Раздел 2. Второй период истории Музея древностей 1850 - 1871 гг.



Одесское общество истории и древностей и Феодосийский музей древностей   

 

Новый этап в судьбе Феодосийского музея связан с деятельностью Одесского общества истории и древностей (ООИД), созданного в 1839 г., которое взяло это собрание под свою опеку. Первоначальной причиной пристального внимания одесских любителей истории к феодосийскому музею стал нереализованный эпиграфический проект. Еще в 1823 г. И. А. Стемпковский,   высказал мысль о необходимости создания полного свода всех   эпиграфических памятников Северного Причерноморья [5], для составления которого необходимо было провести первоначальный учет, сбор в музеях (по возможности) и копирование всех известных на то время лапидарных надписей.  

Идею создания свода надписей поддержало и Одесское общество истории и древностей: 18 декабря 1846 г. ООИД постановило напечатать за свой счет в одной книжке списки «всех эллинских надписей, кои теперь хранятся в музеях Керченском, Феодосийском, Одесском и других местах, наконец, и в самом обществе», «распределив оные, буде можно, хронологически», и принять меры «к сохранению всех находящихся в Новороссийском крае и других местах эллинских и римских надписей» [14, с. 16].

В протоколах заседаний и отчете ООИД упомянуто, что Н. Н. Мурзакевич летом 1847 г. по поручению вице-президента общества вновь посетил Феодосию, Керчь, Тамань и восточные берега Черного моря и представил обществу списки надписей Феодосийского музея  для планируемого, но несостоявшегося издания «Полного собрания эллинских надписей, открытых в Ольвии, Херсонисе, Феодосии и Керчи» [13, с.55].  

Общество, желая облегчить и доставить как любителю древностей, так и всякому образованному путешественнику возможность пользоваться подобным собранием, предположило сделать небольшое по формату и недорогое в цене издание, и для сей цели определило: списав и собрав все известные в Новороссийском крае эллинские надписи, издать для употребления желающих.

Если начинание ООИД об издании корпуса античных надписей Северного Причерноморья, инициированное Н. Н. Мурзакевичем, осталось неосуществленным и частично реализовалось лишь в серии статей Н. Н. Мурзакевича, П. В. Беккера  и др. в «Записках» ООИД, то труд А. Б. Ашика «Воспорское царство» [18, с. 58], напротив, был вскоре опубликован и включил большинство известных на то время над писей Боспора — часть переиздана из корпуса А. Бека, из публикаций и рукописей Е. Е. Кёлера, И. А. Стемпковского, И. П. Бларамберга, П. И. Кёппена, Ф. Дюбуа де Монпере и др., часть издана впервые.

Однако задачу издания полного свода севернопричерноморских древних надписей Одесское общество было выполнить не в силах из-за недостаточного уровня развития эпиграфики в то время и отсутствия кадров подготовленных специалистов, так как русское антиковедение, медиевистика и востоковедение первой половины — середины XIX в. еще не было подготовлено к созданию такого обобщающего фундаментального труда [19].

Древности Феодосии заинтересовали и столичных антиквариев — членов основанного в 1846 г. Санкт-Петербургского археолого-нумизматического общества.

Проехав через Одессу, молодой археолог познакомился с Н. Н. Мурзакевичем, который дал ему письменное наставление — «Меморандум». В этом документе секретарь ООИД обратил внимание молодого путешественника на наиболее примечательные археологические объекты Крыма.

Если Археологическому обществу угодно иметь описания и верные снимки с этих памятников, а равно и с других, какие я могу иметь случай исследовать по жительству моему в Чуфут-Кале и частным поездкам по Крыму, то я вменю себе в особую честь быть полезным обществу, по мере моих сил и способностей, и готов исполнять всякие поручения, которые оно на меня возложит.

Первые исследователи в музее

 

Начало деятельности Феодосийского музея связано с именами дилетантов, любителей древностей — С. М. Броневского, А. Галлеры, И. И. Граперона и др. Сам факт появления подобного муниципального хранилища, финансируемого за счет городских средств (1811-1826), свидетельствовал о распространении любительских изысканий и коллекционирования древностей [1], о проявлении интереса у части местных жителей к прошлому своего «классического» края. Показательно, что Феодосийский музей стал первым собранием археологических памятников Северного Причерноморья, возникшим «снизу», по инициативе самих горожан, а не по приказу правительства России или администрации Новороссийского края.

Но из-за невнимания региональных и местных властей и полного отсутствия финансирования его нужд, почти четверть века, с конца 1820-х гг., музей переживал длительный период стагнации и даже деградации, когда документально засвидетельствованы утраты в его фондах. Один из ярчайших деятелей александровской и николаевской эпохи генерал-губернатор Новороссии и наместник Кавказа М. С. Воронцов создал Одесский (1825) и Керченский (1826) музеи древностей, которым он всячески покровительствовал. Однако из-за своей нелюбви к Феодосии генерал-губернатор просто игнорировал сам факт существования феодосийского собрания. Князь обратил внимание на бедственное положение муниципального археологического хранилища в Феодосии лишь четверть века спустя, в 1850 г., и то благодаря неустанным хлопотам Н. Н. Мурзакевича.

Начиная с конца 1840-х гг., влияние Одесского общества истории и древностей явилось решающим во всей деятельности Феодосийского музея. В 1840-1860-х гг. его заведующим был сначала корреспондент, а затем действительный член ООИД Е. Ф. де Вильнёв, деятельность которого контролировал секретарь ООИД Н. Н. Мурзакевич.

Де Вильнёв не был специалистом - музееведом и археологом, но он, судя по документам, достаточно добросовестно относился к своим обязанностям, добился выделения финансирования музею, в годы Крымской войны принял энергичные меры для спасения его фондов, провел первые, методически несовершенные и лишь частично документированные, раскопки городища и некрополя Феодосии, обогатившие местный музей замечательными памятниками античности, генуэзскими, татарскими, армянскими надписями. Е. Ф. де Вильнёву, А. А. Сибирскому, И. К. Айвазовскому, А. Е. Люценко принадлежит честь открытия уникальных памятников боспорской археологии, украсивших Императорский Эрмитаж замечательными образцами античного искусства.

Таким образом, в данном разделе мы проанализировать взаимоотношения Одесского общества истории и древностей и Феодосийского музея древностей.

Начало деятельности Феодосийского музея связано с именами С. М. Броневского, А. Галлеры, И. И. Граперона и др. из-за невнимания региональных и местных властей и полного отсутствия финансирования его нужд, почти четверть века, с конца 1820-х гг., музей переживал длительный период стагнации и даже деградации, когда документально засвидетельствованы утраты в его фондах.

Начиная с конца 1840-х гг., влияние Одесского общества истории и древностей явилось решающим во всей деятельности Феодосийского музея.  

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!