Основы тренировки фигур и ведения рукопашного боя
В старину говорили: «Кто может завлечь в пустоту, тот способен четырьмя унциями опрокинуть тысячу пудов». А кто не умеет завлечь в пустоту, тот неспособен четырьмя унциями опрокинуть тысячу пудов. Эти слова исполнены глубочайшего смысла, новичок не может постичь его. Я добавлю здесь несколько слов, чтобы разъяснить их. Тот, кто полон решимости овладеть искусством, найдет в них кое‑что полезное для себя и сможет день ото дня совершенствовать свое мастерство.
Тот, кто хочет научиться завлекать в пустоту и четырьмя унциями опрокинуть тысячу пудов, первым делом должен знать себя и знать противника. Тот, кто хочет знать себя и знать противника, должен прежде научиться оставлять себя и следовать противнику. Тот, кто хочет научиться оставлять себя и следовать противнику, должен прежде научиться овладевать импульсом и потенциалом обстановки. Тот, кто хочет овладеть импульсом и потенциалом обстановки, должен прежде достичь цельности тела. Тот, кто хочет сделать цельным тело, должен прежде устранить все разрывы и пустоты (в своих позах). Тот, кто хочет устранить все разрывы и пустоты в своих позах, должен прежде укрепить и сделать всепроницающими свое ци и свой дух. Тот, кто хочет укрепить и сделать всепроницающими свое ци и свои дух, должен прежде сосредоточить свои дух и не позволять ему растекаться вовне. Тот, кто хочет не давать духу растекаться вовне, должен прежде научиться собирать дух и ци в позвоночнике. Тот, кто хочет научиться собирать дух и ци в позвоничнике, должен прежде научиться иметь силу в бедрах, расслаблять плечи и позволять ци стекать вниз.
|
|
Внутренняя сила‑цзинь поднимается от ступней, претерпевает перемены в ногах, скапливается в груди и направляется поясницей. Вверху она проникает в руки, внизу она наполняет бедра, и ноги ей следуют.
Внутренняя сила‑цзинь исходит изнутри, ее собирание есть закрытие, а ее испускание есть раскрытие. Когда она покойна, все покоится, а покой есть закрытие.
В закрытии таится раскрытие. Когда начинается движение, то движется все в теле, а движение есть раскрытие. В раскрытии же таится закрытие.
При прикосновении тело непроизвольно скручивается и так обретает силу.
Только так можно завлечь в пустоту и четырьмя унциями столкнуть тысячу пудов.
Каждый день исполнять фигуры – это путь (гунфу) познания себя. Приступая к занятиям, сначала спроси себя: «Соответствуют ли мои движения указанным выше принципам?» Если что‑то в них не соответствует, немедленно исправляй ошибку. Поэтому в учебных занятиях нужно двигаться медленно, а не быстро.
Рукопашный бой – это путь познания противника. Движение и покой относятся к познанию другого, но вопрошать об их соответствии принципам следует себя. Если поза правильная, то даже от сильного натиска ты не сдвинешься ни на волос. Используй потенциал ситуации и входи (в пространство противника), встречай уверенно его силу и дай ему провалиться вперед. Если ты ощущаешь свое бессилие, то это происходит от двойной тяжести и связанности. Причину нужно искать во взаимодействии Инь и Ян, раскрытия и закрытия. Вот что называется: «Знай себя и знай противника, и тогда в ста сражениях одержишь сто побед»1.
|
|
Песнь о тринадцати конфигурациях силы
Секрет тринадцати конфигураций силы с древности познали
лишь немногие.
Чтобы раскрыть глубины искусства, я нарушу правило и поведаю их вам.
1 Цитата из китайского военного канона «Сунь‑цзы».
Рука пэн должна быть сферичной и живой.
Выставляя руку, добивайся сознательной чувствительности.
Если противник пуст, я применяю удар цзи.
Если он полон, я опускаю локти и отбрасываю.
Совершая по касательной удар пэн, опрокидываю противника
и лишаю его равновесия.
После ударов люй, анъ, пэн опускаю плечи и скручиваюсь в поясе.
Удар люй применяется для того, чтобы нейтрализовать силу противника
|
|
И завлечь его в пустоту, как в западню.
Удар цзи используется, для того чтобы столкнуть,
Опускаясь вниз, приводишь противника в замешательство.
Повернись, а потом ударь прямо перед собой: сила скользит над землей до горизонта.
В ударе анг нужно уметь быть закрытым: сначала вниз,потом возвращаешь назад.
Вновь развернись, толкни перед собой, отбрось противника на десять шагов.
В ударе цай должна быть действительная сила, ибо мягкий рывок бесполезен.
Сначала пусти силу сверху вниз, потяни вниз, отступив в сторону,
Разбивай удар вращением корпуса, как быстрый меч разрезает лоб или горло.
Когда противник на меня наседает, первым делом применяй удар ле.
В ближнем бою используй локоть, согни руку и бей в грудь или ребра.
Тогда раскрывшемуся цветку негде будет спрятать себя.
Для удара плечом ищи треугольник и входи, обратив взгляд вниз.
Поясница и корпус скручиваются вместе, посылая противника в преисподнюю.
Наступай и захватывай Срединный Дворец1: такой атаки никто не выдержит.
Сближаясь с противником на полшага, не оставляй ему никаких шансов.
Отступая, стирай за собой, чтобы противник не видел твоих следов.
Применяй с осторожностью «три шага вперед», будь внимателен в исполнении «семи звезд».
1 Срединный Дворец – центральная область круга Восьми Триграмм, соответствующая в схеме Пяти стихий Срединной Земле. Здесь: фокус жизненного пространства противника.
Срединная Земля не меняет своего положения, грудь вобрана, поясница расслаблена. У того кто вникнет в тринадцать позиций, каждая поза будет творить чудеса.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!