Формы, ряды и виды поверхностей во флористике



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО" Майкопский государственный технологический университет"

Экологический факультет

Кафедра ландшафтной архитектуры и лесного дела

Курсовая работа

По дисциплине: "Формообразование"

На тему:

Составление цветочной композиции "Воздушная фантазия"

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Группы 07341 Загинаева Анастасия

Проверила: Дульчаева И. Л

 

 

г.Улан-Удэ


Задание

На курсовую работу по дисциплине " Цветочная аранжировка"

. Ознакомиться с теоретическими основами формирования цветочной композиции

. Изучить основные выразительные средства композиции

. Составить цветочную композицию и дать краткую характеристику растительного материала, рекомендованного для формирования цветочной аранжировки.


Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 История флористики

1.2 Стили букетов

1.3 Формы, ряды и виды поверхностей во флористике

1.4 Группировка частей композиции, оптический вес, и баланс, закон рычага

1.5 Симметрия и асимметрия в композиции

1.6 Законы ограничения и ранжирования

1.7 Золотое сечение во флористике

1.8 Цвет и его воздействие

1.9 Контраст, гармония больших и малых контрастов

1.10 Способы крепления, инструменты и аксессуары

2. Практическая часть

2.1 Составление цветочной композиции " Воздушная фантазия"

2.2 Краткая характеристика растительного материала

Заключение

Список литературы


Введение

Разве можно представить себе наш мир без цветов? Без них сама красота бы погрустнела! Человек начал любоваться цветами с момента своего становления личностью, т.е. собственно с того момента, как почувствовал себя человеком. С древнейших времен цветы наши постоянные спутники в самые радостные, торжественные и трагические минуты. Они помогают нам выразить ярче нашу любовь, восхищение, уважение, верность и память. В любом своем проявлении цветы не просто источник красоты, они также позволяют человеку выразить бесконечное множество чувств. Они являют собой яркое цветовое пятно и естественным образом становятся одним из основных элементов декоративного оформления интерьера. Цветы стали органической частью нашей повседневной жизни, неотъемлемым спутником разных праздников и событий. В былые времена, когда цветы росли как положено им природой и еще не были изменены путем селекции, стиль флористических композиций определялся наличием тех или иных растений, модой, принятым на тот момент дизайном помещений. Сегодня благодаря возможностям науки искусство составления флористических композиций почти не имеет ограничения в материале.

Флористика - вид профессионального декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в составлении различных флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из различных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, и т.д.), которые могут быть живыми, сухими, консервированными.


Теоретическая часть

История флористики

 

Первые цветочные композиции обнаружены учеными в следах древних цивилизаций Египта, Греции и Рима. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками. На груди мумии фараона Тутанхамона лежал венок из полевых цветов, а дошедшие до нас египетские фрески рассказывают об использовании цветочных композиций в религиозных ритуалах. Древние греки и римляне украшали цветами своими празднества и состязания, дома и общественные здания. Упоминания об украшении цветами храмовых помещений встречается и в древних буддистских трактах.

В Европе история использования букета в качестве декоративного средства восходит к XIV-XV веку.

Слово "букет" появилось во Франции. Оно означает собранную вместе красивую связку срезанных цветов. Французов можно считать не только родоначальниками моды, но и искусства составления букета - именно во Франции зародились правила оформления букетов. Впервые букеты появились в XIV-XV веках. Они пришли на смену венкам и гирляндам из живых цветов, являющихся любимой формой цветочных украшений в более давние времена. Вначале букеты собирались для аромата, поэтому цветы часто подбирали невзрачные, но душистые: резеду, жасмин, гвоздику, мяту, базилик. По размеру букеты были маленькие - типа бутоньерок, их прикрепляли к одежде.

