубая физическая сила‑ли. Таков ПОДЛИННЫЙ Путь совершенствования себя и телесного воспитания1.

 

14.Разъяснение культурного2и военного

Начал в Великом Пределе

Культурное – это сущность (букв. «тело» – ти), военное – это применение. Способности культурного начала осуществляются в военном начале через семя, ци и дух, и это составляет телесное воспитание3. Когда военное начало усваивает культурное начало в сердце и теле, это есть занятие боевыми искусствами.

Обращаясь к культурному и военному началам, мы должны говорить о «периоде огня»4, ибо они раскрываются согласно определенной последовательности. Вот корень телесного воспитания.

Применительно к поединку культурное и военное нужно рассматривать в свете должного соблюдения принципов накапливания и испускания. Вот корень боевого искусства. Потому и говорят, что боевая практика в культурном действии представляет собой упражнение в мягкости и основана она на внутренней силе‑цзинъ, передаваемой сухожилиями и творимой семенем, энергией и духом. Боевая же практика в военном начале представляет собой жесткость боевых действий и проистекает из физической силы‑ли, идущей от сознания и тела. Культурное, не подкрепляемое

1 Как отмечает Шэнь Шоу, выражение «телесное воспитание», соответствующее западному понятию «физическая культура», не свойственно традиционному книжному языку и появилось в китайском языке лишь в конце XIX в.

2 Д. Уайл слишком произвольно передает понятие «культурное», «гражданское» начало, традиционно противопоставлявшееся началу «военному», словом «духовное». Поскольку это понятие тесно связано с китайским идеалом церемонно‑обходительного поведения, допустимо переводить его также русскими словами «благочинное», «благообразное», «благонравное».

3В списке Шэня говорится буквально: «составляет тело (т.е. сущность.‑ В.М.) культурного начала».

4«Период огня», или «огненный период» (хо хоу) – термин из «внутренней алхимии» даосизма.

 

боевыми упражнениями, – это сущность, не имеющая применения. А боевые упражнения, не подкрепляемые культурным началом, – это применение, не имеющее сущности. Одинокий столб не будет стоять, одной ладонью не будешь хлопать. Это верно в отношении не только телесного воспитания и военного начал, но и всех вещей на свете.

Культурное – это внутренний принцип. Военное – это внешнее явление. Когда есть внешние явления, но нет внутреннего принципа – это только кипящая в крови ярость, потеря своего первозданного образа. Тогда, нападая на другого, человек лишь навлекает свое поражение. Когда же есть внутренний принцип, а нет внешнего проявления, мы только предаемся благодушным размышлениям и не знаем, что в поединке даже самый ничтожный промах оборачивается гибелью.

В применении боевого искусства в поединках с другими людьми нужно очень хорошо понимать, что такое культурное и военное начала.

 

Разъяснение понимания

силы‑цзинь в Великом Пределе

Постижение понимания силы‑цзинь в себе ведет к духовной просветленности и созидает культурное начало. После этого нужно достичь иньского числа1, и тогда не будешь знать ошибок.

Когда Ян обретает свое Инь, соединяются Вода и Огонь, Цянь (Небо) и Кунь (Земля) пребывают в гармонии, а природа и жизнь сохраняют первозданную чистоту.

Понимание внутренней силы в человеке пребывает в пределе зрения и слуха, способности претерпевать превращения с каждой встречей, постигать в себе чудесное действие кривизны в движении, достигать просветленности без усилия, иметь чувствительное знание внутреннего и внешнего движений. Тот, кто достиг такой способности, будет всегда действовать безупречно, и ему не нужно будет думать о том, что ему делать.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!