Группировка частей композиции, оптический вес, и баланс, закон рычага



 

Несколько аранжировок могут объединяться в группы. При этом их нельзя ставить бессвязно друг рядом с другом. Группа должна создавать связи, порядок, ясность, красоту. Каким же образом отдельные части могут создать единую группу?

Существует определенное поле напряжения, в котором находятся части экспозиции или аранжировки. Именно оно обуславливает взаимосвязь частей и возникает благодаря нашему чувству потребности в балансировке. Гравитационная сила, благодаря которой у нас возникает ощущение веса, и необходимость уравновешенности нагрузки справа и слева заставляет флористов очень серьезно подходить к вопросу баланса.

Между сторонами аранжировки чувствуется некая ось (прямая, которая проходит сквозь точку равновесия группы). При этом стороны могут быть разными или одинаковыми. Значит, нагрузка на этих сторонах будет одинаковая или разная. Груз на одной из сторон требует противовеса на другой. В этой игре сил и находится основное композиционное правило образования группы.

Чтобы точно определить понятие баланса, определимся сначала с понятиями оптического веса, оптического баланса, закона рычага, симметрии и асимметрии.

Оптический вес

Оптический вес является весом, воспринимаемым глазом, и не имеет ничего общего с фактическим весом. Две одинаковые керамические вазы, одна наполненная водой, а другая пустая, зрительно воспринимаются одинаково тяжело. То есть впечатление оптического веса зависит от различных свойств предметов.

Исследуя наши ассоциации, связанные с различием цвета, формы и размера, можно прийти к следующим выводам:

·         прозрачное смотрится легче, чем непрозрачное

·         гладкое смотрится легче, чем грубой фактуры

·         мягкое смотрится легче, чем жесткое

·         светлые краски смотрятся легче, чем темные

·         круглые формы смотрятся тяжелее, чем длинные, узкие

·         широко стелющиеся формы смотрятся тяжелее, чем стремящиеся вверх

·         множество маленьких бутонов смотрятся легче, чем одна большая замкнутая масса такой же площади.

Оптический баланс

Мы говорим об оптическом балансе, когда зрительно выравниваются два оптических веса, то есть на обеих сторонах групповой оси находятся примерно равные весовые соотношения. При этом решающим является не только сам оптический вес, но и удаление от групповой оси.

Оптический вес и удаление находятся во взаимосвязи и следуют определенной закономерности, закону рычага. Смысл этого закона заключается в том, что большой вес на одной стороне композиции будет уравновешен меньшим весом на другой в том случае, если меньший удален дальше от групповой оси. С этим законом мы встречаемся постоянно в повседневной жизни - качели, ножницы для бумаги, весы с гирями.


Закон рычага

Закон гласит: "Рычаг с двумя плечами находится в равновесии, если предметы, расположенные на нем, находятся на одинаковом расстоянии от центра и равны по весу". Если же мы имеем разные веса, то короткое плечо должно быть больше нагружено, чем длинное.

Части каждой композиционной группы действуют как нагрузка двух плеч рычага. Каждая сторона группы - это плечо рычага. Воспринимаемая групповая ось является одновременно и весовой точкой для оптического взвешивания. Если оптически воспринимаемые меры веса и удаление частей от весовой точки согласовываются с законом рычага, то мы говорим об оптическом равновесии.

Композиция без оптического равновесия зрительно опрокидывается и неуверенно стоит, как в приведенном ниже примере.

Это чувство неуверенности является моментом дисгармонии, и это нарушение не позволяет возникнуть полному восприятию и чувству гармонии. Для человека, как организма, чувство равновесия является жизненным условием. Знание закона рычага помогает флористу избегать ошибок и облегчает поиск необходимых исправлений в его работе.

Симметрия и асимметрия в композиции

 

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

Симметрия Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), (рис.1) * зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), (рис.4) *вертикальная, (рис.1) *горизонтальная, (рис.4) * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), (рис.2 и 3)

 

 

симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

 

 

 

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 832; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!