В XVI-XVII веках в Европе начали появляться первые ботанические сады и специально оформленные парки. Настали времена пышных букетов, свое развитие получил и обычай дарения цветов. Владение "языком цветов" и искусством "цветосложения" стало считаться признаком хорошего тона знатной дамы. В начале XVIII века вошли в моду большие букеты. Они предназначались для украшения помещений. В качестве праздничного украшения или подарка букеты стали использоваться только в прошлом веке. В Средние века цветы выращивали в частных садах: считалось, что они наделены особым свойством - отгонять болезни от дома. В композициях XVII и XVIII веков сочетали разнообразные цветы и окраски, красоту композиции подчеркиваливазыклассических форм.

У нас в стране к середине 18-го века преобладала мода на букеты в стиле "Виктория" (круглый) или "Помпадур" (односторонний вертикальный). Украшенный специальной кружевной салфеткой, букет "Виктория" мог содержать в себе до 100 и более цветов и напоминал собой эдакую маленькую клумбу! Цветы помещались в специальные футляры, роскошно украшенные лентами, кружевами и драгоценными камнями. Для длительного хранения предназначались Маккартовские букеты, носившие имя венского декоратора Ганса Макарта. Они составлялись из засушенных и подкрашенных цветов и плодов, различных трав, перьев экзотических птиц и хранились обычно под специальными стеклянными колпаками. Вместе с 19 веком пришла мода на букеты в стиле бидермейер. В этих букетах использовали не только живые и засушенные цветы, но и различные кружева, рюши, бархат. В таком букете были видны только головки цветов, собранные плотно друг к другу и составляющие разноцветные кольца, расположенные одно в другом.

В начале 20-го века цветочные композиции приобрели более строгий вид и элегантность. Большое внимание в букете уделялось свободе и пластике каждого цветка. Стиль модерн принес любителям цветов ассиметричный букет с небольшим количеством цветов.

Более "естественный" подход к аранжировке цветочных композиций появился в 30-40-х годах XX века, когда из дикорастущих и выращенных в теплицах цветов стали составлять композиции неброского, "природного" вида. В 50-х годах флористы "играли" с кричащими, яркими сочетаниями окраски цветов. Дерзкие цветовые комбинации остались популярными и в последующее десятилетие, популярен был беспорядочный вид композиций.

В 70-е годы прошлого века, как и сегодня, в моду вошли классические букеты. С течением времени форма букета, зависевшая от моды, значительно видоизменилась. Стиль модерн (начало XX в.) подарил любителям цветов асимметричный букет с небольшим количеством цветов, у которых изящество, изогнутость стебля стали желательными не менее чем красота цветов.

Стеклянные и фарфоровые вазы стали легкие, пастельных оттенков, правильных форм.

Характерной особенностью составления букетов в настоящее время стало широкое использование новых материалов (флористический оазис, флористическая проволока, лента и т.д.), сухоцветов, и, более того, установлен международный ассортимент цветов. В него входят гербера, гвоздика кустистая и ремонтантная, гладиолусы, розы, хризантемы, фрезия, каллы, антуриум, орхидеи, стрелиция и др. В букеты из срезанных цветов искусно включают сухоцветы и стабилизированные цветы, а также декоративные и сухие злаки (кермек, пампасскую траву, ковыль, сухие ветки ивы).

В связи с тем, что основой составления букета являются форма и цветовая гамма, существуют рекомендации по составлению букетов в зависимости от их формы.

Стили букетов

 

Очень тяжело систематизировать все типы цветочных композиций, которых насчитывается несколько десятков, а то и сотен. Тем не менее, некоторые западные специалисты и в частности Д.Г. Хессайон, по наиболее общим чертам, выделяют четыре основных стиля флористики, которые отличаются от классификации отечественных флористов:

массивный стиль - по правилам этого стиля в пределах аранжировки частично или полностью отсутствует свободное место;

линейный стиль - определяющим является наличие свободного места в пределах границ композиции;

линейно-массивный стиль - сочетание двух предыдущих стилей, характеризуется наличием свободного места в пределах композиции и только промежутки между контурными элементами заполнены растительным материалом;

смешанный стиль - аранжировка, которую невозможно отнести ни к одному из вышеперечисленных стилей.

В западном мире основную часть композиций создают либо в "массивном", либо в "линейно-массивном" стиле. Сейчас появилась тенденция к созданию более простых, не столь строгих композиций необычной формы.

Возможна и другая классификация работ (по способу создания).

Композиции с одной точкой роста (радиальные):

а) декоративные, б) форма-линейные, в) вегетативные г) свободные Композиции с несколькими точками роста (параллельные):

а) декоративные б) графические в) вегетативные г) свободные (или объекты)

Массивный стиль

Как и большинство направлений современной флористики - массивный стиль зародился в Европе. цветочная композиция флористика букет

У этого стиля существуют свои особенности. Аранжировки в этом стиле, в основном объемны, линейный растительный материал создает основу из вертикального центрального стебля и нескольких боковых - горизонтальных. После этого флорист постепенно начинает заполнять основным растительным материалом, контуры аранжировки, пытаясь достигнуть мягкого, плавного перехода между всеми элементами композиции, стараясь не выделять фокусной точки. Таким образом, в массивном стиле выдерживается принцип постепенного изменения цвета, формы, когда стоящие рядом цветы скорее сливаются друг с другом, чем контрастируют. И наконец, флорист добавляет растительный материал - наполнитель, который занимает все оставшееся свободное пространство, очерченное линейным материалом.

Традиционную массивную аранжировку изготавливают обязательно с использованием крепежа. В качестве крепежа применяют флористическую пену или аранжировочную сетку. Использование подобного крепежа позволяет придавать композициям любую форму.

Ярким примером массивного стиля является бидермейер. Композиция в стиле бидермейер бывают плоскими или куполообразными. Составить композицию в этом стиле можно из живых, искусственных или высушенных цветов. Составляя букет бидермейер, цветы размещают в невысокой круглой емкости и располагают в виде разноцветных концентрических окружностей, а снизу букет прикрывают дополнительным растительным материалом (листва, зелень). Сегодня под бидермейер понимают любую невысокую округлую композицию, в которой стебли почти или совсем не видны. Такой букет можно составить из одинаковых или разных цветов, в нем эффектно выглядят как простые весенние цветы, так и розы. Из-за небольшого размера нет необходимости применять крепеж. Букеты в стиле бидермейер в основном используют для украшения стола, но в наши дни он еще популярен и у невест.

Самая распространенная композиция массивного стиля - букет в вазе. Хоть раз в жизни все мы его составляли из покупных цветов. Зачастую результат оказывается безрадостным, а композиция недолговечной. Большинство букетов можно сделать более интересными, если добавить в них немного фантазии и декоративного материала. Например, если взять букет из тюльпанов, то его лучше установить в высокую вазу, чтобы было видно только малую часть стебля. Когда через пару дней головки тюльпанов поникнут, это придаст дополнительную живописность композиции. Когда будете подрезать стебли цветов, сделайте их разной высоты, чтобы букет приобрел приблизительно треугольную форму. Для того чтобы букет выглядел более изящным, сделайте его в виде перевязанного снопика.

Линейный стиль

В отличии от массивного стиля линейный стиль зародился на Востоке, а в Европу он попал в начале ХХ века вместе с икебаной.

Основная особенность этого стиля, это наличие свободного пространства в зрительных границах композиции, когда большая часть растений относятся к линейному растительному материалу.

Линейный стиль противопоставлен массивному практически по всем характеристикам: по происхождению, способу крепления, выбору и методу использования растительного материала. В композициях линейного стиля, растительный материал используется очень скупо, крепление растений производят при помощи кензана или наколки. Для этого стиля характерно и то, что каждый его элемент значим сам по себе, общее же впечатление зависит от того, как обыгрывается пространство между всеми элементами. Акцент делается на линии, а не на заполнение всего свободного пространства. Существенным можно назвать и то, что постепенность переходов, для композиций в линейном стиле не важна, а иногда и просто нежелательна.

Самый простой и яркий пример линейной композиции это Икебана.

Еще один яркий пример композиций этого стиля - пучок веток в вазе Вы наверняка встречали эту композицию в различных местах, телевизионных передачах и т.д. Казалось, что сложного создать такую аскетичную аранжировку? Могу сказать по собственному опыту, правильно составить такую композицию, не так-то просто.

В 1960-е гг. возник свободный стиль, асимметричный, не имеющий строгих очертаний, лаконичный. В таких аранжировках линейный материал не прикрывают зеленью и цветами, в них используют эффектные, броские цветы.

В таких композициях не боятся цветовых контрастов и не стремятся заполнить все пространство между элементами растительным материалом-наполнителем. Сосуд выступает как частью композиции, поэтому его не маскируют. Четких правил по составлению таких композиций (их еще называют композициями в современном стиле или композиция в свободном стиле.) не существует.

Вертикальная аранжировка, единственная из всех типов композиций в линейном стиле, которая отличается строгостью, геометрическими принципами построения и для которой существуют четко сформулированные правила. При её создании сначала закрепляется растительный материал, образующий центральную ось композиции. Такой осью могут стать цветы на высоких стеблях, одна облиственная ветка или несколько узких длинных листьев. Внизу, у основания, размещаются листья с короткими черешками. Их задача - прикрыть крепеж. Вдоль оси или ближе к основанию располагается один или несколько фокусных цветков.

Абстрактные композиции получили общественное признание в 80-е годы прошлого столетия. Они логически завершают линию развития искусства аранжировки от строгого, традиционного массивного стиля к нестрогим и причудливым композициям в линейном стиле. Абстрактная композиция это уже не просто цветочные аранжировки в линейном стиле, а трёхмерный объект современного искусства, где в качестве изобразительных средств применены живые или сухие растительные материалы, естественные, подкрашенные или препарированные. Абстрактные композиции похожи на аранжировки в свободном стиле, и иногда их трудно отличить друг от друга.

Линейно-массивный стиль представляет собой слияние массивного и линейного стилей. Основной принцип линейно - массивного стиля в том, что каркас композиции, образованный растительным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими цветами и листьями.

Пожалуй, самая популярная аранжировка в линейно-массивном стиле - симметричный треугольник, создающий ощущение прочности и сбалансированности. Обе горизонтальные линии у основания должны быть образованы одинаковым линейным материалом, а обе стороны треугольника почти идентичны.

Сегодня появилась большая свобода действия и стали популярны несимметричные композиции.

Асимметричный треугольник - менее строгий, но более эффектный вариант треугольника в виде латинской буквы L. Оси треугольника могут иметь разную длину, фокусная точка в основании треугольника придает композиции особую выразительность. Такие композиции прекрасно смотрятся в современном интерьере.

Распространенной формой аранжировок для украшения центра обеденного является горизонтальная композиция. Такие композиции обычно составляют в невысоком прямоугольном сосуде из свежих или высушенных цветов. Конечно, аранжировка не является полностью горизонтальной, она имеет и вертикальное измерение, которое задает короткая вертикальная ось, которая не обязательно находится в центре композиции.

Несомненно, одной из самых оригинальных аранжировок линейно-массивного стиля, является композиция линия Хогарта. Английский художник Уильям Хогарт, описал так называемую линию красоты, имеющие вид изогнутой латинской буквы S. Для создания такой композиции потребуется два набора ветвей, изогнутых аналогично. Их закрепляют во флористической губке, помещенной в горлышко высокого сосуда. Используют гибкие ветви: смородину, жасмин, розмарин. Их замачивают в воде, изгибают, концы связывают веревкой и оставляют сохнуть в течение нескольких часов. Крепеж, как правило, маскируют основным и дополнительным материалом.

Еще одна экспрессивная композиция - полумесяц. Для него потребуется немного материала. В качестве основы можно взять оголённые ветки или ветки с листьями и цветками, которые изгибают (см. линию Хогарта) и придают форму полумесяца. Изогнутые ветки укрепляют по краям флористической пены, делая одну сторону выше другой. К средней части добавляют цветы и листья. Крепеж тщательно маскируют дополнительным растительным материалом.

Очень эффектно смотрятся композиции - веер и перевернутый полумесяц.

Смешанный стиль

К смешанному стилю относят композиции, которые не отвечают правилам построения аранжировок в массивном, линейном или линейно-массивном стилях или совмещают в себе признаки двух или всех трех стилей. Эти композиции очень разнообразны.

К смешанному стилю можно отнести:

параллельную композицию, где все растения, разбитые на группы, для крепежа используют прямоугольную флористическую пену (оазис). В нее вставляют несколько различных групп стеблей, которые не прикрывают другими растениями. В этой композиции нет плавных переходов, отдельные блоки контрастируют друг с другом по цвету и форме, вертикальные линии поднимаются из горизонтальной растительной массы.

миниатюрную композицию - композицию высотой, шириной и глубиной не более 10 см. Основная трудность при создании таких композиций, сохранить пропорции, поскольку и сосуд, и растительный материал, и аксессуары должны быть соизмеримы. Составлять аранжировку можно из живых или высушенных цветов.

пейзажную композицию , изображающую, например, кусочек леса, луга, берега реки. Для составления пейзажных композиций обязательно применяют аксессуары, то есть материалы не растительного происхождения (камни, ракушки, фигурки животных).

декоративное дерево,его обычно изготавливают из искусственных или сухих цветов. Из живых цветов также возможно изготовить декоративное дерево, но это будет очень трудоемко и не практично.

Также к композициям смешанного стиля относятся: венок, гирлянда,полугирлянда (фестон).

 

Формы, ряды и виды поверхностей во флористике

 

С понятием "поверхность" во флористике мы сталкиваемся довольно часто. Плотные цветочные коробочки шаровой примулы, садовой гортензии или сирени из-за плотно прижатых друг к другу цветов воспринимаются как поверхности. Так же и как строго сформированный венок, букет бидермейера, структурный шар и т.д. Мы можем задуматься над понятием "поверхности" при взгляде на структурные картины, фрески, травяного покрытия грунта и т.д.

Что же такое "поверхность"?

Поверхность - это плоская, двухмерная форма. Поверхность - это площадь, которая окружает и ограничивает тело. Композиционные средства имеют тело, т.е. имеют три пространственных направления, но мы все же рассматриваем часто только поверхность, которая ограничивает наш взгляд в глубину.

Плоскостными являются все экспозиции, которые исходят от положения частей "рядом", "позади", "впереди", "слева", "справа". Положение "друг над другом", "выше" допускаются только незначительные, так, что поверхность становится несколько неровной.

В зависимости от того, как выполнена поверхность - однородно или с более или менее контрастирующими отрезками - мы говорим о россыпях или разделениях поверхности.

Рассыпать - значит распространять, распределять посредством разбрасывания. Чем качественнее выполнен этот процесс, тем равномернее будет распределен цвет и ровнее структура. Существует принцип равномерного рассыпания: одинаковые или различные части распределяются равномерно на поверхности, при этом расстояния между частями везде примерно равны.

При разном составе смеси распределение сортов везде одинаково. Примерами таких равномерных россыпей может быть листва, стружка, торф или гравий в качестве структурированного грунта, поверхность венка из мха, красочный рисунок цветов на материале, распределение красочных мотивов на подарочной бумаге, цветущий луг и равномерно выпавший снег и т.д.

Равномерная россыпь по своей сути похожа на непрерывный ряд, так как принцип упорядочения легко распознаваем. Равномерность сама по себе действует просто, ясно, свободно от порядка. Ее воздействие исходит от красок и структуры, от единства или различия материала.

Если в россыпях присутствуют группы, сюда притягивается и ритмичное воздействие. Хотя последовательность рассыпанных групп может быть не одинакова, тем не менее возникает оптическое воздействие легкого ритмичного движения.

Таким образом, воздействие россыпей в зависимости от выбора материала и равномерности его распределения можно определить следующими прилагательными: ясное, спокойное, построенное, строгое, унифицированное.

Существует и еще вид поверхности - россыпи с разбросом и сжатием.

В них принцип равномерного распределения одинаковых или различных частей по существу сохраняется. Тем не менее, на поверхности могут образовываться один или несколько центров.

Постепенным увеличением частей создаются точки концентрации, которые подчеркивают часть площади или притягивают к себе взгляд.

Такие сжатия в группах должны находиться там, где необходимо привлечь взгляд.

Во флористике такие поверхности встречаются довольно часто - это и плодовые пирамиды с большими плодами внизу; аранжировки каплеобразной формы с точкой сжатия в центре капельного округления; формовые гирлянды, где мы рассматриваем само образование поверхности; настенные венки, которые расширяются внизу и т.д.

Постепенное изменение размера и плотности приводит к образованию центров, которые привлекают взгляд. Они подчеркивают определенную часть поверхности, разделяют ее на более выделяющиеся и более слабые части. Вследствие этого россыпь со сжатием смотрится требовательнее, чем равномерная россыпь, так как моделирует форму. При этом центры оптически поддерживают связь всех частей экспозиции.

Формы растений

В зависимости от потребности растений в пространстве их можно разбить на три группы: большого, среднего и малого значения.

Если флорист знает, что такие цветы, как эремурус, дельфиниум, лилии или стрелиции, являются доминирующими, то ему ясно, что эти формы большого значения будут выглядеть наилучшим образом, только когда их немного. Как и вся работа в целом, они требуют значительного свободного пространства. В одной работе не рекомендуется смешивать различные формы большого значения, так как они снижают выразительность друг друга. Кстати, цветы этой формы не надо подрезать коротко, и они лучше смотрятся в комбинации с цветами и растениями малого значения.

Наиболее характерные представители группы среднего значения - ранункулус, гвоздика, тюльпаны и нарциссы. Если в работе использовать немного форм этой группы или даже одну, то композиция от этого только выиграет. В комбинации с цветами группы форм большого значения цветы среднего значения всегда ставят ниже, а в комбинации с растениями малого значения - выше. Особенно хороши в этой группе пионы, крупноцветная хризантема и гортензия. Эти и подобные им цветы как нельзя лучше подходят для работ в декоративном стиле, но тем не менее их можно ставить и по одному. Не следует забывать, что формы среднего значения требуют значительно меньшего пространства, чем большие.

Формы малого значения лучше смотрятся в массе. Наиболее типичные представители этой группы - маргаритки, незабудки, примулы, калужница болотная и мох. Им нужно совсем немного пространства, поэтому в основном их располагают под большими и средними формами. Замечу, что флористическая работа только из одних форм малого значения, например композиция в вазоне для внешнего озеленения из разных видов арабиса, ясколки, обриетты, артемизии, молодила, может выглядеть необыкновенно привлекательно.

Формы роста

Формы роста растений можно разделить на две группы - активную и пассивную. Их не следует смешивать с формами значения. Например, мускари относится к формам малого значения, а по форме роста к активным, пряморастущим формам.

Растущие прямо вверх формы, например рогоз, эремурус, иксия, дельфиниум и подобные им растения, часто оканчиваются острием. Главная особенность этих растений в том, что над ними должно быть много свободного пространства.

Активные формы роста подразделяют следующим образом:

. Пряморастущая.

. Растущая вверх с развертыванием в сторону.

. Растущая вверх с отклонением в конце.

. Растущая вверх с круглым или плоским окончанием.

. Растущая вверх изломанной или извилистой линией.

Пассивные формы роста растений разделяют следующим образом:

. Горизонтальные, плотные и почвопокровные.

. Ниспадающие.

. Ниспадающие, растущие на концах вверх.

К первой группе растений с пассивной формой относят эхеверию, мхи, селагинеллу, солейролию и различные виды примул. Растения такой формы роста в комбинации с другими растениями используют в качестве базиса для создания зрительной опоры, необходимой для других цветов. Пассивное движение растительного материала придает композиции статичность, которая нужна для напряженного контраста с динамичными, активно растущими формами.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!